"Личные местоимения, их употребление в речи"
учебно-методический материал (3 класс)
В апреле на методическом объединении учителей начальных классов я дала открытый урок по русскому языку "Личные местоимения, их употребление в речи". К данному уроку я приготовила презентацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 32.08 КБ |
moya._lichnye_mestoimeniya.pptx | 381.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по
русскому языку
Тема: «Личные местоимения, их употребление в речи»
3 класс
Учитель: Брылякова Людмила Михайловна
МБОУ»Красноануйская ООШ»
Апрель. 2023 год
2022-2023 уч.год
Тема: «Личные местоимения, их употребление в речи»
Цель урока: расширить представление обучающихся о личных местоимениях,
об их употреблении в речи.
Задачи урока:
- формировать умения распознавать местоимения в тексте, подбирать пропущенные местоимения;
- развивать логическое мышление;
- развивать речь обучающегося, умение обосновывать свое мнение;
- воспитывать чувство ответственности, нравственные качества.
Планируемые предметные результаты: обучающийся научится распознавать личные местоимения среди других частей речи; употреблять местоимения в речи
Планируемые метапредметные результаты:
- личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
- регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение.
Формируемые УУД:
- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;
- уметь осуществлять самооценку результатов;
- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе;
- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение;
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом;
- формулировать понятные высказывания, используя термины;
- уметь сотрудничать с учителем, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию;
Методы работы: объяснительно- иллюстративные, частично- поисковые, словесные, наглядные, практические.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедиа, презентация
Оборудование:
- Учебник русского языка. Авторы : В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Издательство: Москва «Просвещение»2018г.
- Поурочные разработки по русскому языку к УМК «Школа России». Автор В.П. Канакина. Издательство: Москва «Просвещение» 2015 г.
Ход урока
1.Организационный момент
- Мотивация к учебной деятельности:
– Солнце раненько встаёт
- И спешит скорей в обход.
– Как, ребятушки, живете?
– Как здоровье, как животик?
– Одолела вас дремота?
– Шевельнуться неохота?
– Всем командую: “Подъём!”
– Мы урок наш проведём.
- А с каким настроением вы пришли на урок? Покажите соответствующее настроение: хорошее- солнышко, грустное- тучка.(дети на доску прикрепляют солнце или тучку)
2. Самоопределение к деятельности.
-А сейчас послушайте песню «Родина моя»
Я, ты, он, она
Вместе - целая страна,
Вместе - дружная семья,
В слове "мы" - сто тысяч "я".
Большеглазых, озорных,
Чёрных, рыжих и льняных.
Грустных и весёлых
В городах и сёлах.
-Как вы думаете, ребята, почему я урок начала с этой песни? (В песне встречаются местоимения, мы, наверное, будем сегодня говорить о местоимениях)
-Какие местоимения прозвучали в словах песни? Назовите. (Я, ты, он, она, мы)
-Как мы называем все эти местоимения? (личные)
-Вот сегодня мы и будем говорить с вами о личных местоимениях.
-А что бы вы хотели узнать о личных местоимениях? (А зачем нам нужны личные местоимения?
Что это за часть речи, что обозначает, на какие вопросы отвечает? Когда в речи мы употребляем местоимения?)
-На все ваши вопросы мы ответим на ближайших уроках. А вот сегодня мы поговорим об употреблении личных местоимений.
Тема: «Личные местоимения, их употребление в речи»
Цель урока: расширить представление о личных местоимениях, об их употреблении в речи.
-Девизом нашего урока я хотела бы взять слова:
«Исследование создает новое знание»
(Нил Армстронг- американский астронавт первый ступил на луну))
-Как вы понимаете это высказывание?
-А кто такие « исследователи»? ( те, кто делают открытия )
-А вы бы хотели быть исследователями?
-Хорошо! Я вам даю такую возможность. Сегодня вы исследователи!
- Устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям.
В нашей работе будем вести исследовательские журналы, журналом у нас будет рабочая тетрадь.
-Запишем дату нашего исследования- 19 апреля. Классная работа.
А так как исследовать мы будем местоимения, то и минутку чистописания свяжем с местоимениями. Пропишем местоимение Я и предложение из песни.
3. Минутка чистописания
Я Я Я Я
Я, ты, он, она- вместе дружная семья.
4. Открытие новых знаний
- Местоимений в русском языке немного, более 60, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почётное место после существительных и глаголов. Почему – это действительно загадка. Но проведя исследования, думаю, найдём отгадку.
- Отправляемся в научно-исследовательскую лабораторию.
Младший научный сотрудник подготовил для вас тексты и дал задание:
Прочитайте тексты. Найдите что- то необычное.
Весна
Наступила весна. Весна принесла радость. Весна дарит нам тепло.
Солнышко
Выглянуло солнышко. Солнышко выпустило свои лучи. Солнышко радует нас своим теплом.
-Что вы заметили в тексте? (Часто повторяются слова: весна, солнышко)
-Что надо сделать, чтобы избежать повторов? (заменить другими словами или местоимениями)
-К какой части речи относятся слова :весна, солнышко? (Существительное)
- Какими словами их можно заменить? (Она, оно)
Какой можем сделать вывод по этому исследованию?
1-ый вывод: местоимения заменяют в речи имена существительные, чтобы не было повторов.
Задание: Запишите текст «Весна» себе в исследовательский журнал, заменяя повторы. Давайте найдём безударные гласные в корне(весна- вёсны, принесла- нёс, тепло- тёплый)
Это интересно: Эти слова заняли место имени существительного (На доске: МЕСТО ИМЕНИе)
Поэтому их и назвали местоимением.
- Итак, а какое ещё можно сделать открытие по этому тексту?
2-ой вывод: местоимение легко может встать на место имени существительного, поэтому местоимение можно считать самостоятельной частью речи.
(ПЛАКАТ – ЭПИГРАФ)
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
- Теперь мы знаем, что местоимения заменяют имена существительные. Давайте выполним задание.
Задание: Соотнесите местоимение с каждым именем существительным, запишите, вставляя пропущенную букву. (Даю по три существительных в каждую лабораторию)
Капуста (она), берег (он), корова (она), растение (оно), ворона (она), метро (оно).
-Что мы можем сказать про записанные нами слова? (Это словарные слова)
5. Физминутка
(чёрный ящик: в ящике лежат картинки)
-Какие местоимения спрятаны в эти слова?
Тыква, корона, ягода, мыло, ворона, кони, я+ мы, телефон, мышь, заяц, выдра)
6. Работа по теме урока(продолжение)
Продолжим работу по теме урока. Где же мы ещё употребляем личные местоимения?
-Ваши предположения? (В беседах с друзьями, в разговорах по телефону)
Давайте послушаем один телефонный разговор.
(Выходят две девочки. В руках у них телефонные трубки.)
Ролевая игра «Разговор по телефону» Ролевая игра.
—Алло! Здравствуй, Анжела. Это я – Юля. Ты еще не ушла из класса?
—Привет, Юля. Нет. Ещё тут.
—Мне нужна Даша. Скажи, пожалуйста, она в классе?
—Нет, она ушла на кружок рисования.
—А Женя? Где он?
—Женя ушёл на секцию по футболу.
—А они скоро придут в класс?–
—Не знаю.
Учитель:
—Удалось бы девочкам построить телефонный разговор без местоимений?
- Какие личные местоимения они использовали во время телефонного разговора?
(она, я, ты, он, они)
— Сделайте вывод, о том, можно ли в разговорной речи обойтись без местоимений?
3-ий вывод: Во время разговора мы часто пользуемся местоимениями. Без них трудно обойтись в нашей речи. Они делают нашу речь ясной, понятной.
— Скажите, как назвала себя Юля, начиная разговор? (я)
-А если бы Юля назвала себя и Анжелу одним словом, какое бы местоимение она употребила? (мы).
Так вот местоимения я и мы указывают на того, кто говорит. И это местоимения 1 лица.
—Как Юля обратилась к Анжеле, ко 2-му участнику диалога? (ты)
— А как она могла обратиться к нескольким участникам разговора? (вы)
Местоимения ты и вы указывают на того, к кому обращаются с речью. И это местоимения 2 лица.
—Какими местоимениями воспользовались девочки, говоря о тех, кого не было рядом с ними? (он, она, они.)
—Местоимения он, она, оно, они указывают на того, о ком или о чём говорят. И это местоимения 3 лица.
Работа с правилом в учебнике стр.92
(Если останется время, то провести работу по карточкам. Разноуровневое задание по карточкам: зелёный цвет- лёгкое задание; красный цвет- сложное задание)
- Подчеркни местоимения.
Мама спит, она устала…Ну, и я играть не стала! На ветке сидел воробей. Он чистил пёрышки. Мы живём в одном доме. Я учусь в третьем классе. Вы идёте по дороге.
- Вставь пропущенные местоимения.
Я рисую ёлочку, а что ты будешь рисовать? Завтра мы пойдём на речку? Кого ты ждёшь? Почему они уходят? Что вы любите?
7. Домашнее задание.
Учебник с.92 правило, упр. 165
8. Итог урока.
- Ребята, в конце любого исследования необходимо сделать выводы, как исследователи вы должны поделиться своими открытиями.
- Что интересного вам запомнилось при изучении сегодняшней темы и о чём вы бы хотели рассказать своим родителям, друзьям?
Местоимения делают нашу речь ясной, понятной, грамотной, помогают избежать повторов. Они , как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.
9. Рефлексия
- Дополни одну из фраз:
Я получил (а) новые знания о …
Я понял(а)…..
Я постараюсь….
Мне было интересно…
Мне было трудно…
- Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались внимательно слушать ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали. Сегодня на уроке вы были активны, внимательны и старательны. Самое главное, что вы работали дружно. Мне бы хотелось, чтобы в вашей жизни чаще звучало личное местоимение МЫ.
- А теперь послушайте стихотворение. (Цветы). Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы.
- О чем этот текст?
И не будет КРАСОТЫ! Ребята, необходимо бережно относиться к природе. А как? (Ответы…)
- Каждую секунду надо помнить, что человек – часть природы. Беречь её надо сегодня, завтра может быть поздно.
Презентация
1. Стихотворение «Родина моя»
2. Тема и цель урока
3. Девиз
4. Минутка чистописания
5. Вывод 1-ый
6. Тексты: «Весна», «Солнышко»
7. Это интересно
8. Вывод 2-ой
9. Плакат: Я о себе такого мнения
10. Физминутка
11. Разговор по телефону
12. Вывод 3-ий
13. Правило
14. Карточки: зелёный, красный
15. Д/з
16. Рефлексия
17. Чаще говорили «Мы»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Т ема: Личные местоимения, их употребление в речи Цель: расширить представление о личных местоимениях, об их употреблении в речи.
«Исследование создаёт новое знание» Нил Армстронг
Минутка чистописания
1- ый вывод: Местоимения в речи заменяют имена существительные, чтобы не было повторов.
Проверьте. Весна Наступила весна. Она принесла радость. Весна дарит нам тепло. Солнышко Выглянуло солнышко. Оно выпустило свои лучи. Солнышко радует нас своим теплом.
Это интересно: Местоимение м есто имени е
2-ой вывод: Местоимение легко может встать на место имени существительного, поэтому местоимение можно считать самостоятельной частью речи.
Запомни: Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена!
Физминутка -Какие местоимения спрятаны в слова? ( Ты к вы , кор она , я годы, мы ло, вор она , к они , телеф он , вы дра, я+мы , за я ц, мы шь)
Ролевая игра «Разговор по телефону» —Алло! Здравствуй, Анжела. Это я – Юля. Ты еще не ушла из класса? —Привет, Юля. Нет. Ещё тут. —Мне нужна Даша. Скажи, пожалуйста, она в классе? —Нет, она ушла на кружок рисования. —А Женя? Где он ? —Женя ушёл на секцию по футболу. —А они скоро придут в класс?– —Не знаю.
3-ий вывод: Во время разговора мы часто пользуемся местоимениями. Без них трудно обойтись в нашей речи. Они делают нашу речь ясной, понятной.
Карточки: 1. Подчеркни местоимения. Мама спит, она устала. Ну , и я играть не стала! На ветке сидел воробей. Он чистил пёрышки. Мы живём в одном доме. Я учусь в третьем классе. Вы идёте по дороге. 2. Вставь пропущенные местоимения. Я рисую ёлочку, а что ты будешь рисовать? Завтра мы пойдём на речку? Кого ты ждёшь? Почему они уходят? Что вы любите ?
Домашнее задание: Стр. 92 правило, упр.165
Рефлексия: - Дополни одну из фраз: Я получил (а) новые знания о … Я понял(а)….. Я постараюсь…. Мне было интересно… Мне было трудно…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе "Склонение личных местоимений. Употребление личных местоимений в косвенных падежах"
Цель: учащиеся научатся изменять местоимения по падежам, определять категорию падежа личных местоименийЗадачи: развитие учебно-познавательной компетенции (учащиеся научатся правильно употр...
Технологическая карта урока "Употребление личных местоимений в речи"
Разработка урока русского языка в 4 классе в соответствии с ФГОС...
Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Личное местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи
Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных местоимениях, их значений и употребления в речи.Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое личные местоимения; их значение; где личные ...
Конспект урока по теме "Местоимение (личное) как часть речи его значение, употребление в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложенииПланируемые результаты: Предметные:- знать какими бывают местоимения; роль местоимений в...
"Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи" 2 класс
Конспект урока и презентация во 2 классе...
Тема урока: «Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи»
Тема урока: «Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи»...
Конспект урока по русскому языку " Местоимение (личное) как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Работа над ошибками."
Конспект урока + презентация по русскому языку " Местоимение (личное) как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление)."...