Формирование регулятивных УУД на логопедических занятиях у учащихся с ОВЗ
статья

В данной статье рассматривается формирование регулятивных УУД на логопедических занятиях у учащихся с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование регулятивных УУД на логопедических занятиях у учащихся с ОВЗ

Цель современной системы образования, поставленная новыми федеральными образовательными стандартами, т.е. государством, чётко определена: развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

Таким образом, важнейшей задачей школы является формирование совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальность УУД заключается в следующем:

· носят надпредметный (метапредметный) характер;

· обеспечивают целостность развития и саморазвития личности;

· обеспечивают преемственность всех ступеней образования;

· лежат в основе организации и регуляции любой деятельности;

· обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей человека.

Большое внимание в ФГОС ОВЗ уделяется формированию универсальных учебных действий (УУД).  В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат следующие виды УУД: личностные, регулятивные (включающие также действия саморегуляции), познавательные, коммуникативные.

Логопедическое воздействие может оказывать не только коррекционно-развивающий эффект, но и являться личностно-ориентированным, если логопед в своей практике будет учитывать не только познавательные, но и личностные особенности детей с нарушениями речи.

Обучающиеся с задержкой психического развития, имеющие речевые нарушения, имеют ряд речевых и психологических особенностей (по А. В. Ястребовой), затрудняющих у них формирование УУД.

СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

1. Недостаточное понимание учебных заданий,  указаний, инструкций учителя.

 2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами.

3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в пpoцессе учебной работы.

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

 4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

 6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

      И как следствия всего вышесказанного наблюдается:

1) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

2) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе);

Исходя из данных особенностей детей с речевыми нарушениями, перед учителем – логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку встаёт задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений. Так как наибольшие затруднения у учащихся с ЗПР наблюдаются при формировании регулятивных УУД.

Регулятивные УУД – действия, которые обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности.

К регулятивным УУД относится:

  • целеполагание;
  • планирование;
  • прогнозирование;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • коррекция;
  • оценка;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

Планируемый результат

В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Особенности работы с учащимися с ЗПР с относительной несформированностью регуляторных функций:

  • организация рабочего места: ничего лишнего.
  • дозированная нагрузка и частые перерывы.
  • сложное задание разбить на части, инструкция на каждом этапе.
  • нарисовать схему и план действий.

Помощь в начале деятельности: индивидуальное доброжелательное обращение, зрительный контакт.

Короткие инструкции-действия: слушай,  запомни, остановись и проверь, подумай.

Четкая обратная связь на уровне действий – что конкретно сделал «не так».

Осознанное выполнение задания, «механическое» копирование малоэффективно.

Учитывать при создании комплекта заданий, что долго врабатываются в задание и быстро истощаются.

Виды заданий для формирования   у учащихся с ЗПР регулятивных УУД:

  • «Преднамеренные ошибки»;
  • Поиск информации в предложенных источниках;
  • Взаимоконтроль;
  • Взаимный диктант;
  • Диспут

Примеры упражнений,  используемые для формирования регулятивных УУД.

Регулятивные универсальные учебные действия

«Преднамеренные ошибки»

Задание. Найди ошибки в словах и запиши правильно.

Аннавикторелена

Задание. Вычеркни все ГА и запиши пословицу.

Глагаза богаятся, а ругаки дегалают.

 (Слайд 12)

Карточка 

Исправьте ошибки в рассказе Незнайки. 

     Коля и петя приехали в диревню. Перед  ими было озиро, оно красивое. В  ём водятся карпы. Они приехали рыбачить. С  ими были удочки и нажывка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов "Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях"

представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием...

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 классов "Буква С, звуки [с - с‘]"

представлен конспект логопедического занятия для учащихся 1х классов с фонети-фонематическим недоразвитием...

Формирования коммуникативных навыков на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья ( задержкой психического развития).

Методические приемы формирования коммуникативных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях....

система формирования навыка правописания безударной гласной в корне слова на логопедических занятиях с учащимися 2-3 классов с ТНР

В презентации представлены способы работы над формированием навыка нахождения слов с безударной гласной в корне слова. Показаны 11 способов подбора слов к слову с безударной глассной....

Программа развития регулятивных УУД на логопедических занятиях

Программа развития УУД на логопедических занятиях в начальной школе...

Конспект коррекционно-логопедического занятия с учащимися с задержкой психического развития, 4 класс. Тема: Развитие функциональной грамотности на логопедических занятиях.

Этот учебный материал по развитию функциональной грамотности можно использовать в работе логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов....