Использование технологии «Портфолио» как средство выявления и развития индивидуальных творческих способностей детей.
статья по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №2»
города Котовска Тамбовской области
Использование технологии «Портфолио» как средство выявления и развития индивидуальных творческих способностей детей.
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ ООШ №2
Олейниковой Валентины Николаевны.
Автор – Олейникова В.Н.,
учитель начальных классов
МОУ ООШ №2
города Котовска Тамбовской области
2011 год
С введением новых стандартов обучения в начальной школе приобретает актуальность использование педагогической технологии "Портфолио учащихся". Считаю, что данная технология является эффективным средством для плодотворной совместной работы учеников, психолога, родителей и классного руководителя над формированием положительных качеств характера развивающейся личности.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент особое внимание обратил на «необходимость развития творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе, а также на то, что предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников». Поэтому учебно-воспитательный процесс в своем классе строю таким образом, чтобы раскрыть творческий потенциал школьников, дать возможность им работать самостоятельно, расширять свой кругозор.
Перед тем как внедрить технологию "Портфолио" в практику своей работы провела родительское собрание на тему "Портфолио ученика начальной школы". Цель данного собрания - способствовать формированию у родителей потребности в оказании помощи своему ребенку в оформлении портфолио, которое помогает выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей детей. Родительское собрание проводила в интерактивной форме с мультимедийным сопровождением.
Родители моих учеников с пониманием отнеслись к внедрению новой педагогической технологии. Было решено использовать «Портфель личных достижений», рекомендованный управлением образования и науки Тамбовской области для использования в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Обратимся немного к теории, которая поможет понять смысл данной технологии и необходимость её введения. Термин “портфолио” (такой термин используется в технологии критического мышления или портфель – адаптация термина в русском языке) пришел в педагогику из политики и бизнеса. Всем знакомы такие понятия, как “министерский портфель” или “портфель инвестиций”. Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться как в текстовом, так и в электронном виде.
Существуют различные подходы к определению понятия портфолио. Портфолио – это:
Способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения.
Коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях.
Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников. В данном случае ученик выступает как активный участник процесса оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении, приложенных усилий и результатов учебно-познавательной деятельности. Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные, что делает его важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
В основу структуры портфолио положены основные компетентности, которые должны быть сформированы в начальной школе:
Овладение общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение любого учебного предмета.
Воспитание интереса к школе и учению, развитие учебно-познавательной мотивации, стремление к самообразованию, умения организовывать, контролировать и оценивать учебную деятельность.
Формирование умений учебного сотрудничества, воспитания желания принимать участие в учебном диалоге, коллективно обсуждать предположения, проблемы (формирование коммуникативной речевой и языковой компетентности).
Работу с портфолио можно и нужно начинать с начальной школы, тогда данный процесс является целенаправленным, осуществляется преемственность в обучении. Ученик, переходя на следующую ступень обучения, умеет представлять свои успехи и достижения. Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат. Одним их самых универсальных для младших школьников является “Портфель достижений”. Данный тип портфолио ведется в течение четырех лет. В нем отражается уровень продвижения ученика в период обучения в начальной школе. Работа с портфолио ведется и с учетом возрастных особенностей. В начальной школе на первом месте стоит учебная деятельность, поэтому и в основу положена рефлексия учебной деятельности младших школьников. Обязательное условие успешной работы – знакомство родителей с данной технологией. В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Родители – участники создания портфолио, так как у ребят данного возраста нет навыка оформления работы. Работа должна быть красиво оформлена, ребенок должен чувствовать заинтересованность взрослых. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Работу ребенка надо строить таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
В начальной школе дети с удовольствием заполняют странички портфолио, выполняют упражнения, тесты и практические задания, собирают грамоты, дипломы, сертификаты и фотографии. Ученики наполняют портфолио удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами. Помещают свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. В начальной школе учащиеся принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.
В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить.
Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет бОльшую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ".
Ошибки, которые обычно допускают родители.
Мама или я - Новиков Илья?
Известное стихотворение Агнии Барто как нельзя лучше демонстрирует самую распространенную ошибку: сбор материалов взрослыми, а не ребенком. Вместо поддержки при сборе и оформлении портфолио, которая, разумеется, нужна, родители полностью подменяют ребенка в этом процессе. В таком случае, вместо помощи ребенку в самоопределении можно свести работу над портфолио к принципу "папа у Васи" и 11 школьных лет пройдёт в гонке за дипломами.
Лучше меньше, да лучше.
Наблюдая за тем, как обсуждают родители "проблему портфолио", я заметила, что многие стремятся собрать максимальное количество документов и материалов, помещаемых в портфолио. Важно помнить, что главное в технологии портфолио - помочь ученику разобраться в том, каковы истинные интересы и возможности ученика, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов. Ученик должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку портфолио тот или иной документ.
Опыт работы с портфолио дает возможность к числу достоинств отнести следующие:
в работе с портфолио важен не только результат, но и процесс создания преподавателем, школьником любого возраста своего стиля работы;
портфолио позволяет сохранить в нем индивидуальность обучающегося;
создание названий файлов – компонентов и работа с ними – это процесс творческий, ориентированный на самостоятельность выбора, воображение, открытие, поиск;
процесс создания портфеля, работа с ним, обмен опытом друг с другом дают возможность авторам осуществлять самооценку своей самостоятельной познавательной деятельности и совершенствовать ее.
Использование данной технологии помогло мне расширить работу с каждым учащимся в классе, сосредоточить на нем внимание, развить межличностные отношения с ним. Помогло выявить творческий потенциал учащихся. Уверена, что использование технологии «Портфолио» формирует готовность к самостоятельному познанию; развивает мотивацию дальнейшего творческого роста; способствует повышению качества образования в начальной школе.
Литература:
Организация воспитательной работы в школе. Пособие для директоров общеобразовательных учреждений. Москва “Школьная пресса” 2004 г.
Работа классного руководителя. Методическое пособие. Москва 2005 г.
Справочник для заместителя директора школы по воспитательной работе. Москва 2002 г.
Научно-методический журнал “Классный руководитель” № 3 Москва 2003 г.
Организация воспитательной работы в классе. Созонов В.П. Москва 2000 г.
Воспитательная работа в школе. Пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений. Москва “Школьная пресса” 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: "Выявление и развитие одаренности у способных детей"
Выступление на педагогическом совете школы на тему: "Выявление и развитие одаренности у способных детей"...
Выступление «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»
Формирование УУД и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных...
Проектно-исследовательская деятельность как средство развития индивидуальных творческих способностей обучающихся
Проектно-исследовательская деятельность открывает новые возможности для создания интереса обучающегося как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному....
«Личностно-ориентированное обучение с использованием технологии «Портфолио», как средства персонального движения младшего школьника»
Данный доклад по теме "Личностно-ориентированное обучение с использованием технологии "Портфолио", как средства персонального движения младшего школьника" был представлен на районном методическо...
«Использование эффективных педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности, как средство социализации и развития творческих способностей детей с ОВЗ»
В свете реализации Закона образования в Российской Федерации ценность современного образовательного процесса определяется его направленностью на ...
Роль пластилинографии в развитии художественно-творческих способностей детей
В статье дается описание методов работы с детьми посредством лепки, развитие творческих способностей, работа с внутренним миром ребенка....
Доклад на МО воспитателей ГПД "Развитие художественно -творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства""
Доклад из опыта работы с детьми в группе продлённого дня....