Программа развития регулятивных УУД на логопедических занятиях
материал по логопедии (1, 2, 3 класс)

Шлыгина Елена Юрьевна

Программа развития УУД на логопедических занятиях в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uud.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

 

«Развитие и коррекция регулятивных УУД у школьников на логопедических занятиях» 

Составитель: учитель-логопед Е.Ю. Шлыгина


Пояснительная записка

Овладение учащимися универсальными учебными действиями (УУД) создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться. Выделяют 4 группы УУД, одна из которых - регулятивные УУД. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения с заданным эталоном, коррекция, оценка, волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

Программа «Развитие и коррекция регулятивных УУД у школьников» реализуется в рамках системы логопедической работы по преодолению дизорфографии и используется на этапе работы по коррекции регуляторной дизорфографии. Усвоение норм орфографии подразумевает высокий уровень сформированности регулятивных УУД школьников, а именно: распределения деятельности и действий во времени, сформированности всего цикла учебной деятельности, включающего в себя фазу проектирования (целеобразования), технологическую фазу (целевыполнения) и рефлексивную фазу (контроля, оценки, и рефлексии).

Цель программы – создание необходимых предпосылок эффективности основного этапа коррекционной работы по преодолению регуляторной дизорфографии за счет развития и совершенствования регулятивных УУД, являющихся базовыми для решения орфографических задач.

Содержание программы отражает симптоматику дизорфографии, учет механизмов дизорфографии, специфику работы учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательной школе. Программа состоит из четырёх модулей (разделов):

  1. Формирование учебной мотивации.
  2. Формирование умения устанавливать цель, составлять план действий и организовывать работу по выполнению плана.
  3. Формирование умения организовывать действия во времени.
  4. Формирование умения осуществлять мониторинг своей деятельности.

Реализация данной программы обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:

  1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2006.
  2. Елецкая О. В., Китикова А.В. Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников: Рабочая программа: Программно-методические материалы. М., 2018.
  3. Елецкая О. В., Китикова А.В. Я учусь учиться! Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией. М., 2018.
  4. Китикова А.В. Методические рекомендации к тетради для проверочных работ и рабочей тетради по коррекции дизорфографии у младших школьников. М., 2017.
  5.  Китикова А.В. Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников. М., 2017.
  6.  Китикова А.В Тетрадь для проверочных работ к программе «Коррекция дизорфографии у младших школьников», М., 2017.

         Данная программа расчитана на учащихся 3-4 классов, у которых наблюдается несформированность произвольной регуляции действий (функции планирования и контроля). Проблемы с удержанием произвольного внимания, трудности ориентировки в задании, включения в задание, импульсивность решений и инертность, затруднения в переключения с одного задания на другое. Такие дети могут иметь недостатки устной речи, а могут не иметь их.

      В письменных работах учащихся данной категории наблюдаются  характерные ошибки - упрощение программы по типу паталогической инертности:

  • Инертное повторение (персеверация) букв, слогов, слов, типов заданий;
  • Пропуски букв и слогов;
  • Предвосхищение (антиципация) букв;
  • Контаминация слов;
  • Трудности языкового анализа и синтеза;
  • Орфографические ошибки (невозможность распределить внимание между технической стороной письма и орфографическими правилами);

Планируемые результаты освоения программы

После прохождения курса коррекционно-логопедических занятий по данной программе у школьников должны быть сформированы следующие умения и навыки:

  • Умение ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию, выявлять непонятное и т.д.)
  • Умение определять цель, составлять план учебных действий и организовывать работу по выполнению этого плана;
  • Умение произвольно регулировать внимание, переключать внимание в процессе смены видов работы, поддерживать общий темп работы группы и класса;
  • Умение организовывать учебные действия во времени;
  • Умение осуществлять самоконтроль, мониторинг своей деятельности и самооценку результатов;
  • Умение выражать собственное мнение, строить понятные для учителя и одноклассников высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью. Использование всех модулей программы желательно, но не является обязательным. Учитель-логопед может последовательно вести работу по всем 4 модулям программы или выбрать только один из модулей или 2-3 модуля-блока. Логопед может варьировать количество часов на освоение каждого модуля программы, в зависимости от уровня сформированности регулятивных УУД и от усвоения материала обучающимися.

Для осуществления контроля за полученными навыками у школьников, занимающихся по данной программе, планируется проведение 5 коротких эспресс-проверок и 1 проверочной работы, а также регулярная проверка тетрадей для логопедических работ, устный опрос в начале и в конце урока.  


Учебный план

(периодичность занятий 2 раза в неделю)

N модуля

Наименование модуля программы

Формы контроля

Используемые техники, примерные виды работ, упражнений и заданий

Количество часов (занятий)

I

Формирование учебной мотивации

1 экспресс-проверка, занимающая 5-10 мин занятия

  • «Проблемные вопросы»
  • «Знаю – не знаю - хочу узнать»
  • Дискуссии: «Для чего нужно быть внимательным в школе?», «Для чего необходимо быть грамотным человеком?»
  • «Профессии родителей»
  • «Азбука профессий»
  • «Обсуждение изучаемых предметов»
  • «Я в школе» и др.

4 ч.

II

Формирование умения устанавливать цель, составлять план действий и организовывать работу по выполнению плана

2 экспресс-проверки (тест, самостоятельная работа), занимающие 5-10 мин. Занятия

  • «Сокращение алфавита»
  • «Таинственное письмо»
  • «Что сначала? Что потом?»
  • «Бусы»
  • «Знакомый - незнакомый»
  • «Верно-не верно»
  • «Узор»
  • «Муха»

6 ч.

Формирование умения организовывать действия во времени

1 экспресс-проверка, занимающая 5-10 мин занятия

  • «Времена года»
  • «Время суток»
  • «Дни недели»
  • «12 месяцев»
  • «Мой режим дня»
  • «Пиктограммы»
  • «Реши задачу»
  • «Отгадай загадку» и др.

4 ч.

Формирование умения осуществлять мониторинг своей деятельности и ее результатов

1 экспресс-проверка, занимающая 5-10 мин занятия

  • Проведение различных диктантов (орфографических, диктант-игра «Кто больше запомнит?» и др.);
  • Работа с алгоритмами (алгоритм списывания, алгоритм записи слова под диктовку, памятка-алгоритм для проверки письменных работ и др);
  • Работа над ошибками;
  • Работа с наглядными опорами (таблицами, памятками, алгоритмами, условно-графическими обозначениями, схемами, символами);
  • «Карта самонаблюдений»;
  • «Линейка достижений»;

4 ч.

Итоговое занятие. Проверочная работа по программе, занимающая целое занятие.

1ч.

Итого:

19 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по развитию межполушарного взаимодействия на логопедических занятиях, как одно из направлений развития зрительно-моторной координации

При обучении письму следует учитывать трудности пространственной ориентировки. Для этого необходимо использовать упражнения для развития зрительно-моторной координации в систе...

Развитие двигательных навыков на логопедических занятиях у детей с псевдобульбарной дизартрией.

План -  конспект логоритмического занятия напраленного на развитие двигательных функций,дыхания,мыслительных операций,развитие связной речи,коррекция звукопроизношения...

В помощь учителю.. Развитие мелкой моторики на логопедических занятиях.

Практические приёмы по развитию мелкой моторики....

Нетрадиционные приемы развитие мелкой моторики на логопедических занятиях

В материале представлены нетрадиционные приемы развитие мелкой моторики на логопедических занятиях, фото прилагается....

Развитие пространственных представлений на логопедических занятиях.

Материал состоит из презентации по заявленной теме, сообщения , которое сопровождает эту презентацию и плана логопедического занятия....

Формирование регулятивных УУД на логопедических занятиях у учащихся с ОВЗ

В данной статье рассматривается формирование регулятивных УУД на логопедических занятиях у учащихся с ОВЗ....

Конспект коррекционно-логопедического занятия с учащимися с задержкой психического развития, 4 класс. Тема: Развитие функциональной грамотности на логопедических занятиях.

Этот учебный материал по развитию функциональной грамотности можно использовать в работе логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов....