Проект
проект

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gotov.docx745.68 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Мнемотехника как эффективное средство развития читательской грамотности у обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья»

Учитель начальных классов

Бабаева Л.М.

Нижневартовск, 2022г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА………………….……………3

2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА……………………………………………………………...5

3.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА………………………………………………..6

4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ…………………………………………………………….11

5.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА………………………………………………….11

6.ПАРТНЕРЫ………………………………………………………………………………….12

7.ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА…………………………….13

8.КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………………….…15

9.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ………………………………..…………………………18

10.ПЕРСПЕКТИВА ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ……………………………………...19

11. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….20

12.  ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………..21


АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

«Учить ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов

 с картинками, и он усвоит на лету».
К.Д.Ушинский

          От обучения чтению к чтению для обучения, это важный посыл Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Чтение играет большую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Только при правильном взаимодействии всех анализаторов и связи двух сигнальных систем происходит процесс чтения. Поэтому важно в начальной школе уделять большое внимание процессу формирования навыка чтения каждого ученика.

Проблема заключается в том, что наблюдается резкое увеличение детей с различными интеллектуальными и речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространёнными у этих детей являются нарушения письма и чтения. Не секрет, что нарушение чтения оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка.  

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна и для МБОУ СШ № 8, в связи с увеличением в начальной школе количества детей данной категории.    Опыт работы с обучающимися доказывает, что чтение продолжает оставаться для учащихся с ОВЗ одним из предметов, трудности усвоения, которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательным образом сказывается на изучении всех остальных предметов.

      Имея в опыте работы большое количество приемов и методов, технологий формирования грамотности чтения и смыслового чтения, я столкнулась с тем, что они не всегда эффективны в работе с особенными детьми.

      К началу школьного обучения у детей с ОВЗ, как правило, не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение. Они не умеют планировать свою деятельность. У детей с ОВЗ отсутствует целостное восприятие произведения, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, не могут установить связь между эпизодами. Воображение развито слабо, нет нужного для усвоения программного материала запаса знаний, умений и навыков. Поэтому они без помощи педагога и специальных коррекционных приемов не могут овладеть чтением. Испытывают трудности в произвольной деятельности. Учащиеся с ОВЗ быстро утомляются, перестают выполнять начатую деятельность.

    У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Низкая мнемоническая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. С такими детьми использую технологию мнемотехники позволяющую развить общие способности детей с ограниченными возможностями здоровья без умственных и психофизических перегрузок, т. е. адаптирую их к учебному процессу, а также учу применять рациональные приемы обработки информации, подбираю индивидуальный «ключ» запоминания для каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей, рассматриваю возможность применения мнемотехники с обучающимися с ОВЗ на различных уроках в начальной школе.

  Новизна данного опыта заключается в том, что приёмы чтения адаптированы для обучающихся с ОВЗ. И позволяют осуществлять индивидуальный, дифференцированный подходы, как на уроках, так и во время коррекционных занятий.

    Данные материалы актуальны и направлены на отработку основ читательских умений, обучающихся с ОВЗ. 

    Материал преподносится небольшими частями, с использованием мнемосхем, интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности. Использование иллюстративного материала, мнемосхем поможет внести оживление в сложный процесс чтения.

     Опыт использования данных приёмов позволяет сделать вывод о том, что предлагаемая техника способствуют эффективному изучению и формированию функциональной грамотности младших школьников.

     Из общей массы читательских умений выделяю несколько ключевых умений, которыми обязательно должен овладеть обучающийся с ОВЗ, для успешного обучения в основной школе:

  • Умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией.
  • Умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем.
  • Умение устанавливать причинно-следственные связи.
  • Умение воспринимать образ – персонаж.
  • Умение видеть авторскую позицию.
  • Умение осознать идею произведения.

      Для определения уровня сформированности читательских умений обучающихся, педагогами нашей школы апробирована и используется таблица, позволяющая отслеживать индивидуальное продвижение каждого ребёнка и выявлять проблемные зоны обучающихся, определять на каком уровне в данный момент находится ребенок и корректировать его индивидуальный образовательный маршрут (Таблица№ 1).

      Родители знакомятся с результатами сформированности читательских умений обучающихся на родительских собраниях и индивидуальных консультациях, где им даются рекомендации по оказанию помощи детям.

      Используя прием мнемотехники в системе, я отмечаю, что у детей с ОВЗ повысилась мотивация, активизировалась познавательная деятельность, есть динамика в развитие речи. У детей появилась вера в себя и свои возможности.

      В будущем планирую продолжить работу в данном направлении.

Практическая значимость работы в том, что представленные в ней материалы могут быть использованы для повышения эффективности коррекционной работы учителей, логопедов, дефектологов по развитию читательской грамотности обучающихся с ОВЗ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель: формирование основ читательской грамотности с помощью приемов мнемотехники у обучающихся начальной школы с ЗПР.

Задачи: 

- изучить опыт применения мнемотехники для формирование основ читательской грамотности;

- провести диагностику для выявления уровня развития познавательных процессов и основ читательской грамотности обучающихся;

 - определить показатели эффективности использования мнемотехники в развитии основ читательской грамотности у детей с ЗПР;

- апробировать применение мнемотехники в учебном процессе.

Для решения поставленных задач мною использовались следующие

методы исследования:

  • изучение и анализ литературы, передового опыта по проблеме;
  • психолого-педагогическое наблюдение;
  • анализ и обобщение результатов исследования.

Данный проект является логическим звеном в общей системе моей работы, обеспечивающей формирование ключевых базовых компетенций у обучающихся с  ЗПР с использованием возможностей современных образовательных технологий.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

На первом этапе своей работы я изучила теоретический материал, приняла участие в методическом совете, изучила опыт коллег по применению мнемотехники в работе с детьми с ЗПР.

Ведущим понятием моего педагогического проекта являются: читательская грамотность, читательская компетентность, мнемотехника.

Необходимо отметить, что скорость чтения – одно из важных условий успешности обучения детей. В настоящее время техника чтения не оценивается, но есть нормативы, которыми дети овладевают на разных этапах обучения. Детям с ограниченными возможностями здоровья довольно сложно приблизиться к нормативам, часто наблюдается заметное отставание.

          Ведь чтение является одним из основных способов коммуникации. В связи с этим трудно переоценить роль чтения для учащихся, как с нормальным развитием, так и с особенностями развития. Одной из ключевых компетенций, формируемых в рамках Федерального Государственного стандарта начального общего образования, является читательская компетенция.

Читательская компетентность – совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях.

Читательская грамотность — способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и участвовать в социальной жизни».

    Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированную духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. На основе овладения приемами и методами запоминания и обработки информации происходит развитие общих способностей детей, интеллектуальная и психофизическая подготовка к урокам. Для лучшего запоминания учебного материала детьми, мною был выбран прием - мнемотехника.

     Основателем педагогической мнемотехники можно считать П. Рамуса. В 16 веке в Кембриджском университете в Англии преподавалась педагогическая мнемотехника, которую продвигал Петр Рамус. Педагогическая мнемотехника, не основанная на визуальном мышлении, была более доступна и понятна большинству людей. Педагогическая мнемотехника делает акцент на естественное запоминание при интенсивном "пережевывании" изучаемого материала.

  • Это: многократное чтение текста;
  • многократное повторение вслух;
  •  переписывание изучаемого материала из книги в тетрадь (составление конспектов);
  • перерисовка иллюстраций из учебников;
  • организация учебного процесса в виде игры;
  • создание большого количество вспомогательного (дидактического) материала. И многие другие, знакомые нам со школы методы.

Мнемотехнику в   педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. -блоками-квадратами, Большева Т. В. - коллажем, Ефименкова Л. Н - схемой составления рассказа.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, кроме того наличие зрительного плана - схемы делает рассказы четкими, связными, последовательными. Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст представляется в последовательных картинках.  На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить, опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т.д. Данный метод с успехом применяется для развития речи у детей, как педагогами, так и родителями при самостоятельных занятиях, используется для запоминания и заучивания пословиц, поговорок, стихов, загадок и т.д. Он показывает высокие результаты среди детей при воспроизведении информации. Как все процессы обучения, мнемотехнику следует применять, начиная с простых словосочетаний, которые включаются в мнемоквадраты. В дальнейшем усложнять постепенно задачу выстраивая мнемодорожки и мнемотаблицы. Мнемотаблицы содержат картинки с изображением героев рассказа, их действия, свойства окружающего их мира и явлений. При этом выделяют основной смысл сюжетов рассказов. Таким образом, главным является то, чтобы в мнемотаблицах был представлен наглядно такой материал, который будет легко восприниматься детьми.Мнемотехника позволяет расширять объем памяти, формируя дополнительные ассоциации; ребенок учится свободно выражать свои мысли, мнение; дети расширяют свой кругозор. Так же данный метод развивает воображение и фантазию детей.

     Использование мнемотехники для детей с ЗПР младшего школьного возраста становится все более актуальным.

     На основе изученного опыта, мною были составлены мнемосхемы для работы с особенными детьми на уроках чтения и русского языка:

  • «Русские народные сказки»;
  • «Загадки»;
  • «Скороговорки»;
  • «Стихи»;
  • «Словарные слова».

 На уроке окружающего мира составила мнемосхемы по темам:

  • «Времена года»;
  • «Расскажи – ка»;
  • «Алгоритм описания предмета или объекта природы».

   На уроке математики для работы с детьми ЗПР предлагаю мнемосхемы:

  • «Состав числа»;
  • «Перекодирование чисел в образы»;
  • «Математические задачи».

На уроке технологии и изобразительного искусства:

  • «Алгоритм работы»;
  • «Техника безопасности, при работе с ножницами, клеем, пластилином».

      Совместно с психологической службой школы я провела комплексное психолого-педагогическое исследование уровня сформированности психических способностей обучающихся своего класса. ( Таблица 3)

     По результатам диагностического исследования и изученного опыта мною был выстроен план реализации комплекса мнемотаблиц, который применялся на различных уроках. Я обратила внимание, что  использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающем обучении помогают младшим школьникам: развивать и использовать все виды памяти (слуховую, зрительную, двигательную, долговременную), развивать логическое мышление, развивать воображение, развивать ориентировку в пространстве и на плоскости, развивать моторику рук, развивать учебные навыки (терпение, усидчивость, выполнение задания в темпе, самостоятельность), внимание, внимательность, сосредоточенность, умение концентрироваться. Обладание этими умениями  повысит ребенку с ОВЗ уровень успешности в школе.

     На уроке литературного чтения я использую как готовые схемы, так и авторские (изготовленные мною или детьми). Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

     Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: последовательность изложения рассказа, лексико-грамматическую наполняемость.

          Мнемотехника включает следующие приёмы: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

         Мнемоквадрат - это карточка, на которой нарисован знакомый ребенку предмет (носки, брюки, майка, свитер, сапоги, куртка и т. п.), задача школьника заключается в том, чтобы назвать слова по картинкам.

    Данный приём мнемотехники я использую в словарной работе с детьми, что помогает создать ассоциацию, зрительный образ слова, которое нужно запомнить как оно пишется.

(Приложение 1)

          Мнемодорожка - это схема, в которую заложена определённая информация.  Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение.

  Мнемодорожка состоит из нескольких картинок, объединенных общей тематикой. Ребенку нужно не просто назвать слова, но и составить из них предложение или расположить в правильной последовательности.

(Приложение 1)

  Данный приём я использую при работе со скороговорками. Работа со скороговорками происходит по определённому алгоритму.

(Приложение 1)

          Дидактическим материалом служат и мнемотаблицы – это схемы, в которых заложена определенная информация.        

Мнемотаблицы - это графическое изображение главных смысловых звеньев сюжета, рассказа, персонажей басен, сказок или явлений природы.

        Чтобы нарисованное было понятно, для выделения главного составляется схематическое изображение. Схемы служат своеобразным планом построения монолога и способствуют формированию лексико-грамматической наполняемости рассказа.

        Мнемотаблицы и схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей, для обогащении словарного запаса, составлении рассказов и т.д.

       Суть работы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе нужно давать ребёнку готовую план-схему, а по мере обучения он сам активно включается в процесс создания своей схемы. Процесс запоминания делится на 4 этапа: кодирование элементов информации в зрительные образы, собственно сам процесс запоминания, запоминание последовательности информации, закрепление информации в памяти.
Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребёнку очень трудно. Сначала начинаем учить выделять признаки предмета. Ребенку нужно посмотреть на таблицу, затем учитель расшифровывает ее. Например: «Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков». Затем ребенок воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.

  Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения.

          И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует не на правильном построении предложений, а на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

      Работа с мнемотаблицами осуществляется в следующей последовательности:

- Чтение и обсуждение текста

- Знакомство с таблицей и обсуждение того, что на ней изображено.
- Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

- После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

(Приложение 1)

   При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблицу детей с ЗПР:

  • развивается творческая способность;
  • расширяется словарный запас;
  • появляется желание пересказывать.

    И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении педагогами и родителями, помогут в развитии читательской компетенции  с ЗПР.

Работа с родителями.

     Для родителей регулярно провожу индивидуальные консультации по составлению мнемотаблиц, мастер-классы, собрания, на которых оказываю индивидуальную помощь в работе с каждым ребенком, рекомендую использовать памятки и материалы по темам: «Роль мнемотаблиц в формировании читательских компетенций младших школьников», «Что такое мнемотехника и зачем она нужна». Чтобы работа стала системной, необходима кропотливая ежедневная деятельность и контроль ее качества.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ УСТАНОВОК

Подготовка и реализация проекта осуществляется с 2022 по 2026 год

Сроки и этапы реализации проекта

Этапы

Направления работы

I этап подготовительный (июнь - август 2022 год)

Изучение теоретического материала по проблеме.

Прохождение курсов, семинаров.

Участие в заседаниях форсайт – центра и т.д.

Изучение опыта коллег по применению ряда эффективных упражнений по формированию читательской грамотности в работе с детьми с ЗПР.

II этап основной (сентябрь2022- апрель 2026 год)

Внедрение в личную педагогическую практику образовательных технологий, позволяющих добиться реальных результатов при реализации данного проекта.

Проведение психолого – педагогической диагностики обучающихся

Диагностика.

III этап заключительный (март-май 2026 год)

Итоговая диагностика

Подведение итогов

Оформление результатов

Представление опыта

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. РЕСУРСЫ.

Для реализации проекта используется следующее кадровое обеспечение:

учитель начальных классов;

педагог – наставник;

педагог- психолог;

учитель-логопед;

дефектолог.

Материально-технические ресурсы:

компьютер,

проектор,

видеокамера,

цифровой фотоаппарат,

канцелярские принадлежности,

методическая литература по проблеме,

мнемотаблицы.

Нормативно-правовые

1.Конвенция ООН о правах ребёнка.

2.Конституция РФ.

3.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

5.Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №8» на 2021-2025 годы.

ПАРТНЕРЫ. ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ И ИНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

  На местном уровне сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями и иными организациями осуществляется:

посредством договора о сетевом взаимодействии между МАДОУ№10 «Белочка»-МБОУ «СШ№8»- БУПО ХМАО-ЮГРЫ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»;

посредством договора о сотрудничестве: БУ «Нижневартовский многопрофильный реабилитационный центр», городская библиотека №4, региональный ресурсный центр образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития;

через электронную почту,  сайт  школы, обеспечивающий открытость работы образовательного учреждения и освещение его деятельности в сети Интернет, взаимодействие и информирования всех участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся и их родителей; распространение педагогического опыта участников образовательного процесса;

обмен опытом работы на методических семинарах, заседаниях городских методических объединений учителей-предметников, педагогических чтениях.

  Включение в глобальное образовательное сообщество осуществляется через участие:

в виртуальных педагогических сообществах;

на городских методических объединениях, конкурсах профессионального мастерства;

участие школьников в дистанционных олимпиадах;

участие в муниципальных, областных, всероссийских  творческих  конкурсах, проектах.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ.

Проект рассчитан на различных субъектов образования: обучающихся 1-4 классов с ОВЗ, их родителей(законных представителей), педагогов.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

п/п

Мероприятия

Срок

Ответственные

Задача 1. Изучить опыт приемов, методов и стратегии современных педагогических технологий для развития основ читательской грамотности учащихся с ЗПР .

Изучить опыт

Участие в работе методического совета

«Артикуляционная гимнастика и речевые игры по коррекции дефектов произношения у детей с ОВЗ»

апрель

2022

Учитель начальных классов Л.М. Бабаева

Участие в семинарах, конференциях, вебинарах

в течение всего периода

Учитель начальных классов Л.М. Бабаева

Задача 2. Провести комплексное психолого-педагогическое исследование уровня сформированности основ читательской грамотности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Подобрать соответствующий инструментарий для диагностики

август

2022

Учитель начальных классов Л.М. Бабаева

Провести диагностику уровня  развития навыков чтения путем стартовой диагностики;

сентябрь

2022

Учитель начальных классов Л.М. Бабаева

Проанализировать уровень  развития навыков чтения.

октябрь

2022

Учитель начальных классов

Л.М. Бабаева

Сформировать банк методических материалов для использования на уроках в начальной школе

октябрь

ноябрь

2022

Учитель начальных классов  Л.М. Бабаева

Разработать мониторинг эффективности использования  мнемотехники в развитии  читательских способностей  школьников с ЗПР

ноябрь

2022

Учитель начальных классов

Л.М. Бабаева

Осуществлять мониторинг эффективности использования мнемотехники

в течение учебного года

Учитель начальных классов Л.М. Бабаева

Задача 4. Апробировать применения мнемотехники в развитии  читательских способностей  школьников с ЗПР посредством включения в целостный педагогический процесс

Систематизация опыта использования

мнемотехники

декабрь

2022

сентябрь

2024

Учитель начальных классов

Л.М. Бабаева

Размещение методических материалов на сайты педагогических сообществ

январь 2022-

декабрь

2026

Учитель начальных классов Л.М.Бабаева

Организация участия обучающихся и педагога в конкурсах, способствующих развитию  читательских способностей обучающихся.

в течение 2022-2026 годов

Учитель начальных классов Л.М.Бабаева

Представление опыта работы в рамках деятельности региональных ресурсных центров по работе с детьми, имеющими особенности развития

в течение 2022-2026года

Учитель начальных классов Л.М.Бабаева

Оказание индивидуальной консультационной и методической помощи  родителям.

в течение 2022-2026 года

Учитель начальных классов Л.М.Бабаева

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА,   ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Критерии эффективности проекта с точки зрения полученных промежуточных результатов подтверждаются следующими показателями:

1.Положительная динамика сформированности внимания, памяти, мышления.

2.Повышение уровня мониторинга читательских способностей школьников.

3.Положительная динамика сформированности мотивации к читательской грамотности   обучающихся с ЗПР.

4.Заинтересованность в значимой деятельности у школьников, родителей.

Показатели уровня сформированности основ читательской грамотности

обучающихся с ОВЗ  до и после реализации проекта.

Проверка навыка чтения  в  1Д    за   1   четверть   2022-2023   учебного года

Таблица 1

Проверка навыка чтения  в  1Д    за   2  четверть   2022-2023   учебного года

Таблица 2

Положительная динамика  в мониторинге  навыков чтения  составляет:

  • понимание прочитанного 8%;
  • способ чтения  
  • по буквам  - 8%,
  • по слогам  - 16%,
  • целыми словами - 8%;
  • правильность чтения - 8%;
  • приблизился к норме темп чтения у – 16%,

выше нормы читает 8%.

(Диагностический комплекс для оценки развития познавательной деятельности ребенка, автор Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)

Таблица 3

Уровень сформированности внимания (концентрация) обучающихся с ЗПР

Название

показателей

До проведения

эксперимента

(1 класс (2 год обучения), %,

Промежуточные результаты эксперимента

 (1 класс (2 год бучения), %,

1.

Высокий уровень

0

0

2.

Ближе к среднему уровню

8

17

3.

Низкий уровень

91

83

Положительная промежуточная динамика сформированности внимания (концентрации) обучающихся с ЗПР составила 9%.

Таблица 4

Уровень сформированности памяти (зрительная, слуховая) обучающихся с ЗПР

Название

показателей

До проведения

эксперимента

1 класс (2 год обучения), %,

Промежуточные результаты эксперимента

1 класс (2 год бучения), %,

1.

Высокий уровень

зрительная

слуховая

зрительная

слуховая

0

0

0

0

2.

Средний уровень

18

8

24

15

3.

Низкий уровень

82

92

76

85

Положительная промежуточная динамика сформированности слуховой памяти обучающихся с ЗПР составила 6%, зрительной памяти – 7%.

Таблица 5

Уровень сформированности мыслительных операций (общая осведомленность) обучающихся с ЗПР

Название

показателей

До проведения

эксперимента

(1 класс(2 год обучения), %,

Промежуточные результаты эксперимента

(1 класс(2 год бучения), %,

1.

Высокий уровень

0

0

2.

Ближе к среднему уровню

0

20

3.

Низкий уровень

100

80

Положительная промежуточная динамика сформированности мыслительных операций (общей осведомленности) обучающихся с ЗПР составила 20%.

                                                                                                                                                                             

Таблица 6

Количественные показатели участников педагогического проекта

Год

Участие педагогов в педагогическом проекте

Участие родителей в  педагогическом проекте

Активное участие обучающихся в педагогическом проекте

2022-2023

1

3

5

Сравнительный анализ выявил, что в ходе реализации проекта увеличилось количество педагогов и родителей, самих обучающихся имеющих стремление наиболее успешно выполнять мнемотаблицы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

Проверкой эффективности педагогической деятельности по формированию основ читательской грамотности   обучающихся с ЗПР посредством мнемотехники являются  положительные изменения в учебной мотивации, достижении требований к уровню подготовки обучающихся с ЗПР, предусмотренным федеральным образовательным стандартом начального общего образования, ростом результативности   умение использовать механизмы и средства применения  мнемотаблиц.

Реализация настоящего проекта должна привести к созданию условий для более гармоничного развития обучающихся с ЗПР в начальной школе, способствовать более качественным достижениям образования «особенных» обучающихся, их успешной социализации в современном мире.

Систематически совершенствуя учебный и воспитательный процессы, разрабатываю интересные формы дидактического материала. Систематически совершенствуя учебный и воспитательный процессы, разрабатываю интересные формы дидактического материала, создаю ситуацию успеха, обеспечиваю постоянный интерес к изучению преподаваемых предметов, формирую у обучающихся элементарные умения и навыки, которые помогают им адаптироваться социуме. Это позволяет добиваться устойчивых результатов.

ПЕРСПЕКТИВА ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

- разработка методических рекомендаций по использованию мнемотехники на уроках  в начальной и основной школе;

- привлечение учителей начальных классов с целью преемственности использования данной технологии;

- разработка и реализация комплекса мер для активизации родителей в работе по проекту.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Козаренко А.В. Учебник мнемотехники. Система запоминания Джордано. Москва, 2007.
  2. С.В. Трифонова. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ в начальных классах.
  3. Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Лекции по психологии. – М. :Владос, 2019. – 234 с.
  4. Зиганов, М. А., Козаренко, В. А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления / М. А. Зиганов. – М. : Школа рационального чтения, 2016. – 173 с

 

    5. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание / П. И. Зинченко. – М. :ДиректмедиаПаблишинг, 2015. – 717 с.

    6.  Как развить хорошую память / И. Матюгин, Е. Жемаева, Е. Чакаберия, И. Рыбникова. – М. :Рипол Классик, 2014. – 416 с.

    7. Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники / В. А. Козаренко. – М. : Сфера, 2015. – 345 с.

 

    8. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : АНО «Пэб», 2018. – 718 с.

 

     9. http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/8155/Прохина

 

    10. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/14638/1/2020Porotnikova

 

    11. https://tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2020/03062020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"

ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса  Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта  Я – горожанин!О...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"

Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени.  http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"

Тема урока:                           «Мы – пассажиры»Цель: Позн...

Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!

Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить  1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....