"Личные местоимения, их употребление в речи"
учебно-методический материал (3 класс)

Брылякова Людмила Михайловна

В апреле на методическом  объединении учителей начальных классов я дала открытый урок по русскому языку "Личные местоимения, их употребление в речи".  К данному уроку я приготовила презентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx32.08 КБ
Файл moya._lichnye_mestoimeniya.pptx381.85 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по

 русскому языку

Тема: «Личные местоимения, их употребление в речи»

3 класс

Учитель: Брылякова Людмила Михайловна

МБОУ»Красноануйская ООШ»

Апрель. 2023 год

2022-2023 уч.год

Тема: «Личные местоимения,  их употребление в речи»


Цель урока: расширить представление обучающихся  о личных местоимениях,

об их употреблении в речи.

Задачи урока:

  • формировать умения распознавать местоимения в тексте, подбирать пропущенные местоимения;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать речь обучающегося, умение обосновывать свое мнение;
  • воспитывать чувство ответственности, нравственные качества.

Планируемые предметные результаты: обучающийся  научится распознавать личные местоимения среди других частей речи; употреблять местоимения в речи

Планируемые метапредметные результаты:

  • личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
  • регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение.

Формируемые УУД:

  • уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;
  • уметь осуществлять самооценку результатов;
  • уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе;
  • уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение;
  • выполнять учебное задание в соответствии с правилом;
  • формулировать понятные высказывания, используя термины;
  • уметь сотрудничать с учителем, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию;

Методы работы: объяснительно- иллюстративные, частично- поисковые, словесные, наглядные, практические.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедиа, презентация

Оборудование:

  • Учебник русского языка. Авторы : В.П.Канакина,  В.Г.Горецкий. Издательство: Москва «Просвещение»2018г.
  • Поурочные разработки по русскому языку к УМК «Школа России». Автор В.П. Канакина. Издательство: Москва «Просвещение» 2015 г.

                                                   Ход урока

1.Организационный момент

-  Мотивация к учебной деятельности:

– Солнце раненько встаёт
- И спешит скорей в обход.
– Как, ребятушки, живете?
– Как здоровье, как животик?
– Одолела вас дремота?
– Шевельнуться неохота?
– Всем командую: “Подъём!”

– Мы урок наш проведём.

- А с каким настроением вы пришли на урок? Покажите соответствующее настроение: хорошее- солнышко, грустное- тучка.(дети на доску прикрепляют солнце или тучку)

2. Самоопределение к деятельности.

-А сейчас послушайте песню  «Родина моя»

Я, ты, он, она
Вместе - целая страна,
Вместе - дружная семья,
В слове "мы" - сто тысяч "я".
Большеглазых, озорных,
Чёрных, рыжих и льняных.
Грустных и весёлых
В
городах и сёлах.

-Как вы думаете, ребята, почему я урок начала с этой песни? (В песне встречаются местоимения, мы, наверное, будем сегодня говорить о местоимениях)

-Какие местоимения прозвучали в словах песни? Назовите. (Я, ты, он, она, мы)

 -Как мы называем все эти местоимения? (личные)

-Вот сегодня мы и будем говорить с вами о личных местоимениях.

-А что бы вы хотели узнать о личных местоимениях? (А зачем нам нужны личные местоимения?

Что это за часть речи, что обозначает, на какие вопросы отвечает? Когда в речи мы употребляем местоимения?)

-На все ваши вопросы мы ответим на ближайших уроках. А вот сегодня мы поговорим об употреблении личных местоимений.

Тема: «Личные местоимения, их употребление в речи»

Цель урока: расширить представление   о личных местоимениях, об  их употреблении в речи.

-Девизом нашего урока я хотела бы взять слова:

«Исследование создает новое знание»

                                                    (Нил Армстронг- американский астронавт первый ступил на луну))

-Как вы понимаете это высказывание?

-А кто такие « исследователи»? ( те, кто делают открытия )

-А вы бы хотели быть исследователями?

-Хорошо! Я вам даю такую возможность. Сегодня вы исследователи!

- Устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям.

В нашей  работе  будем вести  исследовательские журналы, журналом у нас будет рабочая тетрадь.

-Запишем дату нашего исследования- 19 апреля. Классная работа.

А так как исследовать мы будем местоимения, то и минутку чистописания свяжем с местоимениями. Пропишем местоимение Я и предложение из песни.

3. Минутка чистописания

Я Я Я Я

Я, ты, он, она- вместе дружная семья.

4. Открытие новых знаний

- Местоимений в русском языке немного,  более 60, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почётное место после  существительных и глаголов. Почему – это действительно загадка. Но проведя исследования, думаю, найдём отгадку.

- Отправляемся в научно-исследовательскую лабораторию.

Младший научный сотрудник  подготовил для вас тексты и дал задание:

 Прочитайте тексты. Найдите что- то необычное.

                                                                 Весна

     Наступила весна. Весна принесла  радость. Весна дарит нам тепло.

                                                         Солнышко

      Выглянуло солнышко. Солнышко выпустило свои лучи. Солнышко радует нас своим теплом.

-Что вы  заметили в тексте? (Часто повторяются слова: весна, солнышко)

-Что надо сделать, чтобы избежать повторов? (заменить другими словами или местоимениями)

-К какой части речи относятся слова :весна, солнышко? (Существительное)

- Какими словами их можно  заменить? (Она, оно)

Какой можем сделать вывод по этому исследованию?

 1-ый  вывод: местоимения заменяют в речи имена существительные, чтобы не было повторов.

Задание: Запишите текст «Весна» себе в исследовательский журнал, заменяя повторы. Давайте найдём безударные гласные в корне(весна- вёсны, принесла- нёс, тепло- тёплый)

Это интересно: Эти слова заняли место имени существительного  (На доске: МЕСТО ИМЕНИе)

Поэтому их и назвали местоимением.

- Итак, а какое ещё можно сделать открытие по этому тексту?

2-ой вывод: местоимение легко может встать на место имени существительного, поэтому местоимение можно считать самостоятельной частью речи.

 (ПЛАКАТ – ЭПИГРАФ)

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

- Теперь мы знаем, что местоимения заменяют имена существительные. Давайте выполним задание.

Задание: Соотнесите местоимение с каждым именем существительным, запишите, вставляя пропущенную букву. (Даю по три существительных в каждую лабораторию)

        

Капуста (она), берег (он),  корова (она), растение (оно),  ворона (она), метро (оно).

-Что мы можем сказать про записанные нами слова? (Это словарные слова)

5. Физминутка

 (чёрный ящик: в ящике лежат картинки)

-Какие местоимения спрятаны в эти слова?

 Тыква, корона, ягода, мыло, ворона, кони, я+ мы, телефон, мышь, заяц, выдра)

6. Работа по теме урока(продолжение)

Продолжим работу по теме урока. Где же мы ещё употребляем личные местоимения?

-Ваши предположения? (В беседах с друзьями, в разговорах по телефону)

 Давайте послушаем один телефонный разговор.

(Выходят две девочки. В руках у них телефонные трубки.)

Ролевая  игра «Разговор по телефону» Ролевая  игра.

—Алло!  Здравствуй, Анжела. Это я – Юля. Ты еще не ушла из класса?

—Привет, Юля. Нет. Ещё тут.

—Мне нужна  Даша.  Скажи, пожалуйста, она в классе?

—Нет, она ушла на кружок рисования.

—А Женя? Где он?

—Женя  ушёл на секцию по футболу.

—А они скоро придут в класс?–

—Не знаю.        

Учитель:

—Удалось  бы девочкам построить телефонный разговор без местоимений?

- Какие личные местоимения они использовали во время телефонного разговора?

(она, я, ты, он, они)

— Сделайте вывод, о том, можно ли в разговорной речи обойтись без местоимений?

3-ий вывод: Во время разговора мы часто пользуемся местоимениями. Без них трудно обойтись в нашей речи. Они делают нашу речь ясной, понятной.

— Скажите, как назвала себя Юля, начиная разговор? (я)

-А если бы Юля назвала себя и Анжелу одним словом, какое бы местоимение она употребила? (мы).

Так вот местоимения я и мы указывают на того, кто говорит. И это местоимения 1 лица.

—Как Юля  обратилась к Анжеле, ко 2-му участнику диалога? (ты)

— А как она могла обратиться к нескольким участникам разговора? (вы)

Местоимения ты и вы указывают на того, к кому обращаются с речью. И это местоимения 2 лица.

—Какими местоимениями воспользовались девочки, говоря о тех, кого не было рядом с ними? (он, она, они.)

—Местоимения он, она, оно, они указывают на того, о ком или о чём говорят. И это местоимения 3 лица.

Работа с правилом в учебнике стр.92

(Если останется время, то провести работу по карточкам. Разноуровневое задание по карточкам: зелёный цвет- лёгкое задание; красный цвет- сложное задание)

  1. Подчеркни местоимения.

          Мама спит, она устала…Ну, и я играть не стала! На ветке сидел воробей. Он чистил пёрышки. Мы живём в одном доме. Я учусь в третьем классе. Вы идёте по дороге.

  1.  Вставь пропущенные местоимения.

     Я рисую ёлочку, а что ты будешь рисовать? Завтра мы пойдём на речку? Кого ты ждёшь? Почему они уходят? Что вы любите?

7. Домашнее задание.

Учебник с.92 правило, упр. 165

8. Итог урока.

- Ребята, в конце любого исследования необходимо сделать выводы, как исследователи  вы должны поделиться своими открытиями.

- Что интересного вам запомнилось при изучении сегодняшней темы и о чём вы бы хотели рассказать своим родителям, друзьям?

Местоимения делают нашу речь ясной, понятной, грамотной, помогают избежать повторов. Они , как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.

9. Рефлексия

- Дополни одну из фраз:

Я получил (а) новые знания о …

Я понял(а)…..

Я постараюсь….

Мне было интересно…

Мне было трудно…

- Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались внимательно слушать ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали. Сегодня на уроке вы были активны, внимательны и  старательны. Самое главное, что вы работали дружно. Мне бы хотелось, чтобы в вашей жизни чаще звучало личное местоимение МЫ.


- А теперь послушайте стихотворение.  (Цветы). Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы.

 О чем этот текст?

И не будет КРАСОТЫ! Ребята, необходимо бережно относиться к природе. А как? (Ответы…)

- Каждую секунду надо помнить, что человек – часть природы. Беречь её надо сегодня, завтра может быть поздно.

                                     Презентация

1. Стихотворение «Родина моя»

2. Тема и цель урока

3. Девиз

4. Минутка чистописания

5. Вывод 1-ый

6. Тексты: «Весна», «Солнышко»

7. Это интересно

8. Вывод 2-ой

9. Плакат: Я о себе такого мнения

10. Физминутка

11. Разговор по телефону

12. Вывод 3-ий

13. Правило

14. Карточки: зелёный, красный

15. Д/з

16. Рефлексия

17. Чаще говорили «Мы»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я , ты , он , она Вместе - целая страна, Вместе - дружная семья, В слове " мы " - сто тысяч " я ". Большеглазых, озорных, Чёрных, рыжих и льняных. Грустных и весёлых В городах и сёлах . Р. Рождественский « Родина моя»

Слайд 2

Т ема: Личные местоимения, их употребление в речи Цель: расширить представление о личных местоимениях, об их употреблении в речи.

Слайд 3

«Исследование создаёт новое знание» Нил Армстронг

Слайд 4

Минутка чистописания

Слайд 5

1- ый вывод: Местоимения в речи заменяют имена существительные, чтобы не было повторов.

Слайд 6

Проверьте. Весна Наступила весна. Она принесла радость. Весна дарит нам тепло. Солнышко Выглянуло солнышко. Оно выпустило свои лучи. Солнышко радует нас своим теплом.

Слайд 7

Это интересно: Местоимение м есто имени е

Слайд 8

2-ой вывод: Местоимение легко может встать на место имени существительного, поэтому местоимение можно считать самостоятельной частью речи.

Слайд 9

Запомни: Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена!

Слайд 10

Физминутка -Какие местоимения спрятаны в слова? ( Ты к вы , кор она , я годы, мы ло, вор она , к они , телеф он , вы дра, я+мы , за я ц, мы шь)

Слайд 11

Ролевая игра «Разговор по телефону» —Алло! Здравствуй, Анжела. Это я – Юля. Ты еще не ушла из класса? —Привет, Юля. Нет. Ещё тут. —Мне нужна Даша. Скажи, пожалуйста, она в классе? —Нет, она ушла на кружок рисования. —А Женя? Где он ? —Женя ушёл на секцию по футболу. —А они скоро придут в класс?– —Не знаю.

Слайд 12

3-ий вывод: Во время разговора мы часто пользуемся местоимениями. Без них трудно обойтись в нашей речи. Они делают нашу речь ясной, понятной.

Слайд 14

Карточки: 1. Подчеркни местоимения. Мама спит, она устала. Ну , и я играть не стала! На ветке сидел воробей. Он чистил пёрышки. Мы живём в одном доме. Я учусь в третьем классе. Вы идёте по дороге. 2. Вставь пропущенные местоимения. Я рисую ёлочку, а что ты будешь рисовать? Завтра мы пойдём на речку? Кого ты ждёшь? Почему они уходят? Что вы любите ?

Слайд 15

Домашнее задание: Стр. 92 правило, упр.165

Слайд 16

Рефлексия: - Дополни одну из фраз: Я получил (а) новые знания о … Я понял(а)….. Я постараюсь…. Мне было интересно… Мне было трудно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Склонение личных местоимений. Употребление личных местоимений в косвенных падежах"

Цель: учащиеся научатся изменять местоимения по падежам, определять категорию падежа   личных местоименийЗадачи: развитие учебно-познавательной компетенции (учащиеся научатся правильно употр...

Технологическая карта урока "Употребление личных местоимений в речи"

Разработка урока русского языка в 4 классе в соответствии с ФГОС...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Личное местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи

Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных местоимениях, их значений и употребления в речи.Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое личные местоимения; их значение; где личные ...

Конспект урока по теме "Местоимение (личное) как часть речи его значение, употребление в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложенииПланируемые результаты: Предметные:- знать какими бывают местоимения; роль местоимений в...

Тема урока: «Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи»

Тема урока: «Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи»...

Конспект урока по русскому языку " Местоимение (личное) как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Работа над ошибками."

Конспект урока + презентация по русскому языку " Местоимение (личное) как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление)."...