Мастер-класса «Функциональная читательская грамотность как основа успешности учащихся»
учебно-методический материал
Выступление на августовском секционном заседании муниципального методического объединения педагогических работников Лаишевского района на базе МБОУ «Лаишевская СОШ № 2 им. Б.К. Кузнецова»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 15.35 КБ |
funktsionalnaya_chitatelskaya_gramotnost.pptx | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, коллеги
Тема мастер-класса «Функциональная читательская грамотность как основа успешности учащихся» (слайд)
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности (слайд)
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, заниматься чтением для того, чтобы достигать свои цели, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Читательская грамотность является неотъемлемой частью функциональной грамотности (слайд). Среди них занимает центральное положение и является ключевым направлением оценки образовательных достижений.
По результатам международного исследования PISA в 2018 году российские 15-летние учащиеся занимали 26 место среди всех стран мира (слайд) Лидирующие страны и территории: Сингапур, Гонконг (Китай), Канада, Финляндия, Ирландия. (слайд) (слайд)
Самые трудные задания для российских школьников по результатам теста PISA (слайд) (слайд) (слайд) Найти и извлечь информацию из текста. Интегрировать и интерпретировать сообщения текста. Осмыслить и оценить сообщения текста. Каждое читательское умение не формируется по отдельности. Все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению. Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «…извлечь из мёртвой буквы живой смысл», - говорил великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский.
Рассмотрим основные виды и приёмы чтения в учебной деятельности (слайд) Виды чтения направлены на изучение и усвоение информации по тексту. Типы чтения (слайд) направлены на понимание информации. Различные приёмы (слайд) развивают читательскую грамотность
Приём «Мозаика» Даны отрывки из текста. Сложить их в один единый текст. Прочитать его.
Приём «Верите ли вы» По тексту определить, верны ли утверждения. Дать однозначный ответ ДА или НЕТ.
Приём «Подбери соответствующую картинку» сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
Приём «Толстый», «Тонкий» вопросы (слайд) Этот приём – способ организации взаимопроверки понимания текста.
«Тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ ДА или НЕТ и целиком основан на тексте.
«Толстый» вопрос проблемный, требует глубокого осмысления и основан на собственных размышлениях.
Примеры «тонких» вопросов: Кто? Что? Когда? Как звали? Было ли?
Примеры «толстых» вопросов: дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Согласны ли вы…? Верно ли…?
Приём стратегия «Идеал» (слайд) - это технология развития критического мышления. Формирует умения определять проблему, находить и формулировать пути решения. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова КАК. Учащиеся предлагают разные способы, выбираются хорошие, эффективные. Затем выбирают единственное решение – самое сильное решение проблемы.
Приём «Чтение с остановками» (слайд) Цель – управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель предварительно работает с текстом. Разбивает на смысловые отрывки и готовит к ним вопросы.
Приём «Чтение про себя с пометками» (слайд) используется для работы со сложными научными текстами. Читатель делает на полях пометки.
Приём «Ромашка Блума» (слайд) развивает критическое мышление. Он состоит из шести лепестков и содержит определённый тип вопроса. Шесть лепестков – шесть вопросов (простые, уточняющие, интерпретационные (объясняющие), творческие, практические, оценочные)
Работа с текстом может быть в позиции «читатель» (слайд) Она включает
- непосредственно-эмоциональное вслушивание и направлена на развитие мотивационной сферы
- и вычитывание, толкование текста, работа со сложными словами.
Работа с текстом может быть в позиции «автор». Она приобретает самостоятельное значение при создании читательского отзыва.
Работа с текстом может быть в позиции «теоретик». Главная задача теоретика – открытие закона художественной формы и способов создания художественного образа.
Чтобы процесс формирования читательской грамотности был более организованным и структурированным, авторским коллективом в сотрудничестве с издательством «Просвещение» была подготовлена серия специализированных задачников как для начального звена, так и для среднего звена (слайд)
Смысловое чтение. Читаю, понимаю, узнаю. Под редакцией Ульяхиной Л.Г. для 1 и 2 класса
Сборник метапредметных заданий для начальной школы в 2-х частях для 2, 3, 4 классов.
Специальные серии пособий для 5-9 классов.
В завершении хочу сказать, что читательскую грамотность можно сравнивать с мышцами, которые необходимо накачивать, а успех зависит от вложенного времени и усилий.
Спасибо за внимание (слайд) Август, 26 2021
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ГРАМОТНОСТЬ Чтение и письмо являются измеряемыми показателями качества образования в национальных и международных исследованиях (PIRLS, PISA, ЕГЭ) и показателем перспектив развития экономики страны.
Модель оценки функциональной грамотности PISA-2018
Результаты 15-летних учащихся по читательской грамотности Номер Страна Средний балл Место страны среди других стран 1 Сингапур 535 1 2 Гонконг (Китай) 527 2-5 3 Канада 527 2-4 4 Финляндия 526 2-5 5 Ирландия 521 4-8 6 Эстония 519 5-8 7 Республика Корея 517 4-9 8 Япония 516 5-10 9 Норвегия 513 7-11 10 Новая Зеландия 509 9-14 26 Российская Федерация 495 19-30
Из указа Президента России от 7 мая 2018 года Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г . Цель программы – качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) …
1. Просмотр и нахождение информации Назвать Найти Указать место или время события Найти факт, подтверждающий (опровергающий) высказанную точку зрения
2. Интеграция и интерпретация сообщений текста Придумать название или сочинить вступление к тексту Объяснить порядок действий Восстановить названия Дать характеристику герою повествования Объяснить назначение картины или рисунка
3. Осмысление и оценивание информации текста Высказать и обосновать собственную точку зрения на предмет, обсуждаемый в тексте Подтвердить какое-либо утверждение текста на основе собственного опыта Оценить утверждение текста с точки зрения собственных моральных или эстетических представлений Высказать свое мнение о качестве приведенных в тексте доказательств Определить ценность текста для решения определенной задачи
Основные виды чтения
Типы чтения
Приемы чтения Мозаика Даны отрывки из текста. Сложить их в один единый текст. Прочитать его. Верите ли вы? Подбери соответствующую картинку Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
«Толстый и тонкий» вопросы способ организации взаимопроверки понимания текста. «Тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ ДА или НЕТ и целиком основан на тексте. «Толстый» вопрос проблемный, требует глубокого осмысления и основан на собственных размышлениях. Примеры «тонких» вопросов: Кто? Что? Когда? Как звали? Было ли? Примеры «толстых» вопросов: дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Согласны ли вы…? Верно ли…?
Стратегия «Идеал» это технология развития критического мышления. Формирует умения определять проблему, находить и формулировать пути решения. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова КАК. Учащиеся предлагают разные способы, выбираются хорошие, эффективные. Затем выбирают единственное решение – самое сильное решение проблемы.
Чтение с остановками применяется при чтении различных типов текстов. Её цель – управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Материал для чтения – тексты из учебников. Учитель предварительно работает с текстом, который учащимся предстоит читать в классе. Он разбивает текст на смысловые отрывки и готовит к ним вопросы.
Чтение про себя с пометками чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Его целью является мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Читатель делает на полях пометки. Например, такие: + понял + согласен - не понял - не согласен ? надо обсудить !! требуется обсуждение
Прием «Ромашка Блума » развивает критическое мышление. Он состоит из шести лепестков и содержит определённый тип вопроса. Шесть лепестков – шесть вопросов (простые, уточняющие, интерпретационные (объясняющие), творческие, практические, оценочные)
Работа с текстом
Серия специализированных задачников
Спасибо за внимание!
Источники https :// studme.org https :// kpfu.ru https :// www.loiro.ru https :// krippo.ru https :// infourok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Читательская грамотность как основа успешности учащегося
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся чи...
Мастер-класс «Читательская грамотность как основа успешности обучающегося»
Данный материал будет интересен для педагогов начальной школы....
Мастер-класс Функциональная грамотность как основа успешности учащихся
Мастер-класс Функциональная грамотность как основа успешности учащихся...
Доклад по теме:"Читательская грамотность, как основа успешности учащегося"
Данный доклад из опыта своей работы я готовила для выступления на районном семинаре учителей начальных классов....
Сценарий мастер-класса "Читательская грамотность как основа успешности младших школьников".
Цель: создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства на основе организации пространства для профессионального обмена опытом по развитию читательской грамотност...
Мастер-класс на тему: "«Читательская грамотность- базовый навык функциональной грамотности младших школьников»"
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих формирование читательской грамотности младших школьников на уроках русского языка....
Публикация Читательская грамотность как основа успешности учащегося
Публикация Читательская грамотность как основа успешности учащегося...