Технологии
методическая разработка

Технология проблемного диалога

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_pd.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемного диалога

как средство реализации ФГОС

Слайд 1

      Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

       Перед современной школой встала проблема: найти такую технологию обучения детей, которая позволила бы ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

     В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя.

     Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение.

Слайд 2

Автором этой технологии является лауреат премии правительства РФ в области образования,  кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации Мельникова Елена Леонидовна.

Слайд 3

Давайте вспомним, как строится традиционный урок:

1. Проверка домашнего задания  учителем.

  «Перескажи…», «Покажи, что ты там сделал…»

2. Объявление темы урока учителем.

 «Сегодня мы будем изучать…»

3. Объяснение темы учителем.

  «Итак, слушайте внимательно…»

4. Закрепление знаний учениками.

  «Повтори, что узнал…»,

  «Перескажи, что услышал…»

Слайд 4

Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество».

     Проблемно - диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

      В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала (открытие нового знания) обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.

       Слово "диалог" означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.

Слайд 5

Чем традиционный урок отличается от проблемно-диалогического?

1 этап.  Создание проблемной ситуации учителем и формулирование  проблемы учениками.

2 этап. Актуализация учениками своих знаний (- Что знаете об этой проблеме?)

3 этап. Выдвижение версий. Поиск решения проблемы учениками.

4 этап. Выражение решения.

5 этап. Применение знаний учениками.

Слайд 6

Побуждающий диалог подводит детей к той же мыслительной работе, которую выполняет учёный и развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы учитель создаёт проблемную ситуацию (противоречие), а затем произносит специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы. Таким образом, побуждающий диалог обеспечивает открытие знаний путем проб и ошибок.

Слайд 7

Подводящий диалог опирается на логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит их к теме урока, а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию. Можно сказать, что подводящий диалог прокладывает к теме или знанию прямую и почти безошибочную дорогу. На этапе воспроизведения (проговаривания) знаний ученики должны создать продукт и представить его классу. Иными словами, от каждого школьника требуется самому и по-своему выразить новое знание.

Итак, на проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить проблему, то есть задать вопрос или сформулировать тему урока.  А затем продуктивным заданием стимулирует их к поиску решения, иногда подводящим диалогом, иногда побуждающим диалогам он обеспечивает открытие нового знания учениками.

Слайд 8

Получается, что технология проблемного диалога действительно обеспечивает творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал», тогда как на уроке объяснения нового материала педагог сначала сам сообщает тему и знание, а затем даёт задание всё выучить или пересказать. Следовательно, традиционная методика обеспечивает репродуктивное усвоение знаний: «Пришёл, услышал, заучил».

Слайд 9

Рассмотрим Приемы создания проблемной ситуации. 

Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения.

Например, при изучении темы «Скобки», учитель предъявляет классу два выражения. Учитель столкнул в восприятии детей два факта: левые части одинаковые, а правые отличаются. А дальше учитель задает вопросы: «Что вас удивляет? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?»

Слайд 10

Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

Например, при изучении темы «Правописание суффиксов –чик и –щик», учитель предлагает образовать новые слова с помощью суффиксов –чик и –щик. Класс разбивают на группы. Каждая группа выполняет задание, затем вывешивает свой лист на доску.

ГРУЗЧИК  и  ГРУЗЩИК   А дальше учитель задает вопросы: «Вопрос был один? А мнений сколько? (Задание было одно? Как вы его выполнили?) Почему так получилось? Чего мы не знаем?»

Слайд 11

Прием 3 в сравнении с предыдущими он самый сложный, т.к. выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

Например, урок физики.

Учитель:  Что будет с иголкой, если опустить её в воду? (Вопрос на ошибку)

Ученик: Иголка утонет.

Учитель:  Опускаю аккуратно иголку в воду. Что наблюдаете?

Ученик: Иголка не тонет!!! Она плавает на поверхности.

Учитель: Вы сначала как думали? А на самом деле как?

Слайд 12 

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие - в сути задания.

Прием 4 наиболее простой: ученикам дается задание, не выполнимое вообще.

Например, урок математики по теме «Сумма углов треугольника». Учитель предлагает построить треугольник с углами 90, 120, 60 градусов. Задание не выполнимое вообще.

Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.

Например, урок математики по теме «Умножение дробей».

Учитель: Найдите площадь прямоугольника со сторонами 5 м и 7 м.

Ученики легко справляются с этим задание.

Учитель:  Найдите площадь прямоугольника со сторонами 2/5  дм и 3/4  дм.

Ученики испытывают затруднение, так как с этим ещё не сталкивались.

Прием 6 самый сложный, поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.        

Например, урок русского языка по теме «Глаголы-исключения».

Ученики легко определяют спряжение глаголов.

Учитель: Определите спряжение глаголов «смотреть», «брить».

Ученики: Смотреть – I спр., брить – II спр.

Учитель: Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске. Что заметили?

Ученики:  Смотреть – II спр.,  брить – I спр.

Слайд 13

Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но её надо ещё придумать!!! А если не думается? Можно ли вообще завлечь ребят заранее сформулированной темой? Оказывается, да. Для этого существуют приемы называемые «Яркое пятно» и «Актуальность». В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока.

Например, урок физики.  (см. стр.51)

Слайд 14

Методы поиска решения учебной проблемы

Побуждающий к гипотезам диалог

Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:

1) побуждающий диалог к выдвижению гипотез;

2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;  (- Какие есть идеи?)

3) побуждающий диалог  к проверке гипотез;    (-Вы согласны? Как проверить?)

 4) принятия предлагаемых учениками проверок.

В сильном классе может случиться, что первая же гипотеза окажется решающий (правильной). Тогда учитель может подбросить ученикам ошибочную гипотезу.

В слабом классе наоборот учитель должен дать подсказки, а то и самому выдвинуть несколько гипотез и перейти к их проверке.

Подводящий к знанию диалог

Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.

Слайд 15

Данная технология является:

- результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;

- здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.  

- носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Слайд 16

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Программа учебного курса «Технология» для 1 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....