Новый ФГОС третьего поколения: изменения стандартов
статья
Сравнительный анализ Примерной РП (проект) и содержание учебников по УМК «Школа России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.sravnenie_prp_i_umk-_shkola_rossii_._word.docx | 45.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Сравнительный анализ Примерной РП (проект) и содержание учебников по УМК «Школа России» | ||||||
Примерная РП (проект) | Учебники УМК «Школа России» | |||||
Предметная область | «Русский язык» | «Русский язык» «Азбука» 1класс Горецкий В. Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. .- М. «Просвещение», -2021 | ||||
Цель изучаемого предмета | - приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно- нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; - предметные результаты ориентированы у обучающихся на применение знаний, умений и навыков в элементарных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать сформированность языковой компетенции; - осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; | - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; - формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. | ||||
Вывод | Цель изучаемого курса «Русский язык» в Примерной РП (проект) и УМК «Школа России» совпадает, но Примерная РП (проект) раскрывает более значимые приоритеты - осознание духовно-нравственных ценностей народа. | |||||
Место курса в учебном плане Количество часов Русский язык | 165 (5часов в неделю) | 132 (4 часа в неделю) | ||||
Вывод | Количество часов выделяемых на изучение предмета «Русский язык» не совпадает. В Примерной РП (проект) количество часов на изучение предмета больше, выделены часы – резерв, по УМК «Школа России» часы – резерв не предусмотрены. | |||||
Содержание учебного предмета | Содержание рабочей программы составлено таким образом, что достижение младшими школьниками как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и перспективность в освоении областей знаний, которые отражают ведущие идеи учебных предметов основной школы и подчёркивают пропедевтическое значение этапа начального образования, формирование готовности младшего школьника к дальнейшему обучению. | Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. | ||||
Тематическое планирование | Обучение грамоте:
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам. | Обучение грамоте:
| ||||
Вывод | Содержание учебного материала в Примерной РП (проект) отличается, изучаемый материал представлен конкретно, различие в количестве часов. | |||||
Предметная область | «Литературное чтение» | «Литературное чтение» «Литературное чтение» 1класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. .- М. «Просвещение» -2021 | ||||
Цель изучаемого предмета | -формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества; -достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития; -осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; -первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; | -овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; -совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; -развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; -развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; -формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; -формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран. | ||||
Вывод | Цели изучаемого курса Примерной РП (проект) и УМК «Школа России» не совпадают. Цели Примерной РП (проект) ориентированы на понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей, традиций, отражающих сформированность на необходимом для продолжения обучения уровне читательской компетентности. | |||||
Место курса в учебном плане Количество часов Литературное чтение | После периода обучения грамоте начинается изучение предмета «Литературное чтение» как самостоятельный предмет, в 1 классе отводится 40 часов, по УМК «Школа России» отводится 40 часов, количество часов совпадает. | |||||
Тематическое планирование | Литературное чтение (40 ч):
| Литературное чтение (40 ч):
| ||||
Вывод | Содержание учебного материала в Примерной РП (проект) отличается, тематика учебного материала расширена. Количество часов на изучение предмета «Литературное чтение» одинаковое. В Примерной РП (проект) более подробно определены изучаемые разделы курса.На изучение предметного курса «Литературное чтение» по УМК «Школа России» выделено меньше разделов, темы перекликаются с некоторыми темами представленными в Примерной РП (проект). | |||||
Предметная область | «Математика» | «Математика» УМК «Школа России» М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова Математика. 1 класс.- М. «Просвещение»,2019-2021Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Математика. 2-4 класс.- М. «Просвещение»,2019-2021 | ||||
Цель изучаемого предмета | 1. Обеспечение личностного развития обучающихся, включая становление их российской идентичности, формирование представлений о месте Российской Федерации в мире, её исторической роли, культурном и технологическом развитии. 2. Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий. 3. Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно- неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события). 4. Обеспечение математического развития младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.). 5. Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни. | - Математическое развитие младших школьников. - Формирование системы начальных математических знаний. - Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности. | ||||
Вывод | Цели изучаемого курса Примерной РП (проект) и УМК «Школа России» не совпадают. В Примерной РП (проект) цели изучения предмета более конкретные и четкие, одной из целей является формирование функциональной математической грамотности младшего школьника | |||||
Место курса в учебном плане Количество часов Математика | Общее число, отведенное на изучение математики в каждом классе начальной ( 4 4 часа в неделю в 1 классе —132 часа. Количество часов совпадает. | |||||
Содержание учебного предмета | Основное содержание обучения в примерной программе представлено разделами: 1.Числа и действия над ними. 2.Величины и действия над ними. 3.Текстовые задачи. 4.Пространственные представления и геометрические фигуры. 5.Работа с информацией. | Содержание учебного предмета Содержание обучения представлено разделами: 1.Числа и величины. 2.Арифметические действия. 3.Работа с текстовыми задачами. 4. Пространственные отношения. Геометрические фигуры. 5.Работа с информацией. | ||||
Вывод | Разделы различаются. В примерной РП (проект): «Числа и действия над ними», «Величины и действия над ними»; в программе по «Школе России»: «Числа и величины», «Арифметические действия» | |||||
Тематическое планирование | 1 -4 класс. 1.Числа и действия над ними 2.Величины и действия над ними 3.Текстовые задачи 4.Пространственные представления и геометрические фигуры 5.Работа с информацией | 1 класс (132 ч) 1.Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 ч) 2. Числа от 1 до 10. Нумерация (28 ч) 3.Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (56 ч) 4.Числа от 1 до 20. Нумерация (12 ч) 5.Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание (22 ч) 6.Итоговое повторение (6 ч) 2 класс (136 ч) 1.Числа от 1 до 100. Нумерация (18 ч) 2.Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (75 ч) 3.Числа от 1 до 100. Умножение и деление (43 ч) 3 класс (136 ч) 1.Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (8 ч) 2.Табличное умножение и деление (56 ч) 3.Внетабличное умножение и деление (27 ч) 4.Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч) 5.Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 ч) 6.Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (12 ч) 7.Итоговое повторение (10 ч) 4 класс (136 ч) 1.Числа от 1 до 1000. Повторение (12 ч) 2.Числа, которые не больше 1000 3.Нумерация (11 ч) 4.Числа, которые больше 1000. Величины (17 ч) 5.Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (10 ч) 6.Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (73 ч) 7.Итоговое повторение (13 ч) | ||||
Вывод | Названия, последовательность изучения тем в учебниках по программе «Школа России» отличаются от Примерной РП (проект). | |||||
Предметная область | «Окружающий мир» | «Окружающий мир» УМК «Школа России» А.А.Плешаков Окружающий мир 1-3 класс- М. «Просвещение»,2019-2021 А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова Окружающий мир 4 класс-М.»Просвещение», 2019 | ||||
Цель изучаемого предмета | - формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; развитие способности ребёнка к социализации на основе принятиягуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. | формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально научного познания и эмоционально -ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. | ||||
Вывод | В Примерной РП (проект) по предмету «Окружающий мир» по новым стандартам цели изучения предмета более конкретные и четкие. | |||||
Место курса в учебном плане Количество часов Окружающий мир | 1 класс — 66 ч Количество часов совпадает. | |||||
Содержание учебного предмета | В содержании учебного предмета «Окружающий мир» три раздела «Человек и общество», «Человек и природа» , «Правила безопасной жизни» | В РП «Школа России» три раздела «Человек и общество», «Человек и природа» , «Правила безопасной жизни» | ||||
Вывод | В содержании учебного предмета «Окружающий мир» в примерной РП (проект) и в программе по «Школе России» разделы совпадают. | |||||
Тематическое планирование | 1-4 классы 1.Человек и общество. 2.Человек и природа. 3.Правила безопасной жизни. В тематическом планировании прописывается количество часов по разделам по классам. | Название разделов в учебниках А.А. Плешакова Окружающий мир, -М.Просвещение,2019 1 класс 1.Что и кто? 2.Как, откуда и куда? 3.Где и когда? 4.Почему и зачем? 2 класс 1.Где мы живем. 2. Природа. 3Жизнь города и села. 4. Здоровье и безопасность. 5 Общение. 6. Путешествия. 3 класс 1.Как устроен мир. 2.Природа. 3.Мы и наше здоровье. 4.Наша безопасность. 5.Чему учит экономика. 6.Путешествие по городам и странам. 1.Земля и человечество. 2.Природа России. 3.Родной край — часть большой страны. 4. Страницы всемирной истории. 5.Страницы истории России. 6.Современная Россия | ||||
Вывод | Названия, последовательность изучения тем в учебниках по программе «Школа России» отличаются от Примерной РП (проект). | |||||
Предметная область | «Технология» | «Технология» «Технология» 1 класс Лутцева Е.А. Зуева Т.П.- М. «Просвещение», -2021 | ||||
Основной целью предмета является успешная социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений, представленных в содержании учебного предмета. | Цель изучения курса технологии — развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека. | |||||
Цель изучаемого предмета | Цели изучаемого курса Примерной РП (проект) и УМК «Школа России» совпадают. Приобретение первоначального опыта практической деятельности на основе овладения технологическими знаниями. Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда, социализация. | |||||
Место курса в учебном плане Количество часов Технология | 33 (1час в неделю) | 33 (1 час в неделю) | ||||
Вывод | Количество часов выделяемых на изучение предмета «Технология» совпадает. | |||||
Содержание учебного предмета | Содержание обучения раскрывается через модули, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на- чальной школы. Приведён перечень универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, формирование которых может быть достигнуто средства- ми учебного предмета «Технология» с учётом возрастных особенностей обучающихся начальных классов. | Содержание курса закладывает основы технологического образования, которые позволяют дать учащимся первоначальный опыт преобразовательной художественно - творческой деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания, и создают условия для активного освоения детьми технологии ручной обработки доступных материалов, современных информационных технологий, необходимых в повседневной жизни современного человека. | ||||
Вывод | Содержание учебного материала в Примерной РП (проект) существенно не отличается. В Примерной РП (проект) более подробно определены изучаемые разделы курса. | |||||
Тематическое планирование | 1. Технологии, профессии и производства (6) 2. Технологии ручной обработки материалов: технологии работы с бумагой и картоном; технологии работы с пластичными материалами; технологии работы с природным материалом; технологии работы с текстильными материалами; технологии работы с другими доступными материалами (15) 3. Конструирование и моделирование: работа с «Конструктором»; конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов; робототехника (10) 4. Информационно-коммуникативные технологии (2) | 1.Природная мастерская (9ч) 2.Пластилиновая мастерская (4ч) 3.Бумажная мастерская (15ч) 4.Текстильная мастерская (5ч) | ||||
Предметная область | «Изобразительное искусство» | «Изобразительное искусство» Изобразительное искусство» 1класс Б.М. Неменского— 4-е изд. — М.: Просвещение, 2016. | ||||
Цель изучаемого предмета | Цель преподавания предмета состоит в формировании художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения на- чальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся. | Формирование духовно-нравственных качеств личности — это основная магистральная цель художественно-эстетического образования в общеобразовательной школе. | ||||
Вывод | Цели изучаемого курса совпадают: Сформировать художественно-эстетическое развитие младшего школьника. | |||||
Место курса в учебном плане Количество часов Изобразительному искусству | предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» | |||||
33 (1час в неделю) | 33 (1 час в неделю) | |||||
Содержание учебного предмета | Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета | Содержание учебника построено как системное овладение ребёнком художественно-практическими на- выками, т. е. умениями рисовать, лепить, строить из бумаги. Практические умения и навыки понимаются как средства художественной выразительности, как язык творческого высказывания и приобщения к художественной культуре. | ||||
Тематическое планирование | Модульное изучение предмета без распределения часов:
| Ты изображаешь 1класс
| ||||
Вывод | Преподавание предмета в Примерной РП (проект) и УМК «Школа России» направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнение стандартов 2004 г. и ФГОС второго поколения. Изменения в содержании образования и в подходах к преподаванию.
6 октября 2009 года в развитии образовательной системы России начинается новый этап. Мы начинаем работать по ФГОС второго поколения. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что осно...
Особенности организации комфортной образовательной среды в реализации ФГОС третьего поколения.
Комфортное состояние учащихся в школе - одно из условий повышения эффективности обучения.Комфортное состояние – это не внешнее бездействие или полное расслабление, напротив, это активное состоян...
Преподавание курса " математики" в условиях реализации ФГОС третьего поколения
В настоящее время реализуется новый подход к образованию, который сконцентрирован и направлен на успешность во время обучения.По новому ФГОС школьники должны быть вовлечены в исследовательские п...
ФГОС третьего поколения
Презнтация к педсовету...
Новый ФГОС третьего поколения: изменения стандартов.
Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответс...
Обновленный ФГОС третьего поколения: изменения стандартов
Министерством просвещения утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО со...
ФГОС третьего поколения: изменения стандартов НОО
Современное образование находится на этапе перехода к новому стандарту, в котором предусматривается «глобальное» изменение приоритетов. В процессе обновляются цели, задачи и содержание обу...