мастер-класс "Умение задавать вопросы" Игра "Поймай ответ"
статья
Умение поставить вопрос к тексту – одно из ключевых читательских умений.
Если ребенок может поставить вопрос, на который текст дает точный ответ, можно рассчитывать, что текст ему понятен.
Научить детей задавать вопросы к тексту можно использовать приём игры «Поймай ответ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_umenie_zadavat_igra_poymay_otvet_voprosy.docx | 17.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Умение задавать вопросы»
Учитель начальных классов: Швацкая О.Н.
Умение поставить вопрос к тексту – одно из ключевых читательских умений.
Если ребенок может поставить вопрос, на который текст дает точный ответ, можно рассчитывать, что текст ему понятен.
Научить детей задавать вопросы к тексту можно использовать приём игры «Поймай ответ»
«Поймай ответ»
Задача ведущего – победить каждого игрока. Он задаёт такой вопрос, к которому подойдёт слово выбранного игрока. Игрок должен дать ответ на основе предложения. Если вопрос поставлен так, что слово игрока является ответом, то ведущий остаётся в игре, а если слово игрока не соответствует вопросу по смыслу или на вопрос лучше подходят другие слова предложения, то ведущий выбывает из игры. Поиграем с данным предложением.
Светлое поле лежало по сторонам дороги.
Ведущий:
— Какое поле лежало по сторонам дороги?
1-й игрок:
— Светлое.
Ответ первого игрока пойман.
Ведущий:
— Что лежало по сторонам дороги?
2-й игрок:
— Поле.
Ответ пойман.
Ведущий:
Что делало поле?
3-й игрок.
— Лежало.
Ответ пойман.
Ведущий для 4-го игрока.
— Где лежало поле?
Отвечает по смыслу 5-й: «У дороги». Ведущий проигрывает. Не пойман ответ «По сторонам».
Возникла проблемная ситуация. Нужно поставить вопрос, на который надо дать ответ: «ПО СТОРОНАМ».
Если это может сделать игрок, отвечающий за данное слово, он становится ведущим. Если нет, его место занимает любой, кто сумеет задать такой вопрос.
— По каким частям дороги лежало поле?
— По сторонам. Ответ пойман
Вопрос для 5-го игрока.
По сторонам чего лежало поле?
5-й игрок:
Дороги.
Ответ пойман.
Мы видим, что некоторые вопросы отличаются от тех, что ставятся обычно к членам предложения. И на вопросы, которые задают к частям речи, они тоже не похожи.
Это было простое предложение, которое раскрывает принцип игры.
Рассмотрим ещё варианты, где может появиться творчество. Предложение с однородными членами из того же учебника.
В лагере дети играли, купались и трудились в огороде.
В игре 6 игроков и ведущий.
— Где были дети?
— В лагере. – Ответ пойман.
— Кто был в лагере?
— Дети. – Ответ пойман.
— Что они делали в лагере?
— Играли, купались, трудились.
Ответ проигран, т.к. в ответе 3 слова, а надо только одно.
Возникла проблемная ситуация.
Надо задать такой вопрос, чтобы ответом было только слово «ИГРАЛИ», а слова «КУПАЛИСЬ» и «ТРУДИЛИСЬ» не подходили.
Подсказка в сочетании «трудились в огороде». Для 5-го слова есть такой вопрос: «Что делали дети в огороде?»
— Трудились.
– Ответ пойман. Сказать ИГРАЛИ и КУПАЛИСЬ уже не удается.
Итак, есть аналог, по которому можно додумать свои версии.
Например.
— Что делали дети на футбольном поле? — Играли. Ответ пойман.
— Что делали дети на речке? – Купались. Ответ пойман.
Ещё пример.
Ребята вырастили морковь, капусту, огурцы, картофель.
В игре 6 игроков и ведущий.
— Кто вырастил овощи? — Ребята. Ответ пойман.
— Что сделали ребята с овощами? — Вырастили. Ответ пойман.
— Что вырастили ребята?
Кому отвечать неизвестно. Все четыре слова под один вопрос. Этот вопрос не подходит.
Творческое задание – придумать 4 разных вопроса для своих ответов.
Получается, что нужно вывести правило для однородных членов: узнать, чем они различаются и по каждому различию поставить вопрос (как в предложении про лагерь).
Например.
— Какой оранжевый овощ вырастили ребята? – Морковь. Ответ пойман.
— Какой овощ с кочаном вырастили ребята? – Капусту. Ответ пойман.
— Что зелёное и продолговатое вырастили ребята? – Огурцы. Ответ пойман.
— Что выкопали ребята для приготовления чипсов? – Картофель. Ответ пойман.
Обратите внимание, к похожим существительным можно подобрать разные вопросительные слова. Опять есть шанс заняться исследовательской работой.
Летом дни становятся длиннее.
4 игрока и ведущий.
— Когда дни стали длиннее? (Ребята первой группы выполнили задание
— Летом. быстрее второй)
Что делают дни?
— Становятся.
— Какими стали дни?
— Длинными. А надо – ДЛИННЕЕ.
Какой надо задать вопрос, чтобы прозвучал ответ — ДЛИННЕЕ. Есть ли вопросы на сравнительные слова? А может быть, это и не вопросы?
Чтобы решить эту задачу давайте перейдём в сопутствующую систему, где также встречаются сравнительные слова. Вот самый простой пример.
Десять больше шести.
Вопросы к первому и третьему слову поставить несложно.
— Что больше шести? – Десять. Ответ пойман.
— Что меньше десяти? – Шесть. Ответ пойман.
Вопрос к слову БОЛЬШЕ не придумывается. Что делать?
Давайте попробуем переформулировать задачу. Конечный результат – это когда игрок произносит требуемое слово. А каким способом мы это сделаем –несущественно. Нужно отстраниться от заданного предложения, и тогда появятся варианты решения. Например.
– Какой это знак? – И пишем на доске знак >. Игрок отвечает: «Больше». Ответ пойман.
Или показываю 6 пальцев и спрашиваю: «Это 10?». При этом потихоньку открываю по одному пальцу. Есть большая вероятность, что игрок не выдержит и начнёт выкрикивать:
— Больше! Больше! Ответ пойман.
Заканчивая, давайте вернёмся к предложению со словом ДЛИННЕЕ. Возможно, вам поможет предыдущий разбор предложения, а может быть, найдёте свои варианты. Например, такой.
Чтобы достать до потолка короткой палкой, нужно сделать ее…? ДЛИННЕЕ (ответ принят).
Уважаемые учителя и родители! Русский язык – кладезь для творческих задач и изобретений. Пользуйтесь этим, и вашим детям будет интересно изучать родной язык, и они не станут роботами, у которых только один правильный ответ – из учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
Развитие умения задавать вопросы: кто? что? к словам.
Полная разработка урока по русскому языку во 2 классе по программе "Школа 2100" по теме: СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТНА ВОПРОСЫ: КТО? ЧТО?...
"Умение задавать вопросы к словам"
Презентация к уроку русского языка УМК "Школа 2100..."...
Искусство задавать вопросы.
Внеурочное занятие "Я - исследователь"...
Методическая разработка учителя английского языка Моу № 76 Ермоян Шушан Арамовна "Почему не следует задавать вопроса :"Вы поняли?"
Очень часто, для того , что бы узнать усвоен ли материал учениками, мы , учителя, задаём вопрос «Вам понятно?». Задавая такой вопрос ученику, учитель естественно получит ответ: «Да».Так как же н...
фрагмент урока по чтению на формирование умения задавать вопросы
Фрагмент урока в 3 классе, направленный на формирование умения задавать вопросы. Дата: 18.02.2014УМК «Школа России» Л.Ф. Климанова и др.Тема урока: С.Чёрный «Воробей» * *...
3 класс Внеурочное занятие «Я – исследователь» Тема: Искусство задавать вопросы и отвечать на них .
Тема: Искусство задавать вопросы и отвечать на них»Цель: Учиться задавать вопрос различной сложности . Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы.Задачи:П...