Мастер-класс "Приемы работы с текстом как способ формирования читательской грамотности"
учебно-методический материал

Боровская Наталья Михайловна

Предварительный просмотр:

Боровская Наталья Михайловна, учитель начальных классов «МБОУ «СОШ №17» г. Усолье-Сибирское

Мастер-класс

«Приемы работы с текстом как способ формирования читательской грамотности»

Добрый день!

Нашу встречу мне хотелось бы начать с высказывания Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи».

Надеюсь, что  наша встреча сегодня будет очень интересной, познавательной, а главное, пополнит педагогические копилки каждого присутствующего в зале.

Особое значение формирование читательской грамотности приобретает сегодня.  Без привлечения к чтению, без формирования уважения, любви к книге, тяги к чтению, невозможно формирование читательской информационной культуры.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. И сегодня мы расскажем «Приёмы работы с текстом как способ формирования читательской грамотности».

Что же это такое? «Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Цель читателя – преобразование содержания, прочитанного, в смысл «для себя», то есть понимание.

- Таким образом, раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

У развитого читателя должны быть сформированы три группы умений:

1.     умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;

2.     умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать информацию в тексте;

3.     умения, осмыслить и оценить информацию текста.

- Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с некоторыми приёмами работы с текстом по формированию читательской грамотности и попробовать применить их на практике.

На основе текста сказки «О рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Задание для фокус группы:

1.верите ли вы, что…

Верите ли вы, что…

да

нет

Старик ходил к золотой рыбке 4 раза?

*

Старик жил в ветхой землянке?

*

Старик рыбачил 30 лет?

*

Старуха хотела жить в окияне –море?

*

2. «Толстые» и «тонкие» вопросы». А сейчас попробуем на основе прочитанного текста использовать следующий приём, который называется «Толстые и тонкие вопросы». Подсказку можно найти в памятке. Вам необходимо за одну минуту составить несколько тонких и толстых вопросов к тексту.

Особенности техники "Толстые и тонкие вопросы" - суть приёма ...

3. - Итак, сегодня на нашем мастер-классе вы проявите свое творчество применив такой приём, как «Реклама книги».

- Сегодня на нашем мастер-классе, вы проявите свое творчество. Мы сейчас познакомим вас с одним из приёмов, который называется «Реклама книги».

- Задание звучит так: «Представьте книгу так, чтобы ее захотелось купить и прочитать. Оформите свою работу в виде буклета, постера, афиши или закладки, можете придумать что-то своё, интересное, на котором вы изображаете иллюстрацию книги и пишите несколько предложений, рекламирующих произведение».

- На выполнение задания у вас есть 5 минут.

Пока фокус-группа выполняет задание, я предлагаю вам познакомиться с еще одним приемом – «Ромашка Блума». (Или «Ромашка вопросов и ответов»).

Этот прием достаточно популярен среди педагогов.

Этот прием основан на работе с текстом. С текстом дети работают на разных уроках- прием является универсальным. Он может использоваться  и на других предметах.

Главное в работе с текстом является осмысление информации. На практике мы видим, что у современных младших школьников с этим, часто, возникают большие проблемы. Одним из основных приемов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие обучающиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы?

«Знание может быть только у того, у кого есть вопросы». Форд Г. Научить ребенка мыслить – это одна из главных задач образования.

 Прием «Ромашка Блума»  помогает учить детей задавать вопросы. Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?".Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". Вопрос следует начать со слова – придумай….

5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи….

6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…

Варианты использования «Ромашки Блума» на уроках

Возможны два варианта:

Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии – когда необходимо показать обучающимся примеры, способы работы с ромашкой.

Вопросы формулируют сами обучающиеся. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вопросы –задания требуют определенного навыка.

Обучающиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом лепестке записывают вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной и групповой, такую ромашку можно задать ученикам  в виде домашнего задания.

Вывод:  «Ромашка вопросов» является одним из эффективных приемов, которые можно использовать на разных стадиях урока. Она помогает научить детей задавать вопросы к тексту самостоятельно. Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к произведению (на любом этапе работы), работу можно проводить в парах, группах и индивидуально. Наиболее интересны детям практические вопросы: «Как поступили бы вы…?»                  Использование приема «Ромашка Блума» позволяет осуществлять дифференцированный и личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе. Таксономия  Блума - одна из форм работы по развитию критического мышления.

Проверка и комментирование работы фокус группы.

Рефлексия. Прием «Все в твоих руках»

- Уважаемые участники мастер-класса, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которых соответствуют вашему внутреннему ощущению.

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.

СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации

БЕЗЫМЯННЫЙ – не все приёмы работы с текстом представлены ясно.

МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю.

Спасибо за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы работы с текстом как способ формирования читательской грамотности Боровская Наталья Михайловна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №17»

Слайд 2

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Слайд 4

Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Слайд 6

Прием «Верители вы, что….» Прием «Толстые» и «Тонкие» вопросы Прием «Реклама книги»



Предварительный просмотр:

Верите ли вы, что…

да

нет

Старик ходил к золотой рыбке 4 раза?

Старик жил в ветхой землянке?

Старик рыбачил 30 лет?

Старуха хотела жить в окияне –море?

Особенности техники "Толстые и тонкие вопросы" - суть приёма ...

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

«Представьте книгу так, чтобы ее захотелось купить и прочитать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с научными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников

Работа с научными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников...

"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности учащихся начальных классов"

Работа с текстом как основной способ формирования  читательской  грамотности учащихся начальных классов.Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Для...

Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника

Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника...

Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской грамотности учащихся.

   Читательская самостоятельность младших школьников - важнейшая проблема в методике преподавания чтения, так как ребенок рано начинает испытывать на себе воздействие средств массовой...

Семинар"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности" - участие в конкурсе "Учитель 2022 года"

laquo;Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности» Цель: формирование у младших школьников читательских действий, таких как поиск информации,выделение нужной...

Мастер -класс по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"- конкурс "Учитель 2022 года"

Мастер-класс «Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности»Цель:        представление опыта работы с текстом на уроках русского языка...

«Способы и приемы работы с текстом, книгой для формирования читательской грамотности учащихся начальных классов на уроках и внеурочной деятельности»

laquo;Способы и приемы работы с текстом, книгой для формирования читательской грамотности учащихся начальных классов на уроках и внеурочной деятельности»...