Особенности организации комфортной образовательной среды в реализации ФГОС третьего поколения.
статья
Комфортное состояние учащихся в школе - одно из условий повышения эффективности обучения.
Комфортное состояние – это не внешнее бездействие или полное расслабление, напротив, это активное состояние с определённой мобилизацией нервных и психических функций человека, которая способствует их длительному сохранению и развитию. «Комфортный» - такой, который благоприятно отражается на самочувствии, доставляет приятное ощущение [1, 48-64].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
baykova_n.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Байкова Н.Э.
Зам директора по УВР начальных классов 171 гимназии
Учитель начальных классов
Особенности организации комфортной образовательной среды
в реализации ФГОС третьего поколения.
Комфортное состояние учащихся в школе - одно из условий повышения эффективности обучения.
Комфортное состояние – это не внешнее бездействие или полное расслабление, напротив, это активное состояние с определённой мобилизацией нервных и психических функций человека, которая способствует их длительному сохранению и развитию. «Комфортный» - такой, который благоприятно отражается на самочувствии, доставляет приятное ощущение [1, 48-64].
Дискомфортное состояние у учащихся возникает при переходе с первой ступени на вторую. Дети рады, полны решимости свернуть горы, их не пугают трудности, они готовы их преодолевать. А год за годом происходит то, что не вполне оправдывает детские ожидания. Проблема преемственности между начальной школой и средним звеном долгое время тревожит и учителей, и родителей.
Очень образно процесс преемственности описали А. Эйнштейн и Л. Инфельд: «… это не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожиданные связи между нашей отправной точкой и ее богатым окружением. Но точка, от которой мы отправлялись, еще существует и может быть видна, хотя она, кажется меньше и составляет крохотную часть открывшегося нашему взгляду обширного ландшафта».
После беседы с психологом я поняла, что дети, так же как и их родители, страдают от страхов, избыточных нагрузок, сильного психологического давления, в итоге каждый третий ребёнок испытывает стресс. И самый сильный - это школьный стресс, 20 - 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано со школой, с некомфортными условиями процесса обучения. Я, думаю, слова С. Харрисона оказались бы здесь к месту: "Мы настолько увлеклись обучением своих детей, что забыли о том, что самая суть образования ребёнка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе".
Учителя предметники понимают преемственность, как взаимную связь разных этапов обучения, в основу которых положены единые психолого-педагогические характеристики. Все то, что заложено учителями начальной школы (бережно и нежно воспитанные и ростки) следует трепетно оберегать, помогать им расти и крепнуть. Взаимные упреки учителей ни к чему не приводят. Не следует искать виновных, надо создать детям условия безболезненно преодолевать данную проблему.
В течение учебного года выпускного 4 класса начальной школы учителям предметникам необходимо посещать уроки, полезно понаблюдать за работой учащихся, за особенностями работы учителя и учащихся на уроке присмотреться к отдельным учащимся, внимательно понаблюдать за требованиями предъявляемыми учителем. Обратить внимание на объем и глубину содержания, какая подготовка предшествовала уроку. Важно отметить, как учитель ведет урок, темп, доступность изложения материала, и множество других моментов. Следует помнить, что отношение учителя к предмету непосредственно влияет на качество преподавания и результаты обучения. Обратить внимание, как используется метод совместных оценок «Учитель – ученик», «ученик- ученик». А так же, как учитель общается с детьми, и как дети относятся к учителю вне урока. Учителю предметнику провести несколько уроков в данном классе, обозначить новые возможности ведения урока, введения и опроса темы. Желательно провести совместные математические олимпиады или тематические праздники, родительские собрание, как в конце 4 класса, так и в начале 5 класса.
Необходимы взаимопосещения уроков. Учителю начальной школы следует посетить ряд уроков учителя предметника. Присмотреться к его профессиональной деятельности, умению работать с подростками. Конкретно для каждой пары « учитель начальной школы - учитель предметник» разработать программу переходного этапа, которая будет затрагивать конец 4 класса и начало 5 класса. В данной программе хорошо отразить не только формы и методы подачи материала, контроля и оценивания, но следует включить и психолого-педагогические характеристики, как деятельности учителей, так и возможностей учащихся.
Многолетний опыт работы показывает, что формирование новых знаний с опорой на знакомый учащимся материал, с использованием знакомых им оборотов речи, иногда даже копирование или подражание учителю начальной школы, к которому дети так привыкли, дает хороший результат. Постепенно на знакомый детям материал начальной школы, накладывается новая математическая терминология, одновременно это помогает развивать логическое и аналитическое мышление, умение обобщать и делать выводы. Знания, полученные учащимися в начальной школе, выходят на новый качественный уровень, дополняются новыми теоретическими сведениями. Совместные усилия учителей начальной школы и учителей среднего звена по определению единых требований к ответу ученика, формам и методам контроля, при обязательном постепенном разъяснении детям этих требований, на переходном этапе, дают хорошие результаты. Очень полезно проведение совместных семинаров о возрастных особенностях развития детей данного возраста.
Сфера взаимоотношений учитель-ученик неоднозначно переживается каждым учеником и учителем предметником. Дети начальной школы привыкли, что результаты их учения оценивает их любимый и единственный учитель. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки. А теперь учителей, которые оценивают знания учащегося, стало много и все разные, они не похожи на того родного и любимого, первого учителя. При этом опытные учителя средней школы знают, что по классу легко угадывается, какой учитель начальной школы их обучал.
Итак, задача учителей начальной школы и учителей среднего звена максимально снизить дискомфорт учащихся на переходном этапе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель внеурочной деятельности в образовательном учреждении при реализации ФГОС второго поколения
Реализация программ по внеурочной деятельности....
Ваш ребёнок – первоклассник! Реализация ФГОС второго поколения в образовательной системе «Школа 2100»
Образовательная система «Школа 2100» соответствует основным принципам государственной политики российского образования изложенного в Законе РФ «Об образовании», в Федеральных государственных стандарта...
Создание комфортной образовательной среды как основное педагогическое условие обеспечения высокого качества образовательного процесса. е
В данной статье говорится о способах достижения комфортной образовательной среды в начальной школе для повышения качества образовательно процесса....
Реализация ФГОС второго поколения в образовательной системе «Школа 2100"
В докладе представлены основные аспекты по реализации ФГОС в ОС "Школа 2100"...
Преподавание курса " математики" в условиях реализации ФГОС третьего поколения
В настоящее время реализуется новый подход к образованию, который сконцентрирован и направлен на успешность во время обучения.По новому ФГОС школьники должны быть вовлечены в исследовательские п...
Реализация ФГОС третьего поколения
Реализация ФГОС третьего поколения...
Выступление на ГМО учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность как средство повышения учебной мотивации в начальной школе в рамках реализации ФГОС третьего поколения»
Выступление на ГМО учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность как средство повышения учебной мотивации в начальной школе в рамках реализации ФГОС третьего поколения»...