Формирование регулятивных УУД на логопедических занятиях у учащихся с ОВЗ
статья
В данной статье рассматривается формирование регулятивных УУД на логопедических занятиях у учащихся с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_regulyativnyh_uud_na_logopedicheskih_zanyatiyah_u_uchashchihsya_s_ovz.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование регулятивных УУД на логопедических занятиях у учащихся с ОВЗ
Цель современной системы образования, поставленная новыми федеральными образовательными стандартами, т.е. государством, чётко определена: развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
Таким образом, важнейшей задачей школы является формирование совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальность УУД заключается в следующем:
· носят надпредметный (метапредметный) характер;
· обеспечивают целостность развития и саморазвития личности;
· обеспечивают преемственность всех ступеней образования;
· лежат в основе организации и регуляции любой деятельности;
· обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей человека.
Большое внимание в ФГОС ОВЗ уделяется формированию универсальных учебных действий (УУД). В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат следующие виды УУД: личностные, регулятивные (включающие также действия саморегуляции), познавательные, коммуникативные.
Логопедическое воздействие может оказывать не только коррекционно-развивающий эффект, но и являться личностно-ориентированным, если логопед в своей практике будет учитывать не только познавательные, но и личностные особенности детей с нарушениями речи.
Обучающиеся с задержкой психического развития, имеющие речевые нарушения, имеют ряд речевых и психологических особенностей (по А. В. Ястребовой), затрудняющих у них формирование УУД.
СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ |
1. Недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя. 2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами. 3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в пpoцессе учебной работы. | 1. Неустойчивое внимание. 2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям. 3. Недостаточное развитие способности к переключению. 4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления. 5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала. 6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений. 7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности. |
И как следствия всего вышесказанного наблюдается:
1) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
2) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе);
Исходя из данных особенностей детей с речевыми нарушениями, перед учителем – логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку встаёт задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений. Так как наибольшие затруднения у учащихся с ЗПР наблюдаются при формировании регулятивных УУД.
Регулятивные УУД – действия, которые обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности.
К регулятивным УУД относится:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция;
- оценка;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.
Планируемый результат
В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Особенности работы с учащимися с ЗПР с относительной несформированностью регуляторных функций:
- организация рабочего места: ничего лишнего.
- дозированная нагрузка и частые перерывы.
- сложное задание разбить на части, инструкция на каждом этапе.
- нарисовать схему и план действий.
Помощь в начале деятельности: индивидуальное доброжелательное обращение, зрительный контакт.
Короткие инструкции-действия: слушай, запомни, остановись и проверь, подумай.
Четкая обратная связь на уровне действий – что конкретно сделал «не так».
Осознанное выполнение задания, «механическое» копирование малоэффективно.
Учитывать при создании комплекта заданий, что долго врабатываются в задание и быстро истощаются.
Виды заданий для формирования у учащихся с ЗПР регулятивных УУД:
- «Преднамеренные ошибки»;
- Поиск информации в предложенных источниках;
- Взаимоконтроль;
- Взаимный диктант;
- Диспут
Примеры упражнений, используемые для формирования регулятивных УУД.
Регулятивные универсальные учебные действия
«Преднамеренные ошибки»
Задание. Найди ошибки в словах и запиши правильно.
Аннавикторелена
Задание. Вычеркни все ГА и запиши пословицу.
Глагаза богаятся, а ругаки дегалают.
(Слайд 12)
Карточка
Исправьте ошибки в рассказе Незнайки.
Коля и петя приехали в диревню. Перед ими было озиро, оно красивое. В ём водятся карпы. Они приехали рыбачить. С ими были удочки и нажывка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ РАЦИОНАЛЬНЫМ ПРИЕМАМ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С УЧАЩИМИСЯ МЛЛАДШИХ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ.
Приемы мнемотехники в работе логопеда....
"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов "Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях"
представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием...
"Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 классов "Буква С, звуки [с - с‘]"
представлен конспект логопедического занятия для учащихся 1х классов с фонети-фонематическим недоразвитием...
Формирования коммуникативных навыков на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья ( задержкой психического развития).
Методические приемы формирования коммуникативных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях....
система формирования навыка правописания безударной гласной в корне слова на логопедических занятиях с учащимися 2-3 классов с ТНР
В презентации представлены способы работы над формированием навыка нахождения слов с безударной гласной в корне слова. Показаны 11 способов подбора слов к слову с безударной глассной....
Программа развития регулятивных УУД на логопедических занятиях
Программа развития УУД на логопедических занятиях в начальной школе...
Конспект коррекционно-логопедического занятия с учащимися с задержкой психического развития, 4 класс. Тема: Развитие функциональной грамотности на логопедических занятиях.
Этот учебный материал по развитию функциональной грамотности можно использовать в работе логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов....