Выступление на педсовете: "Выявление и развитие творческих способностей у учащихся начальной ступени"
статья (1 класс) по теме

Ивушкина Мирослава Николаевна

Данный материал содержит рекомендации по обучению детей разного уровня готовности к школе в 1 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                         «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27»                                        Г.ПОДОЛЬСКА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

        

Выступление на педсовете:

Выявление и развитие творческих способностей у учащихся начальной ступени.

Пподготовила:    

учитель начальных классов                                

Ивушкина Мирослава Николаевна                                

                                             2009 г.

        Для меня, как для учителя 1 класса является проблема неравномерной исходной подготовки детей с точки зрения владения основными учебными навыкам – чтением, письмом, счётом, т.е. «педагогической готовностью». Условно их можно разделить на группы: дети с «избыточной готовностью», «слабые», плохо усваивающие школьную программу  и интеллектуально-пассивные  которых в свою очередь тоже выделяются в две группы – чрезмерно подвижные и чрезмерно медлительные. В мою задачу входит не только обучение ЗУН, лежащей в основе всей дальнейшей учебной деятельности, но и формирование потребности и способности к обучению, осознанного отношения к учебному процессу. Поэтому для выполнения этой задачи передо мной  и моими  учениками  должна стоять цель формирования качеств познавательных процессов, которые необходимы для успешного овладения данным учебным предметом.                        Чтение – это главное умение человека в жизни , без которого он не может полноценно постичь окружающий мир. Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. Но, к сожалению, нежелающих читать школьников становится всё больше. В 1 классе это проявляется в нежелании читать, страхе перед самим процессом, в непонимании смысла этого занятия. Главным средством развития является стимулирование внутренней активности учащихся, т.е. мотивацией учения.                  Помогает решать эту проблему система  упражнений развития скорости мышления в процессе техники чтения. Её автор -  педагог Валерий Борисович Эдигей .Слияние звуков – гласного и согласного помогает ребёнку знакомится со слогом, с механизмом слияния звуков, а также с написанием слогов в свободных  от букв клеточках (ТЕМА 1) . Благодаря большому количеству графических, упражнений, написание букв и слогов становится важным фактором в обучении грамоте.                                                         Упражнения  по сложению и вычитанию букв и слогов  дают возможность ребёнку развивать навыки звуко-буквенного анализа слов, скорость мыслительных процессов при чтении (ТЕМА 2), (ТЕМА 3)                                                                                Развитию восприятия, формированию умения ориентироваться на странице учебника способствует работа со слоговой таблицей (ТАБЛИЦА). По ней можно прочитать слова, предложения, тексты, если ребёнок уже умеет прочитать одну букву и слог: сколько разорванных слогов и отдельных согласных, с только раз нужно прикоснуться указкой таблицы.                                                                                 Первоклассники  уже знающие буквы, умеющие сливать звуки в слоги, слоги в слова, с интересом  работают с анаграммами (ТЕМА 4). В заданиях следующего уровня нужно не только прочитать слово, но и исключить лишнее (карточка 5), анаграммы классифицированы по разделам: окружающий мир, части речи, состав слова, что позволяет использовать их не только на уроках чтения.                                                Постепенно от анаграмм совершается переход к целым предложениям, не меняя порядок слов в них, обязательно в первом слове предложения указывая заглавную букву и печатая её большой (ТЕМА 5).                                                                                Развивающий эффект при использовании данного метода безусловно позитивный: это концентрация внимания, осмысленное запоминание, скорость, гибкость, самостоятельность мышления, способность предвидеть, ощущение целого, творческое мышление, активизация лингвистических способностей. Методика развивает у детей грамотность, ощущение речи углублённое изучение состава слова и активное конструирование слов. Именно для этого я использую упражнения на соответствие символам (ТЕМА 6).                                                                                При обучении детей математике , важно научить их основным приёмам учебной работы: умению различать «рабочую строку» и клетку на тетрадной странице, умению слушать и понимать ,о чём говорит учитель; умению наблюдать, сравнивать, обобщать, проводить анализ, а также помочь ребёнку овладеть необходимыми для успешного обучения уровнем пространственных представлений и мелкой моторики  руки и зрительно-двигательной координации. Авторы системы развивающих упражнений по математике – учитель начальных классов  – Н.В. Ломова и к.п. н., учитель  - Г.И.Куколевская.                                                                                                 При выполнении упражнений 1 раздела «Геометрический ковёр» дети учатся ориентироваться в тетради, осваивают понятия «верхняя» и «нижняя рабочая строка», «начальная клетка», «начальная точка». Эти упражнения помогают мне, как учителю формировать у  детей основные приёмы учебной работы, настроить их на положительную мотивацию обучения, активизировать мыслительную деятельность моих учеников.                 С упражнений 2 раздела «Волшебный карандаш» начинается формирование геометрических понятий, вводятся чертёжные навыки, формируется вариативность мышления. Упражнения 1 и 2 разделов я использую в течение 1 четверти.                                В 3 разделе «Нарисуй, не отрывая руки» подобраны упражнения двух уровней выполнение которых помогает формировать у учащихся умение осознать поставленную  задачу, прогнозировать свои действия для достижения поставленной цели, развивать воображение, представление, память, навыки самостоятельной работы, мелкую моторику. Эти упражнения являются логическим завершением предыдущих разделов.                         Упражнения 4 и 5 разделов «Хитрые знаки» и «Весёлый счёт», я использую как задания для устного счёта. Эти упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся: направлены на формирование у детей умений наблюдать, сравнивать, производить анализ , обобщать, выделять главное, а также умение делать вывод.                         Раздел 6 «Знаешь ли ты?» состоит из занимательных вопросов, связанных с окружающим миром: «Как называется сосновый лес?» «Какой грызун нередко попадает в США вместе с грузом бананов?» «Детёныши какого животного начинают есть траву через 7 суток после рождения?»  «Кто из рыб вьёт гнездо?» Чтобы ответить на них надо решить примеры и подобрать к ответу соответствующую букву. Сложив буквы получается ответ на вопрос.                                                                                                 В последнем 7 разделе помещены задачи с занимательным содержанием, связанные с окружающим миром. Например: «Парные хвоинки сосны живут 3 года, а у ели на 4 года больше. Сколько живут хвоинки ели?» « В нашу солнечную систему входят 9 планет. Из них 4 планеты – гиганты. Сколько других планет в солнечной системе?» Включение упражнений в урок занимает 3-5 минут.                                                                        Работа над выполнением этих заданий даёт хорошие результаты: к концу учебного года у детей наблюдаются не только успешные показатели учебной деятельности, но и выраженный интерес к учёбе.        

Тема I. Составь слог, запиши, прочитай.

                                         

Тема II. Сложи слоги и напиши полученное слово.

МА + МА =

ПА + ПА =

КА + ША =

РУ + КА =

ИГ + РА =

АЗ + БУ + КА =

БА + НАН =

ВОС + ХОД =

ВЕ + ТЕР =

МО + РОЗ =

РЯ + БИ + НА =

        

Сложи слог и напиши полученное слово.

                        ДО + МУ – У =

КО + МА + РИК – ИК =

                ЗА + ГА + РЕ – Е =

                КОР – ОР + РОТ =

                СОР – Р + КОЛ =

        ВИ + ЛУ – У + КА =

КА + ЧЕ – Е + ЛИ =

СА – А + О + РО + КА =

Тема III. Прочитай слово и впиши         пропущенные буквы.

ГО + …А = ГОРА

У + …ОК = УРОК

З… + МОК = ЗАМОК

Д… + В…Н = ДИВАН

…АП + …АН = КАПКАН

……О + НО… = ЗВОНОК

ПО + ……… = ПОЕЗД

В… + Г…Н = ВАГОН

МА + …И + …… = МАШИНА

…О + Р… + …… = КОРОВА

Выполни математические действия.

СУ+Р+Ж+О-Ж–У-С+СТ= Р……Т

ОН+ М+ЛИ-МО+С-Н+А=Л………

Р+КА+У-А+СИ-РИ+Т=К…С…

ОЛИ+С-О+ТИ-И=Л……Т

ОРА+К+П-ПА+НО-Р=О……О

                                                                                                                

Тема IV. Переставь буквы, напиши и прочитай слово.

          ТИДЕ  

ДИДОЖ

        КИВЕТ

        ВОЛСТ                

Переставь буквы, напиши и прочитай слово. Исключи лишнее.

       ГИРТ

         ЕЛВ

      ОНСЛ

   УТИФЛ        

                                                                                                                Тема V.  Прочитай текст.

Стояла  ЯРОЗНАМО  зима. Были НЫЕСИЛЬ морозы. Дети сделали КИМУШКОР для птиц. В кормушки они насыпали НОЗЕР.

Прочитай предложение.

еВненсее осценл оргосле юемзл.

иЗнеме лоцнес тситев амол.

Тема VI. Прочитай деформированное слово. Какое слово соответствует ему по смыслу? Поставь значок.

ПАЛЕЦ =

ГЛАЗ =        ГАНО = ?

КОЛЕНО =        ……….= …

ОКНО =

ДВЕРЬ =        ВЁРКО =?

ПОЛЫ =        …………=…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема заявленного опыта: «Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов»

Описание опыта работы.Тема: "Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов"...

Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы

В статье раскрывается опыт работы учителя по формированию творческих способностей учащихся начальной школы...

Методы развития творческих способностей у учащихся начальной школы

Методы развития творческих способностей у учащихся начальной школы...

Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы

Доклад "Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы". Одним из направлений ФГОС НОО второго поколения, направленных на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени...

Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов

Статья содержит информацию о роли учителя при развитии творческих способностей учащихся начальной школы...

Статья "Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения"

Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения...