Методическая копилка приемов и способов формирования читательской грамотности среди участников образовательного процесса.Часть3.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Часть.3. В 3 части рассматривается алгоритм работы с читательским дневником, работа с таблицей по диагностике техники чтения и осознанности при ответе на вопросы после текста. Совместная деятельность нацелена на приобретение у обучающихся базовых умений, развития навыков осознанно воспринимать и оценивать достижение, необходимое для продолжения образования, уровня читательской компетентности, общего речевого развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
8. Читательский дневник. Техника чтения.
Читательские умения формируются и техникой чтения, и осмыслением текста.
1)Техника достигается каждодневным чтением, выразительностью, остановками (знаки препинания) и паузами(дыхание).
Алгоритм работы:
- Ребята выбирают уровень текста самостоятельно, рассчитывая на свой опыт.
- Предлагаем базовый (1 уровень), повышенный (2 уровень), высокий (3 уровень) и соответствующие задания по тексту.
2) Осмысление текста приходит со временем. Помочь в этом, по нашему мнению, может читательский дневник.
Алгоритм работы:
1-(конец 1 класса, начало). Напиши автора и название произведения, выполни зарисовки наиболее понравившихся эпизодов.
2- Постепенно усложняем работу: выпиши пословицу, сравни главных героев по данным признакам, опиши характер персонажа.
3- Интерпретируем: Составь схему произведения, напиши цепочку событий, составь план.
4-Оцени поступок героя, напиши своё отношение, найди строки в которых можно понять авторское мнение о герое.
Рис.11- 13. Тексты разноуровневые, лист читательского дневника.
Для мониторинга берём тексты 3 уровней. Ребёнку предлагаем выбрать. В бланках отмечаем количество прочитанных слов, способ чтения, ошибки и особенности. А также понимание текста при ответе на вопросы после него.
По полученным результатам фиксируем, какую группу умений в четверти отработать и делаем вывод о повышении качества.
9. Показатели уровня сформированности читательских умений
В конце 4 класса школьникам предлагается итоговая работа по чтению и осмысливанию информационного и научно-познавательного текстов. По итогам ее выполнения оценивается достижение, прежде всего, планируемых метапредметных результатов, связанных с чтением и формируемых на разных предметах.
Требования к группе образовательных результатов в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) сформулированы следующим образом: «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами»; осознанное построение «речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации» и составление «текстов в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям».
Вывод: Применяя разнообразные приёмы и методы формирования читательской грамотности, учитель создаёт ситуацию на уроке, которая помогает обучающимся осознанно воспринимать, оценивать содержание и специфику различных текстов. Совместная деятельность нацелена на приобретение у обучающихся базовых умений. Развития навыков осознанно воспринимать и оценивать достижение, необходимое для продолжения образования, уровня читательской компетентности, общего речевого развития.
Показателями являются: 1- стартовая и итоговая диагностика первоклассников, итоговая работа 2 и 3 классов, а также итоговая диагностика 4 класса. Мониторинг ведётся по полугодиям, промежуточно по четвертям (больше для отработки техники чтения и ответов на вопросы после текста)
Рис.14- 16. Диагностическая работа, 1 класс
После проверки работ данные заносим в таблицу. Сейчас экспериментируем и вводим форму автоматического учёта (за год) для электронного варианта в программе: Лист Microsoft Excel. Он удобен тем, что данные ребенка можно просмотреть за весь год обучения в начальной школе и посмотреть его рост.
Вывод: Наблюдается положительная динамика по формированию читательской компетентности у младших школьников. А именно:
-повышение уровня развития навыков беглого, осмысленного, выразительного чтения;
-развитие литературно- творческих способностей детей: участие в конкурсах чтецов;
-устойчивая позитивная динамика осознанного выбора обучающимися книг в соответствии с возрастом (отражается в читательских дневниках и беседах между ребятами);
-изменение отношения родителей к организации семейного чтения в положительную сторону (по результатам стартовой и промежуточной диагностики);
-повышение мотивации читательской активности родителей и обучающихся через совместную деятельность (Мероприятия МБУК «Уярская межпоселенческая библиотека» «Я прочитаю Вам Барто», «В гостях у дедушки Корнея»)
На наш взгляд, творческий подход, нетрадиционные приемы работы способствуют формированию читательской компетентности современного школьника и начинать развивать её нужно с небольших интересных текстов постепенно переходя к произведениям программы по 5-7 минут ежедневно на различных дисциплинах.
10. Список использованной литературы.
- Беденко М.В. Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов. Авторская методика: 3-ий класс, – М., 2017. – 80 с.
- Ваганова Ф.А., Романова Л.А., Рябинина Л.А., Свиридова О.И., Чабан Т.Ю., Шандро А.В., Юшков А.Н. Поддерживающее оценивание: работа с метапредметными результатами: методические рекомендации для учителей. – Красноярск: КК ИПК ППРО, 2015. – 110 с.
- Интернет- ресурсы Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования.
- Материалы из сети интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарная работа на уроках русского языка и внеурочной деятельности в начальной школе как способ формирования читательской грамотности
В данном материале продемонстрированы приемы работы над словарными на уроках русского языка и внеурочной деятельности...
Методы и способы формирования читательской грамотности
В статье рассказывается о формировании читательской грамотности учащихся, приводятся рекомендации на формирование прочного навыка грамотного чтения, способствующие развитию знаний и возможностей, для ...
Способы формирования читательской грамотности в соответствии с ФГОС в начальной школе
Мастер - класс для учителей начальной школы...
Методическая копилка приемов и способов формирования читательской грамотности среди участников образовательного процесса.
В сборнике представлены тренировочные, диагностические и оценочные материалы для формирования читательской грамотности, метапредметного УУД смыслового чтения и работы с текстом обучающихся начал...
Методическая копилка приемов и способов формирования читательской грамотности среди участников образовательного процесса.Часть2.
Часть.2. Используя разнообразные приёмы и методы формирования читательской грамотности, учитель создаёт ситуацию на уроке, которая помогает обучающимся осознанно воспринимать, оценивать содержание и с...
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся (методическая разработка)
Функционально грамотная личность - это личность, которая свободно ориентируется в окружающем мире, действует в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, ...
Мастер-класс "Приемы работы с текстом как способ формирования читательской грамотности"
Приемы работы с текстом как способ формирования читательской грамотности...