мастер-класс "Формирование читательской грамотности обучающихся"
материал по чтению
Мастер-класс по формированию читательской грамотности обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
Тема мастер-класса : "Разговор о памяти и о любви".
Рассказ Н.С. Евдокимова "Степка, мой сын".
Задачи:
- Развитие аналитических умений работы с художественным текстом: извлечение информации из прочитанного, интерпретация текстовой информации.
- Формирование навыков формулирования проблем исходного текста, выявления авторской позиции.
- Воспитание духовно – нравственных качеств старшеклассников, развитие их эмоциональной сферы и коммуникативной культуры.
Планируемые результаты: участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий по формированию читательской грамотности младших школьников и смогут использовать приобретенные знания в своей практике.
Методическая цель:
- Использование приемов и средств обучения, способствующих формированию читательской грамотности обучающихся..
Оборудование : листы для работы с текстом; текст- притча; листы с записью групп читательских умений и типов заданий.
Ход учебного занятия
I. Мотивационно-установочный этап 1. Эмоциональный настрой. Чтение стихотворения Д.Самойлова «Память» . Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь,
Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память – дождь,
И память – снег летит и пасть не может.
- Какие ассоциации возникают у вас со словом война?
Страдание, смерть, страх, боль, мужество, героизм, предательство, трусость, кровь, дружба, любовь, память, верность, мир, долг, отвага, человечность, бесчеловечность, жестокость. 2. Анализ эпиграфа как отправной точки полилога:
Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне. (Ю.Друнина 1943г.)
– Что хотела сказать автор этих строк? Почему? 3. Определение целей и задач предстоящей работы. – Военная тема актуальна и сегодня, спустя почти 71 год после Победы. Она будет волновать нас завтра и всегда, так как связана с темой памяти, памяти сердца. Хотя о войне уже сказано и написано немало, но писатели, особенно те, кто сам прошёл трудными дорогами войны, вновь и вновь возвращаются к ней.
II. Организационно-деятельностный этап
1. Слово об авторе рассказа: (Учащиеся знакомятся самостоятельно)
Николаю Семеновичу Евдокимову было всего 19 лет, когда началась война. Он был призван в армию, «не долюбив, не докурив последней папиросы». Попав в жестокие бои 1941–1942 гг., был контужен и демобилизован по ранению. Герои его книг (и в мирной и в военной жизни) – простые обыкновенные люди с сострадательной душой. На протяжении всего творчества он обращается к теме войны: «Случай в особняке», «Была похоронка», «Море – его земля», «Была война когда-то…», «Стёпка, мой сын». Писатель так объясняет своё желание рассказать о войне: «Испытав на фронте физические и нравственные потрясения, увидев смерть товарищей и сам стоя на грани смерти, я ощутил то, что лежит в основе всякого творения,- страдание А от личного страдания так близко к состраданию».
Память о страданиях и боли, о погибших молодых жизнях, несбывшихся надеждах, непрожитых биографиях стала источником его творчества.
2. Прогнозирование
Название – это «входная дверь» текста. Как вы думаете, о чём может идти речь в рассказе с таким названием?
3. Погружаемся в текст
1. Прочитаем текст, проведём диалог с автором и проверим наши предположения. Чтение рассказа Н.С. Евдокимова «Степка, мой сын». В ходе чтения с остановками ответить на вопросы: а) Почему рассказ о событиях войны начинается с описания мирной жизни? б) Как вы думаете, чем закончится рассказ?
2. Наблюдаем и размышляем (проверка эмоционального отклика на рассказ и восприятия содержания прочитанного).
а) О чем заставил задуматься прочитанный текст? Какие чувства вызвал? (Предполагаемые ответы)
- Рассказ вызвал щемящее чувство боли от того, что человеческое счастье так непрочно.
– Война жестока и безжалостна: она оборвала жизнь Анки и любовь героев, не дала родиться их сыну Степке: «Ничего не построит Степка! И ты его не жди, девочка на подоконнике. Он не придет никогда…». - Война – это подвиг во имя будущего: «Красные пули летели прямо на нас, а мы ползли… Мы и мертвые ползли бы вперед, но сержант командовал возвращаться».
- В такое страшное время солдаты не очерствели душой, замечают вокруг себя красоту, берегут её, трепетно и бережно относятся к любви рассказчика с Анкой.
- Главное в рассказе – это любовь, умение любить даже в такое страшное время. Война отняла у рассказчика самое дорогое, но чувство к любимой не погибло: «…годы прошли, а мы вместе, всегда вместе».)
б) Как бы вы теперь назвали этот рассказ? «Стёпка, мой не родившийся сын».
г) В чем заключаются особенности композиции рассказа? Какова цель такого композиционного построения художественного текста? – В рассказе два временных пласта: прошлое переплетается с настоящим. Вместе с рассказчиком мы, просыпаясь на рассвете, бредем по пустым московским улицам, затем мысленно переносимся в сорок первый год к озеру Селигер, в деревню Пустошка. Война давно закончилась, но не дает покоя память сердца: «Это бывает не часто, но с годами все чаще и чаще». Воспоминания о погибшей любимой, о не родившемся сыне Степке мучительны для героя, но именно память о прошлом помогает ему жить в настоящем. Без прошлого не может быть настоящего.
д) Жанр рассказа предполагает небольшой объём, поэтому каждое слово художественного текста несет смысловую нагрузку. Составьте, используя слова текста рассказа, портрет Войны и портрет Мира. Определите семантические поля.
– Портрет Мира: «птицы – хозяева Москвы» | – Портрет Войны: «одни пепелища» |
- В какие тематические группы можно объединить эти словосочетания и предложения? – Жизнь и смерть. Итак, рассказ построен на контрасте, в основе рассказа лежит такой приём, как антитеза. Что объединяет и связывает прошлое и настоящее в рассказе? - Память
е) Определите ключевые слова – образы прочитанного текста и установите между ними смысловую связь, чтобы представить целостную картину текста. (Работа в парах и у доски). – Война, мир, жизнь, страдание, смерть, любовь, память.
Таким образом, мы составили кластер, или опорную схему этого рассказа, на которую проецируется содержание. Я надеюсь, она поможет вам на следующем этапе работы, который называется «Дерево вопросов». На нём расположились «толстые» вопросы, которые потребуют умения рассуждать, делать выводы, интерпретировать (объяснять) текст.
Вопросы друг к другу. 1. Проблема патриотизма является одной из основных в рассказе. Докажите это текстом. 2. С какой целью автор использует образ травы в рассказе? 3. В чём на ваш взгляд заключается типичность образа Анки, какими лучшими качествами она обладает? 4. На какие размышления о судьбе любви на войне наводит рассказ? 5. Почему автор не просто рассказал историю гибели Анки, а придумал будущее, которого не случилось? 6. Каким предстоит перед вами Стёпке, и почему рассказчик делает своего воображаемого сына строителем? 7. В чём, на ваш взгляд, актуальность рассказа Н.Евдокимова?
III. Рефлексивный этап.
1. - Что своим рассказом хотел сказать автор своим читателем, нам с вами?
Автор показал бесчеловечность и жестокость войны, её противоестественность для жизни человека. Война отняла у героя любовь, счастье, самых близких и дорогих ему людей, осталась только память, которую он бережно хранит в своём сердце. Она поможет будущим поколениям не забыть подвиг народа в Великой Отечественной войне.
2.Составление синквейнов (синтез текстовой информации и ее представление в краткой форме).
Правила написания синквейна:
- В первой строчке одним словом называется тема (обычно это имя существительное)
- Вторая строчка – характеристика темы в двух словах (обычно это два прилагательных)
- Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
- Четвертая строчка – это фраза из трех– четырех слов, показывающая отношение к теме (чувства одной строкой)
- Пятая строчка – это синоним, повторяющий суть темы (одно слово).
3. «Яркое пятно»: стихотворение Юлии Друниной.
На носилках, около сарая,
На краю отбитого села,
Санитарка шепчет, умирая:
– Я еще, ребята, не жила…
И бойцы вокруг нее толпятся
И не могут ей в глаза смотреть:
Восемнадцать – это восемнадцать,
Но ко всем неумолима смерть…
Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны.
Вздрогнет он и отойдет к окошку,
Закурить пытаясь на ходу.
Подожди его, жена, немножко –
В сорок первом он сейчас году.
Там, где возле черного сарая,
На краю отбитого села,
Девочка лепечет, умирая:
Источник: https://needlewoman.ru/skazki/epigraf-k-rasskazu-o-voyne.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование аспектов читательской грамотности обучающихся
В начальной школе маленькьй читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Задача учителя развивать такое качество личности, как читательская самостоятельность....
Контрольная работа по проверке читательской грамотности обучающихся 4 класса.
Работа снаправлена на проверку читательской грамотности обучающихся 4 класса....
Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе.
Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе....
Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы с использованием составного текста (по материалам рассказа Г. Я. Снегирёва «Ука»)
Уроки литературного чтения особенно нужны детям, чтобы пробудить в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. В основу данного...
Выступление на тему: Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе.
Презентация к выступлению...
«Формирование читательской грамотности обучающихся как требование ФГОС начального общего образования».
laquo;Формирование читательской грамотности обучающихся как требование ФГОС начального общего образования»....
Формирование читательской грамотности обучающихся
Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расш...