мастер-класс "Умение задавать вопросы" Игра "Поймай ответ"
статья

Швацкая Ольга Николаевна

Умение поставить вопрос к тексту – одно из ключевых читательских умений.

Если ребенок может поставить вопрос, на который текст дает точный ответ, можно рассчитывать, что текст ему понятен.

Научить детей задавать вопросы к тексту можно использовать  приём игры «Поймай ответ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_umenie_zadavat_igra_poymay_otvet_voprosy.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  «Умение задавать вопросы»

Учитель начальных классов: Швацкая О.Н.

Умение поставить вопрос к тексту – одно из ключевых читательских умений.

Если ребенок может поставить вопрос, на который текст дает точный ответ, можно рассчитывать, что текст ему понятен.

Научить детей задавать вопросы к тексту можно использовать  приём игры «Поймай ответ»

«Поймай ответ»

Задача ведущего – победить каждого игрока. Он задаёт такой вопрос, к которому подойдёт слово выбранного игрока. Игрок должен дать ответ на основе предложения. Если вопрос поставлен так, что слово игрока является ответом, то ведущий остаётся в игре, а если слово игрока не соответствует вопросу по смыслу или на вопрос лучше подходят другие слова предложения, то ведущий выбывает из игры. Поиграем с данным предложением.

Светлое поле лежало по сторонам дороги.

Ведущий:

— Какое поле лежало по сторонам дороги?

1-й игрок:

— Светлое.

Ответ первого игрока пойман.

Ведущий:

— Что лежало по сторонам дороги?

2-й игрок:

— Поле.

Ответ пойман.

Ведущий:

Что делало поле?

3-й игрок.

— Лежало.

Ответ пойман.

Ведущий для 4-го игрока.

— Где лежало поле?

Отвечает по смыслу 5-й: «У дороги». Ведущий проигрывает. Не пойман ответ «По сторонам».

Возникла проблемная ситуация. Нужно поставить вопрос, на который надо дать ответ: «ПО СТОРОНАМ».

Если это может сделать игрок, отвечающий за данное слово, он становится ведущим. Если нет, его место занимает любой, кто сумеет задать такой вопрос.

— По каким частям дороги лежало поле?

— По сторонам. Ответ пойман

Вопрос для 5-го игрока.

По сторонам чего лежало поле?

5-й игрок:

Дороги.

Ответ пойман.

Мы видим, что некоторые вопросы отличаются от тех, что ставятся обычно к членам предложения. И на вопросы, которые задают к частям речи, они тоже не похожи.

Это было простое предложение, которое раскрывает принцип игры.

Рассмотрим ещё варианты, где может появиться творчество. Предложение с однородными членами из того же учебника.

В лагере дети играли, купались и трудились в огороде.

В игре 6 игроков и ведущий.

— Где были дети?

— В лагере. – Ответ пойман.

— Кто был в лагере?

— Дети. – Ответ пойман.

— Что они делали в лагере?

— Играли, купались, трудились.

Ответ проигран, т.к. в ответе 3 слова, а надо только одно.

Возникла проблемная ситуация.

Надо задать такой вопрос, чтобы ответом было только слово «ИГРАЛИ», а слова «КУПАЛИСЬ» и «ТРУДИЛИСЬ» не подходили.

Подсказка в сочетании «трудились в огороде». Для 5-го слова есть такой вопрос: «Что делали дети в огороде?»

— Трудились.

 – Ответ пойман. Сказать ИГРАЛИ и КУПАЛИСЬ уже не удается.

Итак, есть аналог, по которому можно додумать свои версии.

Например.

— Что делали дети на футбольном поле? —  Играли. Ответ пойман.

— Что делали дети на речке? – Купались. Ответ пойман.

Ещё пример. 

Ребята вырастили морковь, капусту, огурцы, картофель.

В игре 6 игроков и ведущий.

— Кто вырастил овощи? — Ребята. Ответ пойман.

— Что сделали ребята с овощами? — Вырастили. Ответ пойман.

— Что вырастили ребята?

Кому отвечать неизвестно. Все четыре слова под один вопрос. Этот вопрос не подходит.

Творческое задание – придумать 4 разных вопроса для своих ответов.

Получается, что нужно вывести правило для однородных членов: узнать, чем они различаются  и по каждому различию поставить вопрос (как в предложении про лагерь).

Например.

— Какой оранжевый овощ вырастили ребята? – Морковь. Ответ пойман.

— Какой овощ с кочаном вырастили ребята? – Капусту. Ответ пойман.

— Что зелёное и продолговатое вырастили ребята? – Огурцы. Ответ пойман.

— Что выкопали ребята для приготовления чипсов? – Картофель. Ответ пойман.

Обратите внимание, к похожим существительным можно подобрать разные вопросительные слова. Опять есть шанс заняться исследовательской работой.

Летом дни становятся длиннее.

4 игрока и ведущий.

— Когда дни стали длиннее?  (Ребята первой группы выполнили задание

— Летом.        быстрее второй)

Что делают дни?

— Становятся.

— Какими стали дни?

— Длинными. А надо – ДЛИННЕЕ.

Какой надо задать вопрос, чтобы прозвучал ответ — ДЛИННЕЕ. Есть ли вопросы на сравнительные слова? А может быть, это и не вопросы?

Чтобы решить эту задачу давайте перейдём в сопутствующую систему, где также встречаются сравнительные слова. Вот самый простой пример.

Десять больше шести.

Вопросы к первому и третьему слову поставить несложно.

— Что больше шести? – Десять. Ответ пойман.

— Что меньше десяти? – Шесть. Ответ пойман.

Вопрос к слову БОЛЬШЕ не придумывается. Что делать? 

Давайте попробуем переформулировать задачу. Конечный результат – это когда игрок произносит требуемое слово. А каким способом мы это сделаем –несущественно. Нужно отстраниться  от заданного предложения, и тогда появятся варианты решения. Например.

– Какой это знак? – И пишем на доске знак >. Игрок отвечает: «Больше». Ответ пойман.

Или показываю 6 пальцев и спрашиваю: «Это 10?». При этом потихоньку открываю по одному пальцу. Есть большая вероятность, что игрок не выдержит и начнёт выкрикивать:

— Больше! Больше! Ответ пойман.

Заканчивая, давайте вернёмся к предложению со словом ДЛИННЕЕ. Возможно, вам поможет предыдущий разбор предложения, а может быть, найдёте свои варианты. Например, такой.

Чтобы достать до потолка короткой палкой, нужно сделать ее…? ДЛИННЕЕ (ответ принят).

Уважаемые учителя и родители! Русский язык – кладезь для творческих задач и изобретений. Пользуйтесь этим, и вашим детям будет интересно изучать родной язык, и они не станут роботами, у которых только один правильный ответ – из учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умения задавать вопросы: кто? что? к словам.

Полная разработка урока по русскому языку во 2 классе по программе "Школа 2100" по теме: СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТНА ВОПРОСЫ: КТО? ЧТО?...

"Умение задавать вопросы к словам"

Презентация к уроку русского языка УМК "Школа 2100..."...

Искусство задавать вопросы.

Внеурочное занятие "Я - исследователь"...

Методическая разработка учителя английского языка Моу № 76 Ермоян Шушан Арамовна "Почему не следует задавать вопроса :"Вы поняли?"

Очень часто, для того , что  бы узнать усвоен ли материал учениками, мы , учителя, задаём вопрос «Вам понятно?». Задавая такой вопрос ученику, учитель естественно получит ответ: «Да».Так как же н...

фрагмент урока по чтению на формирование умения задавать вопросы

Фрагмент урока в 3 классе, направленный на формирование умения задавать вопросы. Дата: 18.02.2014УМК «Школа России» Л.Ф. Климанова и др.Тема урока: С.Чёрный «Воробей» *   *...

3 класс Внеурочное занятие «Я – исследователь» Тема: Искусство задавать вопросы и отвечать на них .

Тема:  Искусство задавать вопросы и  отвечать на них»Цель:   Учиться задавать вопрос  различной сложности . Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы.Задачи:П...