Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа по математике (2 класс)
Пояснительная записка.
Программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе следующих документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3.Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Цель: Создать условия для формирования у учащихся математических знаний и умений; коррекцию их психофизического развития.
Задачи:
– формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
– коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
– формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию недостатков психофизического развития.
Основные направления коррекционной работы:
1.Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:
- развитие точности и осмысленности восприятия при решении задач и примеров;
-развитие процесса запоминания и воспроизведения учебного материала;
- развитие пространственного восприятия при выполнении геометрического
материала;
- развитие устойчивости внимания и умение осуществлять его переключение
при решении задач и примеров;
-развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты.
2.Развитие мыслительных процессов:
- активизация мыслительных процессов: анализ, синтез при решении задач;
- развитие мыслительных процессов: обобщения и исключения при решении задач и примеров;
- развитие наглядно-образного мышления при выполнении самостоятельных работ;
- развитие умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану при выполнении геометрического задания;
3.Развитие речи:
-развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря при разборе задач;
-развитие умения выполнять определенные задания в устной форме и при разборе домашнего задания;
4.Коррекция познавательной деятельности:
- активизировать познавательную деятельность развивающими вопросами, нестандартными заданиями при решении логических задач и ребусов;
- создание проблемных ситуаций, частичного поиска при решении задач;
- вовлечение в творческую работу всего класса с учетом дифференцированного подхода к учащимся при работе группами;
- вовлекать учащихся в творческие задания: отгадывание ребусов, кроссвордов, занимательных задач.
5.Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:
-релаксационные упражнения для мимики мышц и снятия эмоционального напряжения;
- адекватная самооценка самого себя и своих одноклассников.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Математика - важный общеобразовательный предмет, который готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни. Содержание курса математики располагает необходимыми предпосылками для развития познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, воспитания трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях, а так же в обыденной жизни.
3.Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика» обязательной части (федеральный компонент) учебного плана. Рабочая программа рассчитана на 170 часов в год, по 5 часов в неделю (4часа обязательная часть – федеральный компонент, 1 час – часть, формируемая участниками образовательных отношений). Рабочая программа ориентирована на учебник: Т.В. Алышева. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. М:. Просвещение, 2018. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
4.Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета «Математика».
Личностные результаты:
-осознание себя учеником, ответственным за свое поведение и результаты учебной деятельности;
– позитивное отношение к образовательной деятельности, желание выполнить учебное задание хорошо (правильно);
– знание правил общения, умение высказать свою мысль, поддержать диалог с взрослыми и сверстниками;
– уважительное и доброжелательное отношение к педагогам и другим обучающимся, умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации;
– понимание и принятие элементарных правил работы в группе, умение прислушиваться к мнению одноклассников и корригировать в соответствии с этим свои действия;
– адекватные представления о собственных возможностях, умение высказать просьбу о помощи и принять оказываемую помощь;
– элементарные навыки самоконтроля и самооценки результатов собственной учебной деятельности;
– умение ориентироваться в ближайшем социальном и предметном окружении, используя математические знания;
-умение применять математические знания для выполнения различных видов трудовой деятельности (самообслуживание, хозяйственно- бытовой труд);
-начальные представления о гражданской идентичности;
-понимание бережного отношения к природе, материальным и духовным ценностям;
-овладение начальными навыками безопасного и здорового образа жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с •умственной отсталостью.
Минимальный уровень.
Нумерация
-знание количественных, порядковых числительных в пределах 20;
– знание десятичного состава чисел 11–20, их откладывание (моделирование) с использованием счетного материала;
– знание числового ряда в пределах 20 в прямом порядке; месте каждого числа в числовом ряду в пределах 20;
– умение получить следующее число, предыдущее число в пределах 20, присчитывая, отсчитывая по 1;
– осуществление счета предметов в пределах 20, присчитывая по 1; обозначение числом количества предметов в совокупности;
– выполнение сравнения чисел в пределах 10 и 20 с использованием знаков равенства (=) и сравнения (>, <); сравнение чисел в пределах 20 с опорой на установление
взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей;
– знание состава чисел 2–10 из двух частей (чисел).
Единицы измерения и их соотношения
– знание единицы измерения (меры) длины 1 дм, соотношения 1 дм = 10 см;
умение соотносить длину предметов с моделью 1 дм: больше (длиннее), чем 1 дм; меньше (короче), чем 1 дм; такой же длины (с помощью учителя);
– умение прочитать и записать число, полученное при измерении длины двумя мерами (1 дм 2 см) (с помощью учителя);
– знание единицы измерения (меры) времени 1 ч; умение определять время по часам с точностью до 1 ч;
– выполнение сравнения чисел, чисел, полученных при измерении величин одной мерой: стоимости, длины, массы, емкости, времени
(с помощью учителя)
Арифметические действия
– знание названий компонентов и результатов сложения и вычитания, использование их в собственной речи (с помощью учителя);
– понимание смысла математических
отношений «больше на …», «меньше на …»; умение осуществлять в практическом плане увеличение и уменьшение на несколько единиц данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с данной, с отражением выполненных операций в математической записи (составлении числового выражения); выполнение увеличения и уменьшения числа на несколько единиц;
– выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 20 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через десяток; с переходом через десяток
(с подробной записью решения);
– знание таблицы сложения на основе состава двузначных чисел (11–18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток, умение использовать ее при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного (с помощью учителя);
– знание переместительного свойства
сложения, умение использовать его при выполнении вычислений
Арифметические задачи
– выделение в арифметической задаче условия, требования (вопроса); выделение в условии задачи числовых данных;
– выполнение решения задач на нахождение суммы, разности (остатка) в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, с записью решения в виде примера; называние ответа задачи;
– составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету (с помощью учителя).
Геометрический материал
знание элементов четырехугольников (прямоугольника, квадрата), треугольника;
– умение построить треугольник, квадрат, прямоугольник по точкам (вершинам) на бумаге в клетку (с помощью учителя
– знание свойств углов, сторон квадрата, прямоугольника;
– умение построить треугольник, квадрат, прямоугольник по точкам (вершинам) на бумаге в клетку
Достаточный уровень.
Нумерация
– знание количественных, порядковых числительных в пределах 20;
– откладывание (моделирование) чисел 11–20 с использованием счетного материала на основе знания их десятичного состава;
– знание числового ряда в пределах 20 в прямом и обратном порядке, о месте каждого числа в числовом ряду в пределах 20;
– знание способов получения следующего, предыдущего чисел в пределах 20 путем увеличения,
уменьшения числа на 1; умение получить следующее число, предыдущее число данным способом;
– осуществление счета в пределах 20, присчитывая, отсчитывая по 1 и равными числовыми группами по 2, 3; осуществление счета в заданных пределах;
– выполнение сравнения чисел в пределах 10 и 20 с использованием знаков равенства (=) и сравнения (>, <); сравнение чисел в пределах 20 с опорой на установление взаимно- однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей, месте каждого числа в числовом ряду;
Единицы измерения и их соотношения
– знание единицы измерения (меры) длины 1 дм, соотношения 1 дм = 10 см; выполнение измерений длины предметов с помощью модели дециметра;
– умение соотносить длину предметов с моделью 1 дм: больше (длиннее), чем 1 дм; меньше (короче), чем 1 дм; равно 1 дм (такой же длины);
– умение прочитать и записать число, полученное при измерении длины двумя мерами (1 дм 2 см);
– знание единицы измерения (меры) времени 1 ч; умение определять время по часам с точностью до 1 ч и получаса;
– выполнение сравнения чисел, чисел, полученных при измерении величин одной мерой: стоимости, длины, массы, емкости, времени
Арифметические действия
– знание названий компонентов и результатов сложения и вычитания, использование их в собственной речи;
– понимание смысла математических
отношений «больше на …», «меньше на …»; умение осуществлять в практическом плане увеличение и уменьшение на несколько единиц данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с данной, с отражением выполненных операций в математической записи (составлении числового выражения); выполнение увеличения и уменьшения числа на несколько единиц;
– выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 20 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через десяток; с переходом через десяток;
– знание таблицы сложения на основе состава двузначных чисел (11–18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток, умение использовать ее при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного;
знание переместительного свойства
сложения, умение использовать его при выполнении вычислений;
– умение находить значение числового выражения без скобок в два арифметических действия (сложение, вычитание).
Арифметические задачи
– выделение в арифметической задаче условия, требования (вопроса); выделение в условии задачи числовых данных;
– выполнение решения задач на нахождение суммы, разности (остатка) в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями и с помощью иллюстрирования, с записью решения в виде примера; называние ответа задачи;
– составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций
Геометрический материал
знание элементов четырехугольников (прямоугольника, квадрата), треугольника;
– знание свойств углов, сторон квадрата, прямоугольника;
– умение построить треугольник, квадрат, прямоугольник по точкам (вершинам) на бумаге в клетку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_dlya_obuchayushchihsya_s_intellektualnymi_narusheniyami.docx | 80.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»
МАОУ «КСОШ-ДС»
Принято на заседании психолого- педагогического консилиума МАОУ «КСОШ-ДС» протокол №________ от «___»__________ 20___ г. | Удтверждаю: Директор МАОУ «КСОШ-ДС» К. Е. Данилов ________________ от «___»__________ 20___ г. приказ №______________ |
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
«Математика»
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2В класса
Составитель:
Учитель начальных классов:
Шилова С.В.
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка.
Программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе следующих документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3.Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Цель: Создать условия для формирования у учащихся математических знаний и умений; коррекцию их психофизического развития.
Задачи:
– формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
– коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
– формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию недостатков психофизического развития.
Основные направления коррекционной работы:
1.Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:
- развитие точности и осмысленности восприятия при решении задач и примеров;
-развитие процесса запоминания и воспроизведения учебного материала;
- развитие пространственного восприятия при выполнении геометрического
материала;
- развитие устойчивости внимания и умение осуществлять его переключение
при решении задач и примеров;
-развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты.
2.Развитие мыслительных процессов:
- активизация мыслительных процессов: анализ, синтез при решении задач;
- развитие мыслительных процессов: обобщения и исключения при решении задач и примеров;
- развитие наглядно-образного мышления при выполнении самостоятельных работ;
- развитие умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану при выполнении геометрического задания;
3.Развитие речи:
-развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря при разборе задач;
-развитие умения выполнять определенные задания в устной форме и при разборе домашнего задания;
4.Коррекция познавательной деятельности:
- активизировать познавательную деятельность развивающими вопросами, нестандартными заданиями при решении логических задач и ребусов;
- создание проблемных ситуаций, частичного поиска при решении задач;
- вовлечение в творческую работу всего класса с учетом дифференцированного подхода к учащимся при работе группами;
- вовлекать учащихся в творческие задания: отгадывание ребусов, кроссвордов, занимательных задач.
5.Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:
-релаксационные упражнения для мимики мышц и снятия эмоционального напряжения;
- адекватная самооценка самого себя и своих одноклассников.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Математика - важный общеобразовательный предмет, который готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни. Содержание курса математики располагает необходимыми предпосылками для развития познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, воспитания трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях, а так же в обыденной жизни.
3.Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика» обязательной части (федеральный компонент) учебного плана. Рабочая программа рассчитана на 170 часов в год, по 5 часов в неделю (4часа обязательная часть – федеральный компонент, 1 час – часть, формируемая участниками образовательных отношений). Рабочая программа ориентирована на учебник: Т.В. Алышева. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. М:. Просвещение, 2018. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
4.Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета «Математика».
Личностные результаты:
-осознание себя учеником, ответственным за свое поведение и результаты учебной деятельности;
– позитивное отношение к образовательной деятельности, желание выполнить учебное задание хорошо (правильно);
– знание правил общения, умение высказать свою мысль, поддержать диалог с взрослыми и сверстниками;
– уважительное и доброжелательное отношение к педагогам и другим обучающимся, умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации;
– понимание и принятие элементарных правил работы в группе, умение прислушиваться к мнению одноклассников и корригировать в соответствии с этим свои действия;
– адекватные представления о собственных возможностях, умение высказать просьбу о помощи и принять оказываемую помощь;
– элементарные навыки самоконтроля и самооценки результатов собственной учебной деятельности;
– умение ориентироваться в ближайшем социальном и предметном окружении, используя математические знания;
-умение применять математические знания для выполнения различных видов трудовой деятельности (самообслуживание, хозяйственно- бытовой труд);
-начальные представления о гражданской идентичности;
-понимание бережного отношения к природе, материальным и духовным ценностям;
-овладение начальными навыками безопасного и здорового образа жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с •умственной отсталостью.
Минимальный уровень.
Нумерация
-знание количественных, порядковых числительных в пределах 20;
– знание десятичного состава чисел 11–20, их откладывание (моделирование) с использованием счетного материала;
– знание числового ряда в пределах 20 в прямом порядке; месте каждого числа в числовом ряду в пределах 20;
– умение получить следующее число, предыдущее число в пределах 20, присчитывая, отсчитывая по 1;
– осуществление счета предметов в пределах 20, присчитывая по 1; обозначение числом количества предметов в совокупности;
– выполнение сравнения чисел в пределах 10 и 20 с использованием знаков равенства (=) и сравнения (>, <); сравнение чисел в пределах 20 с опорой на установление
взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей;
– знание состава чисел 2–10 из двух частей (чисел).
Единицы измерения и их соотношения
– знание единицы измерения (меры) длины 1 дм, соотношения 1 дм = 10 см;
умение соотносить длину предметов с моделью 1 дм: больше (длиннее), чем 1 дм; меньше (короче), чем 1 дм; такой же длины (с помощью учителя);
– умение прочитать и записать число, полученное при измерении длины двумя мерами (1 дм 2 см) (с помощью учителя);
– знание единицы измерения (меры) времени 1 ч; умение определять время по часам с точностью до 1 ч;
– выполнение сравнения чисел, чисел, полученных при измерении величин одной мерой: стоимости, длины, массы, емкости, времени
(с помощью учителя)
Арифметические действия
– знание названий компонентов и результатов сложения и вычитания, использование их в собственной речи (с помощью учителя);
– понимание смысла математических
отношений «больше на …», «меньше на …»; умение осуществлять в практическом плане увеличение и уменьшение на несколько единиц данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с данной, с отражением выполненных операций в математической записи (составлении числового выражения); выполнение увеличения и уменьшения числа на несколько единиц;
– выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 20 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через десяток; с переходом через десяток
(с подробной записью решения);
– знание таблицы сложения на основе состава двузначных чисел (11–18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток, умение использовать ее при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного (с помощью учителя);
– знание переместительного свойства
сложения, умение использовать его при выполнении вычислений
Арифметические задачи
– выделение в арифметической задаче условия, требования (вопроса); выделение в условии задачи числовых данных;
– выполнение решения задач на нахождение суммы, разности (остатка) в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, с записью решения в виде примера; называние ответа задачи;
– составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету (с помощью учителя).
Геометрический материал
знание элементов четырехугольников (прямоугольника, квадрата), треугольника;
– умение построить треугольник, квадрат, прямоугольник по точкам (вершинам) на бумаге в клетку (с помощью учителя
– знание свойств углов, сторон квадрата, прямоугольника;
– умение построить треугольник, квадрат, прямоугольник по точкам (вершинам) на бумаге в клетку
Достаточный уровень.
Нумерация
– знание количественных, порядковых числительных в пределах 20;
– откладывание (моделирование) чисел 11–20 с использованием счетного материала на основе знания их десятичного состава;
– знание числового ряда в пределах 20 в прямом и обратном порядке, о месте каждого числа в числовом ряду в пределах 20;
– знание способов получения следующего, предыдущего чисел в пределах 20 путем увеличения,
уменьшения числа на 1; умение получить следующее число, предыдущее число данным способом;
– осуществление счета в пределах 20, присчитывая, отсчитывая по 1 и равными числовыми группами по 2, 3; осуществление счета в заданных пределах;
– выполнение сравнения чисел в пределах 10 и 20 с использованием знаков равенства (=) и сравнения (>, <); сравнение чисел в пределах 20 с опорой на установление взаимно- однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей, месте каждого числа в числовом ряду;
Единицы измерения и их соотношения
– знание единицы измерения (меры) длины 1 дм, соотношения 1 дм = 10 см; выполнение измерений длины предметов с помощью модели дециметра;
– умение соотносить длину предметов с моделью 1 дм: больше (длиннее), чем 1 дм; меньше (короче), чем 1 дм; равно 1 дм (такой же длины);
– умение прочитать и записать число, полученное при измерении длины двумя мерами (1 дм 2 см);
– знание единицы измерения (меры) времени 1 ч; умение определять время по часам с точностью до 1 ч и получаса;
– выполнение сравнения чисел, чисел, полученных при измерении величин одной мерой: стоимости, длины, массы, емкости, времени
Арифметические действия
– знание названий компонентов и результатов сложения и вычитания, использование их в собственной речи;
– понимание смысла математических
отношений «больше на …», «меньше на …»; умение осуществлять в практическом плане увеличение и уменьшение на несколько единиц данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с данной, с отражением выполненных операций в математической записи (составлении числового выражения); выполнение увеличения и уменьшения числа на несколько единиц;
– выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 20 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через десяток; с переходом через десяток;
– знание таблицы сложения на основе состава двузначных чисел (11–18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток, умение использовать ее при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного;
знание переместительного свойства
сложения, умение использовать его при выполнении вычислений;
– умение находить значение числового выражения без скобок в два арифметических действия (сложение, вычитание).
Арифметические задачи
– выделение в арифметической задаче условия, требования (вопроса); выделение в условии задачи числовых данных;
– выполнение решения задач на нахождение суммы, разности (остатка) в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями и с помощью иллюстрирования, с записью решения в виде примера; называние ответа задачи;
– составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций
Геометрический материал
знание элементов четырехугольников (прямоугольника, квадрата), треугольника;
– знание свойств углов, сторон квадрата, прямоугольника;
– умение построить треугольник, квадрат, прямоугольник по точкам (вершинам) на бумаге в клетку
5.Содержание
Нумерация
Нумерация чисел в пределах 10.и Сравнение чисел в пределах 10 с использованием знаков равенства (=) и сравнения (>, <). Установление отношения «равно» с помощью знака равенства (5 = 5). Установление отношений «больше», «меньше» с помощью знака сравнения (5 > 4; 6 < 8). Упорядочение чисел в пределах 10.
Нумерация чисел в пределах 20
Числовой ряд в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Получение следующего числа в пределах 20 путем увеличения предыдущего числа на 1; получение предыдущего числа путем уменьшения числа на 1.
Счет в пределах 20 (счет по 1 и равными числовыми группами по 2, 3). Счет в заданных пределах.
Сравнение чисел в пределах 20, в том числе с опорой на их место в числовом ряду.
Единицы измерения и их соотношения
Единица измерения (мера) длины – дециметр (1 дм). Соотношение: 1 дм = 10 см. Сравнение длины предметов с моделью 1 дм: больше (длиннее), чем 1 дм; меньше (короче), чем 1 дм; равно 1 дм (такой же длины). Измерение длины предметов с помощью модели дециметра.
Чтение и запись чисел, полученных при измерении длины двумя мерами (1 дм 2 см). Единица измерения (мера) времени – час (1 ч). Прибор для измерения времени – часы. Циферблат часов, минутная и часовая стрелки. Измерение времени по часам с точностью до 1 ч. Половина часа (полчаса). Измерение времени по часам с точностью до получаса. Сравнение чисел, полученных при измерении величин одной мерой: стоимости, длины, массы, емкости, времени (в пределах 20).
Арифметические действия
Название компонентов и результатов сложения и вычитания.
Увеличение и уменьшение на несколько единиц данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с данной. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Переместительное свойство сложения. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа. Вычитание однозначных чисел из двузначных путем разложения вычитаемого на два числа. Таблица сложения на основе состава двузначных чисел (11–18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток, ее использование при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного.
Нахождение значения числового выражения без скобок в два арифметических действия (сложение, вычитание).
Нуль как компонент сложения (3 + 0 = 3, 0 + 3 = 3).
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин одной мерой: стоимости, длины, массы, емкости, времени.
Деление на две равные части (поровну) на основе выполнения практических действий с предметными совокупностями.
Арифметические задачи
Краткая запись арифметической задачи.
Простые арифметические задачи на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц (с отношением «больше на …», «меньше на …»).
Составление задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи.
Составные арифметические задачи в два действия.
Геометрический материал
Сравнение отрезков по длине. Построение отрезка, равного по длине данному отрезку (такой же длины). Сравнение длины отрезка с 1 дм. Измерение длины отрезка в дециметрах и сантиметрах, с записью результатов измерений в виде числа с двумя мерами (1 дм 2 см).
Луч. Построение луча.
Угол. Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый. Построение прямого угла с помощью чертежного угольника.
Четырехугольники: прямоугольник, квадрат. Элементы прямоугольника, квадрата: углы, вершины, стороны. Свойства углов, сторон.
Элементы треугольника: углы, вершины, стороны.
Построение треугольника, квадрата, прямоугольника по точкам (вершинам) на бумаге в клетку.
Тематическое планирование по предмету «Математика» 2 класс
№ п./п. | Дата | Тема урока | Кол. часов | Основных виды учебной | |||
план | факт | ||||||
Первый десяток (повторение). | |||||||
1 | Число и цифра. Счёт в пределах 10. Числовой ряд от 1 до 10. | 1 | |||||
2 | Прибавление и вычитание 1. Состав числа 2, 3, 4. Решение примеров и задач. | 1 | |||||
3 | Состав чисел 5,6, 7. Решение примеров и задач. | 1 | |||||
4 | Линии (прямые, кривые, отрезок). | 1 | |||||
5 | Состав числа 8. Счёт по 2 в прямом и обратном порядке в пределах 10. | 1 | |||||
6 | Состав числа 9. Счет по 3 в прямом и обратном порядке в пределах 10. | 1 | |||||
7 | Состав числа 10. Решение примеров и задач. | 1 | |||||
8 | Сравнение чисел. Знаки>, <, = | 1 | |||||
9 | Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 10. | 1 | |||||
10 | Контрольная работа «Первый десяток». | 1 | |||||
11 | Работа над ошибками. | 1 | |||||
12 | Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 10.Повторение и закрепление. | 1 | |||||
Второй десяток. | |||||||
Нумерация. | |||||||
13 | Счёт в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. | 1 | |||||
14 | Число 11. Сравнение предметных множеств и чисел в пределах числа 11. | 1 | |||||
15 | Число 12. Сравнение предметных множеств и чисел в пределах числа 12. | 1 | |||||
16 | Число 13. Сравнение предметных множеств и чисел в пределах числа 13 | 1 | |||||
17 | Решение примеров и задач с числами 11, 12, 13. | 1 | |||||
18 | Число 14. Сравнение предметных множеств и чисел в пределах числа14, 15 | 1 | |||||
19 | Число 16. Сравнение предметных множеств и чисел в пределах числа16. | 1 | |||||
20 | Решение примеров и задач с числами 14, 15, 16. | 1 | |||||
2 | Число 17. Сравнение предметных множеств и чисел в пределах числа17 18 | 1 | |||||
22 | Число 19. Сравнение предметных множеств и чисел в пределах числа 19. | 1 | |||||
23 | Решение примеров и задач с числами 17, 18, 19. | 1 | |||||
24 | Число 20.Сравнение предметных множеств и чисел в пределах числа 20. | 1 | |||||
25 | Однозначные и двузначные числа. | 1 | |||||
26 | Прибавление единиц к 10. | 1 | |||||
27 | Вычитание единиц из двузначного числа. | 1 | |||||
28 | Вычитание 10 из двузначного числа. | 1 | |||||
29 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20. | 1 | |||||
30 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20.Решение примеров и задач. | 1 | |||||
31 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20.Решение примеров и задач. Повторение | 1 | |||||
32 | Контрольная работа «Нумерация. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток». | 1 | |||||
33 | Работа над ошибками. | 1 | |||||
Мера длины – дециметр. | |||||||
34 | Мера длины - дециметр. Запись при числах. Соотношение 1дм=10см. Построение отрезков разной длины. | 1 | |||||
Увеличение числа на несколько единиц. | |||||||
35 | Запись чисел с двумя единицами измерения длины. | 1 | |||||
36 | Увеличение числа на1. Понятия «столько же», «больше на…». | 1 | |||||
37 | Увеличение числа на2,3,4единицы. | 1 | |||||
38 | Увеличение числа на2,3,4единицы. Решение примеров и задач. | 1 | |||||
39 | Увеличение числа на 4, 5, 6 единиц. | 1 | |||||
40 | Увеличение числа на несколько единиц. Повторение и закрепление. | 1 | |||||
41 | Самостоятельная работа «Увеличение числа на несколько единиц» | 1 | |||||
Уменьшение числа на несколько единиц. | |||||||
42 | Уменьшение числа на 1, 2, 3 единицы. | 1 | |||||
43 | Уменьшение числа на 4, 5, 6 единиц. Решение примеров и задач. | 1 | |||||
44 | Уменьшение числа на несколько единиц.. | 1 | |||||
45 | Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Повторение и закрепление | 1 | |||||
46 | Луч. Построение луча. | 1 | |||||
Сложение и вычитание без перехода через десяток. | |||||||
47 | Название компонентов при сложении. Сложение двузначного числа с однозначным. | 1 | |||||
48 | Переместительный закон сложения. Сложение двузначного числа с однозначным. | 1 | |||||
49 | Сложение двузначного числа с однозначным. Решение примеров и задач. | 1 | |||||
Вычитание двузначного числа из двузначного | |||||||
50 | Название компонентов при вычитании. Вычитание однозначного числа из двузначного. | 1 | |||||
51 | Вычитание однозначного числа из двузначного. Решение примеров и задач. | 1 | |||||
52 | Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Повторение и закрепление. | 1 | |||||
53 | Самостоятельная работа «Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц». | 1 | |||||
Получение суммы 20, вычитание из 20. | |||||||
54 | Получение суммы 20.Решение примеров и задач. | 1 | |||||
55 | Вычитание из 20. | 1 | |||||
56 | Получение суммы 20, вычитание из 20. Решение примеров и задач. Повторение и закрепление. | 1 | |||||
Вычитание двузначного числа из двузначного. | |||||||
57 | Приёмы вычитания двузначного числа из двузначного. | 1 | |||||
58 | Вычитание двузначного числа из двузначного. Решение примеров и задач. | 1 | |||||
59 | Приёмы вычитание из 20. Решение примеров и задач. | 1 | |||||
60 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд. Повторение и закрепление. | 1 | |||||
61 | Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд». | 1 | |||||
62 | Работа над ошибками. | 1 | |||||
63 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд | 1 | |||||
64 | Повторение и закрепление. | 1 | |||||
65 | Сложение чисел с числом 0. | 1 | |||||
66 | Сложение чисел с числом 0. Решение примеров и задач | 1 | |||||
Угол. | |||||||
67 | Элементы угла: вершина, стороны. Построение угла. | 1 | |||||
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин. | |||||||
68 | Меры стоимости: р., к. Сравнение чисел с единицами измерения стоимости. | 1 | |||||
69 | Решение примеров и задач с единицами измерения стоимости. | 1 | |||||
70 | Решение примеров и задач с единицами измерения стоимости. Повторение и закрепление. | 1 | |||||
71 | Меры длины: дм, см. Сравнение чисел с единицами измерения длины. | 1 | |||||
72 | Решение примеров и задач с единицами измерения длины. | 1 | |||||
73 | Мера массы: кг. Сравнение чисел с единицами измерения массы. | 1 | |||||
74 | Решение примеров и задач с единицами измерения массы. | 1 | |||||
75 | Мера ёмкости: литр. Сравнение чисел с единицами измерения ёмкости. | 1 | |||||
76 | Решение примеров и задач с единицами измерения ёмкости. | 1 | |||||
Меры времени. | |||||||
77 | Сутки. Неделя. Сравнение чисел с единицами измерения времени | 1 | |||||
78 | Единица измерения времени: час. Часы, измерение времени по часам с точностью до 1 часа. | 1 | |||||
79 | Решение примеров с единицами измерения времени. | 1 | |||||
80 | Решение примеров и задач с числами, полученными при измерении. Повторение. | 1 | |||||
81 | Решение примеров и задач с числами, полученными при измерении. Повторение и закрепление. | 1 | |||||
82 | Самостоятельная работа «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин». | ||||||
Сложение и вычитание без перехода через десяток (все случаи). | |||||||
83 | Сложение чисел в пределах 20 без перехода через десяток. | 1 | |||||
84 | Сложение чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Решение примеров и задач. | 1 | |||||
85 | Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. | 1 | |||||
86 | Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Решение примеров и задач. | 1 | |||||
87 | Простые арифметические задачи на увеличение чисел на несколько единиц. | 1 | |||||
88 | Простые арифметические задачи на уменьшение чисел на несколько единиц. | 1 | |||||
89 | Решение примеров и задач на увеличение и уменьшение чисел в пределах 20. | 1 | |||||
90 | Решение примеров и задач на увеличение и уменьшение чисел в пределах 20 без перехода через10. Повторение. | 1 | |||||
91 | Решение примеров и задач на увеличение и уменьшение чисел в пределах 20 без перехода через10. Повторение и закрепление. | 1 | |||||
92 | Контрольная работа «Увеличение и уменьшение чисел в пределах 20 без перехода через десяток». | 1 | |||||
Виды углов. | |||||||
93 | Виды углов. Построение углов с помощью чертёжного треугольника. | 1 | |||||
Составные арифметические задачи. | |||||||
94 | Составные арифметические задачи в 2 действия. Решение составных арифметических задач в 2 действия. | 1 | |||||
95 | Решение составных арифметических задач в 2 действия. Закрепление | 1 | |||||
96 | Решение составных задач в 2 действия с единицами измерения. | 1 | |||||
Сложение с переходом через десяток. | |||||||
97 | Состав чисел 2, 3, 4. Прибавление чисел 2, 3, 4. | 1 | |||||
98 | Прибавление чисел 2, 3, 4. Решение примеров и задач. | 1 | |||||
99 | Состав числа 5, 6.Прибавление числа 5, 6. | 1 | |||||
100 | Прибавление числа 5, 6. Решение примеров, простых и составных задач. | 1 | |||||
101 | Состав числа 7.Прибавление числа 7. Таблица сложения числа 7. | 1 | |||||
102 | Прибавление числа 7. Решение примеров, простых и составных задач. | 1 | |||||
103 | Состав числа 8.Прибавление числа 8. Таблица сложения числа 8. | 1 | |||||
104 | Прибавление числа 8. Решение примеров, простых и составных задач | 1 | |||||
105 | Контрольная работа «Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток» | 1 | |||||
106 | Работа над ошибками. | 1 | |||||
107 | Состав числа 9. Прибавление числа 9. Таблица сложения числа 9. | 1 | |||||
108 | Прибавление числа 9. Решение примеров, простых и составных задач. | 1 | |||||
Многоугольник | |||||||
109 | Квадрат. Построение квадрата по заданным точкам. | 1 | |||||
110 | Прямоугольник. Построение прямоугольника по заданным точкам. | 1 | |||||
Вычитание с переходом через десяток. | |||||||
111 | Вычитание чисел 2, 3, 4. | 1 | |||||
112 | Вычитание чисел 2, 3, 4. Решение примеров, простых и составных арифметических задач. | 1 | |||||
113 | Вычитание числа 5. Решение примеров, простых и составных арифметических задач. | 1 | |||||
114 | Вычитание числа 5. Решение примеров, простых и составных арифметических задач. Закрепление. | 1 | |||||
115 | Вычитание числа 6. Решение примеров, простых и составных арифметических задач. | 1 | |||||
116 | Вычитание числа 6. Решение примеров, простых и составных арифметических задач. Закрепление. | 1 | |||||
117 | Вычитание числа 7. Вычитание числа 7. Решение примеров, простых и составных арифметических задач. | 1 | |||||
118 | Вычитание числа 8. Решение примеров, простых и составных арифметических задач. | 1 | |||||
119 | Вычитание числа 8. Решение примеров, простых и составных арифметических задач. Закрепление. | 1 | |||||
120 | Вычитание числа 9. Решение примеров, простых и составных арифметических задач. | 1 | |||||
121 | Вычитание с переходом через десяток. Решение примеров, простых и составных арифметических задач. | 1 | |||||
122 | Вычитание с переходом через десяток. Решение примеров, простых и составных арифметических задач. | 1 | |||||
123 | Контрольная работа «Вычитание с переходом через десяток». | 1 | |||||
124 | Работа над ошибками. | 1 | |||||
125 | Треугольник: вершины, углы, стороны. Построение треугольника по заданным вершинам. | 1 | |||||
126 | Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи с числом 11 , 12 | 1 | |||||
127 | Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи с числом 13, 14 | 1 | |||||
128 | Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи с числом 15, 16. | 1 | |||||
129 | Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи с числом 17, 18. | 1 | |||||
130 | Контрольная работа «Сложение и вычитание с переходом через десяток». | 1 | |||||
Меры времени | |||||||
131 | Сутки, неделя, час. Сравнение чисел с единицами измерения времени. | 1 | |||||
132 | Измерение времени по часам с точностью до 1 часа. | 1 | |||||
Деление на две равные части | |||||||
133 | Деление на две равные части. | 1 | |||||
134 | Контрольные задания | 1 | |||||
Повторение | |||||||
135 | Решение примеров на сложение в пределах 20. | 1 | |||||
136 | Решение задач на сложение в пределах 20. | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Литература.
Базовая.
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации-М.: Просвещение, 2017г.
2. Алышева Т.В. Математика. 2 класс. Учеб. для образоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В2 ч.-М.: Просвещение, 2018..
3. Алышева Т.В. Рабочая тетрадь по математике2 класс Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. - М.:Просвещение, 2018
Дополнительная.
1.. Математика: Коррекционно – развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1 – 2 классов начальной школы /Автор-сост. А.А. Шабанов. – Волгоград: Учитель, 2006 г.
2. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 2003г.
3.. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 1996г.
4. Г.Н.Сычёва Устный счёт. 1-5 классы . Ростов-на-Дону, издательство БАРО пресс, 2008г.
Материально-техническое обеспечение
1.Компьютер
2.Принтер
3.Веера чисел 1-го десятка
4.Веера чисел от 1 до 20
5.Геометрические фигуры
6. Геометрические тела
7. Линейки
8. Циркули
9.Таблицы:
-сутки
-умножения
-названия компонентов действий
10. Карточки с заданиями для самостоятельной работы.
11.Раздаточный материал (грибочки, морковки, груши, ёлочки и др.)
12. Макет часов
13. Предметные картинки на магнитах
14. Презентации по темам.
Интернет ресурсы:
https://infourok.ru
http:// www.uroki.net/
http://new.teacher.fio.ru
http://www.rusedu
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету "Физическая культура" обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В рабочей программе представлено содержание предмета, его место в учебном плане школы, количество часов по классам, тематическое планирование....
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Математика" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Ро...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Ф...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Ф...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Ф...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Пояснительная запискаАдаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана в соответствии с:Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в ...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Технология» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями для 2 класса составлена на основе адаптированной...