Проект "По страницам русского фольклора"
методическая разработка по чтению по теме
Проект подготовки праздника "По страницам русского фольклора." В проекте принимают участие ученики начальной и средней школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_stranicam_russkogo_folklora.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «По страницам русского фольклора»
Имерякова Ю.Э. учитель начальной школы ГОУ СОШ №536.
Цель: Подготовка праздника «По страницам русского фольклора»
Задачи:
- Формирование умений организовывать и планировать свою деятельность.
- Формирование умения оценивать свою работу и давать оценку работе других.
- Развитие коммуникативных умений.
- Развитие творческих способностей.
- Развитие универсальных учебных умений.
- Формирование умения ориентироваться в информационном пространстве.
- Вовлечение родителей и детей в совместную деятельность.
- Развитие познавательного интереса.
- Воспитание уважения к традициям русского народа.
В празднике принимают участие ученики 3-4 класса начальной и 5-6 класса средней школы.
План организации проектной деятельности для учеников начальной школы.
Этап проектной деятельности | Работа учителя | Работа учеников | Деятельность родителей | время | Источники информации | результат |
1. Выбор темы | «По страницам русского фольклора» | нет | нет | «По страницам русского фольклора» | ||
2. Выбор детьми микротем. | Реклама предстоящего праздника; предъявление вариантов микротем; возможность выбора своей микротемы. (приложение 1) | Выбор микротемы; выбор группы | Помощь в выборе микротемы. | 1 день | Родители, учитель, интернет, книги. | Выбранная микротема. Создание группы. |
3. Поиск информации | Обзор возможных источников информации | Поиск информации. | Помощь в сборе информации; выделение главного; оформление сведений на формате А4 | 1 нед. | Научная литература; худож.литература интернет; родители; музей ; выставка. | Оформленный лист с информацией по теме. |
4. Выбор деятельности в рамках общей темы | Знакомство учеников с возможными вариантами деятельности: (номер в празднике) 1. Прибаутки-инсценировки. 2. Знатоки загадок. 3.Знатоки скороговорок. 4. Показ древнерусской моды. 5. Оформление кабинета. 6. Праздничное застолье. Предъявление сценария ученикам средней школы. Распределение ролей. | Подготовка празничного номера. | Помощь в подготовке номера ( худож.материал, костюмы). | 3 дня | Собранный ранее материал. | Готовый номер к празднику. |
5. Репетиция | Репетиция с учениками нач.школы Помощь в постановке. Репетиция с учениками средней школы по сценарию. (приложение 3) Разучивание гимна путешественников. (приложение 2) | Репетиция | Помощь в постановке | 2 нед. | Родители, учитель, дузья. | Готовый номер к празднику. |
6.Представление результатов | Праздник «По страницам русского фольклора» Оформление кабинета. Создание по итогам праздника альбома (фотографии, материалы, отзывы участников) |
Приложение 1:
Выбери свою тему:
- Русские загадки.
- Русские пословицы и поговорки.
- Создание собственных загадок и скороговорок.
- Русские скороговорки.
- Русский детский потешный фольклор.
- Русские народные сказки.
- Русская кухня.
- Русская народная музыка.
- Старинные русские игры.
- Русский народный костюм.
- Музеи народного творчества.
- Своя тема.
Приложение 2:
Гимн путешественников
Сегодня в день особый
С друзьями и подмогой
Мы в сказку древнерусскую
Отправиться хотим.
По рекам и долинам
Сквозь лес непроходимый
Мы вместе проберемся
И всю нечисть победим.
Мы знаем много сказок,
Загадок, прибауток.
Скороговорки, песни
Нам помогут победить,
Но главное мы вместе,
А вместе интересней
Дружить, играть, учиться,
Испытания проходить!
Приложение 3:
Сценарий праздника «По страницам русского фольклора»
Дети поют Гимн путешественников на музыку песни «Дорогою добра»
(Начинает звучать музыка)
В: Итак, сегодня начинается наше путешествие в царство русского фольклора. Мы стоим на границе этого края, и перед нами расстилается сказочный лес. Слышите, как шумит листва, поют птицы? А впереди, за лесом, расстилается великий край сказок: удивительно красивый, интересный, дышащий мудростью и волшебством.
Но просто так в этот край не попадешь. Нам предстоит пройти удивительный путь, порой совсем небезопасный, но то, что он будет интересным и полным приключений – это я вам обещаю.
Тех, кто не испугается препятствий и опасностей, не заблудится и не повернет назад, в конце этого пути будут ждать Волшебные ворота, которые скрывают этот край от недобрых и равнодушных глаз. А самые храбрые, находчивые, добрые и веселые смогут получить пропуск в сказочную страну и бесплатно войти в Волшебные ворота .
1. А в это время … Раздается топот и свист.
В: Что это за топот и свист? ( В зал влетает избушка о четырех пацаньих ножках, на одной из которых болтается поводок, носится, как оголтелая, сшибая столы и стулья – вместе с теми, кто на них сидит, - следом ковыляет Яга – шепелявит, как дотлевающая сковорода)
Яга: Эй, ижба, штой! Штой, кому говорю, а то щас выпорю! Эй, ешть не дам! Гулять не пущу! Тьфу ты, окаянная, от только мне на штарости лет за тобой по лешу бегать… Штой, говорю, торможи!
Оп-па, чую-чую, рушшким духом жапахло, человечешким…
Ага! Вот они, голубшики! А куда это мы путь держим, меня, бабулешку штаренькую бежжащитненькую топотом шлоновьим бешпокоим?
В: А идем мы, бабушка, к воротам сказочным, может пропустишь?
Яга: К воротам, пропущу? Ага-ага , я шеводня до-о-о-брая!
В: Ну, так мы пойдем?
Яга:Ага. Как бы не так, вшех шьем.
Изба: (басом) А может не надо?
Яга: Иди-иди, крашавица, не тваво ума дело, шьем я их или не шьем. Не… ( раш, два, три, шетыре…считает ) вшех не шьем, но понадкушаю много… Жубками, жубками…. Ой… ой-е-ей… (хватается за зубы)
В: И что же ты, Яга, злая-то такая? Ведь, гляди, ребятишки же!
Яга: А как тут жлой не будешь, когда жубы болят люто?! А лешить никто не хошет. Леший жавидел – в пень жарылся, кикимора в болото утекла, только буль- хлюп- плюх – пужыри пошли. Штоб ей утопнуть в том болоте! Так ведь непотопляемая : матраш шебе намедни надувной купила, одно слово- кикимора! И што я им вшем шделала? Ну, пугнула маленько, поджарить обещала, дык дело-то привышное… Эй, ты мне жубы-то не жаговаривай, говорю – не пущу, вшех шьем.
В:О, а это идея, а я-то голову ломаю…
Яга: (деловито) Где голова?
В: Какая голова?
Яга: Шломанная. Давай шюда, мне для жаборчика как раж одной не хватает.
В: Да это присказка такая, это значит, что я напряженно думаю.
Яга: Не перенапрягись, а то невкусная станешь, жесткая.
В: Подожди, Яга, у тебя зубы болят?
Яга: Ой, болят, так болят, што жутко кушать хочется.
В: А хочешь, чтобы перестали болеть?
Яга: ( с укором) Издеваешься над бабуленькой, да? Кто ж не захочет?
В: Тогда подожди немного. ( К ребятам) В стародавние времена на Руси особых лекарств, как сейчас, не было, и ведуны боль заговаривали, а мы с вами столько скороговорок знаем – враз Бабе-Яге зубы вылечим.
Знатоки скороговорок (номер, подготовленный нач.школой)
Яга: ( при каждой скороговорке) Ой, уй, ах, ух ты!
В: Ну как, бабушка, полегчало?
Яга: Полегчало, милая, а все равно я вас съем.
В: Да почему?
Яга: А потому как один зуб, самый вредный болеть остался, вот я и вредничаю.
В: (к ребятам) У Яги зуб этот волшебный, все скороговорки-заговорки знает, его надо чем-то новым заговорить, зубу неизвестным
Знатоки скороговорок (номер, подготовленный нач.школой)
Яга: Ну, спасибо вам, ребятки, помогли старухе, век не забуду!( два пальца в рот, пытается свистнуть) Пошли, изба, буду из тебя дом для хорошего настроения делать.
Изба бочком, бочком обходит Ягу, из окна высовывается рука, хватает поводок, и изба опрометью вылетает из класса, за ним – Яга. Вновь раздается топот и крики Яги: « Стой, стой тебе говорю, окаянная!»
2.
В: Какие мы все-таки молодцы! И Бабе-Яге помогли, и путь у нас теперь свободен.
Только вот в чем трудность: нам теперь идти в самое сердце волшебного леса, а там растет дерево загадок, которое феи лесные охраняют. Волшебное дерево новыми загадками расцветает. Отгадаешь загадку – поможет фея, а не отгадаешь..
Фея 1: Мы вас уже давно ожидаем.
Фея 2: Птицы нам весть донесли, что вступили в наш лес дружины ваши.
Фея 1: Мы на встречу с вами и поспешили, да по дороге узнали, что вы еще и от напасти нас избавили: Яге зубы вылечили, а то не было житья от старухиной злобы. Теперь она надолго утихомирится, делом займется. За это поклон вам низкий от всех обитателей леса.
В. Вот только идем мы, феюшки, к воротам сказочным, а дороги не знаем, заплутаем, боюсь. Вы нам не поможете?
( Феи совещаются)
Фея 1: Мы с радостью покажем вам короткую дорогу, но ведет она через сердце нашего леса, а пройти через него могут только самые сообразительные и находчивые, а иные и с нами заплутают, не укажет иным Леший-шутник дорогу верную, тут и мы бессильны.
В: Что же нам делать-то, как узнать: пройдем мы или навсегда в лесу вашем останемся?
Фея 2: А очень просто: мы это сейчас быстро выясним. Есть у нас загадки особые, кто их разгадает – тот и по лесу пройдет, не заблудится.
Знатоки загадок (номер, подготовленный учениками нач.школы)
Фея 2: Какие же вы все-таки молодцы! Вам ничего не страшно: мы-то думали, что вы поодиночке будете думать: у кого что получится, а вы все вместе – и со всеми загадками справились. Нет, вы точно нигде не заблудитесь, ведь вы – одна команда.
В. Глядите, ребята, вон она, тропинка – то наша, пойдемте скорее!
( плеск волн, свет – ноль) Что же это? ( Прибой стихает, колыбельная, русалки)
Берег озера…А это кто? И что за музыка такая? Ой, это же русалки! Они поют колыбельную и заманивают нас в воду.
Песня русалок.
Мы русалки – рек богини.
На Руси давным давно
Нас боялись, не любили,
Но нам это все равно.
С нами будьте осторожны.
Вдруг заманим, околдуем,
И до смерти защекочем,
Сонной песней зачаруем.
Рассмеши нас путник милый
Иль останешься навек
С нами, сестрами речными
Помни это, человек!
Прибаутки-инсценировки (номер, подготовленный учениками нач.школы)
В. Смотрите, что русалки от нас прятали – через озеро-то мост выстроен, давайте-ка скорее, пока они не опомнились, бегом через озеро!(Русалки растворяются в партах). Ну вот мы и на берегу. Кажется, со всем справились, ворота где-то уже совсем близко, можно и отдышаться. А это что за свист? Очень похож на свист ветра в чьих-то больших крыльях………
( В класс вплывает Горыныч, болтая всеми тремя головами по сотовым телефонам, далее по тексту)
Горыныч нахально улыбается, две головы откровенно скучают. Вау-ноу –хау не срабатывает: «а все Яга, опять заклинание не сработало – А ты с предохранителя-то снял? – снял, а все равно не работает – А столько капусты ей отдали, целых (считает) 327 кочнов!
В. Ребята, Горыныч-то вон какой модный, а давайте ему показ древнерусской моды устроим.
Показ древнерусской моды под музыку гусляров (номер, подготовленный учениками нач.школы)
В. Посмотрите. ребята, вот и волшебные ворота показались. А это значит, что наше путешествие подходит к концу. Вы проделали большой путь: заговорили зубы Бабе Яге, рассмешили русалок, отвлекли модными новинками Змея Горыныча. А самое главное на протяжении всего этого пути вы были единой командой.
А теперь, всех прошу к столу!
За оформление стола к празднику отвечает одна из групп учеников нач.школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ Бабы-Яги в русском фольклоре
Презентация для начальной школы...
Празднник Осенины в русском фольклоре
Разработка праздника ОСЕНИ на основе фольклорного праздника...
Внеклассное мероприятие русский фольклор" Волшебный цветок"
Данное внеклассное мероприятие можно проводить в любом классе с 1-го по 4-ый. познакомить с произведениями устного народного творчества, учить отличать виды произведений; прививать любовь к ...
Формирование нравственных ценностей у учащихся младшего школьного возраста средствами русского фольклора.
В последние годы, наряду с интенсификацией учебного процесса, с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор –...
Классный час, посвящённый русскому фольклору «Русские потешки»
Классный час, направленный на воспитание чувства любви к русскому фольклору....
«Мир фольклора – мир народной мудрости». Составные части русского фольклора.
laquo;Мир фольклора – мир народной мудрости». Составные части русского фольклора.- научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в...
Муниципальная научно-практическая конференция школьников «Шаг в науку» . Учебно-исследовательская работа " Образ печки в русском фольклоре и в жизни русского народа " (литературное чтение)
Мы все очень любим читать сказки. В данной работе вы сможете найти ответ на вопрос: «Почему русский народ в сказках постоянно упоминает печку». Познакомитесь со строением русской печки и о...