Методическая копилка приемов и способов формирования читательской грамотности среди участников образовательного процесса.
методическая разработка (1 класс)
В сборнике представлены тренировочные, диагностические и оценочные материалы для формирования читательской грамотности, метапредметного УУД смыслового чтения и работы с текстом обучающихся начальных классов. Подобраны и составлены педагогами начальных классов МБОУ «Уярская СОШ № 4» Морозовой Т.Б. и Шипицыной С.Г. в соответствии с положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Материалы из опыта работы могут быть полезны представителям администрации и педагогам начальных классов общеобразовательных учреждений, студентам педагогический ВУЗов, родителям обучающихся начальной школы.Часть1.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Уярская средняя общеобразовательная школа №4»
Методическая копилка приемов и способов
формирования читательской грамотности
среди участников образовательного процесса.
Авторы: Т.Б. Морозова, С.Г. Шипицына
Уяр–2023
Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………………………………………...3
2.Понятие «читательская грамотность». Группы умений…………………………………… .3
3.Эффективные приёмы, способы формирования читательской грамотности………………5
4.Задания по группам умений для 1 и 3 классов……………………………………………….7
5.Начинаем работу,1 класс..……………………………………………………………….…. ..12
6.Алгоритм работы с текстом, 3 класс…………………………………………………………12
7.Тренировочные материалы, 3-5 класс …………………………………………………….....13
8.Читательский дневник. Техника чтения……………………………………………………...22
9.Показатели уровня сформированности читательских умений ……………………………..23
10.Список использованной литературы…………………………………………………….......26
- Пояснительная записка
В сборнике представлены тренировочные, диагностические и оценочные материалы для формирования читательской грамотности, метапредметного УУД смыслового чтения и работы с текстом обучающихся начальных классов. Подобраны и составлены педагогами начальных классов МБОУ «Уярская СОШ № 4» Морозовой Т.Б. и Шипицыной С.Г. в соответствии с положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Материалы из опыта работы могут быть полезны представителям администрации и педагогам начальных классов общеобразовательных учреждений, студентам педагогический ВУЗов, родителям обучающихся начальной школы.
«Читать- это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое- вот в чём главное дело».
К.Д.Ушинский
Результаты проведенных исследований PISA, КДР показали недостаточный уровень формирования грамотности чтения российских школьников. В современном мире мало научиться читать, нужно ещё осмыслить текст. Который представлен обычно в двух формах: художественной и научной. Его содержание, формат нужно оценить, отрефлексировать и использовать прочитанное в различных (предложенных) жизненных ситуациях. По всем шкалам, выделенным в исследовании («нахождение информации», «интерпретация текста», «рефлексия и оценка»), результаты детей соответствуют второму уровню грамотности чтения. Но несколько лет подряд в нашей школе идёт снижение. Поэтому мы поставили перед собой цель: Выбрать эффективные приёмы, методы работы по формированию читательской грамотности обучающихся. Для этого необходимо решить ряд задач:
- Изучить современные методы и способы работы по формированию у обучающихся читательских умений.
- Подобрать на каждую группу проверяемых умений задания.
- Разработать таблицу оценки читательских умений
- Оформить работу в сборник.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования». Но в наш век новых информационных технологий роль книги меняется, любовь к чтению стала снижаться. Дети больше предпочитают телевидение, видеопродукцию, телефон и, как результат, школьники не любят, не хотят читать. В рекомендациях по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения Орлова Э.А. отметила: «Широкое распространение видео- и компьютерной продукции сопровождается оттеснением чтения и письменных текстов на периферию культуры. Это негативно влияет на качество обучения …».
- Понятие «читательская грамотность». Группы умений.
Понятие «читательская грамотность» появилось в контексте международного
тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность»- способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
В международных исследованиях качества чтения и понимания текстов читательская грамотность определяется как «способность понимать и использовать письменную речь во всѐм разнообразии еѐ форм для
1. Находить и извлекать информацию
1.1 Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)
- Находить и извлекать одну или несколько единиц информации
1.2.1 Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста
- Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста
- Определять наличие/отсутствие информации
2. Интегрировать и интерпретировать информацию
2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)
2.2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)
2.3.Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста
2.4 Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)
2.5. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом
2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста
2.7 Понимать чувства, мотивы, характеры героев
2.8 Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)
3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
3.1 Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора
3.2 Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов
- Понимать назначение структурной единицы текста
3.4 Оценивать полноту, достоверность информации
3.5 Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах
3.6 Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте
4. Использовать информацию из текста
4.1 Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний
4.2 Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний
4.3 Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу
4.4 Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста
4.5 Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую)
4.6 Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.
3. Эффективные приёмы, способы формирования читательской грамотности.
Большинство умений тесно связано с осознанным чтением текста. Наиболее эффективные способы работы мы поместили в таблицу.
Умение | Способ | Задание |
1. Поиск информации (получение информации, работа с источниками информации, «навигационная грамотность») | Запросить в поисковике информацию, хранить (или не хранить) добытую информацию, распределить информацию по времени ее восприятия. | 1-В какой книге могла быть размещена данная информация? 2-Какой словарь вам потребуется, чтобы…? |
2.Нахождение информации (извлечение, локализация, декодирование, распознание, восприятие, усвоение) | Обнаружить в тексте явную (открытую, эксплицитную, фактуальную) информацию, выраженную в вопросе и в тексте-опоре (одинаковые слова) Обнаружить неявную (скрытую, имплицитную, подтекстовую) информацию, выраженную в вопросе и в тексте опоре (синонимы) | 1-Кто из героев…? 2-Как в тексте называется…? 3- Расположите события в хронологической последовательности. 4-Какое из утверждений не соответствует тексту? 5- Выберите ошибочное утверждение о… |
3-Интерпретация информации (интеграция, синтез, обобщение, анализ, толкование, понимание, осмысление, обработка, освоение) | Глубоко понять прочитанное в целом и в деталях. | 1-Какова цель автора текста? 2- Какое из приведенных ниже названий может быть заглавием к тексту? 3- Какая информация в тексте является главной, а какая – второстепенной? 4-Какая иллюстрация в наибольшей степени подходит к тексту? 5-Объясни назначение иллюстрации к тексту. 6-Поясните следующую фразу из текста… 7-Почему герой поступает так…? |
5-Рефлексия информации (оценка, использование, размышление, переработка, преобразование, присвоение) | Оценить информацию (верифицировать ее, проверяя на достоверность и качество, оценивать содержание и форму текста или текстов), при работе с информацией обращаться к внетекстовым (контекстным, фоновым) знаниям, прогнозировать и трансформировать информацию. | 1-Запиши свой ответ на поставленный в тексте вопрос и обоснуй свое мнение. 2-Подтверди или опровергни точку зрения одного из героев, основываясь на собственном жизненном или читательском опыте. 3-Каким может быть продолжение истории? Заверши рассказ. 4- Придумай и изобрази рекламу… |
Таблица.1. Способы работы над формированием читательской грамотности
Приёмы эффективной работы мы выделили, вызывающие наибольший интерес у обучающихся.
Приём | Варианты |
1. «Письмо» (работа с текстом из конверта) | - Чтение всего текста (первичное, ознакомительное). -Восстановление деформированного текста. |
2. «Синквейн»(интерпретация прочитанного) | - Составь по произведению вопросы. -Дай характеристику героям. -Каждую строчку обоснуй текстом. -Что чувствует герой? -Почему герой так поступил? -Найди сходство (различие) у двух героев. |
2.«Лови вопрос» (технология коллективного взаимообучения). | -Перечитай текст, чтобы ответить на вопрос. -Найди отрывок … (чтоб ответить им на вопрос). |
3.«Цепочка» (интеграция и интерпретация текста) | - Прочитайте каждый по строчке (по абзацу), озаглавьте абзацы, составь план текста. - Проверь соответствует ли «цепочка» плану. |
4.«Перевёртыш» (поиск информации) | - Прочитай текст снизу-вверх. - Помести закладку над строчкой (не перечитывай прочитанное!) |
5. «Правда или ложь» (технология проблемного обучения) | -Найди информацию… (поиск информации для разрешения проблемы) |
6. «Мозаика» (нахождение информации и глубокая переработка текста) | -Восстанови деформированный текст. -Разбей текст на части. -Поставь (предложения) абзацы в правильной последовательности. |
7. « Остров»(разноуровневое) | -Найди верное высказывание. -Подтверди предложением из текста. -Составь вопрос и передай другому. -Ответь на вопрос, добавь свой, передай другому. |
8. «Рыба» (внетабличный текст, алгоритм, схема, иллюстрация, модель) | - Запиши в схему (Рыба) проблему. - Выдели факты, оформи решение. |
9. «Глоссарий» или «Остановка» | - При чтении спроси незнакомое слово(а) - Объясни слово - Выдели ключевое слово (то, что повторяется более 3 раз) |
10. «Змея » (интерпретация и рефлексия) | -Выборочное чтение и преобразование текстовой информации в другой вид. (Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ- Мнение автора- Твоё мнение) |
Таблица 2. Приёмы работы по формированию читательской грамотности.
4.Задания по группам умений для 1 и 3 класса.
Приведем пример работы с текстом, включая задания на отработку различных групп читательских умений. Приводим 2 примера, ориентированных на уровень чтения обучающихся. Базовый уровень- текст «Сахар», повышенный уровень- текст «Рекс и Кекс»
Рис.1.Текст «Сахар»
Таблица 3. Задания к тексту «Сахар»
«Рекс и Кекс»
Слава и Витя сидели на одной парте.
Мальчики очень дружили и как могли, помогали друг другу. Витя помогал Славе решать
задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради
кляксами. Однажды они сильно поспорили:
– У нашего директора есть большая собака,её зовут Рекс, – сказал Витя.
– Не Рекс, а Кекс, – поправил его Слава.
– Нет, Рекс!
– Нет, Кекс!
Мальчики поссорились. Витя ушёл на другую парту. На следующий день Слава не решил
заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли ещё хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.
– Значит, нам не из-за чего ссориться! – обрадовался Слава.
– Конечно, не из-за чего, – согласился Витя.
Оба мальчика снова уселись на одну парту.
– Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Две двойки мы из-за спора схватили! И подумать только, из-за чего люди ссорятся!..
(151 слово)
(В. Осеева)
Рис.2.Текст «Рекс и Кекс»
Группа умений | Описание группы умений | Проверяемое умение | Задание |
1 | Общее понимание текста, ориентация в тексте. | Находить в тексте несколько единиц явной информации (КО) | Вставь из текста слова, так чтобы смысл не поменялся. Витя помогал Славе_________ задачи, а _______ следил, чтобы Витя правильно_______ слова и не пачкал свои тетради кляксами. |
2 | Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста. | Выделять сходство и различие описанных в тексте объектов (явлений) (РО) | Кто из героев был прав, сказав кличку собаки директора? Запиши свой ответ. |
3 | Использование информации из текста для различных целей | Использовать информацию из текста для решения новой учебно-познавательной задачи (РО) | Объясни, в каких жизненных ситуациях можно сказать: «Что посеешь, то и пожнешь»? |
4 | Рефлексия прочитанного | Оценить информацию (верифицировать ее, проверяя на достоверность и качество, оценивать содержание и форму текста или текстов), при работе с информацией обращаться к внетекстовым (контекстным, фоновым) знаниям, прогнозировать и трансформировать информацию. | Каким может быть продолжение истории? Заверши рассказ. Кто такой Ральф? |
ВО – выбор ответа, КО – краткий ответ, РО – развернутый ответ |
Таблица 4. Задания по умениям, 3 класс
5. Начинаем работу,1 класс.
Работу по формированию читательской грамотности необходимо начинать с 1 класса. Несмотря на то, что сейчас по обучению грамоте и письму продолжается букварный период, работу мы уже начали. И на каждом уроке выполняем различные задания.
Используем такие задания:
- на уроке изучения новой буквы и звука, предлагаем детям в незнакомом тексте найти эту букву, подчеркнуть и посчитать сколько раз она встретилась.
- после прочтения текста учителем, затем хорошо читающими ребятами, просим найти предложение, которое начинается с заглавной буквы, например, «З». Или найти предложения, в которых есть имя мальчика, предложение, состоящее из 3, 4 слов.
- найти предложение, в котором говорится, например, про белочку. Просим рассказать какая белочка. Пропечатываем на доске прилагательные, с помощью которых описан зверек. А теперь- подобрать к этим словам противоположные по значению слова (антонимы).
- найти в предложении слово, в котором все согласные мягкие или твердые.
-после прочтения текста предлагаем придумать продолжение, конец истории или представить, что произойдет, если события пойдут по-другому.
- из напечатанных на доске предложений просим выбрать предложение, например, про школу и записать его в тетрадь письменными буквами.
Работа с заданиями по русской народной сказке «Руковичка». (разноуровневое обучение).
Умение находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать информацию.
1у.– в первой части найдите отрывок, где говорится о том, кто потерял рукавички. Прочитайте.
2у.– найдите эпизод, как зайчик обнаружил рукавичку. Готовьте пересказ отрывка.
3у.- Сравните характер Зайки с другим героем.(по выбору)
4у.- Придумайте новый конец сказки.
У младших школьников преобладает игровая деятельность.
Предлагаю игру «Предложения запутались». Нужно прочитать предложения. Расставить их по порядку, составив текст. Записать письменными буквами. (Восстановление деформированного текста.)
На уроках математики мы начали решать задачи. Дети учатся выделять условие задачи, вопрос. Стараются дополнить условие и правильно составить схему или краткую запись без помощи учителя. Для нахождения результата учим связывать текст задачи с жизненными ситуациями.
Со своими учениками мы уже включились в работу по созданию проектов. Что несомненно предполагает обучение работе с инструкциями, схемами, таблицами.
6.Алгоритм работы с текстом, 3 класс
Задания по формированию читательской грамотности необходимо проводить систематически на каждом уроке. Поэтому целесообразно использовать небольшие тексты с 2-3 вопросами после него. Которые направленны на то или иную группу умений. Предлагаем алгоритм работы над самой сложной группой читательских умений- Интеграция и интерпретация информации. Например: Чтобы озаглавить текст необходимо найти ключевые слова(слово), которые(ое) будет повторятся более 3 раз. Лучше подчеркнуть карандашом. Распространив, указав его признак или действие, можно быстро озаглавить текст. Это- тема. Чтобы найти мысль автора, необходимо каждый абзац озаглавить и выбрать наиболее «полное», подробное высказывание. Ещё один момент- обратить внимание на пословицы, поговорки или крылатое выражение. Чаще всего, которое находится в начале(конце) текста.
Рис.3. Алгоритм работы Рис.4. Подсказки в самом тексте.
Текст без заголовка.
1. Взволнованные дети, в нарядной одежде и с красивыми букетами в руках, заходят в класс. Они видят на партах новенькие, как будто только что отпечатанные книги. Первоклассники с любопытством рассматривают их. В книгах много красочных картинок и интересных заданий.
2. Это ваша первая учебная книга, — говорит детям учительница. — Она называется букварь. Как вы думаете, почему у нее такое название?
Первоклассники поднимают руки.
— Мы будем по ней учиться буквам, — робко отвечает Машенька.
— С ее помощью мы научимся читать и писать, — весело говорит Сережа.
— Мы узнаем с ее помощью много нового, — добавляет Танечка.
3. Учительница улыбается. Она говорит детям:
— Да, вы правы. С этой книгой вы откроете для себя дорогу в мир знаний. С ее помощью вы потом научитесь хорошо читать и другие книги.
Вывод: Мы находим тему и основную мысль текста. Учим разделять это понятие.
Тема — «Букварь», поскольку на протяжении всего рассказа речь идет именно об этой книге.
Основная мысль может быть сформулирована следующим образом:
«Букварь — это первая учебная книга для детей. С ее помощью дети обучаются чтению».
Рис.5. Пример групповой работы по алгоритму.
Предлагаем разбить работу с текстом на триместры. То есть на 3 дня таким образом:
День | Состав | Вариант работы |
1 | группа | Читают текст, отвечают на вопросы. |
2 | пара | Подчеркивают ключевые слова, озаглавливают абзацы, после сам текст. Рефлексируют, высказывают своё отношение к содержанию текста. |
3 | индивидуально | Сопоставляют текст с иллюстрацией, определяют сходства(различия) предметов, записывают главную мысль текста. |
Таблица 5. Триместр работы с текстом
Важно помнить несколько моментов!
- Систематичность. Работа над текстом сложна и по времени длительна, поэтому уделяем каждый урок по 5-7 минут.
- Подбор отрывков произведений по уровню обучающихся. Тексты должны подбираться по уровню обучающихся, возрасту и технике чтения.
- Лексическая минутка. Объяснение значения непонятных слов.
- Приём «Остановка». Задавать или отвечать на вопросы при прочтении текста
- Ожидание. Не спешить спрашивать другого ученика. Выслушивать варианты детей, независимо от правильности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарная работа на уроках русского языка и внеурочной деятельности в начальной школе как способ формирования читательской грамотности
В данном материале продемонстрированы приемы работы над словарными на уроках русского языка и внеурочной деятельности...
Методы и способы формирования читательской грамотности
В статье рассказывается о формировании читательской грамотности учащихся, приводятся рекомендации на формирование прочного навыка грамотного чтения, способствующие развитию знаний и возможностей, для ...
Доклад "Причины возникновения конфликтов среди участников образовательного процесса и способы их решения"
Из личного опыта....
Методическая копилка приемов и способов формирования читательской грамотности среди участников образовательного процесса.Часть2.
Часть.2. Используя разнообразные приёмы и методы формирования читательской грамотности, учитель создаёт ситуацию на уроке, которая помогает обучающимся осознанно воспринимать, оценивать содержание и с...
Методическая копилка приемов и способов формирования читательской грамотности среди участников образовательного процесса.Часть3.
Часть.3. В 3 части рассматривается алгоритм работы с читательским дневником, работа с таблицей по диагностике техники чтения и осознанности при ответе на вопросы после текста. Совместная деятель...
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся (методическая разработка)
Функционально грамотная личность - это личность, которая свободно ориентируется в окружающем мире, действует в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, ...
Мастер-класс "Приемы работы с текстом как способ формирования читательской грамотности"
Приемы работы с текстом как способ формирования читательской грамотности...