Рабочая программа по предмету «Речевая практика» 1 класс
методическая разработка (1 класс)
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа ориентирована на учебники С.В. Коморова Речевая практика, Москва «Просвещение» 2018.
Согласно учебному плану на изучение Речевой практике в 1 классе отводится 66 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rech_praktika.docx | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
школа - интернат VIII вида № 3 «Развитие» муниципального образования
городской округ Люберцы Московской области
140009 Московская обл., Люберецкий р-н, г.п. Красково, д. Марусино, ул. ……..
тел./факс (499)…………., e-mail: …………...
«Рассмотрено» Председатель МО …………. ________________________ Протокол № ___ «27» августа 2020г. | «Согласовано» На педагогическом совете Зам. директора по УВР ………………. ______________________________ Протокол № ____ «27» августа 2020 г. | «Утверждаю» Директор МОУ школа-интернат VIII вида №3 «Развитие» ………….. ___________________________ Приказ № _____ «27» августа 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Речевая практика»
для обучающихся 1а класса
Разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вариант 1
Составитель:
Жучкова Светлана Валерьевна
учитель начальных классов
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа ориентирована на учебники С.В. Коморова Речевая практика, Москва «Просвещение» 2018.
Согласно учебному плану на изучение Речевой практике в 1 классе отводится 66 часов.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189, с последующими изменениями от 29.06.2011; от 25.12.2013; от
24.11.2015);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
-Учебного плана образовательного учреждения, принятого на педагогическом совете.
-Письмо Минобрнауки 15.10.2015 №08-ПГ-МОН-37849
Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи обучения в первом классе:
- учить школьников понимать и четко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу,
- развитие интонационной выразительности речи детей, совершенствования их лексики, грамматического строя речи, формирование простейших умений в части построения связного монологического высказывания.
Общая характеристика учебного предмета
На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.
Подраздел «Аудирование и понимание речи» направлен на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения той информации, которая заложена в устном высказывании. Воспитание этого умения влияет на выразительность речи учащихся, развивает внимательное отношение к слову, а в дальнейшем способствует правильному восприятию и лучшему пониманию информации по любому учебному предмету.
Материал, включенный в подраздел «Аудирование и понимание речи», реализуется на каждом уроке речевой практики в виде самостоятельных тренировочных упражнений (в т.ч. артикуляционной гимнастики) или сопровождает задания других подразделов. Например, выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка – миска); выбор картинки по ее описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции, слушание и понимание текста, читаемого учителем и т.д.
Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на выработку у школьников четкости произносительной стороны говорения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.
Подразделы «Базовые формулы речевого общения» и «Примерные темы речевых ситуаций» являются ведущими с точки зрения организации работы по развитию собственно устной разговорной речи. В содержание подразделов включен перечень базовых формул речевого этикета, над формированием которых осуществляется работа в дополнительном классе, а также примерные темы речевых ситуаций, связанных с учебной жизнью и бытом детей. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя таким образом различные варианты речевого поведения в типичных сферах коммуникации людей.
Предлагаемая в программе проблематика речевых ситуаций является примерной и может изменяться учителем в зависимости от особенностей жизни и интересов школьников
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для дополнительного первого класса (I')-IV классов, курс речевой практики в первом классе рассчитан на 66 ч. (33 учебные недели).
Количество часов в неделю, отводимых на уроки речевой практики в первом классе, определено Примерным недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для дополнительного первого класса (I')-IV классов и составляет 2 ч. в неделю.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
В 1 КЛАССЕ
Предметные результаты Обучающийся научится:
- выполнять задания по словесной инструкции;
- называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками;
- внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
- соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
- уметь сообщить свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома;
- уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;
- слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
- понимать содержание детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
- выбирать правильные средства интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывать свои просьбы и желания; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
- составление рассказов с опорой на картинный или картинно- символический план.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» В 1 КЛАССЕ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.
Аудирование и понимание речи
Выполнение двухчленных инструкций по заданию учителя: сядь за парту и достань книгу, возьми тетради на столе и раздай их, возьми вазу и поставь в нее цветы и т.д.
Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: жа-жа-жа – есть иголки у ежа; ша-ша-ша – мама моет малыша; тра-тра-тра – мы проспали до утра; тру-тру-тру – со скамейки пыль сотру.
Выбор из двух близких по содержанию картин той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль. - Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку. - Лена спускалась с горки.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.
Дикция и выразительность речи
Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение.
Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (2 – 3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.
Различение громкой и тихой речи в игре, в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения в изменении темпа речи в соответствии с заданной ситуацией, типа: бабушка медленно спрашивает: Ты…куда…идешь, внучка? Внучка быстро отвечает: Я бегу к подружке.
Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).
Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей, в ситуациях с заданным содержанием.
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.).
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Приглашение, предложение. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома»: «Готовимся к празднику», «Новогодние чудеса», «Надо, надо умываться…», «Помощники», «Спокойной ночи!», «Доброе утро!» . «Весенние праздники»
«Я и мои товарищи»: «Знакомство во дворе», «Теремок», «В магазине игрушек», «Заячья избушка», «Петушок и бобовое зернышко»
«Я за порогом дома»: «Давайте познакомимся!», «Знакомство в гостях», «Покупка школьных принадлежностей», «Зимняя прогулка», «День Победы»
№ урока, тема | Содержание и форма организации учебных занятий | Вид деятельности обучающегося |
1-4. Давайте знакомиться. | Знакомство, приветствие (беседа, игры «Наши имена», «Приветствие», хоровод) Ведение в ситуацию (беседа с на привлечением личного опыта, ответы вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы). Знакомство с основными правилами поведения в диалоге, при знакомстве: собеседники приветливо смотрят друг на друга, первым представляется старший (тренировочные упражнения в изображении доброжелательное выражения лица с использованием зеркал, игра «Подари улыбку», конструирование диалогов на основе иллюстраций, моделирование диалогов учитель-ученик) Закрепление полученных знаний (экскурсии в школьные кабинеты с целью знакомства с учителями, моделирование диалогов, в т.ч. с использованием игрушек, как героев ситуации). Обобщающая беседа. | Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями. Выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя. Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; |
5-8. Знакомство во дворе. | Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы, работа с условно-графическими изображениями) Разучивание чистоговорки. Закрепление правил поведения при знакомстве (конструирование диалогов по серии картин, ролевые игры по теме ситуации, в т.ч. с использованием игрушек как героев ситуации) Составление рассказа по теме ситуации (игра «Дополни предложение») Обобщающая беседа | Выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения. Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями. |
9-12. Теремок. | Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки) Разучивание чистоговорки. Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации) Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, ролевая игра-хоровод по сюжету сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма) Инсценированные сказки. Обобщающая беседа | Понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; Восприятие на слух сказок и рассказов. Выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения. |
13-16. Знакомство в гостях. | Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, составление предложений, работа с условно-графическими изображениями) Сообщение правил этикета при знакомстве со взрослым в гостях (рассказ учителя, тренировочные упражнения в использовании этикетных фраз и жестов, конструирование диалогов, моделирование диалогов учитель – ученик, ученик – ученик, проигрывание диалогов с использованием игрушек как героев ситуации) Ролевые игры по теме ситуации («Кукла встречает гостей и др.) Коллективное составление рассказа с опорой на иллюстрации и условнографические схемы предложений Беседа с привлечением личного опыта «Как я ходил в гости» Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на символический план | Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка. Высказывание своих просьб и желаний. Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал. |
17-20. Покупка школьных принадлежностей. | Уточнение и обогащение словарного запаса по теме ситуации (называние предметных картинок, подбор прилагательных, составление словосочетаний, предложений, игры «Ещё какой (ая)?», «Подбери пару», «Отгадай мою покупку», работа с условно-графическими изображениями) Разучивание чистоговорки Знакомство с правилами поведения в магазине (беседа с элементами рассказа) Закрепление полученных знаний (конструирование возможных диалогов в магазине с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов) Ролевые игры по теме ситуации («Магазин «Школьник») Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на символический план | Высказывание своих просьб и желаний. Выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения. Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка. |
21-22. В магазине игрушек. | 1. Уточнение и обогащение словарного запаса по теме ситуации (составление и называние разрезных картинок, подбор прилагательных, составление словосочетаний, предложений, игры «Ещё какой (ая)?», «Отгадай мою игрушку», работа с условно-графическими изображениями) 2. Разучивание стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку» 3. Введение в ситуацию (беседа на основе личного опыта, с опорой на иллюстрации, в т.ч. дополнение иллюстрации) 4. Перенос полученных знаний о правилах поведения в магазине в новую ситуацию (конструирование возможных диалогов в магазине при покупке игрушек с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов, проигрывание диалогов) 5. Ролевые игры по теме ситуации («Магазин «Игрушки», «Ночью в магазине «Игрушки») 6. Беседа «Моя любимая игрушка» с привлечением личного опыта учащихся 7. Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на символический план. | Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал. Называние игрушек и действий с ними. Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка. |
23-25. Готовимся к празднику. | Введение в ситуацию (беседа, рассказ учителя с опорой на иллюстрацию) Перенос полученных знаний о правилах поведения при знакомстве в условия новой ситуации: проигрывание ситуации знакомства с Дедом Морозом. Составление приглашений на новогодний праздник. Моделирование возможных диалогов при приглашении на праздник. Разучивание стихотворений новогодней тематики. Слушание и разучивание песенки «В лесу родилась ёлочка.» (сл. Р. Кудшовой, муз.Л. Бекмана), пение логовых цепочек на мотив песенки. Беседа с привлечением личного опыта «Что я подарю на новогодний праздник?» | Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка. Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал. Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями. |
26-29. Зимняя прогулка. | Ведение в тему (беседа, называние предметных картинок с изображениями зимней одежды и обуви) Разучивание чистоговорки Введение в ситуацию: просьба о помощи (беседа по сюжетной картинке) Конструирование возможных реплик в диалоге, содержащих просьбу. Тренировочные упражнения в произнесении просьб с соответствующей интонацией. Моделирование диалогов обращения за помощью при сборах на прогулку. Ролевые игры по теме («Кукла одевается на прогулку» и др.) Составление рассказа по теме (с опорой на сюжетную картинку, серию картин или символический план) | Называние предметов зимней одежды. Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями. Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка. |
30-32. Новогодние чудеса | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем) Перенос полученных знаний о правилах поведения при знакомстве в условия новой ситуации: проигрывание ситуации знакомства на карнавале Разучивание чистоговорки Составление новогодних поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов Беседа с привлечением личного опыта «Что мне запомнилось на новогоднем празднике?» Составление рассказа по теме ситуации (составление предложений о новогоднем празднике с последующим использованием для коллективного рассказа) | Понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя. Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями. |
33-36. «Надо, надо умываться…» | Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку) 2. Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр». Работа с серий картин к стихотворению. Разучивание фрагментов стихотворения. 3. Составление предложений по теме ситуации (просьба в утвердительной и вопросительной формах) 4. Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу. 6. Моделирование диалогов. 7. Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев ситуации 7. Коллективное составление рассказа по теме «Утро школьника» (игра «Кто знает, пусть продолжит») | Понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы. |
37-40. Помощники. | Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку) 2. Знакомство со стихотворением А. Барто «Помощница». Работа с серий картин к стихотворению. Разучивание. 3. Составление предложений по теме ситуации (просьба, предложение в утвердительной и вопросительной формах) 4. Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу и/или распределение обязанностей. 6. Моделирование диалогов. 7. Ролевые игры по теме («Дежурство в классе» и др.) 8. Коллективное составление рассказа по теме «День школьника» (игра «Кто знает, пусть продолжит») | |
41-44. «Петушок и бобовое зернышко» | Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки) 2. Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации) 3. Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма) 5. Инсценированные сказки 6. Обобщающая беседа | Понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; Восприятие на слух сказок и рассказов. Выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения. |
45-47. Весенние праздники. | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем) 2. Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата 3. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов 4. Создание видеопоздравления | Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка. Понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы. |
48-51. «Заячья избушка» | Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки) 2. Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации) 3. Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма) 5. Инсценирование сказки 6. Обобщающая беседа | Понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; Восприятие на слух сказок и рассказов. Выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения. |
52-55. «Спокойной ночи!» | Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение картинки) Разучивание чистоговорки Знакомство со сказкой С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Работа с серий картин к сказке. Знакомство с этикетными формами пожеланий перед сном. Тренировочные упражнения в произнесении пожеланий перед сном спокойным голосом, с ласковой интонацией. Разучивание колыбельной. Моделирование диалогов по теме ситуации. Ролевые игры по теме Составление рассказов «Как я ложусь спать» (по образцу, данному учителем, с опорой на символический или картинный план) | Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка. Понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы. |
56-58. «Доброе утро!» | Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение картинки) Разучивание чистоговорки Знакомство с этикетными формами утренних приветствий и пожеланий. Тренировочные упражнения в произнесении этикетных форм с различной интонацией: ласково, бодро и т.д. Моделирование диалогов по теме ситуации. Ролевые игры по теме Беседа на тему «Как начинается твоё утро?» Составление коротких рассказов из личного опыта | Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка. Понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы. |
59-66. День Победы | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем) 2. Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией 3. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов 4. Создание видеопоздравления | Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка. Понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы. |
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ
«РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» В 1 КЛАССЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
I модуль | |||
1 | Давайте знакомиться. | 01.09.20 | |
2 | Давайте знакомиться. | 04.09.20 | |
3 | Давайте знакомиться. | 07.09.20 | |
4 | Давайте знакомиться. | 11.09.20 | |
5 | Знакомство во дворе. | 14.09.20 | |
6 | Знакомство во дворе. | 18.09.20 | |
7 | Знакомство во дворе. | 21.09.20 | |
8 | Знакомство во дворе. | 25.09.20 | |
9 | Теремок | 28.09.20 | |
10 | Теремок | 02.10.20 | |
II модуль | |||
11 | Теремок | 12.10.20 | |
12 | Теремок | 16.10.20 | |
13 | Знакомство в гостях. | 19.10.20- | |
14 | Знакомство в гостях. | 23.10.20 | |
15 | Знакомство в гостях. | 26.10.20 | |
16 | Знакомство в гостях. | 30.10.20 | |
17 | Покупка школьных принадлежностей. | 02.11.20 | |
18 | Покупка школьных принадлежностей. | 06.11.20 | |
19 | Покупка школьных принадлежностей. | 09.11.20 | |
20 | Покупка школьных принадлежностей. | 13.11.20 | |
III модуль | |||
21 | В магазине игрушек. | 23.11.20 | |
22 | В магазине игрушек. | 27.11.20 | |
23 | Готовимся к празднику. | 30.11.20 | |
24 | Готовимся к празднику. | 04.12.20 | |
25 | Готовимся к празднику. | 07.12.20 | |
26 | Зимняя прогулка. | 11.12.20 | |
27 | Зимняя прогулка. | 14.12.20 | |
28 | Зимняя прогулка. | 18.12.20 | |
29 | Зимняя прогулка. | 21.12.20 | |
30 | Новогодние чудеса. | 25.12.20 | |
31 | Новогодние чудеса. | 28.12.20 | |
IV модуль | |||
32 | Новогодние чудеса | 11.01.21 | |
33 | «Надо, надо умываться…» | 15.01.21 | |
34 | «Надо, надо умываться…» | 18.01.21 | |
35 | «Надо, надо умываться…» | 22.01.21 | |
36 | «Надо, надо умываться…» | 25.01.21 | |
37 | Помощники. | 29.01.21 | |
38 | Помощники. | 01.02.21 | |
39 | Помощники. | 05.02.21 | |
40 | Помощники. | 08.02.21 | |
41 | «Петушок и бобовое зернышко» | 12.02.21 | |
42 | «Петушок и бобовое зернышко» | 15.02.21 | |
43 | «Петушок и бобовое зернышко» | 19.02.21 | |
V модуль | |||
44 | «Петушок и бобовое зернышко» | 01.03.21 | |
45 | Весенние праздники. | 05.03.21 | |
46 | Весенние праздники. | 12.03.21 | |
47 | Весенние праздники. | 15.03.21 | |
48 | «Заячья избушка» | 19.03.21 | |
49 | «Заячья избушка» | 22.03.21 | |
50 | «Заячья избушка» | 26.03.21 | |
51 | «Заячья избушка» | 29.03.21 | |
52 | «Спокойной ночи!» | 02.04.21 | |
53 | «Спокойной ночи!» | 05.04.21 | |
54 | «Спокойной ночи!» | 09.04.21 | |
VI модуль | |||
55 | «Спокойной ночи!» | 19.04.21 | |
56 | «Доброе утро!» | 23.04.21 | |
57 | «Доброе утро!» | 26.04.21 | |
58 | «Доброе утро!» | 07.05.21 | |
59 | День Победы | 14.05.21 | |
60 | День Победы | 17.05.21 | |
61-66 | День Победы | 24.05.21 | |
ИТОГО | Количество часов в год | По плану: ________66______ | Фактически: _____________ |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе примерной рабочей программы по истории для коррекционной школы VIII вида по достижению планируемых результатов освоения АООП образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представлено следующими объектами и средствами:
1. Учебно-методическое обеспечение:
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- Методические рекомендации (размещены на сайте).
2. Учебники предметной линии С.В. Коморова Речевая практика, Москва «Просвещение» 2018.
3. Технические средства:
- интерактивная доска;
- персональный компьютер (ноутбук, планшет);
4. Учебно-практическое оборудование:
печатные пособия:
С.В. Коморов, Т.М. Головкина, С.В. Саакян Речевая практика (рабочая тетрадь) 1 класс,
Москва «Просвещение» 2020
дидактический раздаточный материал:
- карточки с заданиями, дидактическими играми и игровыми упражнениями;
- карточки с заданими;
- карточки- схемы ;
- сюжетные картинки;
- открытки-поздравления;
- открытки- приглашения;
- маски для театрализованных игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА 4 класс, для обучающихся имеющих сложный дефект
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» в 4 классе, для обучающегося имеющего сложный дефект, составлена на основе Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных у...
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 1 класс
Цель рабочей программы по предмету «Речевая практика» в первом классе – развитие речевой коммуникации для учащихся первого класса как способности использовать вербальные и невербальные средства для ос...
Рабочая программа по предмету «Речевая практика». 1 класс ФГОС ОВЗ.
Рабочая программа по предмету «Речевая практика». 1 класс ФГОС ОВЗ....
Рабочая программа по предмету "Речевая практика " 1 класс
Рабочая программа по предмету "Речевая практика " 1 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
Адаптированная рабочая программа по предмету"Речевая практика", 2 класс, 8 вида
Адаптированная рабочая программа по предмету"Речевая практика", 2 класс, 8 вида...
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» - 68 часов для ученицы 2 класса по адаптированной образовательной программе для детей с УО
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» - 68 часов для ученицы 2 класса по адаптированной образовательной программе для детей с УО....