План самообразования учителя
рабочая программа по теме
Может кому и пригодится в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovaniya_uchitelya.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
самообразования учителя
Султайкиной Марии Леонидовны
1. Паспорт программы
Наименование программы | Программа самообразования |
Основания для разработки программы |
|
Разработчик программы | Султайкина Мария Леонидовна, учитель начальных классов |
Цель программы | Обеспечение непрерывного повышения квалификации как условия роста уровня профессиональной компетентности педагога |
Задачи программы |
|
Срок реализации программы | 2011-2014гг |
Основные разделы программы |
|
2. Информационная справка об авторе программы самообразования
- Фамилия, имя, отчество: Султайкина Мария Леонидовна
- Число, месяц, год рождения: 11.08.1957г.
- Образование: высшее
- Должность: учитель начальных классов
- Стаж педагогической деятельности: 34 года
- Стаж работы в данном образовательном учреждении: 32 года
- Награды:
- Почетная грамота Министерства просвещения РСФСР(15.11.1984),
- нагрудный знак "Отличник народного просвещения" (12.11.1987)
- Почетная грамота Министерства образования Марийской АССР (№3183, 05.07.1989)
- Благодарность Президента Республики Марий Эл (17.10.2000)
- "Заслуженный работник образования Республики Марий Эл"(04.10.2007)
- Почетная грамота Министерства образования и науки РСФСР 2008г.
- Квалификационная категория: высшая
- Прохождение курсов повышения квалификации:
- Информационные технологии в деятельности учителя-предметника. (объем 72 часа, удостоверение ГОУВПО «Марийский государственный университет», г.Йошкар-Ола, 2007г.,№1806.)
- Знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера в курсе ознакомления с окружающим миром. (Объем 72 часа, с 1сентября 2006 года по 30 марта 2007 года, дистанционное обучение, удостоверение Педагогического университета «Первое сентября» МГУ им. М.В.Ломоносова, г. Москва, 2007г., №263811-12001.)
Семинары:
- Механизмы реализации Госстандарта второго поколения на примере УМК «Гармония», 2 ноября 2009г., ГОУ ДПО (ПК)С «Марийский институт образования )
- Цели, задачи и направления внедрения ФГОС общего образования второго поколения (объем 18 часов, 16-18 декабря 2009г. ГОУ ДПО (ПК)С «Марийский институт образования)
- Технология проблемного обучения ( 3декабря 2009г., МОУ «Моркинская СОШ №2)
- Инновационная деятельность школы как основа компетентностного подхода в образовании ( 25 февраля 2010г., г. Звенигово, школа №2)
- Механизмы реализации ФГОС второго поколения ( 2 апреля 2011г., Министерство Просвещения РМЭ)
- Формирование УУД в начальной школе: теория и практика (4 мая 2011г., МОУ «СОШ №4» г. Волжска)
3. Обоснование программы
Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным.
Учитель лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием. А.Дистервег
Чем больше знает учитель, тем легче усваивать его ученикам элементарные знания, тем большим авторитета» и доверием пользуется он среда учащихся и родителей, тем больше к нему кон к источнику знаний тянутся дети.
В.А. Сухоминский
Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России затрагивают школу, которая вынуждена и должна изменяться, чтобы удовлетворять требованиям государства и общества. Как отмечается в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственнее, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Решение этой непростой задачи во многом зависит от эффективности системы образования, которая должна ориентироваться не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Воспитание нового человека, формирование его личности - краеугольный камень педагогической работы. Продукт школы — личность. Стать личностью — значит осознать себя человеком, впитать в себя непреходящие ценности духовной культуры, созданной многовековым народным опытом, вовлечь эти ценности в трудовую, социально значимую деятельность, в общественную жизнь, в человеческие отношения, в повседневный быт.
Особая роль в процессе формирования личности отводится школе. Именно в ней закладывается фундамент, на котором строится вся человеческая жизнь. Поэтому учитель в ответе за каждого своего ученика, за то, каким он станет человеком. От духовной культуры учителя, от силы его убежденности, от его педагогического мастерства, человеческого таланта зависит то, что определяет направленность мыслей, интересов, стремлений его воспитан никое. Это обязывает учителя работать над собой беспрестанно и многосторонне, повышать свое педагогическое мастерство, постоянно учиться. То есть непрерывное образование педагога, систематическое повышение его квалификации становятся важнейшими условиями решения задач, стоящих перед современной школой.
Обеспечение постоянного и непрерывного обучения педагогов — главная цель методической работы, осуществляемой на разных уровнях. Системообразующим элементом методической работы является самообразование учителя.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного самообразования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.
Самообразование — средство развития личности учителя, повышения его профессиональной компетентности. Устойчивая потребность в самообразовании, изучении новой информации и опыта, самостоятельном приобретении знаний, самоанализе и самооценке своей деятельности — важнейшее требование, которое предъявляется к работнику в современных условиях. Необходимость повышения квалификации диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны — реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями
к личности педагога, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Таким образом, повышение квалификации характеризует стремление учителя к постоянному повышению своей профессиональной компетентности, его возможности для профессионального роста, саморазвития, самосовершенствования. Уровень самообразования непосредственно влияет на результаты педагогической деятельности в целом.
Принято выделять четыре уровня самообразования:
- высший — самообразование становится постоянной жизненной потребностью человека, непрерывным процессом исследовательского характера;
- высокий — систематическое, целенаправленное самообразование на основе овладения технологией данного вида деятельности;
- средний — ситуативное самообразование на фоне интереса к знанию, удовлетворения возникшей познавательной потребности;
- низкий — спонтанное (внесистемное) самообразование, часто под воздействием внешних обстоятельств при отсутствии развитой должным образом познавательной культуры.
Продвижение учителя вверх по этой лестнице характеризует эффективность процесса его самообразования, является залогом успеха осуществления педагогической деятельности.
Становление профессионализма — процесс длительный. На протяжении всей своей педагогической деятельности учителю приходится постоянно учиться, повышать квалификацию, совершенствовать свою методическую базу. Достижение высокого уровня педагогического мастерства, педагогической культуры возможно только в результате упорного труда. Однако этот процесс должен носить не стихийный и ситуативный, а непрерывный и планомерный характер. Для успешной работы в этом направлении необходимо применение системного подхода, реализация которого предусматривает создание и осуществление долгосрочной программы самообразования, определяющей его цели, задачи и основные направления. Применение такого подхода способствует осознанию учителем перспектив дальнейшей деятельности, концентрации усилий для достижения поставленных целей, повышению эффективности работы.
4. Цель и задачи программы
ского опыта
Целью программы является обеспечение непрерывного повышения квалификации учителя как условия роста уровня его профессиональной компетентности. Реализация данной цели возможна при условии решения следующих задач:
- приобретение учителем новых педагогических знаний;
- изучение и использование педагогом в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий;
- изучение и использование учителем на практике современных способов диагностики ученической успешности;
- дальнейшее внедрение в практику работы педагога научной организации труда, активное использование возможностей компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий;
- участие учителя в опытно-экспериментальной и инновационной деятельности;
- обобщение и распространение своего педагогического опыта.
5. Принципы реализации программы
Программа реализуется в соответствии со следующими принципами:
- всеобщность;
- непрерывность;
- целенаправленность;
- интегративность;
- единство общей и профессиональной культуры;
- индивидуализированное;
- взаимосвязь и преемственность;
- доступность;
- опережающий характер;
- вариативность.
6. Направления, содержание и формы реализации программы
Профессиональное самообразование осуществляется по следующим направлениям;
- систематическое обучение;
- профессиональное общение;
- практика;
- индивидуальная работа.
Систематическое обучение. Оно предполагает регулярное (не реже одного раза в пять лет) обучение на проблемных или квалификационных курсах, посещение разнообразных методических семинаров. Профессиональное общение. Отдача от курсовой подготовки возрастает, если учитель, опираясь на знания, приобретенные в процессе учебы, информирует своих коллег на заседаниях школьных методических объединений, производственных совещаниях о новых идеях, подходах, педагогическом опыте, проводит открытые уроки, внеклассные мероприятия, мастер-классы с показом эффективных приемов работы с детьми.
Практика. Повседневная деятельность по повышению квалификации тесно связана с образовательным процессом, в ходе которого учитель имеет возможность каждодневно на практике закреплять свои теоретические познания, приобретать новый опыт, искать оптимальные решения насущных педагогических проблем, реализовывать социально-педагогические инициативы. Педагогическая практика включает повседневную и опытно-экспериментальную педагогическую деятельность, является основой педагогического опыта учителя. Педагогический опыт в широком смысле — это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся, в развитии конкретного учителя, воспитателя, классного руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетентности педагогических работников образовательных учреждений. Педагогический опыт — результат творческих поисков педагога, а нем сливаются воедино творческое, новаторское и в то же время традиционное начала. Обобщение педагогического опыта — это всегда анализ и синтез информации, полученной в результате изучения, ее отбор, классификация, выделение основного, главного, выявление особенностей и новизны в изучаемом опыте, выражение основных результатов изучения в форме описания или устного сообщения. Эта работа требует от педагога тщательной подготовки, глубокой продуманности, ответственности, становится школой педагогического мастерства.
Индивидуальная работа. Она предполагает самостоятельное добывание учителем новых педагогических знаний из различных источников информации и их осмысление. Каждое направление программы обеспечивается реализацией разнообразных форм работы по повышению квалификации педагога, наполняется определенным содержанием. При отборе форм и содержания самообразования необходимо учитывать следующие аспекты:
- индивидуальные личностные особенности педагога;
- конкретные педагогические проблемы, затруднения, стоящие перед ним;
- цели, задачи, приоритеты, определенные педагогическим коллективом школы.
Формы самообразования по направлениям представлены в таблице.
Направление | Формы |
Систематическое обучение |
|
Педагогическое общение |
|
Практика |
|
Индивидуальная работа |
|
7. Примерный план реализации программы
Направления | Планируемые мероприятия | Сроки |
1 | 2 | 3 |
Систематическое обучение | Обучение на курсах повышения квалификации:
Обучение на методических семинарах:
| 2011-2012 уч.г 2012-2013 уч.г В соответствии с планом методической работы школы |
Руководство школьным методическим объединением | Постоянно | |
Выступление на школьных педагогических чтениях | Ежегодно | |
Педагогическое общение |
| |
Практика |
- профильный уровень — по истории России, - всеобщей истории, обществознанию, праву; -базовый уровень — по истории, обществознанию, экономике
| В соответствии с планом ОЭР 2011-2012 уч.год 2012-2014 гг. 2012-2013 уч. г. 2013-2014 уч. г. 2011-2013 гг. Ежегодно 2013-2014 уч. г. 2011-2012 уч. г. 2011-2012 уч. г. 2011-2012 уч. г. 2012-2013 уч. г. 2013-2014 уч. г. Ежегодно Ежегодно Ноябрь -декабрь 2011 г 2012-2014 гг. |
Участие в разработке и реализации целевой комплексной программы нравственного, патриотического, гражданского воспитания учащихся «Я, мы, Родина» | 2011-2013 г.г. | |
Обобщение опыта по направлениям:
| Ноябрь 2011г Апрель 2012г Октябрь 2012г Ноябрь 2013г | |
Работа над методическими темами: | ||
| 2011-2012 уч.год | |
| 2011-2012 уч год | |
| 2012-2013 уч.год | |
| 2012-2013 уч.год | |
| 2013-2014 уч.год Ежемесячно | |
| Один раз в полугодие | |
| В соответствии с планом методической работы | |
| Постоянно Постоянно Постоянно Постоянно Постоянно |
Поскольку программа определяет перспективы самообразования на довольно длительный период, она уточняется, корректируется в ежегодном индивидуальном плане самообразования.
8. Сроки и этапы реализации программы
Первый этап (сентябрь — октябрь 2011 г.) | Разработка программы |
Второй этап (ноябрь 2011 г. — апрель 2014 г.) | Реализация основных направлений программы |
Третий этап (май — июнь 2014 г.) | Оценка эффективности реализации программы; обобщение опыта работы по реализации программы; определение дальнейших путей развития |
9. Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы
Ожидаемые результаты:
- приобретение умений и навыков самоопределения в ценностном пространстве современной педагогической действительности;
- приобретение знаний и умений, необходимых для осуществления профессиональной деятельности по педагогическому проектированию;
- осознание самообразования как постоянной жизненной потребности педагога, готовности к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию.
Критерии, по которым оценивается эффективность реализации программы
- Знание и понимание основных нормативно-правовых документов федерального уровня
и уровня субъекта РФ по организации системы образования - Знание и активное использование современных педагогических технологий
- Знание и активное использование достижений и рекомендаций психолого-педагогиче-
ской науки - Знание и внедрение в практику работы передового педагогического опыта
- Использование в работе основ научной организации труда, возможностей компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий
- Активное участие в опытно-экспериментальной работе
- Удовлетворенность собственной деятельностью
- Готовность к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию
Эффективность реализации программы оценивается с помощью следующих методов и методик:
- самоанализ;
- педагогическое самонаблюдение;
- самодиагностика с использованием следующих ме
тодик*:
- «Лист самооценки педагога» (В.М. Лизинский);
- «Карта педагогической готовности» (В.М. Лизинский);
- «Карта профессиональной деятельности педагога» (В.М. Лизинский);
- «Программа изучения трудностей в работе»(Л.П. Ромадина);
- «Самоанализ педагогической деятельности»(Н.С. Корнакова);
- «Самоанализ исследовательской новаторской педагогической деятельности» (Н.С. Корнакова);
- анкетирование учителей, учащихся и их родителей (материалы для проведения анкетирования, разработанные В.М. Лизинским, Л.К. Гребенкиной, Н.С. Ан
циферовой); - собеседование с администрацией, учителя ми, коллегами, учащимися, родителями;
- анализ результатов учебно-воспитательной работы,
- Управление реализацией программы
Управление программой осуществляет учитель, который:
- разрабатывает программу и вносит в нее необходимые коррективы;
- определяет содержание и формы самообразования;
- обеспечивает своевременное исполнение программных мероприятий;
- несет ответственность за своевременную и качественную реализацию программы;
- проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
- готовит отчет о реализации программы с периодичностью один раз в год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования учителя
Самообразование по теме "приобщение учащихся к русской культуре"...
План самообразования учителя начальных классов
План самообразования по повышению уровня качественной успеваемости учащихся, направленный на становление сознания и личности ученика в целом....
Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов
Подробный план индивидуальной самообразовательной работы учителя начальных классов на 5 лет...
План самообразования учителя
В плане указаны разделы работы над методической темой...
Личный план самообразования учителя начальных классов
Материал содержит табличный материал по составлению плана самообразования с подробным перечнем литературы для изучения. Тема самообразования мною была озвучена следующим образом: "Формирование регулят...
План самообразования учителя начальных классов на 2010-2013 годы
Материал содержит план самообразования по теме "Формирование типа правильной читательской деятельности как средство развития универсальных учебных действий по работе с информацией"....
Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов
Данный план самообразования может служить образцом для составления своего плана для других учителей...