Методологические подходы к организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Татьяна Николаевна Базанкова

В статье раскрывается понятие педагогическиая методология и рассматривается пример организации работы по проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов. Данная форма работы способствует хорошему формированию проектно-исследовательских компетенций учащихся и меняет роль учителя в работе ученика над исследовательским проектом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Базанкова Татьяна Николаевна,

Методист, ГБОУ гимназия №271

Санкт-Петербурга

Методологические подходы к организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

        В рамках ФГОС к окончанию начальной школы ученики должны овладеть основами проведения пусть небольшой и несложной, но настоящей научной исследовательской работы. Все дети от природы любознательны и полны желания учиться, поэтому именно на начальной ступени обучения они стремятся к творчеству, познанию и активной деятельности. А для этого как нельзя лучше подходит исследовательская деятельность, как один из способов получения ребенком представления об окружающем мире. В данной статье предлагается одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности на уровне НОО.

Любой исследовательский проект предполагает несколько основных этапов:

  • выбор темы, постановка цели;
  • выдвижение гипотезы;
  • подбор методов исследования;
  • изучение теории, посвящённой данной теме;
  • сбор материала, его анализ и обобщение;
  • научный комментарий;
  • собственные выводы.

        Если бы каждый исследователь проводил свое исследование так, как ему вздумается, не придерживаясь каких-либо основных положений, то объективные знания получить было бы практически невозможно. Для того чтобы этого не происходило, существует методология исследовательской деятельности.

        Что же это такое?

        В широком смысле это учение лежит в основе любой деятельности. В образовании под методологией обычно понимается, прежде всего, методология научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

        Таким образом, методология определяет основные составляющие научного исследования (проблема, цель, объект или предмет, задачи исследования, совокупность исследовательских средств, которые необходимы для достижения цели, а также формирует представление о последовательности действий исследователя в процессе решения задач - гипотеза исследования).

        Обучить всему сразу – невозможно. Поэтому работу по обучению исследовательской деятельности необходимо проводить поэтапно, усложняя от класса к классу и меняя роль учителя от роли руководителя до роли наставника.

1 этап - 1 класс начальной школы.

        Работа ведется в рамках урочной деятельности.

 Задачи:

• поддержание исследовательской активности КОГО? на основе имеющихся представлений;

• развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

• формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.  

С первого класса ученики знакомятся с понятием «исследование». На уроках включаются задания, где надо анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. Исследование проводится в основном в форме краткосрочных учебных проектов и носит творческий характер, что дает каждому ребёнку возможность самовыражения. Можно выполнить следующие проекты: «Живая Азбука», «Музей букв», «Моя семья», «Мои родные в годы ВОВ», «Мои домашние животные» и т.д.  

2 этап –2-3 классы начальной школы.

        Работа проводиться как в рамках урочной деятельности (со всем классом), так и на занятиях внеурочной деятельности.

        Задачи:

  • приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
  • развитие умений определять тему исследования, видеть проблему, правильно задавать вопросы;
  • формирование умения работать с разными источниками информации;
  • формирование умения выполнения небольших исследовательских проектов.  

Данный этап ориентирован на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; развитие умений определять тему исследования, видеть проблему, правильно задавать вопросы, работать с разными источниками информации.

        Для решения данных задач можно использовать такие методы и способы деятельности как: коллективный учебный диалог, рассматривание предметов с точки зрения использования их в необычной ситуации, создание проблемных ситуаций, коллективное моделирование.

        Во внеурочной деятельности – это занятия-игры, занятия–тренинги, краткосрочные исследовательские проекты, занятия-практикумы, «научная лаборатория».

        Если во 2 классе результатом работы являются коллективные исследовательские мини-проекты, то к концу 3 класса учащиеся могут представлять индивидуальные исследовательские проекты.

        3 этап - 4 класс начальной школы.

        Работа организуется как в рамках урочной деятельности (со всем классом), так и на занятиях внеурочной деятельности.

        Задачи данного этапа:

  • обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, её средствах и способах, осознании логики исследования и развития исследовательских умений;
  • проведение индивидуальной проектно-исследовательской работы;
  • публичное выступление с презентацией результатов проектно-исследовательской

работы.

По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается:

- в увеличении сложности учебно-исследовательских задач;

- в переориентации процесса образования на постановку и решение их самими школьниками;

- в развёрнутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.

        На данном этапе целесообразно использовать следующие методы и способы деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.

        Таким образом, хорошо просматривается развитие исследовательского опыта учеников, которое  носит циклический и поступательный характер. Это происходит за счет расширения выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнения деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.

Однако, в начальной школе полноценное исследование или исследовательский проект  возможен только при сотрудничестве с родителями. Причем это сотрудничество длится на протяжении всего исследования, начиная с выбора темы (ведь кто, как ни родители лучше знает интересы своего ребенка), до подготовки презентации и публикации работы.

Отдельным направлением в работе по организации исследовательской деятельности является индивидуальная работа с мотивированными детьми и их родителями. В таком случае ребенок не только посещает занятия внеурочной деятельности, но и работает с учителем по индивидуальному маршруту. Результатом данной работы является исследовательская работа или исследовательский проект ученика. Причем, это возможно уже со 2 класса.

Для примера предложена следующая система представления готовых исследовательских работ:

1 уровень – представление работы на занятиях внеурочной деятельности по курсу  (группе учащихся, знакомых с методикой исследования), затем в классе перед всеми учениками.

2 уровень – выступление на школьной конференции исследовательских работ в начальной школе.

3 уровень – участие в районных конкурсах проектно-исследовательских работ.

4 уровень – участие в городских, Всероссийских и Международных конкурсах проектно- исследовательских работ.

Предложенная система организации работы по формированию проектно-исследовательских компетенций у учащихся начальной школы апробирована и показала хорошие результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности ...

Развитие творческой личности младшего школьника посредством системно-деятельностного подхода при организации проектно-исследовательской деятельности

Педагогический опыт «Развитие творческой личности младшего школьника посредством системно-деятельностного подхода при организации проектно-исследовательской деятельности» Адониной Е.В. реализуется в м...

Современные подходы к организации и проведению уроков в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Пед.чтения 3.11.16г

Доклад. Современные подходы к организации и проведению уроков в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Пед.чтения 3.11.16г...

Методологические подходы к организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Любое исследование начинается с проблемы. Проблема – это затруднение, неопределённость. Чтобы её устранить требуются действия,  в  первую  очередь  –  э...

«Современные подходы к организации и проведению уроков в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую и...