Презентация ,подготовленная к лекторию для родителей по теме: "Учимся писать красиво! Формирование графо-моторных навыков. "
презентация к уроку по логопедии на тему
Почерк- наша визитная карточка.Он может рассказать о своём хозяине очень многое.
Связь между особенностями почерка и эмоциональным состоянием пишущего, обусловлена тем, что моторные движения руки управляются мозгом и несут на себе отпечаток психических процессов, протекающих в нем
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
П очерк – наша «визитная карточка». Он может рассказать о своём хозяине очень многое. Связь между особенностями почерка и эмоциональным состоянием пишущего, обусловлена тем, что моторные движения руки управляются мозгом и несут на себе отпечаток психических процессов, протекающих в нем.
Возможна и обратная связь — правильное, аккуратное письмо способно повлиять на состояние мыслительных процессов человека, его настроение .
Проблема актуальна и с точки зрения следующих позиций: небрежное письмо ведёт к орфографической неграмотности; плохое, не аккуратное письмо занимает много времени у проверяющего, и в то же время у проверяющего складывается впечатление о пишущем, как о не грамотном и небрежном ребёнке.
Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком. Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма увеличивается с каждым годом и составляет 25-30% причем это дети, имеющие непроходящие трудности обучения.
П роцесс письма связан с участием всех участков коры головного мозга , хотя их роль в различных видах письма не одинакова. Нарушения некоторых областей коры головного мозга ведут к различным расстройствам письма и письменной речи.
Речедвигательный ( произношение) Речеслуховой ( отбор нужной фонемы ) Зрительный ( отбор нужной графемы ) Двигательный ( перевод графемы в кинему) В процессе письма участвуют четыре анализатора :
К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли коры . Для формирования навыка ПИСЬМА требуется, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. При этом любой навык имеет свои специфические сферы, которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования навыка .
Овладение процессом письма часто осложняется тем, что у детей 6–7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев , несовершенна нервная регуляция движений , низкая выносливость к статическим нагрузкам (непременной составляющей письма).
Кроме того, у многих детей не сформированы механизмы пространственного восприятия зрительной памяти зрительно-моторной координации звукобуквенного анализа , что создает дополнительные трудности при овладении письменной речью.
Для овладения навыком письма необходимо соблюдать следующие правила: Локоть и кисть ведущей руки лежат на столе Кисть повернута книзу с опорой на мизинец Пальцы располагаются близко к отточенному концу карандаша Тетрадь лежит с наклоном, угол листа направлен в середину груди Линии ведутся вниз с нажимом, вверх без нажима, обратно движение не проводится Движение руки строго ограничены.
Приемы письма: 1) умение сравнивать образец с результатом письма; 2) приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную ; 3) приемы написания букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения ); 4) приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и так далее);
5) приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке; 6) письмо букв между линиями строки и на линии; 7) начало письма. Запоминание строки; 8) приемы правильного наклона письма. Приемы письма:
Существует несколько основных методов обучения письму: копировальный, линейный, генетический, ритмический, аналитико-синтетический . Каждый из перечисленных методов обучения имеет свои достоинства и недостатки. Только применение их в комбинированном виде может дать оптимальные результаты .
Копировальный (или стиграфический ) способ заключается в обвединении букв, напечатанных в специальных тетрадях (точками или бледными чернилами) или написанных от руки учителем карандашом.
Линейный метод облегчает учащимся усвоение правильного написания букв и развивает глазомер. На начальной стадии разлиновка помогает учащимся выработать некий «канон» в соблюдении определённого наклона, размеров, пропорций букв и правильного соединения элементов.
«Ячейка» образуется верхними, нижними и косыми линиями, рассчитана на букву или элемент буквы, задаёт им пропорции, чёткость начертаний и наклон. Её границы служат как бы подпорками, поддерживающими ещё неокрепшую руку ребёнка, и ориентирами для несформировавшегося глазомера.
Тактический (ритмический) метод – это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. Этот метод удобен для работы со всем классом, повышает интерес к занятиям , развивает уверенность и плавность движений руки, способствует установлению нужной скорости письма, но при ограниченном его применении.
Учитель задаёт ритм « и- раз – и – два – и…» При письме основных штрихов – счёт «раз» и нажим, счёт «и» - соединительный штрих без нажима, расслабление .
Остаётся вопрос последовательности изучения написания букв. Здесь противостоят друг другу два метода: генетический и аналитико-синтетический . Поскольку в современной школе обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом , то после знакомства с правилами посадки и пользования инструментами письма, а так же научения писать некоторые элементы букв, детей учат писать строчные и заглавные буквы в том порядке, в котором они изучаются в букваре.
Генетический способ заключается в изучении букв в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности. Об этом способе упоминалось еще в XVI веке немецким художником Дюрером . Он доказывал, что все письмо состоит из определенного количества основных линий.
Генетический метод характеризуется следующими особенностями: 1. Письмо букв обязательно подготавливается предварительным изучением и освоением элементов . 2. Дети изучают написание букв не в алфавитном порядке, а в порядке возрастающей трудности их написания . 3. Обучение письму строится на основе генезиса, т.е. образование каждой следующей буквы путём присоединения нового элемента к предшествующей букве, предварительно усвоенного элемента, лежащего в основе новой группы букв, затем слога и слов.
Буквы, при изучении их начертания, разбирались на составляющие элементы и анализировались. Каждый элемент проговаривался, осмысливался, и в конце концов, формулировался алгоритм письма , который закрепляет образ буквы в сознании учеников. У каждой буквы алфавита есть своя формула, в которой чётко прописано , куда мы ставим ручку, куда ведём линию и где заканчиваем .
Метод Карстера – обучение письму путем прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. При применении этого метода достигаются свободные, уверенные и быстрые движения руки. Такие росчерки необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и развития свободы и легкости движения руки.
В практике широкого обучения ни один из рассмотренных методов в качестве единственного себя не оправдывает. Наилучшие результаты всегда достигаются путем разумного сочетания методов на определенных этапах обучения письму и чистописанию плюс альтернативные технологии.
В ажно сформировать осознанный «образ действия» - зрительно-двигательный образ буквы. Зрительно-двигательный образ буквы – это представление о целостном, относительно законченном движении руки при воспроизведении буквы на бумаге, которое осуществляется на основе зрительного представления о ее форме , знания последовательности начертания ее двигательных элементов.
В ремя движения на начальном этапе практически равно времени паузы, то есть на осознание действия , определение стратегии последующего действия необходимо такое же время, как и на выполнение самого движения.
О взаимосвязи каллиграфии и грамотности письма. При формировании навыков письма, в широком смысле этого слова, процесс овладения техникой письма практически невозможен без учёта требований грамотности всех производимых записей (грамотности орфографической, грамматической, речевой). Требование комплексного подхода к обучению письму обусловлено самой природой акта письма ..
Отсюда и неразрывная связь : прежде чем думать, как написать ту или иную букву, как её рационально соединить с предыдущей и последующей, нужно сначала решить вопрос, какую букву нужно писать. И чем меньше на это будет затрачено времени и усилий ученика, тем больше внимания будет уделено достижению четкости начертаний букв, правильности их соединений, ритмичности, связности письма, что особенно важно в первые годы обучения.
Факторы, влияющие на качество почерка. Отношения к обучению письму. Обычно, как отмечают многие исследователи, в первые годы обучения качество письма соотносится с успехами учащихся в учебе вообще. Общая старательность сказывается и на старательности по усвоению графических навыков письма . 2. На более поздних ступенях обучения эти зависимости не столь однозначны. Но и в младших классах иногда можно отметить расхождение между тем, как учится ученик по русскому языку, математике, и его успехами по чистописанию. Некоторые даже хорошо успевающие ученики не хотят писать лучше, спешат и пишут небрежно .
Факторы, влияющие на качество почерка . Некоторые дети пишут значительно медленнее, чем этого требует программа по русскому языку. В результате они спешат, нарушая правила каллиграфии. Так, с самого начала обучения у этих учащихся начинается ломка почерка.
4. Плохо успевая в чтении, в русском языке, ученики с нормальной скоростью письма вместе с тем, задерживаются при решении заданий по русскому языку, чтению и др., не успевают решать графические задания и пишут небрежно . 5. Отдельные учащиеся, даже старательные, не могут хорошо писать в силу каких – то заболеваний, нарушения зрения или моторики .
Еще один вывод нужно сделать,– нельзя формировать темп, скорость письма. Психологами было установлено: у шестилетних детей в течение всего первого года обучения при требовании «пиши быстрее» скорость самого движения не увеличивается, а лишь сокращается время микропаузы , то есть то время, которое необходимо для осознания движения, закрепления его и собственно формирование навыка письма.
Для автоматизации навыка письма большое значение имеет соблюдение принципа повторности , который осуществляется в основном в упражнениях . Всякий навык закрепляется и совершенствуется, приобретает скорость и точность в процессе упражнения.
Еще одним условием успешного обучения каллиграфии следует считать формирование у младших школьников внутренней потребности в аккуратном, разборчивом, эстетически выдержанном оформлении всех выполняемых записей.
Дети, владеющие искусством каллиграфии, становятся усидчивее, аккуратнее, внимательнее, увереннее в своих силах, развивается эстетический вкус . Они и учиться начинают лучше, поскольку помимо красивого почерка происходит развитие личности .
Развитие межполушарного взаимодействия: - Перекресные движения ( «Лезгинка», «Нос-ухо», «Цыганочка»..) -рисование двумя руками - «Ленивая восьмёрка»
Развитие зрительно-пространственного ориентирования Схема собственного тела . Определение направлений в пространстве. Линейная последовательность ряда. Графическое воспроизведение направлений.
Таки образом, для развития графо-моторных навыков необходимо работать в нескольких направлениях: Гимнастика пальцев и кистей рук; Ориентировка на листе бумаги; Формирование и развитие элементарных графических навыков .
Очень важно для овладения навыками письма развитие движений пальцев и кисти руки. Развитие пальцев и кисти достигается правильно организованным рисованием , лепкой, конструированием , что в дальнейшем очень поможет детям в овладении навыками письма .
Хороший эффект даёт комплекс несложных упражнений для развития мышц руки : Разведение и сведение пальцев рук; Одновременное и поочередное соприкосновение пальцев обеих рук; Круговые движения кистями рук в лицевой плоскости, вовнутрь и наружу; Отведение большого пальца левой и правой руки(одновременное и поочередное) и противопоставление его остальным пальцам ;
Противопоставление пальцев одной руки пальцам другой; Соединение пальцев обеих рук подушечками и пружинящие движения ладонями. Использование мелких эластичных игрушек, эспандеров, пищалок для сжимания и тренировки пальцев, мячиков, шариков, палочек.
Для закрепления зрительно-двигательного образа буквы: Конструирование букв( из элементов) Превращение отдельных элементов в буквы Рисование на песке, манке.
Прописи А.Кушнира серия «Педагогика здравого смысла» 1 выпуск «Сказки А.С.Пушкина » послужил тому , чтобы дети научились понимать рукописный текст. 2 выпуск «Школьные песни»- тексты песен отпечатаны прозрачными буквами –позволил освоиться с начертанием отдельных букв. 3 выпуск « Бабушкины песни» предназначен для работы с прозрачной бумагой(калькой) для освоения слитного написания. 4 выпуск « День Победы» предназначен для списывания с рукописного текста.
Спасибо за внимание! С наступающим Новым годом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на м/о по теме: "Учимся слушать и понимать друг друга".
Презентация составлена к выступлению на школьном методическом объединении учителей начальных классов....
Система работы педагога по формированию графо-моторного навыка у первоклассников
Моя работа посвящена изучению особенностей формирования графо-моторного навыка у первоклассников и разработке основных направлений коррекционной помощи по формированию графо-моторного навыка....
Советы родителям. Как научить первоклассника писать красиво и грамотно.
Данный материал содержит советы родителям " Как научить первоклассника писать красиво и грамотно"....
Конспект урока на тему"УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ"
Конспект урока по математике. Программа "Перспективная начальная школа"...
Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов
Навык письма у многих детей формируется с теми или иными трудностями. Известно, что письмо представляет собой результат сознательной психической деятельности, а овладение этим навыком предполагает вза...
Формирование графо-моторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью
Формирование графо-моторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостьюучитель-дефектолог -Харламова С.В.Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностя...
«Формирование графо-моторных функций у леворуких детей»
laquo;Формирование графо-моторных функций у леворуких детей»...