Праздник малых жанров фольклора
материал (3 класс) по теме
Данный материал можно использовать для внеклассных занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_malyh_zhanrov_folklora.zip | 12.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: ПРАЗДНИК МАЛЫХ ЖАНРОВ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА.
Цель: закрепить знания детей о малых жанрах русского фольклора.
Задачи:
обучающая - повторить понятия: частушка, потешка, прибаутка, считалочка, загадка; формировать целостное восприятие детского фольклора;
развивающая - развивать память, кругозор, эмоциональную сферу ребёнка;
воспитывающая - воспитывать уважительное отношение к народному творчеству.
этапы | Ход занятия | ||
1 Организационный момент. 2. Повторение изученного материала: пестушки, потешки, прибаутки. | - Здравствуйте, ребята! Наш праздник посвящён малым жанрам русского фольклора. С искусством народа мы познакомились с первой услышанной в детстве песни, сказки, с первой игры. Это искусство следует за нами и во взрослую жизнь. Нет человека, который бы не знал хотя бы несколько пословиц и не помнил напева какой-нибудь песни. -Сегодня мы вспомним те прибаутки, считалки, скороговорки, загадки, игры, хороводы, с которыми знакомились на уроках «Устного творчества русского народа». Представим себе, что мы собрались на посиделки. Закончились трудовые будни, теперь можно, и отдохнуть, повеселится, поиграть. Сядем, все в кружок и начнём веселиться. ВЕДУЩИЙ: Родители любили тешить своего ребёнка пестушками и потешками. А откуда эти слова взяли своё название? - Своё название они получили от слова пестовать - няньчить, холить. | ||
Исполнение пестушек. Исполнение прибауток. Проговаривание скороговорки. Игра «КОТ ВАСЬКА». Разгадывание загадок. Подведение итогов праздника. | - А кто обычно нянчит маленьких детей? -Мамы. -А мамы любят своих детей? -Да. -Конечно, каждой матери своё дитя мило. Мамы пели пестушки своим детишкам и сопровождали свои приговоры движениями. Девочки с куклами исполняют пестушки. Потягушечки, порастунюшки Роток говорунушки, Руки хватунюшки, Ноги ходунюшки. Идёт коза рогатая, Идёт коза ботатая: Ножками: топ-топ! Глазками: хлоп-хлоп! Кто кашки не ест, Кто молока не пьёт, Того забодает, забодает. ВЕДУЩИЙ:- Так же родители: матери или няни пели прибаутки. Объясните, что такое прибаутка? - Прибаутка тоже песенка, но более сложного содержания. Маленькие сказочки в стихах. ВЕДУЩИЙ: Конь ретивый С длинной гривой. Скачет, скачет по полям Тут и там! Сюда мчится он- Выходи из круга вон! (На кого укажет ведущий, тот исполняет прибаутку). Долгоногий журавель На мельницу ездил, Диковинку видел: Коза муку мелет, Козёл засыпает, А маленьки козлёночки Муку выгребают, А барашки круты рожки В дудочку играют, А сороки-белобоки Пошли танцевать, А вороны стрежоны Пошли примечати. Сова из-за угла смотрит, Ногами топчет, Головой вертит. ВЕДУЩИЙ: Куба-куба-куба Больно ямка глубока. Там мышки сидят, Всё на солнышко глядят И считают:1,2,3- В этот счёт выходишь ты! (Названный считает прибаутку). - Федул, ты, что губы надул? -Кафтан прожёг. -Починить можно? -Иглы нет. -А велика ли дыра? -Один воротник остался. ВЕДУЩИЙ: 1,2,3,4,5- Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела И тебе водить велела. (названный читает прибаутку). Глупый Иван Ни людям, ни нам. Огонь маслом тушит, Решетом в воде звёзды ловит, За мухой гоняет с обухом, За комаром – с кнутом, В колодец воду льёт, В лес дрова везёт, Личико беленько, Два ума маленько. ВЕДУЩИЙ: - Посмотрите, ребята, кто это? - Кошка. Давайте будем её расспрашивать ( все читают прибаутку вместе, а «кошка» отвечает). - Кисенька-мурысенька, где была? -На мельнице. - Что там делала? - Муку молола. - Кисонька - мурысонька, что из муки пекла? - Прянички. -Одна? -Да. -Не ешь одна, не ешь одна. ВЕДУЩИЙ:- Скажите, ребята, а какие малые жанры фольклора вы ещё знаете? -Скороговорки, загадки. -Что такое скороговорка? -Скороговорка – это такое предложение, в котором нарочно совмещаются звуки, трудные для проговаривания. -Как надо говорить скороговорку? -Чётко, быстро, правильно с нарастающей скоростью.
От топота копыт пыль по полю летит. ( дети говорят скороговорку) А сейчас поиграем. Дети делятся на 2 группы и исполняют дразнилку. Федот - криворот Упал у ворот, Упал на кадушку- Раздавил лягушку, Упал на мяту- Раздавил хату. Начинается игра « КОТ ВАСЬКА». Класс встаёт в круг- это « мыши». -Кто хочет быть КОТОМ ВАСЬКОЙ? - «КОТ» ходит по кругу, а мыши поют: Ходит Васька серенький, Хвост у Васьки Беленький, Глазки закрываются, Когти расправляются Шерсть у Васьки пышная, Поступь - еле слышная, Зубы - как игла. ( с этими словами все разбегаются, а «ВАСЬКА» ловит «МЫШЕЙ».) А теперь будем загадывать друг другу загадки.
На деревьях живет, и орешки грызёт. (белка).
Ведущий: Понравился ли вам наш праздник? Чему был посвящён наш праздник? Какие малые жанры фольклора вы запомнили? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора на уроках литературного чтения
Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его д...
Элективный курс "Поэтический мир малых жанров фольклора"
Элективный курс посвящен одной из острых проблем начальной школы-литературному чтению.Подбор материала проведен на основе фольклора, который поможет развить творческие способности школьников. обогатит...
Малые жанры фольклора
Потешки, прибаутки , побасенки...
Урок русского языка в 4 классе Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора.
Урок русского языка в 4 классе Великанова Е.А.Тема: Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора. (Урок 100, В. Иванов Русский язык 4 класс УМК "Начальна...
Виды малых жанров фольклора
Виды малых жанров фольклора...
урок - монопроек «Фольклор. Малые жанры фольклора»
проект по литературному чтению...
Словарь (жанры художественных произведений, язык художественной литературы, малые жанры фольклора)
Словарь (жанры художественных произведений, язык художественной литературы, малые жанры фольклора)...