Учебная мотивация детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Способы формирования.
учебно-методический материал (4 класс)

 У младших школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) отмечается слабость мотивации к обучению. Психологи утверждают, что при обучении мотив в 2,5–3 раза важнее интеллекта. В теории мотивация – это побуждение человека к совершению осознанных или неосознанных действий, способность активно удовлетворять свои потребности, достигать поставленной цели. По факту – это упорство и целеустремлённость, без которых не может быть достигнута ни одна цель. Как мотивировать ребёнка на учёбу, если он не хочет учиться, не выполняет домашние задания, на уроках часто отвлекается, его не беспокоит успеваемость? Когда класс и школа ассоциируется у него с психологическим дискомфортом, тревогами, скукой, никакие стимулы не помогут.

Учебная мотивация не возникнет сама по себе, стихийно. Это требует от педагога большой подготовительной работы к уроку и напряженного труда во время его проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого обучающегося. Одним из путей успешного решения этой проблемы, является сочетание стимулирующей доброжелательной атмосферы общения на уроке с широким применением методов и приемов. Такое сочетание предполагает взаимодействие следующих условий:

- гуманное отношение к обучающимся;

- удовлетворение их потребностей в общении и сотрудничестве с педагогом и одноклассниками в процессе учебной работы на уроке;

- обогащение мышления эмоциями, чувствами;

- стимулирование любознательности;

- формирование правильной оценки своих возможностей, пробуждение и закрепление стремления к самосовершенствованию;

- воспитание ответственного отношения к учебному труду;

- определяющим условием является взаимоотношение обучающегося и педагога.

Мотивация к учебной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) снижена. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, они прибегают в качестве защиты к отказу от заданий. Работа по формированию мотивации к учебной деятельности включает в себя коррекционную работу по формированию: активной позиции школьника, положительного отношения к учебе, познавательного интереса.

Для формирования активной позиции школьника необходимо активизировать у обучающегося состояние субъекта учебной деятельности при помощи следующих приёмов:

- формирование положительного отношения к делам;

- выполнение заданий-поручений;

- воспитание ответственности за свою работу.

Необходимо обеспечивать у обучающихся ощущение продвижения вперед, правильно подбирая уровень сложности заданий и переживание успеха в учебной деятельности, заслуженно оценивая результат их деятельности («Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!»).

Для формирования активной позиции школьника можно использовать словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе. Педагог должен так организовать учебную деятельность обучающихся, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира.

Условия формирование положительного отношения к учебе:

- создание доброжелательной атмосферы на уроке;

- создание у обучающегося в учебной деятельности ситуации успеха;

- целенаправленное эмоциональное стимулирование и поддержка обучающихся на уроке.

Необходимо использовать любую возможность, чтобы на уроке обучающийся получил поддержку словом педагога, взглядом или прикосновением («Все получится!», «Ты сможешь!»). Применение различных видов стимуляции: похвала, моральное поощрение, ситуация успеха, опережающее поощрение («Как обрадуется мама!…», «Вот папа удивится!.»). Очень важно похвалить обучающегося с утра, и как можно раньше.

В процессе формирования положительного отношения к учебной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо особое внимание обратить на различные факторы, которые влияют на данное отношение. Это внешние факторы (учебный режим, личность педагога, различные ситуации и т.д.) и внутренние факторы (мотивы обучающегося, его интересы и потребности, самооценка и т.д.). Положительное отношение к учению у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) так же может побуждаться следующими группами мотивов: интерес к школьной обстановке, личность педагога, различные виды оценки, подготовка к будущей работе, интерес к изучаемому материалу или получению знаний, интерес к процессу учебного труда, привычка выполнять предъявляемые школой и педагогом требования и др. Всё это способствует, с одной стороны, развитию понимания необходимости школьных знаний, интереса к изучаемым предметам, а с другой стороны - повышению успеваемости, что, в свою очередь, стимулирует обучающегося к ещё более лучшему отношению к школе.

Для развития познавательных интересов необходимо:

- использовать различные виды педагогической оценки, никогда не выносить обучающемуся общей отрицательной оценки. Выставляя оценку обязательно её прокомментировать (что получилось и над чем ещё нужно поработать). Поощрять за выполненную работу;

- источником стимуляции познавательных интересов использовать содержание обучения, в том числе: новизну информации, противоречия между житейскими представлениями обучающихся и новыми знаниями, практическую значимость знания в его ближайшей зоне развития;

- на каждом уроке использовать проблемное обучение, развивающие методы, интегрированные уроки и совершенствовать наглядно-дидактическое сопровождение.

- использовать средства игровых ситуаций на уроке. Создание игровой атмосферы на уроке развивает активность обучающегося, снимает усталость, позволяет удерживать внимание на уроке, активизирует словарный запас, расширяется кругозор, развивается фантазия, воспитываются нравственные качества. Играя, обучающиеся непроизвольно закрепляют, навыки счета, математические знания, запоминают небольшие рассказы, пересказывают по ролям.

- очень эффективны в повышении мотивации учения бывает использование ИКТ (презентации с динамическими иллюстрациями, обучающие фильмы и др.).

На каждом отдельном этапе урока для развития мотивации учения необходимо использовать определенные педагогические приемы.

1. Приемы, способствующие актуализации у обучающихся потребности, связанной с результатом их учебно-трудовой деятельности:

- создание интриги, загадочности ситуации - это формирование ус­ловий, вызывающих непроизвольный интерес, удивление, любопыт­ство. Добиться данного эффекта можно различными способами: предложить интерес­ную тему для беседы, ввести игровые моменты, пригласить на урок гостей, смоделировать какую-либо ситуацию, другими словами, можно использовать все то, что привлекает непроизвольное внима­ние и вызывает непроизвольный интерес.

- эмоциональное «заражение» обучающихся - это передача положи­тельного отношения к деятельности, радостного настроения, уверенности в успех от педагога к обучающимся по механизму подражания. Поведение педагога, желающего создать у них положительный эмоциональный настрой, должно отвечать ряду требований. Во-первых, его речь должна быть достаточно яркой и эмоциональной, но не слишком громкой и многословной, чтобы не вызвать чрезмерного возбуждения. Во-вторых, педагогу необходимо подчеркнуть все достоинства будущего результата, чтобы он стал по-настоящему привлекательным для обучающихся и связанным с их по­требностями. В-третьих, поведение педагога должно отличаться высокой энергетикой, артистизмом, побуждать обучающихся к деятельности, заставлять добиваться результата. Возникающее при этом со­стояние эмоционального подъема, воодушевления, вдохновения вы­зывает у обучающихся желание непременно приступить к работе.

- возвращение к предыдущему опыту обучающихся - это установление связи между ранее переживаемыми положительными эмо­циями по поводу достигнутого результата и новым предметом дея­тельности. Данный прием особенно эффективен, когда задача кажет­ся чрезмерно сложной, когда обучающиеся не уверены в своих си­лах.

- разъяснение общественной и личной значимости изготовляемого объекта - это раскрытие объективной значимости пред­стоящей деятельности и возможности осуществления цели, а также соотнесение этой объективной значимости с личными интересами обучающихся.

2. Приемы, способствующие развитию у обучающихся умений пре­одолевать препятствия, возникающие в процессе ориентировки и исполнения деятельности.

- упражнения на определение для себя реалистичности постав­ленной цели - направлены на формирование умения различать степень затраченных усилий (старания) при выполнении деятельности и объективную сложность задания.

- упражнения на устойчивость целей (в том числе, в условиях по­мех), на постановку близких и далеких целей, немедленное и от­сроченное их выполнение - направлены на развитие умения подчинять промежуточные цели конечной и удерживать ее на протяжении всей деятельности.

- формирование умения предвидеть трудности еще до начала выполнения деятельности - способствует предупреждению возможных ошибок при изготовлении того или ино­го изделия.

В некоторых случаях бывает целесообраз­ным применение таких приемов, как перенос индивидуального инструкта­жа на момент, когда обучающийся пытается начать работу и сталкивается с первыми трудностями. Этот прием эффективен тогда, когда обучающийся стремится приступить к работе, не дожидаясь объяснений педагога, а все попытки педагога заставить его выслушать их и настоять на своевременном начале выполнения задания приводят либо к потере интереса, либо к нега­тивным реакциям.

В тех случаях, когда непредвиденные трудности все же привели к снижению работоспособности обучающегося, эмоциональному спаду, возникнове­нию аффективных реакций, можно использовать такой прием, как временное переключение на работу, которая обучающемуся более интересна и луч­ше получается.

3. Приемы, способствующие формированию поло­жительного отношения к результату (продукту) своего труда.

- организация выставки работ обучающихся - способствует удовле­творению потребности в самоутверждении, престиже, соревновательной потребности.

- подкрепление даже маленькой удачи — способствует укреплению силы и действенности возникшего мотива. Име­ет значение для тех, у которых преобладает потребность в одобрении и похвале со стороны педагога, а также для обучающихся, которые на протяжении длительного времени находились в ситуации неуспеха.

- постановка положительной мотивационной перспективы – это подкрепление мотива обучающегося путем раскрытия перед ними ценно­сти и значимости будущих результатов их деятельности на после­дующих уроках.

Подводя итог, можно сказать, что при использовании соответствующих путей педагогического воздействия, при правильной организации влияния внешних и внутренних факторов у значительной массы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможно воспитать отношение к учебной деятельности на достаточно высоком уровне. Причём у многих из них оно будет побуждаться мотивами широкого социального значения в доступной им форме, и складываться из отношения к знаниям как таковым, из отношения к учебному процессу как процессу учебной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Благовещенская общеобразовательная школа – интернат»

Учебная мотивация детей
младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Способы формирования.

                                                                                                                 

                                                                                                            учитель начальных классов

                                                                                   Скибюк Т. А.

р. п. Благовещенка

2021 год

 У младших школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) отмечается слабость мотивации к обучению. Психологи утверждают, что при обучении мотив в 2,5–3 раза важнее интеллекта. В теории мотивация – это побуждение человека к совершению осознанных или неосознанных действий, способность активно удовлетворять свои потребности, достигать поставленной цели. По факту – это упорство и целеустремлённость, без которых не может быть достигнута ни одна цель. Как мотивировать ребёнка на учёбу, если он не хочет учиться, не выполняет домашние задания, на уроках часто отвлекается, его не беспокоит успеваемость? Когда класс и школа ассоциируется у него с психологическим дискомфортом, тревогами, скукой, никакие стимулы не помогут.

Учебная мотивация не возникнет сама по себе, стихийно. Это требует от педагога большой подготовительной работы к уроку и напряженного труда во время его проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого обучающегося. Одним из путей успешного решения этой проблемы, является сочетание стимулирующей доброжелательной атмосферы общения на уроке с широким применением методов и приемов. Такое сочетание предполагает взаимодействие следующих условий:

- гуманное отношение к обучающимся;

- удовлетворение их потребностей в общении и сотрудничестве с педагогом и одноклассниками в процессе учебной работы на уроке;

- обогащение мышления эмоциями, чувствами;

- стимулирование любознательности;

- формирование правильной оценки своих возможностей, пробуждение и закрепление стремления к самосовершенствованию;

- воспитание ответственного отношения к учебному труду;

- определяющим условием является взаимоотношение обучающегося и педагога.

Мотивация к учебной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) снижена. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, они прибегают в качестве защиты к отказу от заданий. Работа по формированию мотивации к учебной деятельности включает в себя коррекционную работу по формированию: активной позиции школьника, положительного отношения к учебе, познавательного интереса.

Для формирования активной позиции школьника необходимо активизировать у обучающегося состояние субъекта учебной деятельности при помощи следующих приёмов:

- формирование положительного отношения к делам;

- выполнение заданий-поручений;

- воспитание ответственности за свою работу.

Необходимо обеспечивать у обучающихся ощущение продвижения вперед, правильно подбирая уровень сложности заданий и переживание успеха в учебной деятельности, заслуженно оценивая результат их деятельности («Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!»).

Для формирования активной позиции школьника можно использовать словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе. Педагог должен так организовать учебную деятельность обучающихся, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира.

Условия формирование положительного отношения к учебе:

- создание доброжелательной атмосферы на уроке;

- создание у обучающегося в учебной деятельности ситуации успеха;

- целенаправленное эмоциональное стимулирование и поддержка обучающихся на уроке.

Необходимо использовать любую возможность, чтобы на уроке обучающийся получил поддержку словом педагога, взглядом или прикосновением («Все получится!», «Ты сможешь!»). Применение различных видов стимуляции: похвала, моральное поощрение, ситуация успеха, опережающее поощрение («Как обрадуется мама!…», «Вот папа удивится!.»). Очень важно похвалить обучающегося с утра, и как можно раньше.

В процессе формирования положительного отношения к учебной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо особое внимание обратить на различные факторы, которые влияют на данное отношение. Это внешние факторы (учебный режим, личность педагога, различные ситуации и т.д.) и внутренние факторы (мотивы обучающегося, его интересы и потребности, самооценка и т.д.). Положительное отношение к учению у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) так же может побуждаться следующими группами мотивов: интерес к школьной обстановке, личность педагога, различные виды оценки, подготовка к будущей работе, интерес к изучаемому материалу или получению знаний, интерес к процессу учебного труда, привычка выполнять предъявляемые школой и педагогом требования и др. Всё это способствует, с одной стороны, развитию понимания необходимости школьных знаний, интереса к изучаемым предметам, а с другой стороны - повышению успеваемости, что, в свою очередь, стимулирует обучающегося к ещё более лучшему отношению к школе.

Для развития познавательных интересов необходимо:

- использовать различные виды педагогической оценки, никогда не выносить обучающемуся общей отрицательной оценки. Выставляя оценку обязательно её прокомментировать (что получилось и над чем ещё нужно поработать). Поощрять за выполненную работу;

- источником стимуляции познавательных интересов использовать содержание обучения, в том числе: новизну информации, противоречия между житейскими представлениями обучающихся и новыми знаниями, практическую значимость знания в его ближайшей зоне развития;

- на каждом уроке использовать проблемное обучение, развивающие методы, интегрированные уроки и совершенствовать наглядно-дидактическое сопровождение.

- использовать средства игровых ситуаций на уроке. Создание игровой атмосферы на уроке развивает активность обучающегося, снимает усталость, позволяет удерживать внимание на уроке, активизирует словарный запас, расширяется кругозор, развивается фантазия, воспитываются нравственные качества. Играя, обучающиеся непроизвольно закрепляют, навыки счета, математические знания, запоминают небольшие рассказы, пересказывают по ролям.

- очень эффективны в повышении мотивации учения бывает использование ИКТ (презентации с динамическими иллюстрациями, обучающие фильмы и др.).

На каждом отдельном этапе урока для развития мотивации учения необходимо использовать определенные педагогические приемы.

1. Приемы, способствующие актуализации у обучающихся потребности, связанной с результатом их учебно-трудовой деятельности:

- создание интриги, загадочности ситуации - это формирование условий, вызывающих непроизвольный интерес, удивление, любопытство. Добиться данного эффекта можно различными способами: предложить интересную тему для беседы, ввести игровые моменты, пригласить на урок гостей, смоделировать какую-либо ситуацию, другими словами, можно использовать все то, что привлекает непроизвольное внимание и вызывает непроизвольный интерес.

- эмоциональное «заражение» обучающихся - это передача положительного отношения к деятельности, радостного настроения, уверенности в успех от педагога к обучающимся по механизму подражания. Поведение педагога, желающего создать у них положительный эмоциональный настрой, должно отвечать ряду требований. Во-первых, его речь должна быть достаточно яркой и эмоциональной, но не слишком громкой и многословной, чтобы не вызвать чрезмерного возбуждения. Во-вторых, педагогу необходимо подчеркнуть все достоинства будущего результата, чтобы он стал по-настоящему привлекательным для обучающихся и связанным с их потребностями. В-третьих, поведение педагога должно отличаться высокой энергетикой, артистизмом, побуждать обучающихся к деятельности, заставлять добиваться результата. Возникающее при этом состояние эмоционального подъема, воодушевления, вдохновения вызывает у обучающихся желание непременно приступить к работе.

- возвращение к предыдущему опыту обучающихся - это установление связи между ранее переживаемыми положительными эмоциями по поводу достигнутого результата и новым предметом деятельности. Данный прием особенно эффективен, когда задача кажется чрезмерно сложной, когда обучающиеся не уверены в своих силах.

- разъяснение общественной и личной значимости изготовляемого объекта - это раскрытие объективной значимости предстоящей деятельности и возможности осуществления цели, а также соотнесение этой объективной значимости с личными интересами обучающихся.

2. Приемы, способствующие развитию у обучающихся умений преодолевать препятствия, возникающие в процессе ориентировки и исполнения деятельности.

- упражнения на определение для себя реалистичности поставленной цели - направлены на формирование умения различать степень затраченных усилий (старания) при выполнении деятельности и объективную сложность задания.

- упражнения на устойчивость целей (в том числе, в условиях помех), на постановку близких и далеких целей, немедленное и отсроченное их выполнение - направлены на развитие умения подчинять промежуточные цели конечной и удерживать ее на протяжении всей деятельности.

- формирование умения предвидеть трудности еще до начала выполнения деятельности - способствует предупреждению возможных ошибок при изготовлении того или иного изделия.

В некоторых случаях бывает целесообразным применение таких приемов, как перенос индивидуального инструктажа на момент, когда обучающийся пытается начать работу и сталкивается с первыми трудностями. Этот прием эффективен тогда, когда обучающийся стремится приступить к работе, не дожидаясь объяснений педагога, а все попытки педагога заставить его выслушать их и настоять на своевременном начале выполнения задания приводят либо к потере интереса, либо к негативным реакциям.

В тех случаях, когда непредвиденные трудности все же привели к снижению работоспособности обучающегося, эмоциональному спаду, возникновению аффективных реакций, можно использовать такой прием, как временное переключение на работу, которая обучающемуся более интересна и лучше получается.

3. Приемы, способствующие формированию положительного отношения к результату (продукту) своего труда.

- организация выставки работ обучающихся - способствует удовлетворению потребности в самоутверждении, престиже, соревновательной потребности.

- подкрепление даже маленькой удачи — способствует укреплению силы и действенности возникшего мотива. Имеет значение для тех, у которых преобладает потребность в одобрении и похвале со стороны педагога, а также для обучающихся, которые на протяжении длительного времени находились в ситуации неуспеха.

- постановка положительной мотивационной перспективы – это подкрепление мотива обучающегося путем раскрытия перед ними ценности и значимости будущих результатов их деятельности на последующих уроках.

Подводя итог, можно сказать, что при использовании соответствующих путей педагогического воздействия, при правильной организации влияния внешних и внутренних факторов у значительной массы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможно воспитать отношение к учебной деятельности на достаточно высоком уровне. Причём у многих из них оно будет побуждаться мотивами широкого социального значения в доступной им форме, и складываться из отношения к знаниям как таковым, из отношения к учебному процессу как процессу учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебная мотивация детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Способы формирования.

Слайд 3

Условия гуманное отношение к обучающимся удовлетворение их потребностей обогащение мышления эмоциями, чувствами стимулирование любознательности формирование правильной оценки своих возможностей воспитание ответственного отношения к учебному труду взаимоотношение обучающегося и педагога

Слайд 4

Формирование мотивации к учебной деятельности формирование активной позиции школьника формирование положительного отношения к учебе формирование познавательного интереса

Слайд 5

формирование положительного отношения к делам выполнение заданий-поручений воспитание ответственности за свою работу Формирование активной позиции школьника

Слайд 6

Формирование положительного отношения к учебе создание доброжелательной атмосферы на уроке создание у обучающегося в учебной деятельности ситуации успеха целенаправленное эмоциональное стимулирование и поддержка обучающихся

Слайд 7

Формирование познавательного интереса различные виды педагогической оценки новизна информации, противоречия проблемное обучение, развивающие методы игровые ситуации использование ИКТ

Слайд 8

Педагогические приемы для развития мотивации учения создание интриги, загадочности ситуации эмоциональное «заражение» обучающихся возвращение к предыдущему опыту раскрытие значимости и возможности осуществления целей упражнения на определение цели упражнения на устойчивость цели формирование умения предвидеть трудности организация выставки работ обучающихся подкрепление даже маленькой удачи подкрепление мотива


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету "Физическая культура" обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В рабочей программе представлено содержание предмета, его место в учебном плане школы, количество часов по классам, тематическое планирование....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Математика" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету  «Математика» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Ро...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Ф...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Ф...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Ф...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Пояснительная записка.Программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе следующих документов:1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Рос...