ФГОС НОО третьего поколени
статья (1 класс)
ФГОС НОО третьего поколения: связь воспитательного компонента с содержанием урока и внеурочной деятельности в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФГОС НОО третьего поколения: связь воспитательного компонента с содержанием урока и внеурочной деятельности в 1 классе».
ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования. По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.
Основной задачей ФГОС является создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.
ФГОС также обеспечивает преемственность образовательных программ. Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы.
ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации. Под эту необходимость попадают не только государственные, но и частные учебные заведения. Ведь все они подчиняются закону «Об образовании в Российской Федерации».
Три поколения стандартов
ФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись.
Первое поколение ФГОС
Были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро устарел. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы.
Отличия ФГОС первого и второго поколения | |
2004 | 2009 |
|
|
Позиция сравнения | Первое поколение ФГОС | Второе поколение ФГОС |
Знание | Передается в готовом виде: преподаватель говорит, ученики записывают | Ученик активно участвует в процессе получения знаний |
Обучение | Система знаний как бы существует в вакууме | Работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни |
Учение | Односторонняя коммуникация учитель → ученик | Чтобы овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают совместную работу |
Сотрудничество | Единоличное руководство учителя | Ученики участвуют в выборе содержания и методов обучения |
Второе поколение образовательных стандартов
ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год и действовали до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам 2 поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.
Отличия ФГОС второго и третьего поколения | |
2009 - 2012 | 2021 |
|
|
Третье поколение ФГОС
Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения осуществлён в сентябре 2022 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018 года. Рассмотрим подробнее отличия ФГОС второго и третьего поколения.
Новый ФГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС утверждены и вступили в действие с 1 сентября 2022 года в каждой школе, а обучающиеся, которые были приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, учатся уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
Чем они отличаются от предыдущих?
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.
Новые стандарты образования в России: ключевые изменения
Есть и несколько интересных нововведений, которые с 1 сентября 2022 года коснулись всех учеников 1-9 классов.
1. Второй иностранный язык станет необязательным
Теперь для того, чтобы ребенок изучал второй иностранный язык (например, французский или немецкий), нужно, чтобы совпали 2 условия:
1. Родители учеников подали заявление на изучение иностранного языка;
2. В школе есть необходимые для этого условия: учителя, пособия и т. д.
Иными словами, второй язык стал, по сути, предметом по желанию. Родители сами должны решать, нужно ли их ребенку знание еще одного языка.
2. Дети начнут изучать финансовую грамотность
Отдельных занятий по финансовой грамотности не будет. Предполагается, что ее элементы включат в математику, обществознание и другие предметы. Школьников научат правильно вести расчеты, анализировать семейный бюджет и планировать расходы. Дети также будут разбираться в особенностях предпринимательской деятельности.
Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты.
Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик. Например, в рамках предмета «Информатика» следует понимать назначение языков программирования Python, C++, Паскаль, Java и С#.
- Появление нового понятия «функциональная грамотность»
Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»
К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.
Чтобы функциональная грамотность оперативно вошла в школьную программу, выпустили специальную методичку. Подход коснется всех уровней школы.
Единство обучения и воспитания
Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.
Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.
- Например, патриотическое воспитание
«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.
Летом 2021 года СМИ активно освещали включение воспитания патриотизма во ФГОС третьего поколения. Тогда у инициативы были только общие контуры, и родители не знали что ждать. Сейчас понятно, что патриотизм понимается как:
- интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
- ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации комфортной образовательной среды в реализации ФГОС третьего поколения.
Комфортное состояние учащихся в школе - одно из условий повышения эффективности обучения.Комфортное состояние – это не внешнее бездействие или полное расслабление, напротив, это активное состоян...
Преподавание курса " математики" в условиях реализации ФГОС третьего поколения
В настоящее время реализуется новый подход к образованию, который сконцентрирован и направлен на успешность во время обучения.По новому ФГОС школьники должны быть вовлечены в исследовательские п...
Новый ФГОС третьего поколения: изменения стандартов
Сравнительный анализ Примерной РП (проект) и содержание учебников по УМК «Школа России»...
ФГОС третьего поколения
Презнтация к педсовету...
Программа по окружающему миру для 1 класса (программа "Начальная школа XXI века") по ФГОС третьего поколения
Программа по окружающему миру для 1 класса (программа "Начальная школа XXI века") по ФГОС третьего поколения, выполнена в конструкторе рабочих программ. С КТП, указанием вида деятельно...
Рабочая программа по ФГОС третьего поколения, с 1-4 класс
Рабочая программа по музыке ,для 1 класса....
Буклет ФГОС НОО третьего поколения 2021
Буклет разработан опираясь на ФГОС НОО третьего поколения 2021...