Выявление и развитие способностей учащихся
материал
Работа по выявлению и развитию способностей определяется понятиями, используемыми при характеристике познавательных потенциалов учащихся: способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности.
Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Выявление и развитие способностей обучающихся
Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, культурной, свободной, нравственной личности, способной к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми. Поэтому работа по выявлению и развитию способностей обучающихся приобретает особую актуальность.
Одним из главных направлений моей работы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась.
Методика моей работы с одаренными детьми составляется и реализуется совместно с психологом, учителями, администрацией, родителями.
В моей практике приходилось работать со следующими категориями детей:
- учащиеся с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выявляются уже с первых дней обучения в школе);
- учащиеся с признаками специальной умственной одаренности в определенной предметной области или деятельности (выявляются ко второму классу);
- учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в третьем - четвертом классе).
Учитывая возрастные особенности моих учеников, я строю свою работу поэтапно:
В 2018-2019 учебном году у меня был 1 в класс и начала работу по выявлению одаренных детей с диагностики.
Достижения:
Городская метапредметная олимпиада «Нерпененок» , предметная область «Математика» | 2018-2019 | городской | 1 | Грамота 3 место Ратикова Лида |
Всероссийская дистанционная олимпиада «Азбука безопасного лета» | 2019-2020 | всероссийский | 3 | Диплом 1 степени Хайдуков Дима Николаева Маша Ратикова Лида Степанова София Гельман Илья Инхиреева Лиза Рязанова София Фастунов Саша Бубенцов Егор |
Всероссийская дистанционная олимпиада «Внимание, зебра» | 2019-2020 | всероссийский | 2 | Диплом 1 степени Николаева Маша Степанова София Гельман Илья Инхиреева Лиза Рязанова София Бубенцов Егор |
Всероссийская дистанционная олимпиада «Георгиевская лента» и патриотическое воспитание подрастающего поколения | 2019-2020 | всероссийский | 2 | Диплом 1 степени Хайдуков Дима Николаева Маша Ратикова Лида |
Международный конкурс –игра «Юный математик» | 2018-2019 | международный | 1 | Фастунов Саша Ратикова Лида |
Способы выявления одаренности на диагностическом этапе :
- педагогическая диагностика;
- психологическая диагностика;
- специальная диагностика (углубленная);
- диагностический мониторинг (анализ динамики развития ).
Работу на данном этапе я осуществляю совместно с психологом . Диагностику провожу в начале, в середине и в конце года. В течение года информацию собираю и анализирую. Результатом этого этапа является карта одаренного ребенка.
Карта одаренного ребенка
- ФИО ребенка.
- Возраст ребенка (год, месяц)
- Сведения о родителях. Состав семьи.
- Статус семьи.
- Результаты психологической диагностики
- Результаты педагогической диагностики
- Результаты социометрического исследования
- Область одаренности
- Признаки одаренности
- Диагностика одаренности
- Выводы и рекомендации
В 2019-2020 учебном году у меня был 2 в класс, и я продолжила работу с одаренными детьми. Опираясь на карты одаренного ребенка, я выделила группы детей со специальными способностями и в каждой группе провела углубленную диагностику с целью определения зоны их ближайшего развития, организовала индивидуально- групповые занятия (ИГЗ). Составила 3 индивидуальных образовательных маршрута.
Способы выявления и развития одаренности на информационном этапе :
- подбор литературы по тематике;
- создание банка информации по работе с одаренными детьми;
- подготовка бесед по проблемам одаренности;
- просветительская работа с родителями.
- составление планирования ИГЗ.
Родительские собрания, их тематика:
- «Детская одаренность: пути развития способностей младших школьников».
- «Детская одаренность: что я знаю о своем ребенке».
- «Развитие личности, способной к творческой самореализации».
- «Развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления младших школьников».
- «Легко ли быть одаренным ребенком»
Для объективности углубленной диагностики я провела по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Обследование проводила коллективно. Обработала результаты в течение короткого времени.
Инструкция для родителей
- Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.
- На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»;
очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов
- Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»
- 1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
- 2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
- 3) петь, музицировать;
- 4) заниматься физкультурой;
- 5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
- 6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
- 7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
- 8) играть с техническим конструктором;
- 9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;
- 10) самостоятельно рисовать;
- 11) играть в спортивные, подвижные игры;
- 12) руководить играми детей;
- 13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
- 14) ходить в магазин за продуктами;
- 15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
- 16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
- 17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
- 18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
- 19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
- 20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);
- 21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
- 22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
- 23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
- 24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
- 25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
- 26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
- 27) ухаживать за домашними растениями;
- 28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
- 29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
- 30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
- 31) участвовать в постановке спектаклей;
- 32) заниматься спортом в секциях и кружках;
- 33) помогать другим людям;
- 34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
- 35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).
- Дата Фамилия, имя
Обработка результатов
- Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка по следующим направлениям:
- научная;
- творческая;
- спортивная;
Достижения:
В школьной олимпиаде по математике приняли участие 19 человек, 5 заняли призовые места.
Далее
IV городская олимпиада по русскому языку «Знатоки Словарных Слов» | 2019-2020 | городской | 2 | Диплом I степени Ратикова Лида |
IV Открытый Фестиваль- конкурс вокального и театрального творчества « Звезда Победы», посвященного 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне и Году Памяти и Славе в номинации» Лучшее художественное чтение» | 2019-2020 | городской | 2 | Диплом II степени Хайдуков Дима |
Городской фестиваль- конкурс « Мы проходим улицы Героев», посвященного Юбилею Победы, номинация «Юный патриот» | 2019-2020 | городской | 2 | Диплом Ратикова Лида Хайдуков Дима |
Городская НПК «КЛИО» в секции «Поэзия» | 2019-2020 | городской | 2 | Диплом III степени Хайдуков Дима |
Городской конкурс детского рисунка « Берегите лес от пожара» | 2019-2020 | городской | 2 | Диплом Петрова Лиза |
Городская олимпиада по логике «Орешки для ума» | 2019-2020 | городской | 2 | Диплом II степени Ратикова Лида |
В 2020-2021 учебном году у меня был 3 в класс. В этом году продолжена работа индивидуальных и групповых занятий с обучающимися (по индивидуальному плану); участие в различных предметных, творческих олимпиадах и конкурсах, направленных на повышение интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала учащихся, продолжена активная проектная деятельность.
Достижения:
Городской конкурс чтецов «Страна Детства», посвященный юбилею поэтессы А. Л. Барто | 2020-2021 | Городской | 3 | Диплом III степени Хайдуков Дима |
Всероссийский Творческий конкурс « Рисуй с нами» | 2020-2021 | Всероссийский | 3 | Сертификат участника Петрова Лиза |
Всероссийский Литературный конкурс «Герои Великой Победы» | 2020-2021 | Всероссийский | 3 | Ратикова Лида Хайдуков Дима |
II городская олимпиада по литературному чтению «Книгочей» | 2020-2021 | городской | 3 | Диплом I степени Ратикова Лида Участие Хайдуков Дима |
В 2021-2022 учебном году у меня 4 класс. В классе 22 учащихся, много одарённых детей. Работа с четвероклассниками нацелена на поддержку и стимулирование одаренных детей активно участвующих в олимпиадах; поощрение их активности; развитие стремления к самообучению, путем составления портфолио.
Оформление портфолио – дело творческое. Личный портфель достижений отражает индивидуальность ребенка, в нем есть психологический мониторинг качества учебной деятельности и индивидуальная программа интеллектуального развития ученика.
Мои дети работают с результатами проведенных тестов, получают рекомендации и имеют возможность формировать личную траекторию образования, создать для себя
«стимул роста». У каждого ученика есть работы, которыми он может гордиться. В своем портфолио мои ученики не только хранят свои лучшие работы, грамоты, дипломы и т.п., но и систематизируют полезную и интересующую их информацию.
Портфолио используется для самооценивания и учета собственных достижений (в т. ч. успехов в учебе). Составляя портфолио, ученик становится более самостоятельным, что является одной из составляющих модели выпускника начальной школы.
Достижения
Олимпиада по математике « Энтерстеллар» | 2021-2022 | Городской | 4 | Ратикова Лида Диплом I степени |
Конкурс « Ручейки добра-нравственная и культурная сторона Православия» | 2021-2022 | Городской | 4 | Каратаева Ксения призер |
II районный онлайн конкурс творческих работ « Волшебный Самоделкин» | 2021-2022 | Районный | 4 | Петрова Лиза Диплом I степени Михальченко Аня Диплом II степени Ткаченко Матвей Диплом II степени |
Межрегиональный конкурс « Гуламта» в поддержку бурятского языка | 2021-2022 | Межрегиональный | 4 | Ратикова Лида Диплом II степени Гуламата -2021 |
III городская олимпиада по литературному чтению «Книгочей» | 2021-2022 | Городской | 4 | Грамота 4 место Ратикова Лида |
Конкурс чтецов «Осень-чудная пора!» | 2021-2022 | Районный | 4 | Грамота 1 место Хайдуков Дима |
Конкурс рисунков «Я рисую ГТО» | 2021-2022 | Городской | 4 | Инхиреева Лиза Степаеова София Каратаева Ксения Грязнова Настя Михальченко Аня Петрова Лиза Николаева Маша Рязанова София Фастунов Саша Ткаченко Матвей Дипломы |
Всероссийская Олимпиада школьников | 2021-2022 | Всероссийский | 4 | Ратикова Лида Фастунов Саша Дипломы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии «Портфолио» как средство выявления и развития индивидуальных творческих способностей детей.
Материал из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/28/picture-128530-1351442931.jpg)
Выступление на тему: "Выявление и развитие одаренности у способных детей"
Выступление на педагогическом совете школы на тему: "Выявление и развитие одаренности у способных детей"...
Формы работы с одарёнными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов
Из опыта работы. По оценкам современных специалистов, на полтора миллиарда жителей высокоразвитых стран нашей планеты приходится около полутораста тысяч людей, которые при благоприятных условиях ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/19/picture-196675-1511079363.jpg)
Выступление на педсовете: "Выявление и развитие творческих способностей у учащихся начальной ступени"
Данный материал содержит рекомендации по обучению детей разного уровня готовности к школе в 1 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/01/picture-182668-1378008749.jpg)
Создание условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявление и развитие способностей каждого ребенка.
оздание условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявление и развитие способностей каждого ребенка.Высокий интеллектуально-творческий потенциал — гарантия подлинной личной св...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/29/picture-357309-1385724179.jpg)
Статья педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦРТДиЮ города Геленджика Крюкова Анатолия Харлампиевича: «О выявлении и развитии интереса учащихся начальной школы к хоровой музыке»
Статья написана с целью обмена опытом по вопросу выявления и развития интереса к хоровому пению у учащихся начальных классов. Буду рад общению по этому вопросу....
Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.
Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....