Индивидуальные логопедические занятия для обучающихся имеющих умеренную и тяжёлую умственную отсталость по курсу "Развитие речи".
методическая разработка по логопедии (2 класс)
Логопедические занятия для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Цель: формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых средств общения (верпбальный и невербальных).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 38.95 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальных логопедических занятий для обучающихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по курсу «Развитие речи» составлена в соответствии с:
- Учебным планом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год;
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Программой обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой.
- Положением об организации работы учителей-логопедов Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга;
- Положением о службе сопровождения Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга, утвержденного Приказом директора №19 от 08.02.2019;
Рабочая программа рассчитана на 68 занятий (исходя из 2 раз в неделю, продолжительность занятия 20 минут).
Цель программы
Формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых средств общения (вербальных и невербальных).
Задачи программы
- Создание условий для возникновения речевой активности детей использование усвоенного речевого материала на уроках –
занятиях, в играх, в повседневной жизни.
- Обеспечение необходимой мотивации речи путём создания
ситуаций общения, поддерживание стремления к общению.
- Учить понимать обращенную речь, инструкции педагога.
- Формирование предпосылок развития речи на основе ознакомления с
окружающей действительностью.
- Обучение поддерживанию зрительного контакта с говорящим, реагированию на обращение к нему.
- Привлечение внимания к эмоциональным состояниям человека, учить
подражать выражению лица взрослого и его действиям.
- Формирование у детей невербальной формы коммуникации.
- Развитие способности выражать свое настроение и потребности с
помощью доступных пантомимических, мимических и других средств.
- Обучение адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых
людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.).
- Обучение использованию доступных знаковых систем (собственная речь,
жесты) с последующей их реализацией в играх, для сообщения информации.
- Учить соотносить предметы и действия с их словесным обозначением.
- Создание у детей предпосылок к развитию самостоятельной устной
речи.
-Развитие звуковой культуры речи.
-Развитие слухового внимания и восприятия.
- Развитие обще речевых навыков (дыхания, артикуляции).
- Развитие мелкой моторики.
Отличительной особенностью программы является то, что логопедические занятия для учащихся с и умеренной умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.
Специфика контингента
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью. Данная категория детей способна выполнять несложные инструкции. Логопедические заключения: СНР умеренной степени при умственной отсталости. Для обучающихся характерен низкий уровень познавательной активности; снижена способность к приему и переработке полученной информации; недостаточно сформирована операция анализа синтеза, сравнения. Значительно страдает речь как пассивная, так и активная. Грубые нарушения лексико-грамматического строя речи.
Планируемые результаты освоения учебного курса:
1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях:
- умение пользоваться помощью учителя для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
-умение повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции.
2.Овладение навыками коммуникации, проявляющимися в:
- выражении с помощью вербальных и невербальных средств общения своих впечатлений (звукоподражания, отдельные слова), возможностей, желаний: я могу, я хочу, мне нравится, так чтобы это было понятно другому слушателю;
-использовании в своей речи знакомых звуков, слогов, слов;
- использовании эмоций в процессе общения с учителем, одноклассниками, родителями.
Ученик должен уметь:
-пользоваться невербальными формами коммуникации (жесты, указательный жест, мимика);
- выполнять артикуляционные упражнения;
- выполнять дыхательные упражнения;
- воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова;
- узнавать предмет по его частям;
- соотносить реальные предметы с их изображениями;
- соотносить реальные предметы с картинками, пиктограммами;
-слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, коротким рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
- выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении (используя жесты и пиктограммы).
Ученик должен знать:
- знать своё имя;
-показывать учеников и по возможности называть их имена;
- называть и показывать части тела; называть предметы, находящиеся в классе;
- узнавать знакомые игрушки по краткому словесному и жестовому описанию учителя;
- знать пиктограммы: «игрушки», «кукла», «мяч», «машина».
- показывать на фотографиях членов семьи.
-содержание сказок: «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Мойдодыр», «Федорино горе».
Формы организации учебного процесса:
1.Формы обучения
Индивидуальные занятия
2.Методы и приемы обучения
- словесные методы:чтение, рассказ, объяснение, песенка, потешка, стихотворение;
- наглядные методы: показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;
-практические методы: практические работы, упражнения, обследование, соотнесение предметов, работа с природными материалами;
- игровыеприемы: дидактические игры; речевые и пальчиковые игры; музыкально-ритмическая игры.
3.Виды деятельности учащихся на уроке:
-занятия с элементами игры;
-занятия с использованием методов арттерапии (сказкотерапия, музыкотерапия, куклотерапия);
-занятия с использование элементов компьютерных технологий;
-занятия с использованием гидрогимнастики;
-занятия с элементами практических заданий.
4.Формы текущего контроля успеваемости: индивидуальные задания.
5.Формы промежуточной аттестации:
- диагностика в начале и конце года поТ.Д. Зинкевич - Евстигнеевой и Л.А. Нисневич;
- индивидуальные задания;
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.
2 класс
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы, темы. | Количество часов | |||
1. | Диагностическое обследование. | 4 | 4 | 4 | 4 |
2. | Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики. | 10 | 10 | 10 | 10 |
3. | Развитие мимики и эмоций. | 6 | 6 | 6 | 6 |
4. | Развитие слухового восприятия и фонематического слуха. | 12 | 12 | 12 | 12 |
5. | Развитие речи. | 20 | 20 | 20 | 19 |
6. | Развитие логического мышления. | 8 | 11 | 11 | 8 |
7. | Диагностическое обследование | 4 | 4 | 4 | 4 |
Фактическое количество часов: | 64 ч. | 67ч. | 67 ч. | 63 ч. |
Содержание программы
1.Диагностическое обследование.
2. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики.
Планируемые результаты:
Обучающиеся должны уметь:
- уметь выполнять пальчиковую гимнастику;
-уметь выполнять графические упражнения (штриховка, обводка предметов).
- выполнять элементы гидрогимнастики;
- выполнять комплекс артикуляционных и дыхательных упражнений;
- выполнять дыхательные упражнения при помощи пособий: «Колобок», «Парусная регата», «Кормушка» и т.д.
3.Развитие мимики и эмоций.
Планируемые результаты:
Обучающиеся должны уметь:
- уметь различать и показывать на пиктограммах, картинном материале выражения чувств: радость, удивление, печаль, обида.
- уметь воспринимать и воспроизводить основные эмоции в самостоятельной и практической деятельности адекватно ситуации.
4.Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
Планируемые результаты:
Обучающиеся должны уметь:
- различать разнообразные звуки, которые получаются при манипуляции с предметами;
- различать количество звуков при помощи наглядного материала;
- определять гласный звук в слогах;
- определять наличие звука в слове;
- определять звук в начале и в конце слова.
5.Развитие речи.
Планируемые результаты:
Обучающиеся должны уметь:
- знать правильный уклад и артикуляцию звуков [с], [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [л], [р].
- понимать простые предложения (бытовые и учебные инструкции);
- уметь различать и назвать предметы той ситуации, в которой ребенок находится;
- уметь различать одушевленные и не одушевлённые предметы;
- дифференцировать и образовывать имена существительные множественного числа;
- уметь определять и называть противоположные по значению глаголы;
- понимать вопросы косвенных падежей;
- уметь выделять и называть ведущие признаки предметов;
- дифференцировать и использовать в речи предлоги.
6.Развитие логического мышления.
Планируемые результаты:
Обучающиеся должны уметь:
- уметь дифференцировать понятия: «целое», «часть» и составлять целое из частей;
- владеть навыками обобщения;
- уметь делить объекты на классы по заданному основанию.
7. Диагностическое обследование.
Учебно-методический комплект, обеспечивающий
реализацию программы
Литература
- «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственно отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
- «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией доктора педагогических наукВ. В. Воронковой; М.: «Просвещение», 2010.
Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение образовательного процесса:
- http://www.logoped.ru
- http://www.zavuch.ru
- http://puzzlecup.com/crossword-ru/
- https://learningapps.org/my.php
- карточки для индивидуальной работы
- дидактические материалы для диагностики.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | |
Диагностическое обследование. | 1 | Логопедическое | ||
1 | ||||
1 | ||||
1 | ||||
5. | Работа над речевым дыханием | 1 | Учим припевать главные звуки. Дыхательные упражнения. (поддувание плавающих в воде пластмассовых фигурок, бумажных корабликов, поддувание бумажных фигурок, задувание кусочка ватки) | |
6. | Работа над речевым дыханием | 1 | Учим припевать главные звуки. Дыхательные упражнения. (поддувание плавающих в воде пластмассовых фигурок, бумажных корабликов, поддувание бумажных фигурок, задувание кусочка ватки) | |
7. | Работа над голосом | 1 | Подготовительные голосовые упражнения (произнесение лепетных и простейших слов, сначала по подражанию, а затем самостоятельно, при назывании названии картинок, игрушек) | |
8. | Работа над голосом | 1 | Произнесение ряда простейших слогов, сопровождаемое движениями. | |
9. | Работа над темпом произнесения | 1 | Сопряжённое с логопедом проговаривание слогов,слов, фраз. | |
10. | Работа над темпом произнесения | 1 | Повторение за логопедом слогов, слов, фраз (на основе зрительного и слухового восприятия). | |
11. | Работа над голосом. | 1 | Чередование медленного и быстрого произнесения слогов, слов, фраз. | |
12. | Массаж пальцев, самомассаж пальцев рук. | 1 | Учить приёмам массажа и самомассажа пальцев рук при помощи грецкого ореха, карандаша, массажного мячика. | |
13. | Массаж пальцев, самомассаж пальцев рук. | 1 | Учить приёмам массажа и самомассажа пальцев рук при помощи грецкого ореха, карандаша, массажного мячика. | |
14. | Пальчиковая гимнастика. | 1 | Выполнять упражнения на развитие статической координации движений: «Гнездо», «Фонарики», «Замок» и т.п.Составление контуров предметов из палочек, сортировка желудей, фасоли. | |
15. | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | 1 | Учить выполнять пальчиковые игры, сопровождая их проговариванием коротких стишков. | |
16. | Развитие навыков владения письменными принадлежностями. | 1 | Составление контуров предметов из палочек, нанизывание на шнурок крупных бусин, сортировка каштанов, фасоли. Обводка контура внешнего и внутреннего. | |
17. | Обводка по трафарету. | 1 | Учить составлять рисунки из геометрических фигур, обводить по трафарету, выполнять штриховку. | |
18. | 1 | |||
19. | Штриховка в разных направлениях. | 1 | ||
20. | Развитие координации движений руки и глаза. | 1 | Выполнять гимнастику для глаз. Шнуровку. Составлять орнаменты из геометрических фигур. Нанизывать на шнурок крупные и мелкие бусины. | |
21. | Работа в технике рваной аппликации. | 1 | Учить выполнять работу в технике рваной аппликации. | |
22. | Развитие мимики и эмоций. | 1 | Учить формировать мимические позы по подражанию, учить различать на пиктограммах, картинном материале выражения чувств: радость, удивление, печаль, обида | |
23. | 1 | |||
24. | 1 | |||
25. | 1 | |||
26. | Развитие мимики и эмоций. | 1 | Учить формировать мимические позы по подражанию, учить различать на пиктограммах, картинном материале выражения чувств: радость, удивление, печаль, обида | |
27. | Развитие мимики и эмоций. | 1 | Учить формировать мимические позы по подражанию, учить различать на пиктограммах, картинном материале выражения чувств: радость, удивление, печаль, обида | |
28. | Развитие мимических движений. | 1 | Учить выполнять мимические движения (закрывание глаз, зажмуривание глаз, надувание щёк). | |
29. | 1 | |||
30. 31. | Развитие артикуляторных движений (для губ, челюстей, языка). | 1 1 | Учить выполнять артикуляционные упражнения перед зеркалом по подражанию и с использованием компьютерных презентаций. | |
32. | Развитие длительного выдоха без участия речи. | 1 | Учить выполнять дыхательные упражнения в игровой форме: «Надуй шарик», «Листочки летят», «Сдуй бабочку с ладошки», «Помоги бабочки перелететь с цветка на цветок», «Весёлый ручеёк». | |
33. | 1 | |||
34. | Развитие длительного выдоха по сериям сюжетных картинок. | 1 | Учить выполнять дыхательные упражнения при помощи пособий: «Колобок», «Парусная регата», «Кормушка» и т.д. | |
35. | 1 | |||
36. | Различение звуков окружающей действительности. | 1 | Учить слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности. Учить детей слушать и различать голоса некоторых птиц, животных, например кошки («мяу»), собаки («ав, ав»), петуха («ку-ка-ре-ку»). | |
37. | 1 | |||
38. | Игра: «Узнай звук». | 1 | Учить различать неречевые звуки: шуршание бумаги, стук карандаша, звук воды из крана и т.д. | |
39. | Игра: «Что звучало?» | 1 | Учить различать неречевые звуки, звуки музыкальных инструментов. | |
40. | Игра «Где хлопнули?» | 1 | Учить определять источник звука. Тренировать пространственные представления. | |
41. | Игра: «Чайник закипел». | 1 | Учить воспроизводиться звук и слышать его. Тренировать дыхательную функцию (дутьё в пузырёк). | |
42. | Развитие умения подражать движениям педагога. | 1 | Побудить ребенка подражать движениям и действиям педагога. Учить внимательно, слушать речевую инструкцию. | |
43. | 1 | |||
44. | Развитие умения повторения аморфных слов. | 1 | Учить ребёнка подражанию голосам животных – му, ав-ав, мяу и др.; подражанию звукам музыкальных игрушек – бом-бом, ду-ду, динь-динь и др.; подражанию транспортным шумам – би-би, ту-ту и др. Учить детей произносить простые слова (дай, на, ляля, миша, киса и др.). Учить детей произносить «лёгкие» варианты глаголов (дай, на, иди, кати, лови, стой) и учить различать действия. | |
45. | 1 | |||
46. | Основные свойства предметов. | 1 | Учить различать и показывать окружающие предметы и их основные свойства – цвет, величину, форму. | |
47. | Узнавание признаков предметов по картинкам. | 1 | Учить определять основные признаки предметов. Показывать предмет по его словесному описанию. | |
48. | Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | 1 | Учить выполнять инструкции, содержащие слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | |
49. | Обобщённые понятия.Исключение лишнего предмета. | 1 | Понимание обобщённых понятий. Учить показывать лишний предмет. | |
50. | Понимание предлогов. | 1 | Понимание предложно-падежных конструкций Простые предлоги: в, на, под, над, с. | |
51. | Понятийный словарь. Классификации предметов, обобщение. | 1 | Развитие активного словаря (понятийного, атрибутивного, глагольного). Учим показывать и называть предметы на картинках, их признаки и действия. | |
52. | Атрибутивный словарь | 1 | ||
53. | Глагольный словарь. | 1 | ||
54. | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами | 1 | ||
55. | Исключение лишнего предмета. | 1 | Называть разнообразные классификации предметов, исключение лишнего. | |
56. | Образование существительных множественного числа в И.п. и Р.п. | 1 | Учить Образовать существительные множественного числа в И.п. и Р.п. | |
57. | Образование относительных прилагательных. | 1 | Учить образовывать относительные прилагательные. | |
58. | Образование качественных прилагательных. | 1 | Учить образовывать качественные прилагательные. | |
59. | Образование притяжательных прилагательных. | 1 | Учить образовывать притяжательные прилагательные. | |
60. | Согласование существительного с прилагательным по падежу и роду. | 1 | Учить согласовывать существительное с прилагательным по падежу и роду. | |
61. | Употребление предлогов В, НА | 1 | Учить употреблять простые предлоги В, НА. | |
62. | Употребление предлогов ЗА, ПОД | 1 | Учить употреблять предлоги ЗА, ПОД | |
63. | Употребление предлогов ПЕРЕД, ОКОЛО. | 1 | Учить употреблять предлогов ПЕРЕД, ОКОЛО. | |
64. | Употребление предлогов С, ЧЕРЕЗ, ПО, К. | 1 | Учить употреблять предлоги С, ЧЕРЕЗ, ПО, К. | |
65-68. | Диагностика | 4 | Мониторинг динамики сенсомоторного и речевого развития обучающихся. | |
Итого |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока математики в 4 классе для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Внеклассное занятие « Весёлая математика»
Данное внеклассное занятие проведено в игровой форме. Поможет закрепить навыки счёта, устных вычислений...
Рабочая программа логопедических занятий для обучающихся 1-7 классов с умственной отсталостью.
Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ под редакцией В.В. Воронковой, допущенных Министерством образования Российской Федерации для данного типа школы VIII вида.Логопедическая ра...
Рабочая программа логопедических занятий для обучающихся 1-7 классов с умственной отсталостью.
Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ под редакцией В.В. Воронковой, допущенных Министерством образования Российской Федерации для данного типа школы VIII вида.Логопедическая ра...
"Проектная деятельность с применением арт-технологий (музыкальной терапии) в работе с обучающимися с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития"
Педагоги, работающие с обучающимися с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР), часто сталкиваются с проблемой подготовки к различны...
Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями (Ва
Аттестация обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тя...
«Коррекция нарушений мелкой моторики у обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью на уровне начального образования»
Рассмотрим вопросы и дадим рекомедации о том, как формируется общая и мелкая моторика детей в системе обучения и воспитания у обучающихся с умственной отсталостью....