Мастер-класс «Читательская грамотность как основа успешности обучающегося»
учебно-методический материал
Данный материал будет интересен для педагогов начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agapova_e.a._master_-_klass_chitatelskaya_gramotnost.ppt | 91.64 КБ |
agapova_e.a._master_-_klass_chitatelskaya_gramotnost.docx | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Скажи мне – я забуду, Покажи мне – я запомню, Вовлеки меня – я пойму.» Ж.Ж. Руссо
Главное изменение в современном обществе, влияющее на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, следовательно, сегодня школа должна не столько дать ученику как можно больший багаж знаний, сколько вооружить его умением учиться , так как его отсутствие обнаруживает неготовность жить в стремительно меняющемся мире. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов .
Говоря об умении учиться , мы подразумеваем изменение (расширение, преобразование) субъектом своих знаний и умений по собственной инициативе . Включенность младшего школьника в учебную деятельность характеризуем как реально произведенные учебные действия с выходом на значимый результат. О включенности учащегося в учебную деятельность свидетельствуют задействованные мышление, речь и учебные действия на уровне реальных и потенциальных возможностей младшего школьника.
Таким образом, для того чтобы обеспечить включенность младших школьников в учебную деятельность, необходимо: 1) организовать осознанное вхождение младшего школьника в учебную деятель ность, т.е. помочь ему понять, принять для себя, самостоятельно поставить учебную задачу; 2) сформировать первичный опыт вы полнения учебного действия с целью актуа лизации мотива учебной деятельности и понимания способа выполнения учебного действия; 3) создать условия для получения зна ния не в готовом виде, а в ходе самостоя тельного открытия; при этом младший школьник определяет цели и задачи собственной учебной деятельности, осозна ет ее содержание и формы; 4) организовать самооценку учеником хода и результата его учебной деятельности с целью ее дальнейшего планирования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования строится на системно - деятельностном подходе, поэтому задачей учителя является обеспечение включенности младших школьников в учебную деятельность, используя средств а и приемы разных технологий обучения в начальной школе.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Проиллюстрируем изложенные теоретические положения фрагментом урока литературного чтения через формирование читательской грамотности.
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений: умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения: – умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы: – найти в тексте информацию, представленную в явном виде; – основываясь на тексте, сделать простые выводы; умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»: – устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; – интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; – реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы. Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме. Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом. Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования
Приёмы формирования читательской грамотности В младшем школьном возрасте основной является коммуникативная сфера развития личности ребенка. Ему жизненно необходимо позитивное общение со стороны окружающих. В связи с этим становится актуальным коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий такую организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников урока. В данном разделе познакомимся с наиболее эффективными приёмами формирования читательской грамотности в рамках современных педагогических технологий.
Технология критического мышления (РКМЧП) Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов. 1 этап - «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. 2 этап - «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). 3 этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Приём – «Чтение с остановками». Приём «Синквейн». Приём «Работа с вопросником» Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Приём «Мозговой штурм» Приём «Уголки» Приём «Написание творческих работ» Приём «Тонкие и толстые вопросы».
Технология проблемного обучения Она основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления. Проектная технология Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта
Игровая технология Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. З десь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. «Мим-театр» «Крестики-нолики» «Древо мудрости»
Информационно-коммуникационная технология В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. Здоровьесберегающая технология Неотъемлемой частью работы учителя является применение здоровьесберегающей технологии, которая позволяет создать на уроке зону психологического комфорта. Здесь наряду с учетом дозировки учебной нагрузки, соблюдением гигиенических требований, благоприятным эмоциональным настроем, включением оздоровительных моментов, хочу отметить важность смены видов деятельности на уроке, позволяющие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность.
Личностно-ориентированная технология На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу. Технология продуктивного чтения Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста. Цель технологии : формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать.
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Читательская грамотность как основа успешности обучающегося»
Подготовила и провела:
Агапова Е.А.,
учитель начальных классов МАОУ «Школа №79 им. Н.А. Зайцева».
Цель: познакомить с опытом работы по развитию читательской грамотности младших школьников.
Задачи:
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными типами заданий.
показать практическую значимость использования разных типов заданий при работе с текстом
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:
Мотивация учения.
Постановка педагогической проблемы.
Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.
Подведение итогов мастер-класса.
Рефлексия.
Ожидаемые результаты:
Участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий по формированию читательской грамотности школьников и смогут использовать приобретенные знания в своей практике.
Оборудование: компьютер, проектор, конверты с заданиями для работы, словарь Ожегова, цветы разного цвета.
Приветствие.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас в этот весенний день. Весною, с пробуждением природы, сердце распахивается к чему – то новому, неизведанному. Хочется общаться, откровенничать, и взамен получать ответную, доброжелательную улыбку. И все потому, что в душе поселилась ВЕСНА. И манит побужденья новь, как непрочитанная книга. А какую книгу можно назвать прочитанной? А какого читателя мы можем назвать грамотным?
Постановка педагогической проблемы.
Тема мастер-класса ??? (на слайде)
Формирование читательской грамотности обучающихся – это одна из актуальных проблем современного образования.
В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.
В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:
– дети имеют низкую скорость чтения;
– зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
– не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
– затрудняются кратко пересказать содержание. мало читают, не обладают читательской грамотностью.
Самый известный вымышленный интеллектуал Шерлок Холмс сравнивал человеческий мозг с маленьким пустым чердаком: «Глупый натащит туда всякой рухляди, какая попадётся ему под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмёт лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все ин разложит в образцовом порядке».
Нужно научиться выбирать инструменты, располагать их в образцовом порядке и использовать по назначению!!!
И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают и не обладают читательской грамотностью.
Что же такое грамотность? Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.
А что же такое читательская грамотность?
Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Назову особенности формирования читательской грамотности:
Формирование навыка чтения. Оно строится на
-умение правильно прочитывать слова;
-понимать смысл текста;
-выразительно читать;
Овладение техникой чтения.
3.Формирование читательских интересов.
Сегодня я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я использую в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.
Мотивация учения
Практически Любой урок начинается с этапа вызова. Он необходим для актуализации и обобщения имеющихся у учеников знаний по данной теме; вызова устойчивого интереса к изучаемой теме; мотивирования учеников к учебной деятельности; побуждения к активной работе не только на уроке, но и дома. На данном этапе мы можем использовать такой прием, как ДО и ПОСЛЕ.
Приём «Верите ли вы …»
Верите ли вы, что можно детей научить учиться?
Верите ли вы, что урок длится 45 минут?
Верите ли вы, что школа может существовать без детей?
Верите ли вы, что всё это происходит ради детей?
Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?
Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?
Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?
Верите ли вы что формирование читательской грамотности – не играет роли в образовании детей?
Я тоже в это не верю. Какой приём я сейчас использовала?
Приём «Верите ли вы…» может быть началом урока. связывать разрозненные факты в единую картину;
систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
После знакомства с текстом учебника спрашиваю: Что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные утверждения » из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового, учебной статье.
С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала:
«Мим-театр» – изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает.
«Крестики-нолики» – работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали).
Практическая демонстрация приемов.
Приемов работы очень много! С некоторыми вы поработаете сейчас.
Открываем конверт №1.
Задания для 1 класса (на уровне слова)
1.Прочитай слова без лишнего слога
тюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз кадыпуста уктюроп петщерушка саголат ребядис пефонал карерандаш альцыбом ручщока портрыфель косдятюм брюлаки плавытье футсыболка юблика сажипоги туфдули тапчуки ботинрыки сандапели метцыро автомобус трамрявай тролфилейбус такфуси строикутель профодавец кондимытер офижуциант
2.Читай только первые слоги. Какие слова получились?
канат лентяй дача рисунок сани ракета фантазия концерт феникс тарелка фикус аллея карандаш таблетка лимон царевна кабинет пират танцы калина лейка доска коптильня театр леопард фонтан шахтёр магазин тысяча соловей барабан камень
Если детям трудно составлять эти слова, можно начинать это упражнение с подсказкой.
Конверт №2
Задания для 2 класса (на уровне предложения)
Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.
L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T
Один костёр – весь мир согревает. ( Солнце)
U F T Q W E R Б LV E N J Д S Z A h Y H t Z O L A R W Q Л J S Ю Y F Д h N И R П L V O t Л W Y Ь Q З G У S F Ю Z R T J C U W Я S
Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)
Конверт №3
Задания для 3-4 класса (на уровне текста)
Работа с деформированными текстами. Вызвать интерес – далеко не единственная задача этих упражнений. Вспомните момент, когда вам приходилось подниматься в гору с тяжелой ношей. Вы очень устали, осталось пройти совсем маленькое расстояние. И кто-то вдруг вам помогает, берет у вас ношу. Остаток расстояния вы преодолеваете, словно на крыльях. Именно так чувствует себя ребенок, когда переходит от чтения деформированных текстов к обычным. Ребенку легко читать, он чувствует связь между словами, охватывает все предложение целиком.
1.Использование принципа решения анаграмм для прочтения завершенных коротких текстов. Напомню, что смысл анаграммы в том, чтобы переставить буквы или звуки в слове, чтобы получилось другое слово.
мосКос
кеРаты таюлет в москос. Я чоху теполеть к зёвдамз и назуть: мат дюли лии тен.
2.Вставь подходящие по смыслу слова.
Скворец.
В комнату=== кот. В зубах у кота ====скворец. Коля === у него птичку. Мальчик =====раненое крылышко. Потом Коля =====скворца на волю. Слова для справок: подлечил был выпустил вбежал отнял
Подведение итогов мастер-класса.
Применяя в работе данные приёмы и упражнения, я отмечаю следующие преимущества:
учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас;
совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
обостряется любознательность, наблюдательность;
развивает активное слушание;
повышается самооценка.
Всё это способствует повышению уровня читательских умений и формированию читательской грамотности младших школьников.
Благодарю Вас за участие. Надеюсь, моё выступление было интересным.
Рефлексия.”Букет настроения”.
На доске изображена ваза. Можно напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:
красный – восторженное;
оранжевый – радостное, теплое;
желтый – светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий – неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый – тревожное, напряженное;
черный – упадок, уныние.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класса «Функциональная читательская грамотность как основа успешности учащихся»
Выступление на августовском секционном заседании муниципального методического объединения педагогических работников Лаишевского района на базе МБОУ «Лаишевская СОШ № 2 им. Б.К. Кузнецова&r...
Читательская грамотность как основа успешности учащегося
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся чи...
мастер-класс "Формирование читательской грамотности обучающихся"
Мастер-класс по формированию читательской грамотности обучающихся...
Доклад по теме:"Читательская грамотность, как основа успешности учащегося"
Данный доклад из опыта своей работы я готовила для выступления на районном семинаре учителей начальных классов....
Сценарий мастер-класса "Читательская грамотность как основа успешности младших школьников".
Цель: создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства на основе организации пространства для профессионального обмена опытом по развитию читательской грамотност...
Публикация Читательская грамотность как основа успешности учащегося
Публикация Читательская грамотность как основа успешности учащегося...
Мастер – класс «Формирование читательской грамотности как требование ФГОС для создания успешности в образовательном пространстве»
Участники мастер-класса получат знания о разных приемах при работе с текстами по формированию читательской грамотности младших школьников и смогут использовать приобретенные знания в своей...