Программа развития регулятивных УУД на логопедических занятиях
материал по логопедии (1, 2, 3 класс)
Программа развития УУД на логопедических занятиях в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uud.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Развитие и коррекция регулятивных УУД у школьников на логопедических занятиях»
Составитель: учитель-логопед Е.Ю. Шлыгина
Пояснительная записка
Овладение учащимися универсальными учебными действиями (УУД) создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться. Выделяют 4 группы УУД, одна из которых - регулятивные УУД. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения с заданным эталоном, коррекция, оценка, волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.
Программа «Развитие и коррекция регулятивных УУД у школьников» реализуется в рамках системы логопедической работы по преодолению дизорфографии и используется на этапе работы по коррекции регуляторной дизорфографии. Усвоение норм орфографии подразумевает высокий уровень сформированности регулятивных УУД школьников, а именно: распределения деятельности и действий во времени, сформированности всего цикла учебной деятельности, включающего в себя фазу проектирования (целеобразования), технологическую фазу (целевыполнения) и рефлексивную фазу (контроля, оценки, и рефлексии).
Цель программы – создание необходимых предпосылок эффективности основного этапа коррекционной работы по преодолению регуляторной дизорфографии за счет развития и совершенствования регулятивных УУД, являющихся базовыми для решения орфографических задач.
Содержание программы отражает симптоматику дизорфографии, учет механизмов дизорфографии, специфику работы учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательной школе. Программа состоит из четырёх модулей (разделов):
- Формирование учебной мотивации.
- Формирование умения устанавливать цель, составлять план действий и организовывать работу по выполнению плана.
- Формирование умения организовывать действия во времени.
- Формирование умения осуществлять мониторинг своей деятельности.
Реализация данной программы обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2006.
- Елецкая О. В., Китикова А.В. Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников: Рабочая программа: Программно-методические материалы. М., 2018.
- Елецкая О. В., Китикова А.В. Я учусь учиться! Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией. М., 2018.
- Китикова А.В. Методические рекомендации к тетради для проверочных работ и рабочей тетради по коррекции дизорфографии у младших школьников. М., 2017.
- Китикова А.В. Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников. М., 2017.
- Китикова А.В Тетрадь для проверочных работ к программе «Коррекция дизорфографии у младших школьников», М., 2017.
Данная программа расчитана на учащихся 3-4 классов, у которых наблюдается несформированность произвольной регуляции действий (функции планирования и контроля). Проблемы с удержанием произвольного внимания, трудности ориентировки в задании, включения в задание, импульсивность решений и инертность, затруднения в переключения с одного задания на другое. Такие дети могут иметь недостатки устной речи, а могут не иметь их.
В письменных работах учащихся данной категории наблюдаются характерные ошибки - упрощение программы по типу паталогической инертности:
- Инертное повторение (персеверация) букв, слогов, слов, типов заданий;
- Пропуски букв и слогов;
- Предвосхищение (антиципация) букв;
- Контаминация слов;
- Трудности языкового анализа и синтеза;
- Орфографические ошибки (невозможность распределить внимание между технической стороной письма и орфографическими правилами);
Планируемые результаты освоения программы
После прохождения курса коррекционно-логопедических занятий по данной программе у школьников должны быть сформированы следующие умения и навыки:
- Умение ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию, выявлять непонятное и т.д.)
- Умение определять цель, составлять план учебных действий и организовывать работу по выполнению этого плана;
- Умение произвольно регулировать внимание, переключать внимание в процессе смены видов работы, поддерживать общий темп работы группы и класса;
- Умение организовывать учебные действия во времени;
- Умение осуществлять самоконтроль, мониторинг своей деятельности и самооценку результатов;
- Умение выражать собственное мнение, строить понятные для учителя и одноклассников высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью. Использование всех модулей программы желательно, но не является обязательным. Учитель-логопед может последовательно вести работу по всем 4 модулям программы или выбрать только один из модулей или 2-3 модуля-блока. Логопед может варьировать количество часов на освоение каждого модуля программы, в зависимости от уровня сформированности регулятивных УУД и от усвоения материала обучающимися.
Для осуществления контроля за полученными навыками у школьников, занимающихся по данной программе, планируется проведение 5 коротких эспресс-проверок и 1 проверочной работы, а также регулярная проверка тетрадей для логопедических работ, устный опрос в начале и в конце урока.
Учебный план
(периодичность занятий 2 раза в неделю)
N модуля | Наименование модуля программы | Формы контроля | Используемые техники, примерные виды работ, упражнений и заданий | Количество часов (занятий) |
I | Формирование учебной мотивации | 1 экспресс-проверка, занимающая 5-10 мин занятия |
| 4 ч. |
II | Формирование умения устанавливать цель, составлять план действий и организовывать работу по выполнению плана | 2 экспресс-проверки (тест, самостоятельная работа), занимающие 5-10 мин. Занятия |
| 6 ч. |
Формирование умения организовывать действия во времени | 1 экспресс-проверка, занимающая 5-10 мин занятия |
| 4 ч. | |
Формирование умения осуществлять мониторинг своей деятельности и ее результатов | 1 экспресс-проверка, занимающая 5-10 мин занятия |
| 4 ч. | |
Итоговое занятие. Проверочная работа по программе, занимающая целое занятие. | 1ч. | |||
Итого: | 19 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по развитию межполушарного взаимодействия на логопедических занятиях, как одно из направлений развития зрительно-моторной координации
При обучении письму следует учитывать трудности пространственной ориентировки. Для этого необходимо использовать упражнения для развития зрительно-моторной координации в систе...
Развитие двигательных навыков на логопедических занятиях у детей с псевдобульбарной дизартрией.
План - конспект логоритмического занятия напраленного на развитие двигательных функций,дыхания,мыслительных операций,развитие связной речи,коррекция звукопроизношения...
В помощь учителю.. Развитие мелкой моторики на логопедических занятиях.
Практические приёмы по развитию мелкой моторики....
Нетрадиционные приемы развитие мелкой моторики на логопедических занятиях
В материале представлены нетрадиционные приемы развитие мелкой моторики на логопедических занятиях, фото прилагается....
Развитие пространственных представлений на логопедических занятиях.
Материал состоит из презентации по заявленной теме, сообщения , которое сопровождает эту презентацию и плана логопедического занятия....
Формирование регулятивных УУД на логопедических занятиях у учащихся с ОВЗ
В данной статье рассматривается формирование регулятивных УУД на логопедических занятиях у учащихся с ОВЗ....
Конспект коррекционно-логопедического занятия с учащимися с задержкой психического развития, 4 класс. Тема: Развитие функциональной грамотности на логопедических занятиях.
Этот учебный материал по развитию функциональной грамотности можно использовать в работе логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов....