фольклор
консультация

Сидорова Елена Александровна

малые формы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл потешки29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.

        На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и естественного улучшения у дошкольников физического развития. Наряду с поиском современных методов воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровище русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического развития путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей.

        Включение фольклора в процесс занятий физической культурой требует выполнения определенных условий:

1. Детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения, а также в соответствии с возрастными особенностями детей должен быть использован фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские народные песни.

2.Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения.

3.Большое значение имеет яркое и образное выполнение детьми движений.

4.Педагог должен учитывать , с одной стороны, развивающий характер учебного  материала, а с другой – колорит народности при передаче образного движения посредством фольклорного материала.

5. Моторная плотность занятий физической культурой и утренней гимнастики в сочетании с фольклорным материалом может достигать 80%.

Основной формой  обучения физическим упражнениям в дошкольном учреждении является организованная образовательная деятельность.  Мотивы выполнения активных действий в организованной образовательной деятельности разнообразны. У детей дошкольного возраста преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Благодаря упражнению с названием (например,  «Колобок») дети  представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ помогает также качественно выполнять основные движения («лиса - всему краса» - ходьба с гордой осанкой).

Физические упражнения в сочетании  с фольклором в структуре организованной образовательной деятельности  располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма. Важно построить организованную образовательную деятельность таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются двигательные задачи.

     Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Использование средств устного народного творчества является одним из путей улучшения психофизического состояния детей и, соответственно, здоровья.

Оздоровительная работа с применением малых фольклорных форм позволяет и предусматривает обновление педагогических технологий. На современном этапе ребенок - активный участник педагогического процесса. Ориентация ребенка на самопознание, самоопределение и самовоспитание, использование всего общественно - исторического опыта предшествующих поколений.

           Оздоровительные мероприятия с использованием фольклора предусматривают систему физических и речевых упражнений, приносящих ребенку положительные эмоции, способствует исключению стрессовых ситуаций и страха перед выполнением движений, предполагает использование разнообразных двигательных действий.

Из нашего национального устного творчества – потешек, считалок, закличек, скороговорок, сказок, если не быть ленивым и пренебрежительным, можно извлечь много пользы для воспитания здорового ребенка.

          Народ использовал целый комплекс медицинских упражнений, чтобы вырастить ребёнка здоровым. Весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук, помахивание кистями, переваливание головы с руки на руку и т.д.

Вспомните «ладушки», прекрасная зарядка для рук. А «Сорока-ворона»? Здесь уже и координация движений, и даже – точечный массаж. Массаж ладошки («кашу варила»), всех пальцев («этому дала»), и одновременно – педагогическое влияние: этому кашу не дала, потому что ленив.

Или – когда переваливают головку ребёнка с рук на руку, массажируя шею, а затем закидывают ручки за голову: «Валяй, валяй, баба каравай, Пришёл к бабе пономарь.

– Дай, баба, теста Шук,

шук полетели–

Нет в печи места

На голову сели!

     Народная мудрость гласит: "Когда я слушаю - узнаю, когда делаю- запоминаю". Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания. Поэтика народных традиций находит яркое отражение в педагогическом процессе. Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд. Оздоровительная работа в ДОО, формирование начал здорового образа жизни у каждого ребенка соответствуют требованиям современного этапа общественного развития и новым целям дошкольного и начального школьного образования: ориентации на нравственные, эстетические и этические отношения, обращение к духовным, культурным, экологическим и другим ценностям, приобщение к природной и социальной среде, формирующей образ здорового физически и психически современного человека. Вся  деятельность ребенка должна быть пронизана движением – это залог здорового развития его организма. Вкладывая оздоровительный компонент во все виды деятельности, необходимо соблюдать определенные основополагающие принципы:

- хорошо знать контингент своих воспитанников (уровень состояния здоровья и физиологических систем организма, имеющиеся диагнозы, уровень физической подготовленности и двигательной активности, тип нервной системы);

- все проводимые мероприятия должны быть научно обоснованы и апробированы на практике;

- педагоги должны тесно сотрудничать с медицинским персоналом, осуществляя принципы систематичности и последовательности оздоровительного процесса;

- все направления работы, используемые для оздоровления детей должны быть доступны, креативны, нести радость;

- весь коллектив работает в тесной взаимосвязи с родителями, соблюдая непрерывность оздоровительной работы для достижения конечного результата.

         Особенно актуальным является в данное время вектор работы по повышению иммунного статуса ребенка, что формирует защитные силы, сопротивляемость  организма (т.е. его резистентность), позволяет снижать острую заболеваемость в детских коллективах. Этому способствуют все виды закаливания, использование различных «дорожек здоровья», массаж и самомассаж, в том числе биологически активных точек, дыхательные упражнения, зрительные гимнастики, гимнастики пробуждения.  Подвижные игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребенка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребенка. Мы применяем народные подвижные игры и игровые подражательные движения как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах, в утренней гимнастике и в самостоятельной детской деятельности.

Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре мероприятий оздоровительной направленности располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма человека, функциями различных органов, правилами гигиены, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни. Включение фольклора  оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста. В качестве фольклорного материала можно использовать потешки и прибаутки, загадки, пословицы и поговорки. С целью повышения двигательного потенциала  считаем возможным повторять упражнения не более 2 - 3 раз с обязательным варьированием содержания и методов проведения  упражнений в сочетании с фольклором. В дошкольных учреждениях  можно проводить разные виды гимнастик с использованием фольклорного материала.

При отборе фольклорных произведений следует опираться на следующие принципы:

1. Доступность содержания детям дошкольного возраста.

2. Познавательная и нравственная значимость

3. Возможность формирования на их основе умения "чувствовать" окружающий мир.

          Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, ребенок выполняет определенные упражнения, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует, но и вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. При выполнении упражнений можно предложить детям проговаривать слова знакомой потешки. Поэтому нужно подбирать несложные ритмичные потешки, в которых словами отражены определённые действия. Почти все потешки можно использовать для психокоррекции: купирования нарушений эмоционального состояния детей и создания условий для нормального функционирования их нервной системы. Дети стараются передать путём выразительных движений, мышц лица и всего тела образ определённого персонажа. И конечно при этом много положительных эмоций, что немаловажно для здоровья ребёнка. Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Дошкольный возраст – важный период формирования человеческой личности. Именно в детском возрасте формируются основы физического и психического здоровья детей. Физические упражнения, используемые в качестве активного отдыха, а также эмоциональные факторы, сопровождающие выполнение упражнений, успокаивают и гармонизируют психику, пробуждают силы, способствующие оздоровлению детского организма.

      В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать различные типы  организованной образовательной деятельности на  фольклорном материале:

1. Двигательно-творческая организованная образовательная деятельность, основанная на одном из видов устного народного творчества – потешках, загадках, стихах. При проведении физических упражнений можно использовать 10 – 15 потешек или загадок двигательного характера или можно задействовать сюжет одной или двух сказок, дополняя их потешками или загадками.

2. Сюжетные занятия физической культурой с «вкраплением», «вплетением» элементов фольклора. Эта организованная образовательная деятельность проводится в форме «двигательного» рассказа или сказки.

3. Театрализованная организованная образовательная деятельность  с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций. Дети выполняют различные роли, подражая или копируя действия человека, изображая животных и птиц.

4. Музыкально-ритмические занятия физической культурой,  основанные на  русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских народных песен и мелодий.

5. Игровые занятия физической культурой  на основе русских народных подвижных играх.

6. Познавательная организованная образовательная деятельность с использованием элементов фольклора. Включение фольклора как элемента организованной образовательной деятельности оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста.

7. Интегрированная организованная образовательная деятельность с элементами фольклора позволяет осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического развития детей.

        Помимо перечисленных форм работы необходимо включать фольклор и в физкультурно-оздоровительную работу и в активный отдых детей:

  • утренняя и оздоровительная гимнастика после сна в сочетании с фольклором,
  • ритмическая гимнастика в русском народном стиле,
  • физкультурные минутки на основе фольклора,
  • русские народные подвижные игры,  игры-забавы, игры-аттракционы.

     Практическая значимость опыта заключается в возможности использования указанных оздоровительных технологий  с применением малых фольклорных форм в массовой практике, как педагогами дошкольных учреждений, так и родителями: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго. При этом ребенок не только реализует потребность в движении, оздоравливается, но происходит и своеобразная коррекция звукопроизношения. Почти все  потешки, скороговорки можно использовать для психокоррекции. В детском фольклоре есть ещё и считалки, заклички, не говоря уже об играх. Все народные игры моделируют жизненные ситуации, заставляя ребёнка не просто двигаться, но и думать, искать решение. В каждом упражнении целый спектакль с ролями, с необходимостью спрашивать, отвечать, слушать, быстро реагировать, фантазировать. Помимо достаточной двигательной активности и превалирования положительных эмоций, ребёнок получает и достаточную умственную нагрузку. Представленный опыт применения нетрадиционных подходов к использованию разнообразных форм работы с детьми позволяет повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья, вовлекает его в игры, учит ценить свое здоровье и ответственно относиться к нему.

     Таким образом, на современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов оздоровления детей, повышения их двигательной активности. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной,  позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник малых жанров фольклора

Данный материал можно использовать для внеклассных занятий...

Образ Бабы-Яги в русском фольклоре

Презентация для начальной школы...

Проект "По страницам русского фольклора"

Проект подготовки праздника "По страницам русского фольклора." В проекте принимают участие ученики начальной и средней школы....

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: Устное народное творчество - фольклор

ТЕма урока "Устное народное творчество - фольклор".Урок проводится в школьном музее "Русская изба". Учащиеся знакомятся с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки, дрознилки, ...

«Мир фольклора – мир народной мудрости». Составные части русского фольклора.

laquo;Мир фольклора – мир народной мудрости». Составные части русского фольклора.- научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в...