Публикация Читательская грамотность как основа успешности учащегося
статья
Публикация Читательская грамотность как основа успешности учащегося
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_chitatelskaya_gramotnost_kak_osnova_uspeshnosti_uchashchegosya.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Читательская грамотность как основа успешности учащегося
Дондупова Мира Будажаповна,
учитель начальных классов
МАОУ Иволгинская СОШ
Читать – это ещё ничего не значит:
что читать и как понимать читаемое –
вот в чём главное дело.
К. Д. Ушинский.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией», а также в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам начальной школы.
Особое значение формирование читательской грамотности приобретает сегодня, когда ситуация в области чтения напряжена: время на чтение постоянно сокращается, круг чтения сужается, литературные вкусы делаются более примитивными, поэтому учителю нужно ясно осознавать, что без привлечения к чтению, без формирования уважения, любви к книге, тяги к чтению, без сознательного чтения как труда и творчества, невозможно формирование читательской информационной культуры.
Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
«Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Эти слова положены в основу системы работы по формированию читательской грамотности у младших школьников, основанной на соблюдении следующих принципов: постепенности, последовательности, от простого к сложному, систематичности.
Система работы включает следующие направления:
1) формирование навыков чтения,
2) начитанность учащихся,
3) умение работать с книгой,
4) формирование навыков читательской деятельности,
5) внеурочная деятельность, повышающая у детей интерес к чтению,
6) проектно-исследовательская деятельность,
7) работа с родителями.
В период обучения грамоте я провожу активную работу над формированием навыка чтения, так как у детей, испытывающих трудности в чтении, возникают проблемы с пониманием прочитанного. В этот период наиболее эффективны следующие приёмы: чтение строчек наоборот по словам, восполнение пропусков букв в словах, чтение перевёрнутого текста, чтение строчек с закрытой нижней половиной, поиск в тексте заданных слов и т.д. Эти приёмы помогают формировать у учащихся навыки чтения, позволяющие воспринимать текст, а затем анализировать его.
В это же время начинаю работать и над формированием начитанности учащихся, предусматривающей знание детьми авторов и книг, соответствующих их возрасту и входящих в круг чтения, определённый программой. Для этого на уроках провожу пятиминутки чтения, использую прием «Рассказ о книге», когда дети стараются увлечь своей книгой.
Особое внимание уделяю формированию навыков читательской деятельности. Это смысловое понимание прочитанного, умение составлять план к рассказу, выделять главную мысль текста, находить информацию, данную в неявном виде, выбирать из текста предложения по заданию, уметь выразить свое мнение. Для этого использую приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, что позволяет формировать у ученика способность к выполнению необходимых мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации.
На разных этапах урока использую следующие приёмы:
1) «Верные и неверные утверждения». Учащимся предлагаются несколько утверждений по изучаемой теме, из которых дети, опираясь на собственный опыт, выбирают верные. Таким образом, дети настраиваются на изучение темы.
2) «Мозговой штурм». На этом этапе важно, чтобы учащиеся с помощью вопросов и предположений сами сформулировали значимые для себя конкретные цели изучения нового материала, и это вызывает у них естественное желание узнать новое.
3) «Путаница», когда отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку.
4) «Толстые и тонкие вопросы». Таблица «толстых и тонких» вопросов может быть использована на любой из стадий урока. По ходу работы с таблицей в одну колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа (фактический ответ), в другую вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа (обстоятельный ответ).
5) «Чтение с остановками» - учащимся предлагается ответить на вопросы, задаваемые учителем или самими учащимися по ходу чтения. Это могут быть простые, уточняющие, объясняющие, творческие, практические вопросы.
На уроках литературного чтения использую разные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности: выделение главной мысли текста, нахождение в тексте или составление предложений, наиболее полно отражающих главную мысль произведения, составление плана произведения, подбор пословиц к произведению, нахождение в тексте слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет героев произведения и т.д.
Большой интерес у учащихся вызывает работа по комплексному анализу текстов на уроках литературного чтения. Для этого использую небольшие по объёму художественные или научно-познавательные тексты. Предлагаемые задания помогают детям лучше понять содержание текста и способствуют обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. А сами тексты познавательного характера способствуют расширению кругозора учащихся.
Следующее направление по формированию читательской грамотности - это внеурочная деятельность. Формы организации её разнообразны: викторины, поэтические конкурсы, литературные игры (например, «Поле чудес», викторины), инсценировки литературных произведений, библиотечные часы. Такая работа способствует повышению интереса к чтению, формирует самооценку.
Формированию читательской грамотности также способствует и проектно-исследовательская деятельность, в процессе которой требуется найти необходимую информацию по теме, обработать её и представить результаты работы перед аудиторией. Учащиеся увлечены этой работой, т. к. темы для своих работ дети выбирают сами. Например, «Профессии моих родителей», «Моя семья», «Мои друзья» и др. Первыми помощниками в этой работе являются родители. Родители являются не только первыми помощниками для своих детей, но и примером для них. «Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает». Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. «Читающая» среда должна быть создана, прежде всего, в семье. Поэтому я провожу родительские собрания на следующие темы «Семейное чтение», «Книга в жизни младшего школьника», «Книга – лучший друг» и т.д.
Сложившая система работы от обучения чтению к овладению навыками чтения для обучения способствует достижению необходимого для продолжения образования уровня читательской грамотности выпускника начальной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класса «Функциональная читательская грамотность как основа успешности учащихся»
Выступление на августовском секционном заседании муниципального методического объединения педагогических работников Лаишевского района на базе МБОУ «Лаишевская СОШ № 2 им. Б.К. Кузнецова&r...
Читательская грамотность как основа успешности учащегося
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся чи...
Мастер-класс «Читательская грамотность как основа успешности обучающегося»
Данный материал будет интересен для педагогов начальной школы....
Мастер-класс Функциональная грамотность как основа успешности учащихся
Мастер-класс Функциональная грамотность как основа успешности учащихся...
Доклад по теме:"Читательская грамотность, как основа успешности учащегося"
Данный доклад из опыта своей работы я готовила для выступления на районном семинаре учителей начальных классов....
Читательская грамотность - основа успешности учащегося.
В данной статье представлены методы и приемы по формированию читательской грамотности младших школьников....
Сценарий мастер-класса "Читательская грамотность как основа успешности младших школьников".
Цель: создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства на основе организации пространства для профессионального обмена опытом по развитию читательской грамотност...