Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Математика" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
рабочая программа по математике (1 класс)
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана в соответствии с:
· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
· приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
· приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;
· приказ Министерства образования от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
· приказом Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования сформированный приказом Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018г. №345»,
· постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
· примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
· письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-11788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
· письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
· приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Юры от 03 июля 2016 г. № 1214 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях»;
· приказом от 20.08.2019 г. № 264 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;
· приказом от 28.08.2020 г. № 191 «О внесении изменений в адаптированные общеобразовательные программы на 2020-2021 учебный год»;
· приказом от 28.08.2020 г. № 192 «Об организованном начале 2020-2021учебного года»;
· приказом от 28.08.2020 г. № 196 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана».
· приказа от 31.08.2020 № 217 «Об организации индивидуального обучения на дому обучающегося 1 а класса –ФИО».
Скачать:
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
КОУ «Радужнинская школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
от «___» __________ 2020 г. №______
_________________________________________
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
МАТЕМАТИКА
для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1 - а класс
на 2020/2021 учебный год
Составитель: Рыбченко Н.Д.,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО |
МО учителей надомного обучения Протокол от «___» _____________2020 г. №____ Руководитель МО надомного обучения _______________________Таранова А.В. | Методическим советом Протокол от «___» ___________2020 г. №____ Председатель методического совета _____________________________ Е.Ю. Рожина |
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;
- приказ Министерства образования от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
- приказом Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования сформированный приказом Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018г. №345»,
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-11788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Юры от 03 июля 2016 г. № 1214 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях»;
- приказом от 20.08.2019 г. № 264 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;
- приказом от 28.08.2020 г. № 191 «О внесении изменений в адаптированные общеобразовательные программы на 2020-2021 учебный год»;
- приказом от 28.08.2020 г. № 192 «Об организованном начале 2020-2021учебного года»;
- приказом от 28.08.2020 г. № 196 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана».
- приказа от 31.08.2020 № 217 «Об организации индивидуального обучения на дому обучающегося 1 а класса – ФИО».
Цели и задачи образования
Цель: подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи:
- формировать математические знания и умения, необходимые для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развивать способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
- развивать познавательную деятельность и личностные качества обучающихся средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
- формировать положительные качества личности: аккуратность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, любознательность, умения планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- обогащение словаря;
- развивать мелкую моторику рук;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций: умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже
- элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- развитие познавательной деятельности;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Общая характеристика учебного предмета
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений— коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у обучающихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить обучающихся к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями обучающиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом.
В младших классах необходимо пробудить у обучающихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Важный прием - материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Используются методы: беседа, экскурсии, демонстрация, наблюдение, самостоятельные работы.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи обучающихся. Поэтому на уроках математики в младших классах обучающиеся повторяют собственную речь, которая является образцом для обучающихся.
При составлении программы использованы учебники, входящие в Федеральный перечень учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Образовательная область: «Математика».
Предмет: «Математика». Согласно учебного плана КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», реализующего адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, получающих образование по индивидуальному плану на дому, курс по учебному предмету рассчитан на 3 часа в неделю, 99 часов в год.
Планируемые результаты
Личностные:
У обучающегося будет сформировано:
- знание правил поведения на уроке математики и следование им при организации образовательной деятельности;
- позитивное отношение к изучению математики, желание выполнить учебное задание хорошо (правильно);
- знание правил общения с учителем и сверстниками, умение отвечать на вопросы учителя, поддержать диалог с учителем и сверстниками на уроке математики;
- доброжелательное отношение к учителю и другим обучающимся, желание оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации;
- умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане, на основе пошаговой инструкции по выполнению математической операции;
- начальные навыки работы с учебником математики: нахождение в учебнике задания, указанного учителем; использование иллюстраций, содержащихся в учебнике, в качестве образца для организации практической деятельности с предметами или выполнения задания в тетради;
- понимание записей с использованием математической символики, содержащихся в учебнике или иных дидактических материалах, умение их прочитать и использовать для выполнения практических упражнений;
- умение отразить в речи с использованием математической терминологии предметные отношения (на основе анализа реальных предметов, предметных совокупностей или их иллюстраций);
- умение отразить в записи с использованием математической символики предметные отношения (на основе анализа реальных предметных совокупностей или их иллюстраций);
- умение прислушиваться к мнению учителя, сверстников и корригировать в соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания;
- умение принять оказываемую помощь в выполнении учебного задания;
- умение рассказать о пошаговом выполнении учебного действия с использованием математической терминологии (в форме отчета о выполненном действии) с помощью учителя;
- начальные умения производить самооценку результатов выполнения учебного задания (правильно – неправильно);
- начальные умения использования математических знаний при ориентировке в ближайшем социальном и предметном окружении;
- начальные навыки применения математических знаний в самообслуживании и доступных видах хозяйственно-бытового труда;
- отдельные начальные представления о семейных ценностях, бережном отношении к природе, своему здоровью, безопасном поведении в помещении и на улице.
Предметные результаты:
- элементарные математические представления о количестве, форме, величине предметов; пространственные и временные представления;
- начальные математические знания о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
- навыки измерения, пересчета, измерения, прикидки и оценки наглядного представления числовых данных и процессов, записи и выполнения несложных алгоритмов;
- способность применения математических знаний для решения учебно-познавательных, учебно-практических, жизненных и профессиональных задач;
- оперирование математическим содержанием на уровне словесно-логического мышления с использованием математической речи;
- элементарные умения пользования компьютером.
АООП ОО определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с ОВЗ.
Уровни овладения предметными результатами
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
|
|
Содержание учебного предмета
1 класс
Пропедевтика
Свойства предметов
Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).
Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса).
Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы. Уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.
Положение предметов в пространстве, на плоскости
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно обучающегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение предметов в указанное положение.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.
Единицы измерения и их соотношения
Единица измерения (мера) времени - сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник: распознавание, называние. Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с геометрическими фигурами.
Нумерация
Нумерация чисел в пределах 10
Образование, название, обозначение цифрой (запись) чисел от 1 до 9. Число и цифра 0. Образование, название, запись числа 10. 10 единиц – 1 десяток.
Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 10 (счет по 1 и равными числовыми группами по 2). Количественные, порядковые числительные. Соотношение количества, числительного, цифры. Счет в заданных пределах.
Место каждого числа в числовом ряду. Следующее, предыдущее число. Получение следующего числа путем присчитывания 1 к числу. Получение предыдущего числа путем отсчитывания 1 от числа.
Сравнение чисел в пределах 10, в том числе с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей. Установление отношения: равно, больше, меньше.
Состав чисел первого десятка из единиц. Состав чисел первого десятка из двух частей (чисел), в том числе с опорой на представление предметной совокупности в виде двух составных частей.
Нумерация чисел в пределах 20
Образование, название, запись чисел 11-20. Десятичный состав чисел 11-20. Числовой ряд в пределах 20. Получение следующего числа в пределах 20 путем присчитывания 1 к числу. Получение предыдущего числа в пределах 20 путем отсчитывания 1 от числа. Счет предметов в пределах 20. Однозначные, двузначные числа.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения (меры) стоимости - копейка (1 к.), рубль (1 р.). Монеты: 1 р., 2 р., 5 р., 10 р., 10 к. Замена монет мелкого достоинства монетой более крупного достоинства в пределах 10 р. Размен монеты крупного достоинства монетами более мелкого достоинства.
Единица измерения (мера) длины – сантиметр (1 см). Измерение длины предметов с помощью модели сантиметра. Прибор для измерения длины – линейка. Измерение длины предметов с помощью линейки.
Единица измерения (мера) массы – килограмм (1 кг). Прибор для измерения массы – весы.
Единица измерения (мера) емкости – литр (1 л). Определение емкости предметов в литрах.
Единицы измерения (меры) времени – сутки (1 сут.), неделя (1 нед.). Соотношение: неделя – семь суток. Название дней недели. Порядок дней недели.
Чтение и запись чисел, полученных при измерении величин одной мерой.
Арифметические действия
Арифметические действия: сложение, вычитание. Знаки арифметических действий сложения («+») и вычитания («-»), их название (плюс, минус) и значение (прибавить, вычесть). Составление числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией). Знак «=», его значение (равно, получится). Запись числового выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1.
Сложение, вычитание чисел в пределах 10. Таблица сложения чисел в пределах 10 на основе состава чисел, ее использование при выполнении действия вычитания. Переместительное свойство сложения (практическое использование). Нуль как результат вычитания (5 – 5 = 0).
Сложение десятка и единиц в пределах 20 (10 + 5 = 15); сложение двух десятков (10 + 10 = 20).
Арифметические задачи
Арифметическая задача, ее структура: условие, требование (вопрос). Решение и ответ задачи.
Простые арифметические задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложения и вычитания: на нахождение суммы и разности (остатка). Составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций.
Геометрический материал
Шар, куб, брус: распознавание, называние. Предметы одинаковой и разной формы.
Точка. Линии: прямая, кривая. Построение прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Построение прямой линии через одну точку, две точки.
Отрезок. Измерение длины отрезка (в мерках произвольной длины, в сантиметрах). Построение отрезка заданной длины.
Овал: распознавание, называние.
Построение треугольника, квадрата, прямоугольника по заданным точкам (вершинам).
Тематическое планирование
Раздел и темы учебного предмета, курса | Количество часов | Виды учебной деятельности (практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др. формы занятий, используемые при обучении) | Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля |
Раздел 1. Пропедевтика Представления о цвете. Представления о величине. Представления о массе. Количественные представления. Временные представления. Возраст. Пространственные представления. Геометрический материал. | 24 ч | Формы занятий: -индивидуальная. Виды учебной деятельности: -работа с учебником; -дополнительной литературой; -работа с раздаточным материалом; -выполнение заданий по классификации. |
Периодический (тематический) контроль - устный опрос, контрольная работа. Промежуточный контроль – административный контроль: контрольная работа. |
Раздел 2. Нумерация Число и цифра 0. Образование, чтение, запись числа первого десятка. Счёт в прямой и обратной последовательности. Счёт по 2, по 5, по 3 в пределах 10. Сравнение чисел. | 24 ч | Формы занятий: -индивидуальная. Виды учебной деятельности: -работа с учебником; -дополнительной литературой; -работа с раздаточным материалом; -выполнение заданий по классификации. | |
Раздел 3. Единицы измерения и их соотношения Единица измерения меры стоимости. Единица измерения меры длины. Единица измерения меры массы. Единица измерения меры ёмкости. | 14 ч | Формы занятий: -индивидуальная. Виды учебной деятельности: -работа с учебником; -работа с раздаточным материалом; -выполнение заданий по классификации. | |
Раздел 4. Арифметические действия Сложение и вычитание в пределах 10. Решение примеров. Таблица сложения и вычитания. | 15 ч | Формы занятий: -индивидуальная. Виды учебной деятельности: -работа с учебником; -дополнительной литературой; -работа с раздаточным материалом; -составление и решение примеров. | |
Раздел 5. Арифметические задачи Простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка). | 11 ч | Формы занятий: -индивидуальная. Виды учебной деятельности: -работа с учебником; -дополнительной литературой; -работа с раздаточным материалом; -составление и решение задач. | |
Раздел 6. Геометрический материал Шар, куб, брус. Точка, прямая и кривые линии. Отрезок. Овал. | 8 ч | Формы занятий: -индивидуальная. Виды учебной деятельности: -работа с учебником; -дополнительной литературой; -работа с раздаточным материалом; -вычерчивание прямой и кривых линий. | |
Раздел 7. Повторение изученного. | 3 ч | Формы занятий: -индивидуальная. Виды учебной деятельности: -работа с учебником; -дополнительной литературой. | |
Итого | 99 ч |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Учебные пособия:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.
Учебно-методическое обеспечение:
- Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- Алышева Т.В. Математика. 1-4 классы. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Учебники:
- Математика. 1класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч.
Ч. 1/ Т.В. Алышева. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2020. – 128 с.
Ч. 2/ Т.В. Алышева. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2020. – 128 с.
Рабочие тетради:
- Т.В. Алышева. Рабочая тетрадь 1 класс Учебное пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. (в 2 частях) - М.: Просвещение, 2017 г.
Наглядный учебный материал:
- Касса цифр (классная – КБ – 2) с магнитным креплением.
- Предметные рисунки.
- Счётный материал.
- Таблицы.
- Наглядные пособия.
Дидактический материал:
- Комплекты заданий на развитие психических процессов.
- Карточки с заданиями для индивидуальной работы.
- Дидактические игры.
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер
- ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)
Требования к материально-техническим условиям
Материально-техническая база реализации программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.
Временной режим образования обучающихся
Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 26 от 10.07.2015г.
Оценочные материалы
Система оценки планируемых результатов освоения АООП включает описание организации и содержания промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. На основе требований, сформулированных в федеральном государственном образовательном стандарте, образовательной организацией разработаны индикаторы и параметры оценки личностных результатов с учетом психофизических особенностей обучающихся. Полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся и перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата представлены в таблице «Параметры оценки личностных результатов». Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту оценки сформированности социальной (жизненной) компетенции учащегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Оценка предметных результатов
Система оценивания предметных результатов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости регламентирована и организована в соответствии с локальными актами образовательной организации. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают предметные результаты.
В 1-ом классе безотметочное обучение призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся.
При этом безотметочная система оценивания в 1-ом классе способствует более успешной и быстрой адаптации ребёнка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия. Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества школьников, особенности психических процессов.
Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде итогового контроля в следующих формах: устный опрос (индивидуальный, фронтальный), самостоятельная работа.
На конец учебного года административный контроль. Где усвоенные предметные результаты оцениваются с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты оцениваются как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Контроль и учет предметных достижений обучающихся
№ п/п | № урока | Дата проведения | Контрольно-оценочная деятельность | |
план | факт | |||
1. | 88. | 30.04 | Административная контрольная работа: «Первый десяток. Числа 1-10». | |
Итого: 1 ч |
Календарно-тематическое планирование
«Математика» (3 часа в неделю, всего 99 часов)
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Цели урока | Тип урока | Методы и приемы | Формируемые БУД (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные) | Словарь | |||
план | факт | |||||||||
1 четверть – 27 ч | ||||||||||
Подготовка к изучению математики – 24 ч | ||||||||||
1. | 01.сен | Цвет, назначение предметов. | Развитие зрительных и пространственных восприятий. | Сообщение новых знаний | Беседа. Упражнения. Работа с учебником. Дид. игра | - осознание себя как обучающегося, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – обучающийся, обучающийся - обучающийся, обучающийся – класс, учитель – класс); - адекватно использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); - пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - работать с учебными принадлежностями; (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов; - выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; - устанавливать видо-родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами заместителями; - выполнять арифметические действия; - наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). | игрушки учебные вещи транспорт овощи фрукты | |||
2. | 02.сен | Геометрическая фигура – круг. | Узнавать, называть, классифицировать геометрические фигуры, определять форму знакомых предметов. | Сообщение новых знаний | Беседа. Упражнения. Работа с учебником. Дид. игра | геометрическая фигура круг | ||||
3. | 04.сен | Сравнение предметов: большой – маленький, одинаковый, равный по величине. | Узнавать, называть, классифицировать геометрические фигуры, определять форму знакомых предметов. | Сообщение новых знаний | Беседа. Упражнения. Работа с учебником. Дид. игра | одинаковые равные | ||||
4. | 08.сен | Пространственные представления: слева- справа, в середине – между. | Учить сравнивать предметы по размеру с помощью условной меры. | Сообщение новых знаний | Самостоятельная работа, упражнения. | в середине между | ||||
5. | 09.сен | Геометрическая фигура – квадрат. | Узнавать, называть, классифицировать геометрические фигуры, определять форму знакомых предметов. Учить сравнивать предметы по размеру методом наложения. | Сообщение новых знаний | Объяснение, упражнения, дид. игра | квадрат | ||||
6. | 11.сен | Вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под. | Учить использовать положение предметов в пространстве, по отношению друг к другу. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения | вверху – внизу выше – ниже верхний – нижний на над под | ||||
7. | 15.сен | Сравнение предметов по размеру: длинный- короткий. | Учить сравнивать предметы по размеру методом наложения. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения | длинный короткий | ||||
8. | 16.сен | Внутри –снаружи, в, рядом, около. | Развитие пространственных представлений. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | внутри – снаружи в рядом около далеко – близко дальше – ближе | ||||
9. | 18.сен | Геометрическая фигура – треугольник. | Узнавать, называть, классифицировать геометрические фигуры, определять форму знакомых предметов. Учить сравнивать предметы по размеру методом наложения. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | треугольник | ||||
10. | 22.сен | Сравнение предметов: широкий – узкий. | Учить определять положение предметов в пространстве, а также помещать предметы в указанное положение. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | широкий – узкий далеко – близко | ||||
11. | 23.сен | Далеко – близко, дальше – ближе, к, от. | Развитие пространственных представлений. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | |||||
12. | 25.сен | Геометрическая фигура – прямоугольник. | Узнавать, называть, классифицировать геометрические фигуры, определять форму знакомых предметов. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | прямоугольник | ||||
13. | 29.сен | Сравнение предметов: высокий – низкий. | Учить сравнивать предметы «на глаз» | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | высокий – низкий | ||||
14. | 30.сен | Сравнение предметов: глубокий – мелкий. | Учить сравнивать предметы «на глаз» | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | глубокий – мелкий | ||||
15. | 02.окт | Пространственные представления: первый, последний, крайний, после, следом, следующий за. | Познакомить о порядке следования. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | первый – последний крайний следом следующий за | ||||
16. | 06.окт | Сравнение предметов: толстый – тонкий. | Учить сравнивать предметы | Сообщение новых знаний | Показ, рассказ | толстый – тонкий | ||||
17. | 07.окт | Сутки: утро, день, вечер, ночь. | Представления о смене частей суток: утро, день, вечер, ночь. | Сообщение новых знаний | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | сутки | ||||
18. | 09.окт | Сегодня, завтра, вчера, на следующий день. | Познакомить о порядке следования дней: вчера, сегодня, завтра и т.д. | Сообщение новых знаний | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | сегодня завтра вчера на следующий день | ||||
19. | 13.окт | Быстро – медленно. Тяжелый- легкий. | Овладение понятиями единицы измерения и их соотношения. Учить сравнивать предметы по массе « на глаз», «на руку». | Сообщение новых знаний | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | быстро – медленно, тяжелый- легкий | ||||
20. | 14.окт | Много – мало, несколько. Один – много, ни одного. | Сравнение количества предметов путем установления взаимно – однозначного соответствия. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | несколько, ни одного | ||||
21. | 16.окт | Давно – недавно. Молодой – старый. | Выявление представлений обучающихся о возрасте. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | давно – недавно молодой – старый | ||||
22. | 20.окт | Сравнение количества предметов: больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество. | Сравнение количества предметов путем установления взаимно – однозначного соответствия. | Сообщение новых знаний | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | столько же одинаково (равное) количество | ||||
23. | 21.окт | Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ. | Сравнение количества предметов путем установления взаимно – однозначного соответствия. | Сообщение новых знаний | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | объём сыпучие вещества столько же | ||||
24. | 23.окт | Контрольная работа: Свойства и сравнение предметов. | Определение качества знаний и умений у обучающихся. | Проверка знаний и умений | Работа по карточкам. Практические задания. | |||||
Первый десяток – 75 ч | ||||||||||
25. | 27.окт | Работа над ошибками. Число и цифра 1. Образование, чтение, запись числа. | Познакомить обучающихся с числом и цифрой 1. Учить образовывать, | Сообщение новых знаний | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | - осознание себя как обучающегося, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – обучающийся, обучающийся - обучающийся, обучающийся – класс, учитель – класс); - адекватно использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); - пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - работать с учебными принадлежностями; (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов; - выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; - устанавливать видо-родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами заместителями; - выполнять арифметические действия; -наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). | число, цифра | |||
26. | 28.окт | Число и цифра 2. Образование, чтение, запись числа. | Познакомить обучающихся с числом и цифрой 2. Учить образовывать, читать и записывать число и цифру 2. | Урок усвоения новых знаний | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | прибавили | ||||
27. | 30.окт | Соотношение количества, числа и цифры. Состав числа 2. | Познакомить обучающихся с числом и цифрой 2. Учить образовывать, читать и записывать число и цифру 2. | Урок усвоения новых знаний | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | равно получится | ||||
2 четверть – 21 ч | ||||||||||
28. | 11.ноя | Решение примеров на сложение и вычитание. Знаки «+», «-», «=». | Сравнивать числа и предметные совокупности, добавлять недостающие, убирать лишние предметы. | Урок повторения, обобщения и систематизации знаний | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | плюс «+» минус «-» равно «=» | ||||
29. | 13.ноя | Единица измерения стоимости: рубль, копейка. Монеты: 1 р., 2 р. | Выявить представления обучающихся о единицах стоимости: рубль, копейка; о монетах: 1 р., 2 р., 1 к., 5 к., о бумажной купюре 10 рублей. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | рубль копейка монета | ||||
30. | 17.ноя | Решение простых арифметических задач. | Решать простые арифметические задачи с опорой на картинки. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | решение, задача | ||||
31. | 18.ноя | Шар. | Познакомить с геометрическим телом шар. Научить сравнивать геометрические фигуры - круга с шаром. | Сообщение новых знаний | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | шар | ||||
32. | 20.ноя | Число и цифра 3. Образование, чтение, запись числа. | Познакомить обучающихся с числом и цифрой 3. Учить образовывать, читать и записывать число и цифру 3. | Сообщение новых знаний | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | добавить число цифра | ||||
33. | 24.ноя | Соотношение количества, числа и цифры. Состав числа 3. | Учить обучающихся изменять количество предметов, устанавливать взаимно- однозначное соответствие. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | соседи | ||||
34. | 25.ноя | Сравнение чисел: больше, меньше, равные в пределах 3. | Учить обучающихся изменять количество предметов, устанавливать взаимно- однозначное соответствие. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | сравнение | ||||
35. | 27.ноя | Решение примеров на сложение. Знаки «+», «=». | Познакомить обучающихся с с арифметическим действием - сложение. Решать примеры на сложение в пределах 3 с помощью счетного и дидактического материала. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | плюс «+», равно «=», присчитывать, сумма | ||||
36. | 01.дек | Решение примеров на вычитание. Знаки «-», «=». | Познакомить обучающихся с с арифметическим действием - вычитание. Решать примеры на вычитание в пределах 3 с помощью счетного и дидактического материала. | Урок проверки и учета знаний. | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | минус «-», равно «=», отсчитывать , остаток | ||||
37. | 02.дек | Решение простых арифметических задач на нахождение суммы по предложенному сюжету. | Решать простые арифметические задачи на нахождение суммы записывать решение в виде арифметического примера (с помощью учителя). | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | задача, вопрос, решение, ответ | ||||
38. | 04.дек | Решение простых арифметических задач на нахождение разности (остатка) по предложенному сюжету. | Решать простые арифметические задачи на нахождение разности (остатка) записывать решение в виде арифметического примера (с помощью учителя). | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | |||||
39. | 08.дек | Куб. | Познакомить с геометрическим телом куб. Научить сравнивать геометрические фигуры - квадрата с кубом. | Сообщение новых знаний | Беседа. Объяснение. Демонстрация Упражнения. Работа с учебником | куб | ||||
40. | 09.дек | Число и цифра 4. Образование, чтение, запись числа. | Познакомить обучающихся с числом и цифрой 4. Учить образовывать, читать и записывать число и цифру 4. | Сообщение новых знаний | Беседа. Объяснение. Демонстрация Упражнения. Работа с учебником | число цифра между | ||||
41. | 11.дек | Увеличение числа на 1. Сравнение чисел. | Учить обучающихся изменять количество предметов, устанавливать взаимно- однозначное соответствие. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация Упражнения. Работа с учебником | больше | ||||
42. | 15.дек | Уменьшение числа на 1. Сравнение чисел. | Учить обучающихся изменять количество предметов, устанавливать взаимно- однозначное соответствие. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация Упражнения. Работа с учебником | меньше | ||||
43. | 16.дек | Получение числа 4 сложением отдельных единиц. Состав числа 4. Перестановка слагаемых. | Учить обучающихся изменять количество предметов, устанавливать взаимно- однозначное соответствие. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация Упражнения. Работа с учебником | перестановка слагаемых | ||||
44. | 18.дек | Структура задачи. Решение задач на нахождение суммы и остатка. Повторение. | Решение примеров и задач на сложение и вычитание. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация Упражнения. Работа с учебником | плюс «+» минус «-» равно «=» | ||||
45. | 22.дек | Нахождение неизвестного компонента в решении примеров на сложение и вычитание. | Закрепить решение примеров на сложение и вычитание, задач на нахождение суммы и остатка. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация Упражнения. Работа с учебником | составь | ||||
46. | 23.дек | Решение задач и примеров на нахождение суммы и остатка. | Систематизировать знания и умения при решении примеров на сложение и вычитание. | Комбинированный | Беседа. Упражнения. Работа с учебником. Дид. игра | задача, вопрос, решение, ответ | ||||
47. | 25.дек | Контрольная работа: «Первый десяток. Числа 1-4». | Определение качества знаний и умений у обучающихся. | Проверка знаний и умений | Работа по карточкам. Практические задания. | контрольная работа | ||||
48. | 29.дек | Работа над ошибками. Брус. | Познакомить с геометрическим телом – брус. Научить сравнивать геометрические фигуры - прямоугольника с брусом. | Сообщение новых знаний | Беседа. Объяснение. Демонстрация Упражнения. Работа с учебником | брус упаковка | ||||
3 четверть – 27ч. | ||||||||||
49 | 12.янв | Число и цифра 5. Образование, чтение, запись числа. | Познакомить обучающихся с числом и цифрой 5. Учить образовывать, читать и записывать число и цифру 5. | Урок усвоения новых знаний | Объяснение, упражнения, дид. игра | следует находится | ||||
50. | 13.янв | Соотношение количества, числа и цифры. Состав числа 5. | Учить обучающихся изменять количество предметов, устанавливать взаимно- однозначное соответствие. | Урок проверки знаний | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | пропущенные | ||||
51. | 15.янв | Составление, запись и решение примеров в пределах 5. Перестановка слагаемых. | Закрепление знаний и умений в решении примеров. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | перестановка | ||||
52. | 19.янв | Нахождение неизвестного компонента в решении примеров на сложение и вычитание. | Учить обучающихся пользоваться таблицей сложения в пределах 5. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | сложение | ||||
53. | 20.янв | Решение примеров и задач. | Учить обучающихся пользоваться таблицей сложения в пределах 5. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | вычитание | ||||
54. | 22.янв | Самостоятельная работа: Число и цифра 5. | Систематизировать знания и умения при решении примеров на сложение и вычитание в пределах 5. | Комбинированный | Беседа. Упражнения. Работа с учебником. Дид. игра | самостоятельная работа | ||||
55. | 26.янв | Работа над ошибками. Точка, линии. | Познакомить с новой геометрической фигурой. Научить рисовать геометрическою фигуру с помощью трафарета, контура. | Сообщение новых знаний | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | точка линия | ||||
56. | 27.янв | Овал. | Познакомить с новой геометрической фигурой. Научить рисовать геометрическою фигуру с помощью трафарета, контура. | Сообщение новых знаний | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | овал | ||||
57. | 29.янв | Число и цифра 0. | Познакомить обучающихся с числом и цифрой 0. | Сообщение новых знаний | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | ноль тоже самое | ||||
58. | 02.фев | Число и цифра 0. | Учить образовывать, читать и записывать число и цифру 0. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | |||||
59. | 03.фев | Число и цифра 6. Образование, чтение, запись числа. | Познакомить обучающихся с числом и цифрой 6. Учить образовывать, читать и записывать число и цифру 6. | Урок усвоения новых знаний | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | следующее | ||||
60. | 05.фев | Составление, запись и решение примеров в пределах 6. | Закрепление знаний и умений в решении примеров. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | предыдущее | ||||
61. | 09.фев | Нахождение неизвестного компонента в решении примеров на сложение и вычитание. | Учить обучающихся пользоваться таблицей состава чисел. | Комбинированный | Беседа. Упражнения. Работа с учебником. Дид. игра | Столько же, сколько | ||||
62. | 10.фев | Решение примеров на сложение и вычитание. Перестановка слагаемых. | Закрепление знаний и умений в решении примеров. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | состоит | ||||
63. | 12.фев | Решение примеров на сложение и вычитание. | Закрепление знаний и умений в решении примеров. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | От какого числа считали и до какого | ||||
64. | 24.фев | Решение задач на нахождение суммы и остатка. | Проверить знания и практические умения по данной теме. | Урок проверки и учета знаний | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником. | сумма остаток | ||||
65. | 26.фев | Самостоятельная работа: Число и цифра 6. | Систематизировать знания и умения при решении примеров на сложение и вычитание в пределах 6. | Урок повторения, обобщения и систематизации знаний | Беседа. Упражнения. Работа с учебником. Дид. игра | самостоятельная работа | ||||
66. | 02.мар | Работа над ошибками. Построение прямой линии, проходящей через одну, две точки. | Отображать точку на листе бумаги, на классной доске. Строить прямую линию с помощью линейки. Проводить прямую линию через одну и две точки. | Урок выработки практических умений | Показ, рассказ | прямая линия | ||||
67. | 03.мар | Число и цифра 7. Образование, чтение, запись числа. | Познакомить обучающихся с числом и цифрой 7. Учить образовывать, читать и записывать число и цифру 7. | Урок усвоения новых знаний | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | Столько сколько | ||||
68. | 05.мар | Сравнение чисел: больше, меньше, равные в пределах 7. | Сравнивать числа и предметные совокупности, добавлять недостающие, убирать лишние предметы. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | равные | ||||
69. | 09.мар | Нахождение неизвестного компонента в решении примеров на сложение и вычитание. | Закрепление знаний и умений в решении примеров. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | пропущенное число | ||||
70. | 10.мар | Перестановка слагаемых. Состав числа 7. | Проверить знания и умения по пройденному материалу. | Урок проверки и учета знаний | Самостоятельная работа | составить | ||||
71. | 12.мар | Решение примеров и простых арифметических задач. | Учить решать простые арифметические задачи. Записывать решение в виде арифметического действия. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | задача | ||||
72. | 16.мар | Контрольная работа: «Первый десяток. Числа 1 - 7». | Определение качества знаний и умений у обучающихся. | Проверка знаний и умений | Работа по карточкам. Практические задания. | контрольная работа | ||||
73. | 17.мар | Сутки. Неделя. | Познакомить с мерами времени: сутки, неделя. | Сообщение новых знаний | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | сутки неделя | ||||
74. | 19.мар | Отрезок. | Научить строить отрезок с помощью линейки. | Сообщение новых знаний | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | отрезок | ||||
75. | 23.мар | Число и цифра 8. Образование, чтение, запись числа. | Познакомить обучающихся с числом и цифрой 8. Учить образовывать, читать и записывать число и цифру 8. | Урок усвоения новых знаний | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | число, цифра | ||||
4 четверть – 24 ч. | ||||||||||
76. | 06.апр | Соотношение количества, числа и цифры. Состав числа 8. | Учить обучающихся изменять количество предметов, устанавливать взаимно- однозначное соответствие. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | столько, сколько | ||||
77. | 07.апр | Нахождение неизвестного компонента в решении примеров на сложение и вычитание. | Формирование знаний и умений в решении примеров. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | состав числа | ||||
78. | 09.апр | Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 8. | Закрепление знаний и умений в решении примеров. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | пара | ||||
79. | 13.апр | Счет в прямом и обратном порядке по единице, по 2. | Закрепить счет парами. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | большее меньшее | ||||
80. | 14.апр | Решение простых арифметических задач на нахождение суммы и остатка. | Учить решать простые арифметические задачи на нахождение суммы. Записывать решение в виде арифметического действия. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | |||||
81. | 16.апр | Решение простых арифметических задач на нахождение суммы и остатка. | Учить решать простые арифметические задачи на нахождение остатка. Записывать решение в виде арифметического действия. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | изменить | ||||
82. | 20.апр | Состав числа 8. Перестановка слагаемых. Решение примеров и задач. | Учить обучающихся пользоваться таблицей состава чисел. | Комбинированный | Беседа. Упражнения. Работа с учебником. Дид. игра | лёгкий способ | ||||
83. | 21.апр | Построение квадрата, треугольника, прямоугольника. | Учить строить геометрические тела. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | квадрат прямоугольник треугольник | ||||
84. | 23.апр | Число и цифра 9. Образование, чтение, запись числа. | Познакомить обучающихся с числом и цифрой 9. Учить образовывать, читать и записывать число и цифру 9. | Урок усвоения новых знаний | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | После какого следует | ||||
85. | 27.апр | Соседи. Последующее и предыдущее число. | Учить обучающихся изменять количество предметов, устанавливать взаимно- однозначное соответствие. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | предыдущее следующее | ||||
86. | 28.апр | Сравнение чисел в пределах 9. | Сравнивать числа и предметные совокупности, добавлять недостающие, убирать лишние предметы. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | сравнить | ||||
87. | 30.апр | Соотношение количества, числа и цифры. Состав числа 9. | Учить обучающихся пользоваться таблицей состава чисел. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | присчитывай отсчитывай | ||||
88. | 04.май | Административная контрольная работа: «Первый десяток». | Проверить навык умения решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка. Записывать решение в виде арифметического действия. | Урок проверки знаний | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | проверить | ||||
89. | 05.май | Нахождение неизвестного компонента в решении примеров на сложение и вычитание. | Учить решать простые арифметические задачи на нахождение суммы. Записывать решение в виде арифметического действия. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | неизвестное число | ||||
90. | 07.май | Решение примеров и задач на нахождение суммы и остатка. | Учить решать простые арифметические задачи на нахождение остатка. Записывать решение в виде арифметического действия. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | удобный способ | ||||
91. | 11.май | Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 9. | Закреплять умения решать примеры с пропущенными числами. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | счёт двойками тройками | ||||
92. | 12.май | Мера длины – сантиметр. | Познакомить с новой мерой длины – сантиметр и его обозначением (записью). | Сообщение новых знаний | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | сантиметр | ||||
93. | 14.май | Число и цифра 10. Образование, чтение, запись числа. | Познакомить обучающихся с числом и цифрой 10. Учить образовывать, читать и записывать число и цифру 10. | Урок усвоения новых знаний | Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | десяток | ||||
94. | 18.май | Соотношение количества, числа и цифры. Состав числа 10. | Учить обучающихся изменять количество предметов, устанавливать взаимно- однозначное соответствие. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | на каком по счёту | ||||
95. | 19.май | Сравнение чисел в пределах 10. | Сравнивать числа и предметные совокупности, добавлять недостающие, убирать лишние предметы. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | предыдущее следующее | ||||
96. | 21.май | Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10. | Закреплять умения решать примеры на сложение и вычитание. | Комбинированный | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | счёт двойками тройками | ||||
97. | 25.май | Меры стоимости, меры массы. | Познакомить с новой мерой массы – килограмм и его обозначением (записью). | Сообщение новых знаний | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником | рубль копейка монета килограмм | ||||
98. | 26.май | Меры ёмкости- 1 литр. | Познакомить с новой мерой ёмкости– 1 литр и его обозначением (записью). | Сообщение новых знаний | Беседа. Объяснение. Упражнения. Работа с учебником | литр ёмкость | ||||
99. | 28.май | Повторение «Первый десяток». | Повторить, систематизировать знания по пройденному материалу. | Урок закрепления, обобщения | Объяснение. Упражнения. Работа с учебником | проверить |
Список литературы
Основная:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.
Учебно-методическое обеспечение:
- Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- Алышева Т.В. Математика. 1-4 классы. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Учебники:
- Математика. 1класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч.
Ч. 1/ Т.В. Алышева. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2020. – 128 с.
Ч. 2/ Т.В. Алышева. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2020. – 128 с.
Дополнительная:
- Волина В. В. Праздник числа: книга для учителей и родителей / В. В. Волина. – М.: Знание, 1993. - 336с.
- Истомина Н.Б. Учимся решать задачи 1-5 классы коррекционной школы 8 вида.
- Перова М. Н. Методика преподавания во вспомогательной школе /М. Н. Перова. - М. Просвещение, 1978.
- Перова М. Н. Изучение геометрического материала в младших классах коррекционной школы /М. Н. Перова. - М.: Просвещение,1978.
- Петерсон Л. Г. Раз - ступенька, два – ступенька / Л. Г. Петерсон, Н.П. Холина. – М.: Баласс, 2003. – 256с.
- Сухин И.Г. Весёлая математика / И.Г. Сухин. – М.: ТЦ «Сфера», 2003. - 263 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 3 класса "Ступеньки радости"
Предложенный материал представляет собой программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся коррекционной школы 8 вида....
Адаптированная основная общеобразовательная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Пояснительная запискаЦель коррекционной работы Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруше...
«Развитие коммуникативных базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством использования элементов игротерапии во внеурочной деятельности».
Внеурочная деятельность в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС образо...
Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса ( вариант 1)
рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа по ИЗО для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образов...
Адаптированная рабочая образовательная программа по ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 вариант
учебные программы...
Адаптированная рабочая программа «Человек» для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)
Рабочая программа учебного предмета «Человек» разработана на основе:1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».2. Ф...