Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
рабочая программа по музыке (1 класс)

Рыбченко Надежда Дмитриевна

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана в соответствии с:

· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

· приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

· приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;

· приказ Министерства образования от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

· приказом Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования сформированный приказом Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018г. №345»,

· постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

· примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

· письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-11788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

· письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

· приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Юры от 03 июля 2016 г. № 1214 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях»;

· приказом от 20.08.2019 г. № 264 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;

· приказом от 28.08.2020 г. № 191 «О внесении изменений в адаптированные общеобразовательные программы на 2020-2021 учебный год»;

· приказом от 28.08.2020 г. № 192 «Об организованном начале 2020-2021учебного года»;

· приказом от 28.08.2020 г. № 196 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана»;

· приказа от 31.08.2020 № 217 «Об организации индивидуального обучения на дому обучающегося 1 а класса – ФИО».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

КОУ «Радужнинская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

от «___» __________ 2020 г. №______

__________________________________________

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

МУЗЫКА

для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

1 - а класс

на 2020/2021 учебный год

 Составитель: Н.Д. Рыбченко

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория


РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

МО учителей надомного обучения

Протокол от «___»_____________2020 г. №____

Руководитель МО надомного обучения

_______________________Таранова А.В.

Методическим советом

Протокол от «___» ___________2020 г. №____

Председатель методического совета

_____________________________ Е.Ю. Рожина


Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  • приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;
  • приказ Министерства образования от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
  • приказом Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования сформированный приказом Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018г. №345»,
  • постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
  • письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-11788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Юры от 03 июля 2016 г. № 1214 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях»;
  • приказом от 20.08.2019 г. № 264 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;
  • приказом от 28.08.2020 г.  № 191 «О внесении изменений в адаптированные общеобразовательные программы на 2020-2021 учебный год»;
  • приказом от 28.08.2020 г.  № 192 «Об организованном начале 2020-2021учебного года»;
  • приказом от 28.08.2020 г.  № 196 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана».
  • приказа от 31.08.2020 № 217 «Об организации индивидуального обучения на дому обучающегося 1 а класса –ФИО».

Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований (Приложение 1):

  • используется «ступенчатый» режим обучения:
  • в сентябре-октябре – по 3 урока по 35 минут каждый;
  • в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут и один день 5 уроков за счет урока физической культуры;
  • январе – мае- по 4 урока по 40 минут и один день 5 уроков за счет урока физической культуры

Цели и задачи образования

«Музыка» – учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства,
развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.

Цель – приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи учебного предмета «Музыка»:

- накапливать первоначальные впечатления от музыкального искусства и получать доступный опыт (овладеть элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);

- приобщать к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формировать стремления и привычки к слушанию музыки, посещать концерты, самостоятельной музыкальной деятельности и др.;

- развить способность получать удовольствие от музыкальных произведений, выделять собственные предпочтения восприятии музыки, приобретать опыт к самостоятельной музыкально деятельности;

- формировать простейшие эстетические ориентиры и их использовать в организации обыденной жизни и праздника;

- развивать восприятие, в том числе восприятие музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.

Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по предмету «Музыка» для I класса разработана с учётом особенностей познавательной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии и способствует их умственному развитию; содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня знаний, который необходим им для социальной адаптации.

Распределение изучаемого материала I класса представлено с учетом познавательных, возрастных и коммуникативных возможностей обучающихся. Материалы разделов «Пение», «Слушание музыки», «Элементы музыкальной грамоты», «Игра на музыкальных инструментах детского оркестра» распределены по урокам на весь учебный год. Частично учебный материал дополнен резервом из раздела «Дополнительный материал».

Посредством музыкальной деятельности дети накапливают свой собственный музыкальный опыт, из которого постепенно формируются и собственные музыкальные потребности детей, расширяется их кругозор, появляется определённый музыкальный вкус. Участие детей с нарушением интеллекта в художественной деятельности даёт им нравственный и эстетический опыт и укрепляет их веру в собственные силы. Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается композиционностью, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, комплексности обучения, доступности, систематичности, последовательности, наглядности.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Образовательная область «Искусство».

Предмет «Музыка и пение». Согласно учебного плана КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», реализующего адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, получающих образование по индивидуальному плану на дому, курс по учебному предмету рассчитан на 2 часа в неделю, 66 часов в год.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- формирование мотивационных компонентов учебной деятельности;

- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организационную деятельность учителя.

- осознание себя как обучающегося, заинтересованного посещением школы;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;

Предметные результаты:

- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства музыкальных произведений;

- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;

- уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.

АООП ОО определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень

является обязательным для большинства обучающихся с ОВЗ

Уровни овладения предметными результатами

1 класс

Минимальный уровень:

● понимание роли музыки в жизни человека;

● овладение элементами музыкальной культуры;

● элементарные эстетические представления;

● эмоциональное восприятие музыки во время слушания музыкальных

произведений.

Достаточный уровень:

● умение откликаться на музыку с помощью простейших движений;

● понимание роли музыки в жизни человека;

● эмоциональное осознанное восприятие музыки, как в процессе активной

музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений;

● способность к эмоциональному отклику на музыку разных жанров;

● владение навыками выражения своего отношения к пластике, мимике.

Характеристика обучающихся с учетом уровня овладения предметными результатами

Достаточный уровень.

Обучающийся довольно успешно применяют имеющиеся знания и умения. Определяют характер и содержание музыкальных произведений (веселый грустный, спокойный). Стараются воспроизвести ритмический рисунок попевок, но часто ошибаются. С помощью показа учителя ошибки исправляются. Различают жанры музыки: песня, танец, марш. Различают звуки по высоте. Участвуют в игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, румба, бубен, треугольник).

Выразительно и достаточно эмоционально исполняют выученные песни.

Минимальный уровень. Обучающиеся испытывают трудности при слушании музыкального произведения из-за недостаточной усидчивости и внимания. Наблюдается недостаточная подвижность артикуляционного аппарата, в результате нет слаженности в хоровом пении, прослеживается отставание от остальных обучающихся. Участвуют в коллективной игре на ударно шумовых инструментах (маракасы, румба, бубен, треугольник. Исполняют песни с помощью учителя и музыкального сопровождения.

Содержание учебного предмета

1 класс

В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: «Восприятие музыки», «Хоровое пение», «Элементы музыкальной грамоты», «Игра на музыкальных инструментах детского оркестра». Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.

Восприятие музыки

Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.

Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр.

Слушание музыки:

- овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях;

- развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений;

- развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;

- развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения;

- развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная мелодия);

- развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;

- развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);

- ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);

- знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др.)

Хоровое пение

Песенный репертуар:

- произведения отечественной музыкальной культуры;

- музыка народная и композиторская, детская, классическая, современная;

Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать Знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу.

Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.

Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни и пр.

Навык пения

- обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;

- работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни;

- формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах;

 -развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами;

- развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);

- пение коротких попевок на одном дыхании;

- формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания;

- развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни;

- развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения;

- развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой;

- способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);

- активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;

- развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла);

- работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;

- развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений;

- развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;

- дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте);

- развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу-вверх);

-развитие умения определять сильную долю на слух;

- развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;

- формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения);

- развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон;

-развитие устойчивости унисона;

-обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля;

- развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;

- пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко);

- укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми 1 – ля 1, ре 1 – си 1, до 1 – до 2.

- получение эстетического наслаждения от собственного пения.

Элементы музыкальной грамоты

Содержание:

- ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);

- ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая forte, тихая piano);

- развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):

- элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот,

порядок нот в гамме до мажора).

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторов-классиков и современных авторов.

Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс

Содержание:

- обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки и др.);

- обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах;

- обучение игре на фортепиано.


Тематическое планирование

№ п/п

Раздел и темы учебного предмета, курса

Количество часов

Виды учебной деятельности (практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др. формы занятий, используемые при обучении)

Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля

1.

Пение

35ч

Вокально-хоровая работа

17ч

Формы занятий: -индивидуальная.

Виды учебной деятельности: -работа с раздаточным материалом; -развитие артикуляции: правильное формирование гласных и согласных звуков; - развитие слухового внимания и чувства ритма; -пение в диапазоне Ре1-Си1; -игра на музыкальных инструментах.

Поурочный контроль Устный опрос. Исполнение вокальных произведений. Периодический (тематический) контроль

Формирование элементарных музыкальных навыков

18ч

Формы занятий: -индивидуальная.

Виды учебной деятельности: -работа с раздаточным материалом; -развитие артикуляции: правильное формирование гласных и согласных звуков; - развитие слухового внимания и чувства ритма; -пение в диапазоне Ре1-Си1; -игра на музыкальных инструментах.

2.

Слушание музыки

21ч

Восприятие музыки

Формы занятий: -индивидуальная. Виды учебной деятельности: -работа с раздаточным материалом; -развитие артикуляции: правильное формирование гласных и согласных звуков; - развитие слухового внимания и чувства ритма; -пение в диапазоне Ре1-Си1; -игра на музыкальных инструментах.

Развитие музыкально-слуховых представлений

12ч

Формы занятий: -индивидуальная.

Виды учебной деятельности: -работа с раздаточным материалом; -развитие артикуляции: правильное формирование гласных и согласных звуков; - развитие слухового внимания и чувства ритма; -пение в диапазоне Ре1-Си1; -игра на музыкальных инструментах.

3.

Элементы музыкальной грамоты

Формы занятий: -индивидуальная.

Виды учебной деятельности: -работа с раздаточным материалом; -развитие артикуляции: правильное формирование гласных и согласных звуков; - развитие слухового внимания и чувства ритма; -пение в диапазоне Ре1-Си1; -игра на музыкальных инструментах.

4.

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

Формы занятий: -индивидуальная.

Виды учебной деятельности: -работа с раздаточным материалом; -развитие артикуляции: правильное формирование гласных и согласных звуков; - развитие слухового внимания и чувства ритма; -пение в диапазоне Ре1-Си1; -игра на музыкальных инструментах.

Итого

66 ч

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Наглядный учебный материал:

  • Комплект портретов русских и зарубежных композиторов
  • Иллюстрации картин природы разных времён года.
  • Дидактический материал «Волшебная шкатулка».
  • Дидактический материал «Музыкальное домино».
  • Схема дирижёрских жестов.
  • Нотный стан.
  • Ноты.
  • Таблицы.

Дидактический материал:

  • И. А. Буравлева. Москва «Просвещение» 2011 год.
  • Т.Юрченко «Эмоциональный опыт ребёнка в познании искусства», метод.пособие, Краснодар 2002г.
  • «Пение. Слушание музыки». Д. Кабалевский . 2003 г.
  • П.И. Чайковский «Детский альбом». Ред. К. Сорокина .1980 г.
  • О.П. Радынова. «Слушаем музыку». М., Просвещение . 1990 г.
  • Ю. Зацарный. «Русские народные песни».
  • Г.Струве «Хоровое сольфеджио» Изд. ЦСДК 1994г.
  • Н.А.Щербакова «От музыки к движению и речи». Москва 2001г.
  • Т.А.Рокитянская «Воспитание звуком». Ярославль 2002г.
  • «Песенник для малышей» Москва «Музыка» 1986г.
  • Н.Колосова «Здравствуй, музыка!» М.1969г.

Учебные пособия:

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.

 Экранно-звуковые пособия:

  • Аудиозаписи музыкальных произведений в исполнении детских хоров, народного и симфонического оркестра.
  • Видеозаписи музыкальных фильмов, фрагментов опер и балетов, выступлений творческих коллективов.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Набор музыкальных инструментов детского оркестра.

Натуральные объекты: флажки, ленты, цветы.

Материально-техническое обеспечение:

  • Мультимедийный комплекс
  • Музыкальная аппаратура
  • Компьютер
  • ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)

Требования к материально-техническим условиям

Материально-техническая база реализации программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.

Временной режим образования обучающихся

Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 26 от 10.07.2015г.


Оценочные материалы

Система оценки планируемых результатов освоения АООП включает описание организации и содержания промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.

В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. На основе требований, сформулированных в федеральном государственном образовательном стандарте, образовательной организацией разработаны индикаторы и параметры оценки личностных результатов с учетом психофизических особенностей обучающихся. Полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся и перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата представлены в таблице «Параметры оценки личностных результатов». Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту оценки сформированности социальной (жизненной) компетенции учащегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Оценка предметных результатов

Система оценивания предметных результатов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости регламентирована и организована в соответствии с локальными актами образовательной организации. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают предметные результаты.

В 1-ом классе безотметочное обучение призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся.

При этом безотметочная система оценивания в 1-ом классе способствует более успешной и быстрой адаптации ребёнка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия. Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества школьников, особенности психических процессов.

Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде итогового контроля в следующих формах: устный опрос (индивидуальный, фронтальный), самостоятельная работа.

Календарно - тематическое планирование

«Музыка» (2 часа в неделю, всего 66 часов)

№ урока

Дата

Тема урока

Цели урока

Тип урока

Методы и приёмы

Формируемые БУД (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)

Словарь

план

факт

I четверть 18 ч

1.

02.сен

Урок-музыкально двигательной разрядки.

Знакомство с дирижерскими жестами: внимание, вдох, начало и окончание пения. «Попевки» р.н.п

Познакомить обучающихся с элементарными дирижерскими жестами и правильно следовать им: внимание, вдох, начало пения и его окончание.

Сообщение новых знаний

Рассказ, беседа,  анализ.

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; - адекватно использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;  - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; - входить и выходить из учебного помещения со звонком; -ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); -пользоваться учебной мебелью; -адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);  -работать с учебными принадлежностями; (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;  -принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; -активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;  -соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;  - пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.    

Дирижерские жесты: Внимание, Вдох, Начало.

2.

04.сен

Разучивание песни «Чему учат в школе». Муз. Шаинского.

Познакомить с новой песней. Формирование вокально - хоровых навыков: умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом

Комбинированный

Беседа, прослушивание аудиозаписей исполнение учителем. Показ иллюстраций Упражнения-распевки.

Быть воспитанными. Квадрат, круг.

3.

09.сен

Урок-театрализация Разучивание песни «Чему учат в школе». Муз. Шаинского.

Умение соблюдать в процессе пения установку: правильно сидеть и стоять, не напрягая корпус. Обучение непринужденному, напевному и льющемуся пению, умеренному по силе.

Комбинированный

Беседа, Прослушивание фрагмента песни с голоса.

Острова, города. Напевно.

4.

11.сен

Слушание музыкального произведения «Детская полька» муз. Глинки

Развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания, прослушиваемых сочинений. Развивать умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение.

Комбинированный

прослушивание аудиозаписей Исполнение учителем на аккордеоне

Жанр, Танец. Сильная доля в такте.

5.

16.сен

Урок-инсценировка Слушание музыки «Детская полька» муз. Глинки. Игра на детских муз инструментах

Развивать умение внимательно прослушивать музыкальное произведение эмоционально откликаться. Закрепление жанра - «полька»

Комбинированный

Беседа, прослушивание аудиозаписей

Жанр, Танец. Сильная доля в такте.

6.

18.сен

Разучивание песни «Золотая осень» муз. Тиличеевой. Повторение песни «Чему учат в школе» муз. Шаинского.

Формировать умение одновременно начинать и заканчивать пение Различать запев, припев, проигрыш. Правильно сидеть, не напрягая корпус.

Комбинированный

прослушивание аудиозаписей показ учителя Упражнения-распевки.

«Золотая осень»  Колоски пшеничные   запев, припев, проигрыш

7.

23.сен

Урок-вернисаж Разучивание песни «Золотая осень» муз. Тиличеевой Закрепление песни. «Чему учат в школе» муз. Шаинского.

Формирование основных свойств голоса (звонкость, полетность, ровность)  Одновременно начинать и заканчивать пение Различать запев, припев, проигрыш.

Комбинированный

 Показ иллюстраций. Беседа, прослушивание аудиозаписей  пение цепочкой

«Золотая осень» Колоски пшеничные запев, припев, проигрыш

8.

25.сен

Знакомство с музыкальными инструментами: скрипка, барабан.

Формировать представление о звучании скрипки и барабана. Формировать умение спокойно прослушивать звучание инструментов. эмоционально откликаться. Развитие слухового внимания и музыкальной памяти.

Сообщение новых знаний

Показ иллюстраций. прослушивание аудиозаписей, показ учителя  Игра на барабане Дидактический материал.

Барабан. скрипка

9.

30.сен

Урок-сказка Знакомство с музыкальными инструментами: скрипка, барабан.

Продолжать формировать представление о звучании скрипки и барабана. Формировать умение спокойно прослушивать звучание инструментов. Развитие слухового внимания и музыкальной памяти.

Комбинированный

Показ иллюстраций Беседа, прослушивание аудиозаписей Игра на барабане.

скрипка, барабан

10.

02.окт

Разучивание песни «Веселый музыкант» муз. Филиппенко. Повторение песни «Золотая осень». Муз. Тиличеевой.

Умение соблюдать в процессе пения установку: правильно сидеть и стоять, не напрягая корпус. Обучение непринужденному, напевному и льющемуся пению, умеренному по силе. Правильно следовать дирижерским жестам: внимание, вдох, начало пения и его окончание

Комбинированный

Беседа, прослушивание аудиозаписей  Пение цепочкой

Музыкант.

11.

07.окт

Урок-игра Разучивание песни «Веселый музыкант» муз. Филиппенко. Повторение песни «Золотая осень». Муз. Тиличеевой.

Формировать умение петь спокойно, без выкриков. Работа над чистотой унисона.

Комбинированный

Беседа, прослушивание аудиозаписей  Проигрывание ритмического рисунка

Музыкант.

12.

09.окт

Слушание музыкального произведения. «Медвежата»- муз. М. Красева, сл. Н. Френкель

Развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания, прослушиваемого произведения развивать умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение. Определять характер

Комбинированный

прослушивание аудиозаписей показ учителя

13.

14.окт

Урок-путешествие Разучивание песни «Медвежата»- муз. М. Красева, сл. Н. Френкель.

Совершенствовать умения узнавать и запоминать знакомые песни Одновременно начинать и заканчивать пение с простейшими элементами динамических оттенков Различать звуки по высоте.

Комбинированный

Иллюстрации Беседа, прослушивание аудиозаписей

14. .

16.окт

Слушание музыки «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковский.

 Развивать умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение Дать представление о жанре музыки «марш»

Комбинированный

прослушивание аудиозаписей показ учителя проигрывание ритмического рисунка

Жанры: марш. песня. танец.

15.

21.окт

Урок-путешествие в мир природы музыкального театра Слушание музыки «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковский.

Продолжать развивать умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение. Определять различие в жанрах «марша» и «танца»

Комбинированный

прослушивание аудиозаписей показ учителя. проигрывание ритмического рисунка

Сильная доля в такте.

16

23.окт

Разучивание песни «Веселые матрешки» муз. Слонова.

Продолжать формировать понимание дирижерских жестов. Работа над соблюдением певческой установки, чистотой унисона. Различать вступление, запев, припев, проигрыш

Комбинированный

Беседа, Прослушивание. аудио записей Дидактический материал.  Проигрывание ритмического рисунка на ложках.

Матрешки. Вступление, запев, припев, проигрыш

17.

28.окт

Урок-концерт Разучивание песни «Веселые матрешки» муз. Слонова

Узнавать знакомую песню Петь выразительно, с выполнением динамических оттенков. Обучение непринужденному, напевному и льющемуся пению, умеренному по силе  Различать вступление, запев, припев, проигрыш

Комбинированный

Показ матрешки. прослушивание аудиозаписей показ и исполнение учителя.   Проигрывание ритмического рисунка на ложках.

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; - адекватно использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;  - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; - входить и выходить из учебного помещения со звонком; -ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); -пользоваться учебной мебелью; -адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);  -работать с учебными принадлежностями; (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;  -принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; -активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;  -соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;  - пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.    

Матрешки.  Вступление, запев, припев, проигрыш

18.

30.окт

Разучивание песни: «К нам гости пришли». Музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен.

Познакомить с новой украинской народной песней. Формирование умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с учителем. Умение петь спокойно, без выкриков.

Сообщение новых знаний

Беседа, Исполнение музыкального произведения учителем  Проговаривание музыкальных фраз шепотом.

Кисель. Гости.

II четверть 14 ч

19.

11.ноя

Разучивание песни: «К нам гости пришли». Музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен.

Умение соблюдать в процессе пения установку: правильно сидеть и стоять, не напрягая корпус. Обучение непринужденному, напевному и льющемуся пению, умеренному по силе.          

Комбинированный

Упражнение- распевка. Проигрывание ритмического рисунка.

20.

13.ноя

Слушание музыки «Если добрый ты»- муз. Б. Савельева, слова А. Хайта Пение «К нам гости пришли» муз. Александрова.

. Развивать умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение. Дать представление о жанре «Песня» Петь плавно, напевно не скандируя, развивать подвижность артикуляционного аппарата

Комбинированный

Беседа, прослушивание аудио записей Ансамблевое пение.

Клены. Струны. Босиком.

21.

18.ноя

Слушание Музыки «Если добрый ты»- муз. Б. Савельева, слова А. Хайта. Пение «К нам гости пришли». Муз Александрова

Узнавать знакомые песни, исполненные на разных музыкальных инструментах правильно формировать гласные. Понимать текст песни, связывая его с характером звучания.

Комбинированный

прослушивание аудио записей, показ учителя

Клены. Струны. Босиком.

22.

20.ноя

Игра на музыкальных инструментах «Итальянская полька» муз.. Рахманинова.

Обучать детей игре на ударно-шумовых инструментах. Познакомить с силой звучания: громко, тихо. Узнавание произведения исполненное учителем

Комбинированный

Беседа, прослушивание аудиозаписей Исполнение учителя  Портрет композитора Рахманинова.

Бубен, маракасы, треугольник

23.

25.ноя

Разучивание песни: «Голубые санки». Музыка М.. Иорданского..

Познакомить с новым музыкальным произведением. Формирование умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом.

Комбинированный

Беседа, прослушивание аудио записей   Проговаривание музыкальных фраз шепотом.

Пес Буян.

24.

27.ноя

Разучивание песни: «Голубые санки». Музыка М. Иорданского.

Умение соблюдать в процессе пения установку: правильно сидеть и стоять, не напрягая корпус. Обучение непринужденному, напевному и льющемуся пению, умеренному по силе.

Комбинированный

Беседа, прослушивание аудио записей  Упражнения распевки

Пес Буян.

25.

02.дек

Слушание музыки «Белые кораблики»- муз. В. Шаинского, слова Л. Яхнина.

Развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания, прослушиваемых сочинений. Развивать умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение.

Комбинированный

Беседа, прослушивание аудио записей

26.

04.дек

Слушание музыкального произведения «Белые кораблики»- муз. В. Шаинского, слова Л. Яхнина.

Развивать умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение Узнавать знакомые музыкальные произведения Ознакомление с силой звучания: громко, тихо.

Комбинированный

прослушивание аудио записей, показ учителя Портрет В. Шаинского.

27.

09.дек

Разучивание песни «Новогодняя - хороводная» муз. Островского.

Знакомство с жанром «Песня- хоровод» Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии.

Комбинированный

Беседа, прослушивание аудио записей

Хоровод.

28.

11.дек

Разучивание песни «Новогодняя- хороводная» муз. Островского.

Продолжение работы над разучиванием «песни- хоровода» Умение согласовывать пение с движениями.

Комбинированный

Беседа, прослушивание аудио записей   Упражнения распевки

Хоровод.

29.

16.дек

Разучивание песни: «Елочка». Музыка М. Красева, слова З. Александровой.

Познакомить с новым музыкальным произведением. Формирование умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом. Развитие слухового внимания и чувства ритма.

Комбинированный

Показ иллюстраций прослушивание аудио записей, показ учителя Упражнения распевки

30.

18.дек

Разучивание песни: «Елочка». Музыка М. Красева, слова З. Александровой.

Продолжить работу над песней. Развитие слухового внимания и чувства ритма. Формирование и развитие танцевальных движений в соответствии с текстом.

Комбинированный

Использование  прослушивание аудио записей, показ учителя Дидактический материал

31.

23.дек

Повторение песен, изученных во 2 четверти.

Повторить и закрепить песни, изученные во 2 четверти. Правильно формировать гласные звуки отчетливо произносить согласные в конце и середине слов, правильно передавать мелодию в диапазоне РЕ1-СИ1.петь с инструментальным сопровождением и без него

Комбинированный

Беседа, прослушивание аудио записей

32.

25.дек

Повторение песен, изученных во 2 четверти.

Повторить и закрепить изученные песни. Правильно формировать гласные звуки отчетливо произносить согласные в конце и середине слов, правильно передавать мелодию в диапазоне РЕ1-СИ1.петь с инструментальным сопровождением и без него

Урок повторения

Беседа, прослушивание аудиозаписей пение ансамблевое, сольное.

.

III четверть 18 ч

33.

13.янв

Разучивание песни: «Песенка друзей» муз. Герчик.

Познакомить с новым музыкальным произведением. Формирование умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом. Развитие слухового внимания и чувства ритма.

Сообщение новых знаний

Беседа, прослушивание аудиозаписей  Исполнение учителем.

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; - адекватно использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;  - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; - входить и выходить из учебного помещения со звонком; -ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); -пользоваться учебной мебелью; -адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);  -работать с учебными принадлежностями; (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;  -принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; -активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;  -соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;  - пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.  

34.

15.янв

Разучивание песни: «Песенка друзей» муз. Герчик.

Продолжать работу над песней. Формирование умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом. Формирование основного свойства голоса (звонкости, полетности и ровности) Развитие слухового внимания и чувства ритма.

Комбинированный

Беседа, прослушивание аудиозаписей

Баян,  Барабан, инструмент.

35.

20.янв

Слушание музыки «Танец маленьких лебедей» муз. П.И. Чайковского.

Развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания, прослушиваемых сочинений. Развивать умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение Определять его характер (веселое, грустное, спокойное)

Комбинированный

Рассказ. Беседа, прослушивание аудиозаписей Показ иллюстрации.

Инструмент, баян, барабан.

36.

22.янв

Слушание музыкального произведения. «Танец маленьких лебедей» муз. П.И. Чайковского.

Узнавать ранее слышанное произведение. Определять его характер (веселое, грустное, спокойное) и темп (быстро, медленно) Развивать умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение

Комбинированный

Показ учителя. Словесная инструкция  Показ иллюстрации

Темп

37.

27.янв

Знакомство с музыкальными инструментами: «фортепиано» «гитара»

Познакомить с музыкальным инструментами «Фортепиано», «гитара», их звучанием, формой.

Сообщение новых знаний

Беседа, прослушивание аудиозаписей «Звучание фортепиано, гитары»

Гитара. Фортепиано.

38.

29.янв

Слушание музыки. «Азбука» муз. Островского.

Развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания, прослушиваемых сочинений. Развивать умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение.

Комбинированный

Беседа, прослушивание аудиозаписей

39.

03.фев

Разучивание песни: «Азбука» муз. Островского.

Разучивание музыкального произведения. Формирование умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом. Развитие слухового внимания и чувства ритма.

Комбинированный

Беседа, прослушивание аудиозаписей

40.

05.фев

Музыка громкая – тихая. Слушание музыки: «Клоуны». Д. Кабалевского

Развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания, прослушиваемых произведений. Развивать умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение Определять характер, темп музыкального произведения.

Комбинированный

Показ учителя. Словесная инструкция Портрет Д. Кабалевского.

Частушка

41.

10.фев

Разучивание песни: «Маме в день 8 марта» муз. Тиличеевой.

Разучивание музыкального произведения. Формирование умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом. Развитие слухового внимания и чувства ритма.

Комбинированный.

Беседа, прослушивание аудиозаписей

Частушка

42.

12.фев

Разучивание песни: «Маме в день 8 марта» муз. Тиличеевой

Разучивание музыкального произведения. Формирование умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом. Развитие слухового внимания и чувства ритма. Развивать артикуляционный аппарат. Правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные.

Комбинированный.

Беседа, прослушивание аудиозаписей

43.

24.фев

Игра на детских музыкальных инструментах «Танец маленьких лебедей».

Обучать детей игре на ударно-шумовых инструментах. Познакомить с силой звучания: громко, тихо. Узнавание произведения исполненное учителем Развитие музыкального слуха, чувство ритма,

Комбинированный.

Показ учителя. Словесная инструкция

44.

26.фев

Слушание музыки. «Песня о бабушке» муз. Филиппенко.

Развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания, прослушиваемых произведений. Развивать умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение. Определять характер произведения

Комбинированный.

Беседа, прослушивание аудиозаписей

Композитор

45.

03.мар

Разучивание песни: «Песня о бабушке» муз. Филлипенко.

Разучивание музыкального произведения. Формирование умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом. Развитие слухового внимания и чувства ритма.

Комбинированный.

Беседа, прослушивание аудиозаписей

Характер

46.

05.мар

Разучивание песни: «Песня о бабушке».

Разучивание музыкального произведения. Формирование умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом. Развитие слухового внимания и чувства ритма.

Комбинированный.

Беседа, прослушивание аудиозаписей

Пастушки.

47.

10.мар

Повторение изученных песен за 3 четверть.

Повторение и закрепление песен.

Закрепление знаний

Беседа, Прослушивание аудиозаписей

Сильная доля в такте.

48.

12.мар

Слушание музыки «Во поле береза стояла» р.н.п.

Развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания, прослушиваемых произведений. Развивать умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение Понимать его характер..

Комбинированный урок

Беседа, Прослушивание аудиозаписей Показ учителя. Игра на балалайке.

Грустно, весело

49.

17.мар

Разучивание песни «Во поле береза стояла» р.н.п.

Разучивание музыкального произведения. Формирование умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом. Развитие артикуляционного аппарата слухового внимания и чувства ритма, петь слаженно .прислушиваться друг к другу.

Комбинированный урок

Прослушивание аудиозаписей Показ учителя. Игра на балалайке

Жанры:  Песня, танец, марш.

50.

19.мар

Слушание музыки «Сел комарик на дубочек» бел. н. п.

Развивать умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение Определять характер и содержание музыкального произведения.

Комбинированный урок

Рассказ Показ учителя. Игра на балалайке. Дидактический материал

Концерт

IV четверть 16 часов

51.

07.апр

Разучивание песни. «Сел комарик на дубочек» бел. н. п

Разучивание музыкального произведения. Формирование умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом. Развитие артикуляционного аппарата слухового внимания и чувства ритма, петь слаженно, прислушиваться друг к другу.

Комбинированный урок

Прослушивание аудиозаписей Упражнения -распевки. Показ учителя.

 - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; - адекватно использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;  - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; - входить и выходить из учебного помещения со звонком; -ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); -пользоваться учебной мебелью; -адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);  -работать с учебными принадлежностями; (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;  -принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; -активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;  -соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;  - пользоваться знаками, символами, предметами заместителями

Дубочек.  Ритм.

52.

09.апр

Повторение песен, изученных в III четверти.

Повторить и закрепить изученные песни. выразительно и эмоционально исполнять выученные песни. Правильно формировать гласные звуки отчетливо произносить согласные в конце и середине слов, правильно передавать мелодию в диапазоне РЕ1-СИ1, петь с инструментальным сопровождением и без него.

Урок повторения.

Беседа, прослушивание аудиозаписей пение ансамблевое, сольное.

Ансамбль. Соло.

53.

14.апр

Слушание музыки. «Рондо – марш» муз. Кабалевского.

Развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания, прослушиваемых произведений. Развивать умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение Различать песню, танец, марш.

Комбинированный урок. Дидактический материал: Деревянные палочки по числу детей

Передавать ритмический рисунок попевок (хлопками на металлофоне голосом)

Темп. Жанр Металлофон.

54.

16.апр

Слушание музыки. «Рондо – марш» муз. Кабалевского.

Развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания, прослушиваемых произведений. Развивать умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение Различать песню, танец, марш.

Комбинированный урок. Дидактический материал: Деревянные палочки по числу детей

Передавать ритмический рисунок попевок (хлопками на металлофоне голосом)

55.

21.апр

Игра на музыкальных инструментах   «Рондо –марш» муз Кабалевского

Обучать детей игре на ударно-шумовых инструментах. Различать темпы: быстро, медленно.  Сильную долю в такте. отмечая ударными инструментами.

Комбинированный.

Словесная инструкция. Рассказ. Показ учителя.

56.

23.апр

Разучивание песни: «Где был Иванушка?» р.н. п

Разучивание музыкального произведения. Формирование умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом. Различать вступление, запев, припев

Комбинированный

Словесная инструкция. Использование дидактического материала

57.

28.апр

Разучивание песни: «Где был Иванушка?» р.н. п

Продолжение разучивания музыкального произведения. Формирование умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом.  Развитие слухового внимания и чувства ритма

Комбинированный.

Беседа, Проговаривание текста. Пение с музыкальным сопровождением и без него

58.

30.апр

Разучивание песни-игры «Догадайся кто поет?» муз. Тиличеевой.

Разучивание музыкального произведения. Формирование умения слышать голоса сверстников различать их Развитие слухового внимания

Комбинированный.

Беседа, прослушивание аудиозаписей  Упражнения- попевки.

59.

05.май

Разучивание песни: «Догадайся, кто поет». муз. Тиличеевой

Продолжение разучивания музыкального произведения. Формирование умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом. Развитие слухового внимания и.

Комбинированный.

Беседа,  Упражнения - попевки

60.

07.май

Игра на музыкальных инструментах (бубен, треугольник, маракасы). «Марш» Шостаковича

Обучать детей игре на ударно-шумовых инструментах. Развитие слухового внимания и чувства ритма.

Комбинированный.

Словесная инструкция. Рассказ. Показ учителя.

61.

12.май

Слушание музыкального произведения. «Детская полька» - муз. М. Глинки.

Развивать умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение определять характер произведения. Определение сильной доли, определение жанра.

Комбинированный урок.

Беседа, прослушивание аудиозаписей

62.

14.май

Разучивание русской народной песни: «Веселые гуси» укр.н.п.

Знакомство с музыкальным произведением. Формирование умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом, работа над чистотой унисона. Развитие слухового внимания и чувства ритма.

Сообщение новых знаний.

Беседа, прослушивание аудиозаписей  Пение коротких фраз на одном дыхании.

63.

19.май

Разучивание у. н. песни: «Веселые гуси».

Продолжать разучивание музыкального произведения. Формирование умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом. Петь спокойно, без выкриков.

Комбинированный.

Беседа, прослушивание аудиозаписей

64.

21.май

Пение песни: «Веселые матрешки» муз. Слонова.

Знакомство с музыкальным произведением. Формирование умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом. Развитие слухового внимания и чувства ритма

Комбинированный.

Показ учителя. Словесная инструкция. Одновременное произнесение слов всем классом.

65.

26.май

Пение песни: «Веселые матрешки» муз. Слонова.

Знакомство с музыкальным произведением. Формирование умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом. Формирование (звонкости, полетности и ровности) Выполнять движения в соответствии со словами.

Сообщение новых знаний.

Беседа, прослушивание аудиозаписей  Одновременное произнесение слов всем классом.

66.

28.май

Итоговый урок. Пение песен, изученных в IV четверти. Игра на музыкальных инструментах,

Участвовать в хоровом сольном пении, соблюдая одновременность звучания. выполняя динамические оттенки. Участвовать в коллективной игре на музыкальных инструментах (маракасы, бубен, металлофон

Урок закрепления и повторения.

Беседа, прослушивание Показ учителя. Пение акапелла. Словесная инструкция .

Список используемой литературы

Основная:

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2017. – 239 с.

Дополнительная:

  • И. А. Буравлева. Москва «Просвещение» 2011 год.
  • Т. Юрченко «Эмоциональный опыт ребёнка в познании искусства», метод.пособие, Краснодар 2002г.
  • «Пение. Слушание музыки». Д. Кабалевский. 2003 г.
  • П.И. Чайковский «Детский альбом». Ред. К. Сорокина .1980 г.
  • О.П. Радынова. «Слушаем музыку». М., Просвещение. 1990 г.
  • Ю. Зацарный. «Русские народные песни».
  • Г.С труве «Хоровое сольфеджио» Изд. ЦСДК 1994г.
  • Н.А. Щербакова «От музыки к движению и речи». Москва 2001г.
  • Т.А. Рокитянская «Воспитание звуком». Ярославль 2002г.
  • «Песенник для малышей» Москва «Музыка» 1986г.
  • Н.Колосова «Здравствуй, музыка!» М.1969г.

Приложение 1

Расписание нетрадиционных занятий, выпадающих на 4-5 уроки, на период применения «ступенчатого» режима обучения (сентябрь, октябрь)

День недели

Предмет

Формы занятия

Дата

Среда

Музыка

  • Занятие-музыкально двигательной разрядки
  • Занятие-театрализация
  • Занятие-инсценировка
  • Занятие-вернисаж
  • Занятие-сказка
  • Занятие-игра
  • Занятие-путешествие
  • Занятие-путешествие в мир музыкального театра
  • Занятие-концерт
  • 02.сен
  • 09.сен
  • 16.сен
  • 23.сен
  • 30.сен
  • 07.окт
  • 14.окт
  • 21.окт
  • 28.окт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 3 класса "Ступеньки радости"

Предложенный материал представляет собой программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся коррекционной школы 8 вида....

Адаптированная основная общеобразовательная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Пояснительная запискаЦель коррекционной работы Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруше...

«Развитие коммуникативных базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством использования элементов игротерапии во внеурочной деятельности».

Внеурочная деятельность в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС образо...

Адаптированная рабочая программа по ИЗО для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образов...

Адаптированная рабочая программа «Человек» для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)

Рабочая программа учебного предмета «Человек» разработана на основе:1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».2. Ф...