Мастер – класс «Формирование читательской грамотности как требование ФГОС для создания успешности в образовательном пространстве»
материал

Иркитова Айана Владимировна

Участники мастер-класса получат знания о разных приемах при работе с текстами по формированию читательской грамотности  младших школьников и  смогут использовать приобретенные знания в своей практике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx64.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Поречье

Углегорского городского округа

Мастер – класс

«Формирование читательской грамотности как требование ФГОС для создания успешности в образовательном пространстве»

Учитель начальных классов:

Иркитова А.В.

с. Поречье, 2022 г

Мастер – класс «Формирование читательской грамотности как требование ФГОС для создания успешности в образовательном пространстве»

Цель:  познакомить с опытом работы по формированию  читательской грамотности младших школьников.

Задачи:

- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;

- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в парах, группах).

Ожидаемые результаты:

Участники мастер-класса получат знания о разных приемах при работе с текстами по формированию читательской грамотности  младших школьников и  смогут использовать приобретенные знания в своей практике.

Оборудование: компьютер, проектор,  листы заданиями  для работы.

Ход мероприятия

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас на мастер – классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным.

(Слайд 1)

– Я хочу поделиться своим опытом по теме  «Формирование читательской грамотности как требование ФГОС для создания успешности в образовательном пространстве у младших школьников»

Формирование читательской грамотности обучающихся – это одна из актуальных проблем  современного образования.  Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать информацию и понимать её. Получалось так , как когда – то сказал  Ян Амос Коменский  «Читать и не понимать - то же, что совсем не читать» (Слайд 2)

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.

(Слайд3)  В своей практике  я столкнулась со следующими проблемами: 

– дети имеют низкую скорость чтения;

– зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

– не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

– затрудняются кратко пересказать содержание. мало читают, не обладают читательской грамотностью.

 Чтобы  научить ребёнка понимать и находить для себя нужную информацию, каждый учитель на своих уроках ищет наиболее эффективные методы и приемы обучения.

Сегодня   хочу поделиться с некоторыми приемами  работы с текстом, которые я использую  в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют  их к познавательной и творческой активности,  способствуют формированию читательской грамотности.

 Мы попробуем применить эти приемы на известной нами всем произведении. А какое произведение узнаете отгадав загадки.

Над цветами вертолет Совершает свой полет, Лопастями из слюды Размахался у воды, Полушария-глаза, Вертолетик — … (Стрекоза)

И грузчик, и плотник, и артельный работник,

а без пилы и топора строит города. (Муравей). Правильно.

Это басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» (текст. См. Приложение 1)

 Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

Приемы  работы с текстом очень много, с несколькими  приёмами вы поработаете в группах. Работа в группах.  

1.Группы работают 2-3 минуты.

2.Учитель оказывает помощь участникам групп.

3.С наработанными материалами выступает 1 представитель группы

 - Вспомним правила работы в группе: (Слайд)

  • Работай дружно.
  • Спокойно высказывай своё мнение.
  • Уважай мнение другого.
  • Терпеливо выслушивай мысли других.
  • Вместе находи правильное решение.
  • Капитан определяет выступающего.

-Предлагаю провести самооценивание своей работы по стратегии «Большой палец».  (слайд)

Критерии оценивания:

- Большой палец вверх, если вы уверены в том, что достигли поставленных целей и того, что от них ожидалось;

- Большой палец в сторону, если вы чувствуете, что достигли частичного успеха в достижении целей, но необходима еще работа;

- Большой палец вниз, если вы думаете, что никак или мало продвинулись к достижению цели.

Итак. Задание группам

  1. Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Задание : Пара готовит доказательства положительных качеств героя, другая пара -отрицательных качеств  героя.                                       

  1. Приём «Тонкий и Толстый вопрос»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

         умение формулировать вопросы;

         умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

 

Дайте три объяснения, почему… ?

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Может… ?

Будет… ?

Мог ли… ?

Согласны ли вы… ?

Верно ли… ?

Задание: Паре необходимо сформулировать и задать другой паре по два «тонких» и два «толстых» вопроса», связанных с текстом.

Приём «Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.

 Прием  «Задай вопрос». После чтения абзаца , ребенок который читал формулирует вопрос и  задает вопрос конкретному ученику. Например, Алеша ответь на вопрос. Во втором классе использую этот прием, т.к. второклассники пока пишут медленно.

 З. Упражнения для формирования интереса и мотивации к чтению.

 1. Приемы «Пол-арбуза», «Половинка сверху», «Половинка снизу»

- Сможете ли вы, увидев пол-арбуза, представить себе, как выглядит целый арбуз?

 - Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите своим ученикам провести такой же эксперимент со словами. Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв. Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Прием «Решетка»

Постарайся прочитать кусочек текста через решетку.

«Перевертыш»

Прочитай текст боком или вверх ногами.

«Шторка»

Возьмите небольшую картонку белого цвета. Читаем на одном выдохе (сколько хватит  дыхания) и закрываем слова «шторкой» сверху вниз. «Шторку»  ведем вниз плавно, быстро, без остановок.

  1. Задание:    Составить  Синквейн (по выбору Стрекоза или Муравей)

«Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила.
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определенный смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  1. Прием «Мимтеатр»

Эффективным будет применение игровых приёмов.

Интерес  учащихся вызывает приём «Мимтеатр» - когда нужно изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает.

Задание. «Мим-театр» - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает.

Выступления групп.

(После каждого выступления группы комментирую)

Группы оценили свою работу. Самооценка «Большой палец».

 Спасибо большое, коллеги,  за Вашу активную работу!

 Рефлексия. Прием «Все в твоих руках» (Слайд)

Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.

 

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.

СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации

БЕЗЫМЯННЫЙ не все приёмы работы с текстом представлены ясно.

МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю

Благодарю за внимание и проявленный интерес!  Хотела бы закончить мастер – класс такими словами:

Мы учим не для школы, а для жизни.

Не просто дать знания,

А научить учиться – вот наша задача.

Стрекоза и Муравей. И.А.Крылов

Стрекоза и муравей


Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум придет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты...» — «Я без души
Лето целое все пела». —
«Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!»

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка мастер-класса. Формирование читательской грамотности посредством приёма «Ромашка Блума».

Разработка мастер-класса. Формирование читательской грамотности посредством приёма «Ромашка Блума»....

Мастер-класс: «Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: совершенствование методического мастерства педагогов по развитию критического мышления....

Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»

Формирование читательской грамотности-актуальная проблема современного образования.     На мастер-классе я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я...

Мастер-класс "Формирование читательской грамотности с помощью технологии продуктивного чтения"

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать.Достижение этой цели предпол...

Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»

Мастер-класс  «Формирование читательской грамотности младших школьников»Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем  современного образован...

Формирование читательской грамотности как требование ФГОС и ресурсный потенциал личностно ориентированного обучения

Сегодня родители очень серьезно относятся к тому, какую школу и учителя выбрать для своего ребенка. Все мы хотим, чтобы основной задачей учебного учреждения было обучение, обеспечивающее право каждого...