Выступление на тему: "Выявление и развитие одаренности у способных детей"
статья по теме

Сальникова Юлия Сергеевна

Выступление на педагогическом совете школы на тему: "Выявление и развитие одаренности у способных детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности  людей неравны, старо, как мир. Давно было замечено, что их различия часто проявляются уже в детстве. Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.) Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных  особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам. Как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить  к усидчивости, трудиться, самостоятельно принимать решения.  Основная трудность выявления в детстве признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное,  относительно независимое от возрастного.

    Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех других отношениях. Большинству одаренных детей присущи  особые черты, такие как высокая любознательность и исследовательская активность, большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.

     Существует несколько видов одаренности. Художественная одаренность- поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Она подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Общая интеллектуальная одаренность- дети быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во  многих областях знаний. Академическая одаренность-проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной. Эти дети могут показать высокие результаты в математике или иностранном языке, и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Творческая одаренность-порождается или способностью выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано. Исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и вызывают отнюдь не положительные эмоции  у окружающих их людей: отсутствие внимания к условностям и авторитетам, большая независимость в суждениях, тонкое чувство юмора, отсутствие внимания к порядку и организации работы, яркий темперамент. Социальная одаренность-это исключительная способность устанавливать зрелые взаимоотношения с другими людьми. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть в дальнейшем хорошим психологом, социальным педагогом. Лидерская одаренность  (одно из проявлений социальной одаренности)- характеризуется легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений.

     Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные программы. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение. Ускорение связано с изменением скорости обучения, а не с содержательной его частью. Существуют некоторые его формы, например, раннее поступление в школу. Прием должен проводиться тщательно, на основе комплекса показателей, когда интеллектуальной готовности соответствует и личностная зрелость ребенка. Иногда ускорение выражается в том, что учитель организовывает индивидуализацию обучения для нескольких одаренных детей. Но такая форма наименее эффективна. Занятия в другом классе. Одаренный ребенок может обучаться тому или иному предмету с детьми старшего возраста. Например, первоклассник, который очень хорошо читает, может по чтению быть во 2 классе. Эта форма может быть успешной при условии, что в ней участвует не один ребенок. Также применима форма перевода учащихся через класс. Благодаря такому переводу ребенок оказывается в окружении интеллектуально стимулирующих его соучеников. В этой форме ускорения нет социально-эмоциональных проблем, дискомфорта и пробелов в обучении.

        Выявление одаренности у способных детей - это достаточно длительный процесс, связанный с анализом конкретного ребенка. Эффективное определение одаренности и природных способностей посредством какой - либо одноразовой процедуры невозможно, поэтому вместо одномоментного отбора одаренных способных детей, необходимо направлять усилия на постепенный поэтапный поиск таких детей в процессе обучения по специальным программам ( в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализации образования ( в условиях общеобразовательной школы). Здесь сталкиваемся с проблемами, когда традиционные методы идентификации одаренности, получившие широкое распространение в школьной практике, не учитывают динамики развития способностей, того огромного потенциала, который кроется в психике ребенка и может обнаружиться позднее.

      Деление детей на  одаренных и неодаренных в какой бы мягкой и деликатной форме не происходило и какими бы практическими задачами не обосновывалось, часто крайне негативно сказывается на судьбе ребенка. Внутренний мир детей очень уязвим. Трудно быть как отвергнутой бездарностью, так и всеми замеченным гением.

        Необходимо выделить такие проблемы как: одаренность возраста ( то есть в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет, его явное опережение сверстников исчезает); скрытая одаренность (непроявленная) то есть та, которая по каким-то причинам не проявляет себя в учебной деятельности (их больше, чем открытых).

       Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Можно сформулировать следующие принципы выявления одаренных детей:

комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволяет использовать различные источники информации и охватить более широкий круг его способностей

длительность определения ( развернутое во времени наблюдение за поведением ребенка в различных ситуациях)

анализ поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам

использование  тренинговых  методов, в рамках которых можно организовать определение развивающего влияния, снимать типичные психологические преграды

подключение к оценке одаренности ребенка экспертов, специалистов в соответствующей предметной области деятельности

опора на методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, оценки учителей и родителей, естественный эксперимент  

      Процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке, целесообразно использовать комплексный подход. При этом задействован может быть целый спектр разнообразных методов:

различные варианты метода наблюдения за детьми ( в школе, в лабораторных условиях, во внеурочной и внешкольной деятельностях)

психодиагностические тренинги

оценивание поведения детей учителем и родителями

проведение уроков по специальным программам, включение детей в специализированные игровые и предметно-ориентированные занятия

организация интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров

проведение психодиагностических исследований с использованием различных методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности

      Навешивание ярлыков типа  одаренный или ординарный  недопустимо не только из-за опасности ошибок в диагностических заключениях. Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление таких детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания.

      Формы обучения детей в условиях общеобразовательной школы:

индивидуализация обучения может осуществляться с помощью индивидуального учебного плана и обучения по индивидуальным учебным программам

факультативные занятия по свободному выбору, в особенности организация малых групп

использование проектных технологий

практико-ориентированные формы обучения

вовлечение в исследовательскую деятельность

сеть творческих,  межклассных  и межвозрастных групп

Формы обучения детей в системе дополнительного образования:

дистанционные центры дополнительного образования

кружковая и секционная работа

очно-заочные школы

специализированные профильные сборы

специализированные профильные лагеря

детские научно-практические конференции, чтения, семинары

исследовательская деятельность

Важную роль в этой работе играет система стимулирования. Обязательно надо отмечать наиболее интересные работы участников конкурсов, олимпиад, фестивалей. Это могут быть грамоты, премии, награды.

На уроках я стараюсь использовать следующие виды деятельности:

работа в малых группах

проблемно-развивающее обучение

игровые технологии

информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей  ( разноуровневые тесты, тренажеры)

задания творческого и нестандартного характера

Организация внеклассной работы также может быть направлена на раскрытие творческого потенциала одаренных и способных детей.

выставки детского творчества (каждый год в сентябре проходит районный конкурс поделок из природного материала, в этом году на тему «Космос»; также дети делают новогодние игрушки для большой елки)

литературные конкурсы (конкурс чтецов, сначала в классе, а потом по школе)

творческие конкурсы (сочинение «Моя семья», сочини загадку,  стихотворение по данным рифмам, «День матери»)

спортивные праздники

 школьные олимпиады по математике и по русскому языку

шахматно-шашечные турниры

проведение конкурса «Ученик года»

проведение предметных викторин, турниров смекалистых, КВН (в рамках предметных недель)

участие учащихся в разработке уроков, сценариев внеклассных мероприятий (к утреннику «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» дети сами подбирали стихи и сценки о вежливости)

проведение олимпиад очного и заочного типа («КИТ», «Медвежонок», «Кенгуренок»; перед этим готовимся в классе, выполняя задания прошлых туров)

      Заниматься развитием интеллекта и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие музыкально-танцевальных способностей детей"

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы. Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность представляет собой широкий ...

«О РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТАНЦЕВАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ»

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы. Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность представляет собой широкий ...

«О РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТАНЦЕВАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ»

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы. Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность представляет собой широкий ...

Программа интеллектуально-творческого клуба для одаренных и способных детей «ЮГОРСКИЙ ЭРУДИТ»

Создание благоприятных условий для выявления и развития способных и одаренных детей в интересах личности и общества; выстраивание целостной системы работы с  детьми через самореализацию, саморазв...

Методики диагностики общей одаренности и способностей детей к началу обучения в школе

Представлены методики для определения склонности и одаренности будущих первоклассников к разным видам деятельноси....

Д О К Л А Д «Опыт работы по повышению дифференциальной диагностики и сопровождению одаренных и способных детей на различных этапах школьного обучения» (из опыта работы) ( доклад подготовлен для выступления на заседании Районного методического объединения

laquo;Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Его необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чт...