Выявление и развитие способностей учащихся
материал
Работа по выявлению и развитию способностей определяется понятиями, используемыми при характеристике познавательных потенциалов учащихся: способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности.
Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vyyavlenie_i_razvitie_sposobnostey_dokument_microsoft_office_word.docx | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Выявление и развитие способностей обучающихся
Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, культурной, свободной, нравственной личности, способной к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми. Поэтому работа по выявлению и развитию способностей обучающихся приобретает особую актуальность.
Одним из главных направлений моей работы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась.
Методика моей работы с одаренными детьми составляется и реализуется совместно с психологом, учителями, администрацией, родителями.
В моей практике приходилось работать со следующими категориями детей:
- учащиеся с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выявляются уже с первых дней обучения в школе);
- учащиеся с признаками специальной умственной одаренности в определенной предметной области или деятельности (выявляются ко второму классу);
- учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в третьем - четвертом классе).
Учитывая возрастные особенности моих учеников, я строю свою работу поэтапно:
В 2018-2019 учебном году у меня был 1 в класс и начала работу по выявлению одаренных детей с диагностики.
Достижения:
Городская метапредметная олимпиада «Нерпененок» , предметная область «Математика» | 2018-2019 | городской | 1 | Грамота 3 место Ратикова Лида |
Всероссийская дистанционная олимпиада «Азбука безопасного лета» | 2019-2020 | всероссийский | 3 | Диплом 1 степени Хайдуков Дима Николаева Маша Ратикова Лида Степанова София Гельман Илья Инхиреева Лиза Рязанова София Фастунов Саша Бубенцов Егор |
Всероссийская дистанционная олимпиада «Внимание, зебра» | 2019-2020 | всероссийский | 2 | Диплом 1 степени Николаева Маша Степанова София Гельман Илья Инхиреева Лиза Рязанова София Бубенцов Егор |
Всероссийская дистанционная олимпиада «Георгиевская лента» и патриотическое воспитание подрастающего поколения | 2019-2020 | всероссийский | 2 | Диплом 1 степени Хайдуков Дима Николаева Маша Ратикова Лида |
Международный конкурс –игра «Юный математик» | 2018-2019 | международный | 1 | Фастунов Саша Ратикова Лида |
Способы выявления одаренности на диагностическом этапе :
- педагогическая диагностика;
- психологическая диагностика;
- специальная диагностика (углубленная);
- диагностический мониторинг (анализ динамики развития ).
Работу на данном этапе я осуществляю совместно с психологом . Диагностику провожу в начале, в середине и в конце года. В течение года информацию собираю и анализирую. Результатом этого этапа является карта одаренного ребенка.
Карта одаренного ребенка
- ФИО ребенка.
- Возраст ребенка (год, месяц)
- Сведения о родителях. Состав семьи.
- Статус семьи.
- Результаты психологической диагностики
- Результаты педагогической диагностики
- Результаты социометрического исследования
- Область одаренности
- Признаки одаренности
- Диагностика одаренности
- Выводы и рекомендации
В 2019-2020 учебном году у меня был 2 в класс, и я продолжила работу с одаренными детьми. Опираясь на карты одаренного ребенка, я выделила группы детей со специальными способностями и в каждой группе провела углубленную диагностику с целью определения зоны их ближайшего развития, организовала индивидуально- групповые занятия (ИГЗ). Составила 3 индивидуальных образовательных маршрута.
Способы выявления и развития одаренности на информационном этапе :
- подбор литературы по тематике;
- создание банка информации по работе с одаренными детьми;
- подготовка бесед по проблемам одаренности;
- просветительская работа с родителями.
- составление планирования ИГЗ.
Родительские собрания, их тематика:
- «Детская одаренность: пути развития способностей младших школьников».
- «Детская одаренность: что я знаю о своем ребенке».
- «Развитие личности, способной к творческой самореализации».
- «Развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления младших школьников».
- «Легко ли быть одаренным ребенком»
Для объективности углубленной диагностики я провела по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Обследование проводила коллективно. Обработала результаты в течение короткого времени.
Инструкция для родителей
- Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.
- На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»;
очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов
- Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»
- 1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
- 2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
- 3) петь, музицировать;
- 4) заниматься физкультурой;
- 5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
- 6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
- 7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
- 8) играть с техническим конструктором;
- 9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;
- 10) самостоятельно рисовать;
- 11) играть в спортивные, подвижные игры;
- 12) руководить играми детей;
- 13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
- 14) ходить в магазин за продуктами;
- 15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
- 16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
- 17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
- 18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
- 19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
- 20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);
- 21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
- 22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
- 23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
- 24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
- 25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
- 26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
- 27) ухаживать за домашними растениями;
- 28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
- 29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
- 30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
- 31) участвовать в постановке спектаклей;
- 32) заниматься спортом в секциях и кружках;
- 33) помогать другим людям;
- 34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
- 35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).
- Дата Фамилия, имя
Обработка результатов
- Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка по следующим направлениям:
- научная;
- творческая;
- спортивная;
Достижения:
В школьной олимпиаде по математике приняли участие 19 человек, 5 заняли призовые места.
Далее
IV городская олимпиада по русскому языку «Знатоки Словарных Слов» | 2019-2020 | городской | 2 | Диплом I степени Ратикова Лида |
IV Открытый Фестиваль- конкурс вокального и театрального творчества « Звезда Победы», посвященного 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне и Году Памяти и Славе в номинации» Лучшее художественное чтение» | 2019-2020 | городской | 2 | Диплом II степени Хайдуков Дима |
Городской фестиваль- конкурс « Мы проходим улицы Героев», посвященного Юбилею Победы, номинация «Юный патриот» | 2019-2020 | городской | 2 | Диплом Ратикова Лида Хайдуков Дима |
Городская НПК «КЛИО» в секции «Поэзия» | 2019-2020 | городской | 2 | Диплом III степени Хайдуков Дима |
Городской конкурс детского рисунка « Берегите лес от пожара» | 2019-2020 | городской | 2 | Диплом Петрова Лиза |
Городская олимпиада по логике «Орешки для ума» | 2019-2020 | городской | 2 | Диплом II степени Ратикова Лида |
В 2020-2021 учебном году у меня был 3 в класс. В этом году продолжена работа индивидуальных и групповых занятий с обучающимися (по индивидуальному плану); участие в различных предметных, творческих олимпиадах и конкурсах, направленных на повышение интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала учащихся, продолжена активная проектная деятельность.
Достижения:
Городской конкурс чтецов «Страна Детства», посвященный юбилею поэтессы А. Л. Барто | 2020-2021 | Городской | 3 | Диплом III степени Хайдуков Дима |
Всероссийский Творческий конкурс « Рисуй с нами» | 2020-2021 | Всероссийский | 3 | Сертификат участника Петрова Лиза |
Всероссийский Литературный конкурс «Герои Великой Победы» | 2020-2021 | Всероссийский | 3 | Ратикова Лида Хайдуков Дима |
II городская олимпиада по литературному чтению «Книгочей» | 2020-2021 | городской | 3 | Диплом I степени Ратикова Лида Участие Хайдуков Дима |
В 2021-2022 учебном году у меня 4 класс. В классе 22 учащихся, много одарённых детей. Работа с четвероклассниками нацелена на поддержку и стимулирование одаренных детей активно участвующих в олимпиадах; поощрение их активности; развитие стремления к самообучению, путем составления портфолио.
Оформление портфолио – дело творческое. Личный портфель достижений отражает индивидуальность ребенка, в нем есть психологический мониторинг качества учебной деятельности и индивидуальная программа интеллектуального развития ученика.
Мои дети работают с результатами проведенных тестов, получают рекомендации и имеют возможность формировать личную траекторию образования, создать для себя
«стимул роста». У каждого ученика есть работы, которыми он может гордиться. В своем портфолио мои ученики не только хранят свои лучшие работы, грамоты, дипломы и т.п., но и систематизируют полезную и интересующую их информацию.
Портфолио используется для самооценивания и учета собственных достижений (в т. ч. успехов в учебе). Составляя портфолио, ученик становится более самостоятельным, что является одной из составляющих модели выпускника начальной школы.
Достижения
Олимпиада по математике « Энтерстеллар» | 2021-2022 | Городской | 4 | Ратикова Лида Диплом I степени |
Конкурс « Ручейки добра-нравственная и культурная сторона Православия» | 2021-2022 | Городской | 4 | Каратаева Ксения призер |
II районный онлайн конкурс творческих работ « Волшебный Самоделкин» | 2021-2022 | Районный | 4 | Петрова Лиза Диплом I степени Михальченко Аня Диплом II степени Ткаченко Матвей Диплом II степени |
Межрегиональный конкурс « Гуламта» в поддержку бурятского языка | 2021-2022 | Межрегиональный | 4 | Ратикова Лида Диплом II степени Гуламата -2021 |
III городская олимпиада по литературному чтению «Книгочей» | 2021-2022 | Городской | 4 | Грамота 4 место Ратикова Лида |
Конкурс чтецов «Осень-чудная пора!» | 2021-2022 | Районный | 4 | Грамота 1 место Хайдуков Дима |
Конкурс рисунков «Я рисую ГТО» | 2021-2022 | Городской | 4 | Инхиреева Лиза Степаеова София Каратаева Ксения Грязнова Настя Михальченко Аня Петрова Лиза Николаева Маша Рязанова София Фастунов Саша Ткаченко Матвей Дипломы |
Всероссийская Олимпиада школьников | 2021-2022 | Всероссийский | 4 | Ратикова Лида Фастунов Саша Дипломы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии «Портфолио» как средство выявления и развития индивидуальных творческих способностей детей.
Материал из опыта работы...
Выступление на тему: "Выявление и развитие одаренности у способных детей"
Выступление на педагогическом совете школы на тему: "Выявление и развитие одаренности у способных детей"...
Формы работы с одарёнными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов
Из опыта работы. По оценкам современных специалистов, на полтора миллиарда жителей высокоразвитых стран нашей планеты приходится около полутораста тысяч людей, которые при благоприятных условиях ...
Выступление на педсовете: "Выявление и развитие творческих способностей у учащихся начальной ступени"
Данный материал содержит рекомендации по обучению детей разного уровня готовности к школе в 1 классе....
Создание условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявление и развитие способностей каждого ребенка.
оздание условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявление и развитие способностей каждого ребенка.Высокий интеллектуально-творческий потенциал — гарантия подлинной личной св...
Статья педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦРТДиЮ города Геленджика Крюкова Анатолия Харлампиевича: «О выявлении и развитии интереса учащихся начальной школы к хоровой музыке»
Статья написана с целью обмена опытом по вопросу выявления и развития интереса к хоровому пению у учащихся начальных классов. Буду рад общению по этому вопросу....
Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.
Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....