Доклад по теме:"Читательская грамотность, как основа успешности учащегося"
учебно-методический материал
Данный доклад из опыта своей работы я готовила для выступления на районном семинаре учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitatelskaya_gramotnost_kak_osnova_uspeshnosti_uchashchegosya.pptx | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Грамотность – это степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих оценки функциональной грамотности школьника. Предметом измерения является то, как ученик воспринимает, понимает, а затем использует текст.
Для того чтобы человек мог в полной мере участвовать в жизни общества, ему необходимо уметь находить в текстах различную информацию, понимать и анализировать её, уметь интерпретировать и оценивать прочитанное. Поэтому, спектр оцениваемых умений, связанных с читательской грамотностью расширен.
К умению осмысливать и оценивать информацию, добавлены умения оценивать качество и надежность текста, обнаруживать и устранять противоречия, критически оценивать информацию, применять полученную информацию при решении широкого круга задач.
Сформулированы новые критерии отбора текстов для чтения. Чтобы обобщить информацию из нескольких отличающихся источников, значительно увеличен объём составных текстов . Уточнена и расширена тематика текстов с учётом современной информационной среды и потребностей социума, что позволит оценивать способность учащихся ориентироваться в современном мире и справляться с вновь появившимися требованиями. Усложнена форма представления заданий, чтобы оценить способности школьника правильно понимать намерение автора, назначение текста, на умение ориентироваться в структуре текстов разных видов и форматов, в структуре заданий и способах формулировки ответа на поставленные вопросы.
Оценивание читательской грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности сосредоточено на навыках чтения, которые включают в себя поиск, выбор, интерпретацию, интеграцию и оценку информации из всего спектра текстов, связанных с ситуациями, которые выходят за пределы класса.
Образовательные достижения по повышению читательской грамотности школьников представляют собой: 1 ) личностные результаты – сформированность ценностного отношения к чтению; совершенствование читательских навыков; развитие эстетического вкуса; формирование развивающего круга чтения; 2 ) метапредметные результаты – умение эффективно использовать различные источникам ; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности; 3 ) предметные результаты - уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике; формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности - в олимпиадах, конкурсах и др.
Работая над разными текстами, нужно использовать разные методики, разные приемы при обучении чтению художественной литературы и информационного текста. Читать разные тексты — от стихов до инструкций. Читать — значит всегда извлекать смысл. Чтение — на всех уроках. Не только литературное чтение является предметом, отвечающим за функциональную читательскую грамотность.
Примеры заданий для формирования читательской грамотности в начальной школе Данные материалы могут быть использованы для организации уроков литературного чтения и внеурочной деятельности по предмету.
Задания для 1 класса Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ
Задания для 1 класса Прочитай слова без лишнего слога тюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз кадыпуста уктюроп петщерушка Читай только первые слоги. канат лентяй дача рисунок сани ракета фантазия концерт феникс тарелка фикус аллея карандаш
Задания для 1 класса В каждой строчке найди 5 слов р кошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл р кошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ фыкививишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноград укенгшщзл
Задания для 1 класса Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите: оядлео лушкяга змлнеякиа фрноаь сзтекроа пиодмор сзакка уебинчк пдосонулх кхнуя
Задания для 1 класса Прочитай слова, вернув буквы А на место слт сткн звтрк крн бнн срфн квдрт ткнь прд брбн мскрд флг хлт крмн крндш
Задания для 2 класса Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте. L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T Один костёр - весь мир согревает. ( Солнце)
Задания для 2 класса Читай предложение наоборот справа налево: вомодхашырк ан илсивопикьлусосеикьненот Прочитай поговорку правильно: Дерево живёт друзьями, а человек корнями. Труд портит, а лень - кормит. За одним зайцем погонишься – двух поймаешь. Один раз отмерь – семь раз отрежь.
Задания для 2 класса Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно. По печи узнают человека. Терпенье и прут всё перетрут. Здоровому - грач не нужен. Торопливый человек дважды одно тело делает.
Задания для 3-4 класса чаМет ыМ с лоКей милюб троисть букики и течмать : но – о роме, я - о бене . нО дубет корямом , а я комлётчи .
Приём «Знаю, узнал, хочу узнать ». Применяется как на стадии объяснения нового материала , так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
1 этап. Работа с текстом до чтения Цель: Вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст, развивать умения предполагать, предвосхищать содержание текста Приемы: 1. Отсроченная отгадка 2.Ассоциации 3.Обращение к жизненному опыту 4. Ассоциативный куст 5. «Дерево предсказаний» 6. Верите ли вы? 7. Чтение фамилии автора, название текста; 8. Чтение выделенных слов; 9. Рассматривание иллюстраций; 10. Высказывание предположений о теме, содержании текста
2этап Работа с текстом во время чтения Цель Обеспечить полноценное восприятие текста . Приемы: 1.Читаем и спрашиваем. 2.Составление вопросного плана. 4. Диалог с автором. 5. Чтение про себя с вопросами 6.Работа с ключевыми словами. 7. Чтение текста по частям с комментированием; 8. Работа с малознакомыми, непонятными словами; 9.Выборочное чтение; 10. Беседа по содержанию; 11. Сравнение содержания текста со своим предположением. 12.Кластер.
3 этап Работа с текстом после чтения Цель Обеспечить углубленное восприятие и понимание текста на уровне смысла постановка проблемного вопроса к тексту; повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям; высказывание и аргументация отношения к прочитанному; характеристика событий, места действия, поступков героев; выполнение творческих заданий учащимися.
Приёмы формирования читательской грамотности Приём «толстые» и «тонкие» приемы «Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы Объясните почему….? Кто..? Что…? Когда…? Почему вы думаете….? Может…? Мог ли…? Предположите, что будет если…? Было ли…? Будет…? В чём различие…? Согласны ли вы…? Почему вы считаете….? Верно ли…?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Процесс формирования читательской грамотности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и родителей. Важно, чтобы и в классе, и дома царила атмосфера любви и интереса к чтению. Обобщив всё вышесказанное, я предполагаю, что в результате применения в своей работе разнообразных приёмов и методов у учеников в начальной школе будут заложены основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класса «Функциональная читательская грамотность как основа успешности учащихся»
Выступление на августовском секционном заседании муниципального методического объединения педагогических работников Лаишевского района на базе МБОУ «Лаишевская СОШ № 2 им. Б.К. Кузнецова&r...
Читательская грамотность как основа успешности учащегося
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся чи...
Мастер-класс «Читательская грамотность как основа успешности обучающегося»
Данный материал будет интересен для педагогов начальной школы....
Мастер-класс Функциональная грамотность как основа успешности учащихся
Мастер-класс Функциональная грамотность как основа успешности учащихся...
Читательская грамотность - основа успешности учащегося.
В данной статье представлены методы и приемы по формированию читательской грамотности младших школьников....
Сценарий мастер-класса "Читательская грамотность как основа успешности младших школьников".
Цель: создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства на основе организации пространства для профессионального обмена опытом по развитию читательской грамотност...
Публикация Читательская грамотность как основа успешности учащегося
Публикация Читательская грамотность как основа успешности учащегося...