СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
методическая разработка по логопедии
Проблема индивидуального и дифференцированного подходов воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, различных категорий является одним из ведущих дефектологических принципов.
Все разделы коррекционной педагогики как науки (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия) построены на определении тех условий воспитания и обучения, которые наиболее адекватно соотносятся с особенностями развития ребенка с ограниченными возможностями и максимально способствуют преодолению имеющихся у него отклонений в психофизическом развитии, при подготовке их к жизни, обучению и труду. Выделяют два основных направления, определяющих содержание и формы индивидуального и дифференцированного подходов к воспитанию и обучению детей с ОВЗ...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
levkovskaya_v.m._doklad.docx | 30.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Левковская В.М.,
учитель-логопед МБОУСОШ №12
ЗАТО г. Североморска
Доклад
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проблема индивидуального и дифференцированного подходов воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, различных категорий является одним из ведущих дефектологических принципов.
Все разделы коррекционной педагогики как науки (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия) построены на определении тех условий воспитания и обучения, которые наиболее адекватно соотносятся с особенностями развития ребенка с ограниченными возможностями и максимально способствуют преодолению имеющихся у него отклонений в психофизическом развитии, при подготовке их к жизни, обучению и труду.
Слайд №2 Выделяют два основных направления, определяющих содержание и формы индивидуального и дифференцированного подходов к воспитанию и обучению детей с ОВЗ:
психолого-педагогическое и клинико-физиологическое изучение закономерностей и особенностей развития детей с ОВЗ, зависящих от того или иного дефекта, является основой рационального построения лечебно-оздоровительных мероприятий и корригирующего учебно-воспитательного процесса в школе или дошкольном учреждении;
Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств ведет к снижению успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. Индивидуальные занятия направлены на исправление недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях. Предупреждение этих пробелов также будет способствовать овладению ими учебным материалом, полностью соответствующим объему материалов школы общего типа в соответствии с ФГОС.
Слайд №3 Задержка психического развития (ЗПР) –парциальное недоразвитие высших психических функций, которое может, в отличие от олигофрении, носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. У детей с ЗПР затруднен процесс формирования высших психических функций, страдает личностное развитие. Из-за недостаточного развития внимания дети на уроках рассеяны, не могут работать более 10-15 минут, это вызывает реакцию раздражения, нежелание работать, даже если повествование будет интересным, захватывающим. Отмечается снижeние прoдуктивнocти зaпoминaния и нeустoйчивocть, бoльшaя coxрaннocть нeпрoизвoльнoй пaмяти пo срaвнeнию c прoизвoльнoй, зaмeтнoe прeoблaдaниe нaгляднoй пaмяти нaд cлoвеснoй, низкий урoвeнь caмoконтрoля это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофзическом развитии. ЗПР относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций.
Парциальная (частичная) дефицитарность высших психических функций может сопровождаться инфантильными чертами личности и поведения ребенка. При этом в отдельных случаях у ребенка страдает работоспособность, в других случаях – произвольность в организации деятельности, в-третьих – мотивация к различным видам познавательной деятельности.
У большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.
Особенности детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:
- Низкий уровень познавательной активности;
- незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;
- преобладание игровых мотивов; сниженная работоспособность к приему и переработке информации;
- ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
- незрелость мотивации к учебной деятельности;
- низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности;
- ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире;
- снижение работоспособности;
- повышенная истощаемость;
- неустойчивость внимания;
- ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью;
- расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля;
- более низкий уровень развития восприятия;
- отставание в развитие всех форм мышления;
- недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание механической памяти над абстрактно-логической, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти.
Основным направлением помощи детям с ЗПР является разносторонняя психолого-педагогическая коррекция, направленная на улучшение когнитивного развития и эмоционально-коммуникативной сферы.
1.Целенаправленное педагогическое воздействие в доступной игровой форме.
2.Индивидуальный подход к ребенку.
3.Формирование познавательных мотивов: создать проблемные учебные ситуации; стимулировать активность ребенка на занятии. 4.Обратить внимание на тип семейного воспитания.
Приемы: Создание игровых ситуаций; дидактические и развивающие игры.
Одной из основных проблем таких обучающихся является невозможность долгое время концентрироваться на одном виде работы, а также отсутствие долгосрочной памяти. Поэтому в работе мы чередуем различные виды деятельности и тем самым способствуем поддержанию внимания и усвоению материала.
Как и большинство учителей работающих с подобными детьми отмечаю, что немаловажным фактором является включение интересных моментов в свои логопедические занятия, которые помогают вовлекать детей с низкой мотивацией в учебный процесс, а также индивидуально-дифференцированный подход, который позволяет усваивать в данном случаи адаптированную программу.
Слайд №4 Цель коррекционно-развивающих занятий – повышение уровня общего развития обучающихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
При изучении индивидуальных особенностей мл. школьников с ЗПР принимаются во внимание следующие показатели: физическое состояние и развитие ребенка, отношение к учебной деятельности, особенности мотивации, особенности эмоционально-личностной сферы; особенности усвоения знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, особенности и уровень развития познавательной деятельности.
Одним из наиболее важных принципов построения педагогического процесса с детьми с ЗПР является принцип дифференцированного подхода. Дифференцированное обучение - относительно новая технология разноуровневого обучения. Она учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка, создает комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности детей, развивает их мышление, самостоятельность.
Слайд №5 Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения. В дидактике нет готовых рецептов на все случаи жизни по реализации данного принципа, поскольку сама проблема дифференцированного подхода в обучении носит творческий характер.
Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения.
По результатам всестороннего диагностического обследования, в ходе организации образовательного процесса. Для успешной реализации данной технологии мы логопеды распределяем детей, имеющих схожие уровни сформированности знаний, умений и возможностей на группы. Принцип дифференциации обучения - создание равных условий ребёнку с разными способностями для ситуации успеха.
Зачастую усвоение программного материала происходит на следующих уровнях:
I уровень - овладение содержанием программного материала (ребёнок запомнил, воспроизвел);
II уровень - понимание (ребёнок объяснил, прокомментировал);
III уровень - применение (по эталону, в схожей или измененной ситуации);
IV уровень - обобщение, систематизация (анализ - выделил части из целого; синтез - образовал новое целое);
V уровень - оценка (определил значение изученной информации, сделал выводы).
Дети учатся планировать и доводить работу до конца.
Так, постепенно в ходе целенаправленной коррекционной работы дети с ЗПР переходят на более высокий уровень развития относительно своего начального. Некоторые из них становятся способными участвовать в более сложных видах деятельности. Таким образом, эффект использования данной технологии даёт возможность каждому ребёнку овладеть учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и возможностей, а также индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.
Коррекционные занятия с учетом дифференцированного подхода отличаются рядом особенностей:
- обязательное создание доброжелательной атмосферы, не допускающей критики и упреков, закреплении ситуации успеха;
- усиление роли практической направленности изучаемого материала (процесс получения знаний основан на выполнении определенных действий, все знания, полученные на занятиях сразу закрепляются в деятельности);
- опора на жизненный опыт ребенка;
- постепенное усложнение заданий для каждого ребёнка, поощрение любой инициативы в деятельности;
- соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности (каждый материал на занятии рассматривается с точки зрения необходимости для ребенка и в дальнейшем закрепляется в опыте самого ребенка);
- опора на сохранные функции анализаторов при изучении нового материала (с учетом нейропсихологии);
- обеспечение каждому ребенку близкой и понятной мотивации любой деятельности.
Сайд №6 К каждому ребенку требования предъявляются с учетом его актуального уровня развития и зоны ближайшего развития, уровнем нейропсихологического развития (например, если одному ребенку достаточно словесной инструкции, то другой нуждается в сопроводительном показе, или иногда для конкретного ребенка заканчивается занятие раньше запланированного, если заметно, что ребенок сильно утомлен).
На каждом уроке материал подбирается с учетом особенностей детей и распределяется так, чтобы постоянно была опора на все группы анализаторов и материалы с разным уровнем сложности (контурные изображения для раскрашивания, наложенные изображения с 2, 3 или 4 предметами, шнуровка с разными по величине и количеству отверстий, наборы для группировки с разным количеством групп предметов или с разным количеством предметов и т. д.).
Слайд №7Компьютерные технологии, как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить эффективность и мотивацию к учению. Компьютерные технологии позволяют мне создать благоприятные условия на различных этапах занятия. Использование современных развивающих игр, наглядности. Занятие становится более интересным для обучающихся; за счет этого повышается эффективность урока. Таких как « Работа над ошибками» разработанный на сайте «Мерсибо» задания по профилактике и коррекции нарушений письма и чтения у дошкольников и мл. школьников, материал который можно использовать в работе с обучающимия с ОВЗ.
Дифференцированный подход к обучающемуся с задержкой психического развития на уроке осуществляется за счет:
• дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;
• индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;
• введения специальных видов помощи, а именно:
- зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания,
- речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия ребенка; затем ребенок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах - дает словесный отчет о ней; на завершающих этапах учится сам самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);
- совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки;
- введение элементов программированного обучения и т. д.
Слайд 8. Эффективные игры по профилактике и коррекции нарушений письменной речи у обучающихся с ОВЗ - это развивающие игры Воскобовича такие как: «Прозрачные квадраты», « Снеговик из слов» «Яблонька», это не только составление слов из букв, проговаривание каждого звуков, слогов, слов, развитие мелкой моторики, но и индивидуальный подход к занятиям позволяет поддерживать стойкий познавательный интерес у детей с ЗПР и повышает результативность коррекции.
Таким образом, современные технологии индивидуально-дифференцированного подхода при обучении обучающихся с ОВЗ являются условием максимально возможной корректировки нарушений в развитии ребенка с ОВЗ и адаптации его в окружающем мире.
Рекомендации специалистам, учителям при работе с обучающимся имеющими ЗПР :
- Сосредоточьте внимание на сильных сторонах ученика и опирайтесь на них в процессе обучения. Одновременно будьте готовы, что придется постепенно заполнять пробелы в знаниях, умениях и навыках ученика.
- Подавайте содержание учебного материала небольшими частями, используя мультисенсорный подход (слуховой, визуальный, манипуляционный). Как можно больше повторяйте и закрепляйте изученное.
- Заинтересуйте обучающегося, поддерживайте позитивную мотивацию обучения.
- Преодоление трудностей в обучении – это результат совместной длительной и кропотливой работы педагогов, логопедов, дефектологов, психологов, родителей и даже педиатров и неврологов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность ...
Логопедическое сопровождение обучающихся с овз в условиях инклюзивного образования на школьном логопункте.
Основной задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могу...
Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"
.Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"...
Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Презентация по теме: «Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования». В презентации описаны цель деятельности учителя-логопеда в рамках инклю...
«Дистанционная и очная формы обучения в начальной школе в условиях инклюзивного образования»
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с о...
МАСТЕР-КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СДО ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Цель мастер - класса: повысить интерес учителей к технологии СДО.Актуальность: Одна из последних стратегий специального образования – это инклюзия. Основой инклюзивного образов...
Организация образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Организация образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образованияОбразование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимо...