План самообразования учителя
методическая разработка
Предварительный просмотр:
План самообразования
учителя начальных классов МБОУ «ЦО № 7 имени Дунина-Горкавича А.А.»
Измайловой Ларисы Алексеевны
Тема самообразования: «Использование ИКТ в начальной школе как мотивационно - ценностное отношение младших школьников к учению»
Цели:
1. Изучение и апробирование ИКТ как мотивационно - ценностное отношение младших школьников к учению.
2. Совершенствование методики преподавания предметов в рамках введения ФГОС второго поколения.
3. Повышение профессионального мастерства в использовании ИКТ технологий на уроках в начальной школе.
Задачи:
-изучение информационно-коммуникационных технологий;
-активное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
-развитие метапредметных навыков обучающихся: универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных) посредством применения ИКТ в учебном процессе;
-развивать творческий потенциал обучающихся и создавать необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности обучающихся;
-внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ИКТ- компетентностей и повышения мотивации обучающихся к учению;
-повышение качества проведения учебных и внеурочных занятий в результате применения ИКТ- технологий.
Предполагаемый результат:
-создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
- создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
- создание текстовых работ;
- обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.
- разработка учебных рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ;
- разработка дидактических материалов (таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.
- разработка методических рекомендаций по применению ИКТ во внеклассных мероприятиях;
- разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
- выступления на заседаниях ШМО, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта, участие в педсоветах, семинарах, вебинарах.
- умение оказать практическую помощь коллегам.
Форма отчета по проделанной работе: выступления на заседаниях школьного и городского педагогических сообществ, педсоветах, участие в конкурсах, конференциях, семинарах.
Форма самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности школьного и городского методических объединений учителей начальных классов, педагогических сайтов, а также через участие в жизни школы.
Этапы и содержание самообразования:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
1. Диагностический | Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме имеющегося опыта 1. Анализ затруднений: как формировать ИКТ-компетентность учителя начальных классов? 2. Постановка проблемы. 3. Обзор информации, работа с Интернет-ресурсами по теме. 4. Изучение единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. | 2017-2018г. | Курсы повышения квалификации учителей. Изучение ФГОС начального общего образования. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. Изучение нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности и нормативных документов по педагогической аттестации. |
2. Прогностический | Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов: участие с детьми в интернет-конкурсах, онлайн проектах. | 2017-2022 г. | Участие в дистанционных онлайн-конкурсах, педагогических тестированиях, семинарах для учителей начальных классов. Выступление на семинарах, конференциях педагогов. |
3. Практический | Внедрение опыта работы 1. Система мер, направленных на решение проблемы: регистрация на педагогических сайтах, обучение учащихся работе на компьютере в разных программах, обучение работе в интернете. 2. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. 3. Использование ИКТ в учебной и внеурочной деятельности. 4. Освоение возможностей новых ТСО компьютерных программ, учебных платформ. 5. Разработка пакета материала в электронном виде. 6. Применение в урочной и внеурочной деятельности единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Формирование методического комплекса. Корректировка работы | 2017-2021 г. | Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО. Участие в вебинарах, семинарах учителей. Выступление на педсовете «Особенности самореализации детей, требующих особого внимания», «Работа с одаренными детьми». Выступления на заседаниях МО «Технология деятельностного метода обучения» (из опыта работы), «Требования к современному уроку». Выступление на ГПС с темой «Игра как способ повышения качества и продуктивности обучения русскому в начальной школе». Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей). Участие в олимпиадах, конкурсах. Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе и воспитанников. |
4. Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов. | 2017-2022 г. | Участие в работе городского сообщества учителей начальных классов и в проведении городских семинаров. Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах. Участие в работе школьного сайта. Консультативная помощь учителям и учащимся. Проведение онлайн уроков, классных часов, родительских собраний. Ведение профессионального портфолио. |
5. Внедренческий | Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение. | В ходе дальнейшей педагогической деятельности | Публикации на педагогических интернет сайтах. Участие в семинарах «Моделирование образовательного пространства с инструментами МЭО», «Создание цифровой среды на уроке в современной школе". Участие во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок». Участие во Всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку. Участие во Всероссийском конкурсе: «Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС». Участие в региональном конкурсе учителей, использующих цифровые технологии в образовании «Учитель будущего — ХМАО-Югра». |
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Форма результатов |
Профессиональное | Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования по предметам начальной школы. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. Повышать квалификацию на курсах для учителей. Успешно пройти аттестацию. Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности. Презентация своих профессиональных достижений: выступления на научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях; личное участие в профессиональных конкурсах разных уровней; наличие публикаций в специализированных педагогических изданиях, размещение авторских материалов в сети Интернет и т.д. | Конспекты Памятки Рекомендации Презентации |
Психолого-педагогическое | Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | |
Методическое | Совершенствовать знания современного содержания образования воспитанников. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. Принимать активное участие в работе школьного и городского МО. Организовать работу с детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах, творческих работ, олимпиадах. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы и через Интернет. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. Создать собственную базу лучших сценариев, уроков, интересных приёмов и находок на уроке. Поводить открытые уроки для коллег. Участвовать в конференции на базе школы на тему: «Использование информационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации по предмету и качества образования». Работа по теме самообразования. | Программы и учебно-тематические планы. Учебные рабочие программы, тестирующие программы Методико-дидактические материалы Конспекты уроков |
Информационно-коммуникативные технологии | Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Обзор в Интернете информации по педагогике и психологии. Создание и накопление методической копилки на собственном сайте. | Комплекты методико-дидактических электронных материалов. |
Охрана здоровья | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. |
Методические рекомендации по теме «Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения познавательной активности младших школьников»
Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ:
Владеть основами работы на компьютере.
Иметь навыки работы с мультимедийными программами.
Владеть основами работы в Интернет.
Учителю должен владеть рядом умений.
Основными являются:
технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;
методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников;
технологические, т.е. умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.
При подготовке к уроку с использованием ИКТ необходимо соблюдать этапы.
Этапы подготовки к уроку:
диагностика
прогнозирование
планирование
ДИАГНОСТИКА:
характер учебного материала
структура урока
временные затраты в учебном процессе
возможности, интересы и способности учащихся и т. д.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ:
оценка различных вариантов проведения урока
выбор наиболее оптимального
ПЛАНИРОВАНИЕ:
создание методической структуры урока
выбор оптимального для проведения урока форм организации учебной деятельности учащихся, средств обучении и т. д.
Возможности использования мультимедийной презентации на различных этапах урока
Этапы урока | Содержание | Цели | Условия достижения положительных результатов |
Организационный | Демонстрация темы и целей урока | Подготовить учащихся к работе на уроке | Положительный настрой учителя и Учащихся; быстрое включение класса в деловой ритм; обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе |
Проверка домашнего задания | Демонстрация правильного решения для заданий, вызывающих затруднения, тестовый опрос по теории | Выявить уровень знаний учащихся по заданному на дом заданию | Устранение типичных ошибок; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учениками |
Актуализация опорных знаний и способов действий | Вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы; краткое обобщение по пройденному материалу | Восполнить недостающие у учащихся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий | Формирование дидактической цели вместе с учащимися; использование различных приемов организации деятельности учащихся по принятию цели |
Формирование новых понятий и способов действий | Основные понятия, схемы, таблицы, рисунки, анимация, видеофрагменты, иллюстрирующие особенности нового материала | Демонстрация нового учебного материала | Применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения |
Контроль и учет знаний | Задания разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний | Организация контроля и самоконтроля | Использование различных способов контроля и самоконтроля знаний, рецензирование работ учащихся с указанием положительных моментов и недостатков в знаниях |
Применение ИКТ в начальных классах на различных уроках.
1. Русский язык
Наверное, многие согласятся, что многие дети считают уроки русского языка скучными и неинтересными. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. Как же заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь из глаз пытливый огонёк жажды знаний? Поэтому мультимедиа очень удобна.
2. Чтение
Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки - всё становится интересным, если использовать эти современные методы.
3. Математика.
На уроках математики с помощью слайдов может осуществляться демонстрация примеров, задач, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка. В начальной школе много времени отводится решению задач. Здесь особенно нужна наглядность на всем протяжении обучения, как важное средство развития более сложных форм конкретного мышления и формирования математических понятий. Начиная с первого класса, ребята должны научиться понимать задачу, поэтому учителю приходится рисовать иллюстрации, чертежи и рисунки к задаче, а это отнимает драгоценные учебные минуты, да и учителю приходится долго готовиться, чтобы сделать рисунок, а здесь достаточно щелчка мышки.
4.Окружающий мир
Вообще для этих уроков презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания, формирование представления о государственном устройстве нашей страны. Презентации помогают узнать о правах человека, познакомить с государственной символикой, а также с главными праздниками страны – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а, следовательно, запоминающимся. Необходимо отметить, что огромная роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова.
5.Изобразительное искусство, технология.
Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного искусства: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д. Образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности на уроках технологии.
Рекомендации по оформлению презентации:
При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:
Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.
Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.
Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.
Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.
Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.
Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле.
Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.
На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.
Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.
Рекомендации учителю по применению ИКТ
Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:
- постоянно совершенствоваться во владении компьютерными технологиями. Мы живем во времена, когда техника и технология стремительно эволюционируют. Учитель должен быть готов идти в ногу со временем, постоянно обучаться новым приемам подачи информации;
- не увлекаться ИКТ сверх меры. Применение компьютерных технологий не должно быть самоцелью. Достичь эффективности в обучении можно только в том случае, если использование компьютерных технологий в данном случае уместно и оправдано;
показывать все возможности компьютерных программ и сервисов на личном примере. Если педагог использует достижения ИКТ в своей повседневной практике, то и для учеников не составит труда овладеть основными приемами. Главное — понимать, что за каждой ситуацией использования ИКТ стоит конкретная учебная задача, а порой и педагогическая стратегия;
- избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
- ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.
- дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;
- учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной).
Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.
Возможности интерактивной доски PROMETHEAN Activboard
Основные приёмы, которые я использую в работе с доской:
1- так называемый приём на контрастном изображении, он незаменим при фронтальной работе на любом этапе урока, любого предмета;
2- приём блокирования изображения на верхнем слое, часто пользуюсь на уроках математики, на этапе актуализации, либо введении новой темы;
3- также в продолжение второго приёма, часто пользуюсь свойством копирования объекта, в основном этим приёмом я пользуюсь на уроках математики при устном счёте;
4- приём установки свойства для объекта (у каждого объекта, который внесён на экран есть свои свойства), также применяю практически на всех уроках;
5- приём приписывания для объекта, определённого (нужного) действия (действие привязывается к любым объектам, которые выносятся на доску);
6- приём «Волшебные чернила», этот приём очень любим детьми, вносит эффект неожиданности, вызывает восторг, удивление у первоклашек;
7- приём накладывания ограничения на движение в какой-либо области (в результате чего невозможно перемещение действия за пределы этого ограничения), возможности использования этого приёма на уроках в начальной школе также неоспоримы;
8- приём «Сетка». Из тех возможностей доски, которые заложены изначально, учителя часто пользуются возможностями разлиновки, это так называемая сетка, которая выставляется просто, в свойствах самого флипчарта, того инструмента, который идёт в приложении доски, собственно лист в клетку или в линейку (особенно в косую линию, так важную на этапе обучения письму). Линейка хороша тем, что является внутренним элементом, можно удалить, что написано, стирается текст, а не сама сетка.
Флипчарты можно создавать самим, просто отсканировать нужную страницу учебника, сохранить картинку, найденную в интернете, вывести задание, составленное предварительно для урока, а затем сохранить флипчарт и спокойно воспользоваться им на уроке.
Преимущества интерактивной доски
-доска позволяет создавать и совершенствовать собственные коллекции материалов к урокам;
-позволяет существенно экономить время на различных этапах урока, например, если нужно вставить буквы и знаки, то на уроке можно использовать скриншот страницы, ученик на интерактивной доске будет выполнять нужное задание (это весьма актуально в условиях интенсивного обучения, где дефицит времени ощутим);
-интерактивная доска дает возможность многократно использовать подготовленный материал: при объяснении нового материала, при проверке домашнего задания и тематическом повторении;
-использование интерактивной доски стимулирует активность учеников на уроках, усиливается процесс запоминания и повторения.
Учитель в зависимости от темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат:
-обеспечить положительную мотивацию обучения;
-проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
-обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
-повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
-усовершенствовать контроль знаний;
-рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
-формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
-обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
-сокращает времени для контроля и проверки знаний учащихся (тестирование);
-школьники учатся навыкам контроля и самоконтроля;
-повышают качество знаний;
-продвигают ребенка в общем развитии;
-помогают преодолеть трудности;
-вносят радость в жизнь ребенка.
Конечно, очень важно не перегрузить учащегося информацией, поэтому объем учебного материала необходимо определять с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика за компьютером, а также с учетом основных дидактических принципов обучения по предмету
Гигиенические требования
В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» для учеников
I-IVклассов время за компьютером на уроке не должно превышать 15-ти минут, для учеников V-VIIклассов – 20 минут,
для учеников VIII-IXклассов – 25 минут,
для старшеклассников X-XIклассов на первом часу учебных занятий – 30 минут и на втором – 20 минут.
Внеучебные занятия с использованием ИКТ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
для обучающихся II-Vклассов – не более 60 минут;
для обучающихся VIклассов и старше – не более 90 минут.
При этом время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 минут для II-Vклассов и 15 минут для учащихся более старших классов.
Детям до трех лет работать за компьютером и играть в компьютерные игры не рекомендуется.
Сохранить здоровье глаз помогут правила, которых стоит придерживаться во время работы за компьютером:
- чаще переводить взгляд на удаленный объект;
- правильно установить экран монитора и постараться предотвратить отсутствие бликов на экране;
- работать при надлежащей освещенности помещения, не работать в темноте;
- моргать каждые 3-5 секунд;
- выбрать правильное расстояние (не менее 50 см) до монитора;
- по возможности сокращать время работы за компьютером;
- делать 2-3-минутные перерывы при работе за компьютером.
Вывод:
Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ, в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуальной и дифференцированной работы. Они повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать новые формы и методы обучения. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.
В работе я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные презентации, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самому учителю. Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика.
Безусловно, в современных условиях младший школьник постепенно должен приобщаться к пользованию различными электронными ресурсами, чтобы более экономно и эффективно организовывать свою учебную деятельность, работать с информацией, расширять свой кругозор, приобретать определённые умения и контролировать их становление.
Список использованной литературы
- Барышникова М.Ю., Карелова Е.И., Клецин В.И., Шумихина Т.А. Информационные технологии для учителя-предметника. – М.: Федерация Интернет Образования. 2003.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: АРКТИ, 2003.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: АРКТИ, 2003.
- Ильенко Л.П. “Опыт интегрированного обучения в начальных классах” // Начальная школа, 1989, №9
- Соловейчик С.М. Методика развития речи младших школьников. – М.: Линка-Пресс, 1994 - 43 с.
- Хоменко А. И. ИКТ на уроках в начальной школе. // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 237-239. — URL
- Шанский Н.М. Лексика современного русского языка. – М.: Просвещение, 1992 – 346 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования учителя
Самообразование по теме "приобщение учащихся к русской культуре"...

План самообразования учителя начальных классов
План самообразования по повышению уровня качественной успеваемости учащихся, направленный на становление сознания и личности ученика в целом....
Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов
Подробный план индивидуальной самообразовательной работы учителя начальных классов на 5 лет...
План самообразования учителя
В плане указаны разделы работы над методической темой...

Личный план самообразования учителя начальных классов
Материал содержит табличный материал по составлению плана самообразования с подробным перечнем литературы для изучения. Тема самообразования мною была озвучена следующим образом: "Формирование регулят...
План самообразования учителя
Может кому и пригодится в работе....
План самообразования учителя начальных классов на 2010-2013 годы
Материал содержит план самообразования по теме "Формирование типа правильной читательской деятельности как средство развития универсальных учебных действий по работе с информацией"....