" Летеринг. Учусь писать красиво"
методическая разработка (1 класс)

Дуркина Валентина Юрьевна

Мастер – класс

«Летеринг. Учусь писать красиво.»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию каллиграфических навыков у младших школьников.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию каллиграфии  на уроках русскогомязыка и математики в начальной школе;  предлагаемые на занятиях приёмы работ  можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

Задачи:

-познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

-раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию каллиграфических навыков письма букв и цифр;

-показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию каллиграфических навыков, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.

Продолжительность проведения: 25 – 30 минут. Целевая аудитория: учителя начальных классов

План проведения мастер- класса:

1.Презентация педагогического опыта педагогом - мастером;

2.Рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса), обсуждение целеобразности применения на уроках в начальной школе показанных приёмов по формированию каллиграфических навыков с участниками мастер-класса.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании каллиграфических навыков на уроках в начальной школе, обсудят возможности их применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе. Документ PDF  конвертитруется в Power Point, содержит анимацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon letering._uchus_pisat_rasivo.pdf2.86 МБ
Файл tekst_vystupleniya.docx20.25 КБ
PDF icon elementy_tsifr_i_bukv.pdf327.47 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Летеринг. Учусь писать красиво.»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию каллиграфических навыков у младших школьников.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию каллиграфии  на уроках русскогомязыка и математики в начальной школе;  предлагаемые на занятиях приёмы работ  можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

Задачи:

-познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

-раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию каллиграфических навыков письма букв и цифр;

-показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию каллиграфических навыков, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.

Продолжительность проведения: 25 – 30 минут. Целевая аудитория: учителя начальных классов

План проведения мастер- класса:

1.Презентация педагогического опыта педагогом - мастером;

2.Рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса), обсуждение целеобразности применения на уроках в начальной школе показанных приёмов по формированию каллиграфических навыков с участниками мастер-класса.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании каллиграфических навыков на уроках в начальной школе, обсудят возможности их применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход проведения мастер-класса

1

Добрый день уважаемые коллеги!

Меня зовут Валентина Юрьевна Дуркина. Представляю вашему вниманию мастер- класс «Леттеринг. Учусь писать красиво»

2-4

Основной задачей перед учителем стоит формирование каллиграфического письма младшего школьника. Я беседовала с логопедом нашей школы и по ее подсчетам количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма, действительно увеличивается с каждым годом и  составляет примерно 25 - 30% от общего числа учащихся начальной школы. Причем, это дети, которые имеют хорошие результаты обучения. Каждый год у большинства детей, при поступлении в первый класс обнаруживается дисграфия и ОНР. Например, в моем классе занятия с логопедом посещают 9 детей из 19!

1 раз в четверть провожу замеры по навыкам письма (начиная со второго полугодия).

Методика замера навыка письма:

-выбрать упражнение без пропусков, без заданий, т.е. просто текст (его потом озаглавить);

-объявить о списывании без ошибок и о разборчивости. Исправления производить ручкой.

-замер производить без объявления о времени.

Начинаем все вместе. Ученик, первым выполнивший работу, поднимает руку, учитель у себя в списке напротив фамилии данного ученика ставит время, а учащийся – карандашом

на полях ставит свое время.

Ф.И.

ученика

        Скорость         Каллиграфия         Орфографическая зоркость        Заголовок         Примечание

После написания – проверить, исправить ошибки зеленой пастой и отдохнуть (за исправления оценки не снижаются).

При этом важно учитывать таблицу непрерывности письма:

1класс – 6 минут                   10-12 букв в минуту

2класс -  8-10 минут             23-25 б/мин

3класс -  10-12 минут           25-35 б/мин

4класс -  15минут                  30-45 б/мин

Независимо  от полученного результата, усилия ребенка всегда поощряются и оцениваются положительно. Это дает возможность укреплять в ребенке веру в его силы и возможности, вселять в него уверенность, стимулировать старание и стремление выполнить упражнение как можно лучше.

Детям нравится такая работа, они меньше утомляются, у них вырабатывается скорость письма и чтения. Результаты такой систематичной работы можно наблюдать на графиках, где хорошо видно, что  гораздо выше городских.

Обучающиеся испытываю трудности в обучении письму. Попробуйте сами. Представьте себя в роли первоклассника, которому предлагают написать слова.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: возьмите доски, возьмите маркер в руку, которую  вы не используете для письма, напишите фразу «Я люблю писать буквы». Получается с трудом.

5

Часто первоклассники на уроках говорят: «Я рисую букву».

А что же все таки правильно «рисовать» или «писать» букву?  

Каллиграфия (от греч. — "красивый почерк") — искусство красивого и быстрого письма.

Алекса́ндр Романович Лурия основатель отечественной нейропсихологии говорил: «Процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности»

6

Каллиграфия развивает мелкую моторику - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног, мышление, память, координацию, ловкость, наблюдательность, воображение,трудолюбие.

6-7

Трудиться над навыком письма дети начинают в раннем возрасте. Заботливые мамочки учат своих детей застегивать и растегивать пуговки, замочки, открывать и закрывать коробочки, крышечки, покупают  конструкторы, игрушки, раскраски, пластилин – все для развития мелкой моторики.

 В детском саду воспитатели и педагоги дополнительного образования знакомят детей с гигиеническими требованиями к посадке при письме. Используют система упражнений Евгении Николаевны Потаповой ( где главное внимание уделяется укреплению мелкой моторики пальцев, штриховке, работе с трафаретом, калькой)

8-13

Для того чтобы письмо букв было ровным, элементы букв не выходили за пределы строк и используются методики обучения каллиграфии, где письмо букв это -  определенная последовательность действий:

- письмо под счет, Боголюбова Николая Николаевича,

- письмо букв с секретом Веры Илюхиной

-методика обучения письму лево и правополушарных детей Евгении Николаевны Потаповой.

Методика обучения письму букв описана во многих методических работах.

Обучение письму цифр не так много. Основываясь на методику В.А.Илюхиной «Письмо с секретом» обучаю письму цифр с минимальным набором элементов: «палочка», «крышечка», «ямка», «секрет». Так детям гораздо проще усваивать образ цифр

14

Если вспомнить историю, искусство писать буквы регулярно менялось. Изображение  букв или их элементов встречается в народном творчестве русского народа: хохлома, гжель, городецкая роспись, филимоновская, дымковская игрушки. А вспомните рукописные книги: летописи или церковные книги, работы Преподобных старцев Оптинских Антония и Макария продолжают традицию письма «красной» - превой украшенной, самой красивой буквы – обозначение   «красной строки»

Именно в традициях русского народа, любовь, уважение к литереатурному творчеству, к письму в целом проявляется  в искусстве рисования букв.

15-17

Сегодня это искусство рисования букв называется Леттерниг  -от латинского - «litter» – буква.

 Ле́ттеринг —искусство рисования букв,  а не простого их написания, где каждая буква во фразе или цитате выступает в качестве иллюстрации.

Леттеринг используют как декор в оформлении открыток и книг, жилых и общественных помещений, в вышивке МОНОГРАММ,  тем самым сохраняется искусство рукописи в современном мире, в мире гаджетов и компьютеров.

Искусство леттеринг я использую на всех этапах обучения в начальной школе: с периода обучения грамоте в 1 классе, когда идет процесс формирования каллиграфического письма у обучающихся на уроках письма, а так же   на уроках технологии, изо,  литературного чтения, а так же во внеклассной работе.

Я считаю моя задача, как учителя сделать так, чтобы учащиеся относились к письму букв, как к искусству, умели красивым, разборчивым подчерком  грамотно выразить свои мысли на письме.

18

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: предлагаю вам, нарисовать открытку ко дню матери, используя элементы каллиграфического письма – напишите рамочку открытки.

В центре используя инструмент нарисуйте заглавную букву своего имени. Образовавшиеся пустоты заполните штриховкой или элементами различных букв.

 Все открытка готова!

От первоклассников вам в подарок конверт, чтобы вы сохранили память о сегодняшней встрече.

19

Я  благодарна  своими учениками,которые относятся к письму как к исуксству рисования. Буду развивать у них это умение.  И  надеюсь эти слова станут для них девизом в жизни: «Я люблю писать буквы»

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Писать красиво нелегко!"

Как помочь ребёнку в формировании навыков письма?  Советы для родителей....

Что делать, чтобы научить ребёнка писать красиво?

Ни для кого не секрет, что почерк может многое рассказать о человеке. Характер, жизненная позиция, текущее настроение – все это прочитают графологи в палочках, кружочках и крючочках, оставленных нашей...

Учимся писать красиво и правильно

Красивый почерк - это визитная карточка любого современного человека. Школьник, студент, чиновник, служащий и даже доктор должны не только грамотно выражать свои мысли, но и уметь красиво их оформлять...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Учимся писать красиво"

Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных,метапредметных и предметных результатов.В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального госуд...

Презентация ,подготовленная к лекторию для родителей по теме: "Учимся писать красиво! Формирование графо-моторных навыков. "

Почерк- наша визитная карточка.Он может рассказать о своём хозяине очень многое.Связь между особенностями почерка и эмоциональным состоянием пишущего, обусловлена тем, что моторные движения руки управ...

Конспект занятия по внеурочной деятельности («Учусь писать красиво») для 2 класса на тему:

Цель: формирование умения проверить написание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне.Задачи:1.      Образовательная:упражнение в написании слов с глухими и звонк...

Учимся писать красиво

Этот материал подойдёт не только для первого класса, но и для 2-4 и даже для 5 класса, чтобы вспомнить правильное соединение и написание букв....