Развитие творческой личности младшего школьника посредством системно-деятельностного подхода при организации проектно-исследовательской деятельности
опыты и эксперименты на тему

Адонина Елена Владимировна

Педагогический опыт «Развитие творческой личности младшего школьника посредством системно-деятельностного подхода при организации проектно-исследовательской деятельности» Адониной Е.В. реализуется в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Скороднянская средняя общеобразовательная школа» Губкинского района Белгородской области.Начальная школа должна обеспечить целостное развитие творческой личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. В соответствии с этим усвоение предметных знаний, умений должно рассматриваться как средство для развития универсальных учебных действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon apo-adonina_e.v.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

Адонина  Елена  Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Скороднянская средняя общеобразовательная школа»

Губкинского района Белгородской области

Развитие творческой личности младшего школьника

посредством системно-деятельностного подхода

при организации проектно-исследовательской деятельности

Автор опыта: Адонина

Елена  Владимировна,

учитель начальных классов

 

Скородное, 2014

Содержание:

1. Информация об опыте ……………………………………………….. 3

2. Технология опыта ……………………………………………………..5

3. Результативность опыта………………………………………………13

4. Библиографический список …………………………………………..16

5. Приложение к опыту ………………………………………………….17


Информация об опыте.

Тема опыта: «Развитие творческой личности младшего школьника посредством системно-деятельностного подхода при организации проектно-исследовательской деятельности».

Автор опыта: Адонина Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Скороднянская средняя общеобразовательная школа» Губкинского района Белгородской области.

Педагогический опыт «Развитие творческой личности младшего школьника посредством системно-деятельностного подхода при организации проектно-исследовательской деятельности» Адониной Е.В. реализуется в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Скороднянская средняя общеобразовательная школа» Губкинского района Белгородской области.

Педагогический стаж её работы 25 лет. В 2014– 2015 учебном году в МБОУ «Скороднянская СОШ» обучается 432 ученика, из них 175 в начальной школе. Елена Владимировна в данном учебном году работает во 2 классе. Ее ученики  отличаются высокой работоспособностью, активностью, открытостью в общении. По результатам регионального стартового тестирования в 1 классе 46 % детей имели высокие интеллектуальные способности.

Начальная школа должна обеспечить целостное развитие творческой личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. В соответствии с этим усвоение предметных знаний, умений должно рассматриваться как средство для развития универсальных учебных действий.

Условием возникновения, становления опыта явилось то, что в соответствии с ФГОС второго поколения основным направлением при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ. Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебно - деятельностной самостоятельности школьников (умения учиться). Так, к основным критериям личностных компетенций начального общего образования Стандарт относит:

• формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

• воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных задач;

 • индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности — мотивационно–смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, регулятивной.

Современная школа ставит своей целью создание условий для самореализации личности, осознание человеком самого себя в окружающем мире, свободного выбора жизненного пути, реализации всех способностей и талантов.

Достижение этой цели возможно лишь в рамках системно-деятельностного подхода. Одной из форм системно – деятельностного подхода  является организация проектно-исследовательской деятельности в обучении и воспитании как критерий формирования личностных компетенций учащихся. Каждый должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, ориентироваться в информационном пространстве, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Формирование проектно - исследовательских умений учащихся сегодня рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий, направленных на развитие личностных компетенций учеников.

Вышеизложенные умозаключения  и привели к возникновению данного опыта.

Актуальность опыта заключается в том, что Федеральный государственный образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

Ведущая педагогическая идея опыта состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной проектно - исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Длительность работы над опытом – три года.  

Опыт формировался в течение трех учебных лет и включает три этапа.

I этап – начальный – 2011-2012 гг., изучена психологическая, педагогическая и методическая литература по теме, определены наиболее эффективные организационно-педагогические условия ее реализации в образовательном процессе и разработаны показатели сформированности познавательного интереса, по которым в дальнейшем оценивалась результативность проделанной работы.

II этап – основной – 2012 - 2013 г.г., была апробирована технология развития познавательного интереса учащихся в образовательном процессе. На этом этапе внедрялись намеченные организационно-педагогические условия в учебно-воспитательный процесс, проводился систематический контроль и оценка работы по комплексному их применению в образовательном  процессе.

III этап – заключительный  – 2013 - 2014 г.г., оценивались результаты работы, анализировались причины положительных изменений, доказана успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы, проверялась достоверность полученных результатов проделанной работы на основе известных методик, формулировались выводы.

Диапазон опыта – единая  система «урок-внеклассная  работа».

Теоретическая база опыта.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный метод обучения – это организация учебно - воспитательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. В этом процессе человек, личность выступает как активное, творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путем самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности  человек становится самим собой. 

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности, как элемента системы «мир - человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Главный фактор развития - учебная деятельность. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.

Новизна опыт.

Данный опыт позволяет успешно устранить затруднения в практике учителя начальной школы по обеспечению продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках посредством системно-деятельностного подхода. Одной из важнейших целей данной теории автор  называет создание оптимальных условий для интеллектуального, нравственного и волевого развития личности ребёнка, включение его в творческую деятельность, дающую новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности.

Суть опыта в усовершенствовании, модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известных методов и средств обучения.

Технология опыта.

Цель данного опыта: воспитание личности младшего школьника как субъекта жизнедеятельности, обеспечение его общекультурного, личностного и познавательного развития, вооружение таким важным умением, как умение учиться. Для достижения поставленной цели  педагогом определены следующие задачи:

  • изучить теоретические основы новой технологии;
  • выявить наиболее приемлемую форму введения проектно-исследовательского метода;
  • ознакомить учащихся с проектной деятельностью через разработку

коллективных учебных проектов в урочной и внеурочной работе;

  • организовать групповую работу учащихся по модели полного усвоения

знаний с учётом интеллектуальных способностей и интересов учащихся;

  • развивать творческие способности, воображение, фантазию;
  • исследовать результативность применения метода проектов через

внеурочную деятельность.

Вслед за этим меняется содержание образования, его методы и формы.

Для этого педагогом используются следующие методы обучения:

1. метод проблемного изложения;

2. частично - поисковый, или эвристический метод;

3. исследовательский метод.

При использовании каждого из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых возрастает.

Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока (Приложение №3).

В процессе проектно-исследовательской деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки:

  1. Рефлексивные умения:
  •  умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  •  умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
  1. Поисковые (исследовательские) умения:
  •  умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  •  умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  •  умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  •  умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  •  умение выдвигать гипотезы;
  •  умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  •  умение коллективного планирования;
  •  умение взаимодействовать с любым партнером;
  •  умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  •  навыки делового партнерского общения;
  •  умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

  •  умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  •  умение вести дискуссию;
  •  умение отстаивать свою точку зрения;
  •  умение находить компромисс;
  •  навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6. Презентационные умения и навыки:

  •  навыки монологической речи;
  •  умение уверенно держать себя во время выступления;
  •  артистические умения;
  •  умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  •  умение отвечать на незапланированные вопросы.

Предварительно написанный план должен включать некоторые или все нижеследующие элементы:

Предварительная подготовка учителя:(подготовительный этап)

  1. Определить тему проекта.
  2. Продумать ключевые понятия темы.
  3. Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа.
  4. Представить возможные итоговые работы.
  5. Разработать критерии оценки итоговой работы творческой группы.
  6. Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.

Реализацию технологии деятельностного метода в своей практике преподавания Елена Владимировна обеспечивает следующей системой дидактических принципов.

1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2.Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3.Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4.Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5.Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6.Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7.Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Характеристики успешных проектов

•Учащиеся находятся в центре образовательного процесса.

Проекты дают возможность учащимся строить свою учебную деятельность в соответствии с их интересами и увлечениями. Школьники активно участвуют в работе над проектом, т.к. они учатся через поиск, рассматривают различные варианты решения задач проекта.

Работа над проектом соответствует образовательным стандартам и программе обучения.

При разработке проекта за основу принимают центральные понятия учебной программы, соответствующей местным или национальным образовательным стандартам. Проект имеет четкие цели, определяющие планируемые результаты обучения.

•Проекты управляются основополагающими вопросами.

Проекты помогают учащимся осмысленно исследовать проблемы, обозначенные в основополагающем вопросе, вопросах учебной темы, частных вопросах. Эта триада помогает учащимся погрузиться в сложные проблемы реального мира и исследовать их.

•Проекты включают в себя разнообразные виды оценки.

Задачи, стоящие перед учащимся на каждом этапе проекта, четко сформулированы. Учащиеся имеют доступ к руководствам по выполнению заданий и знают, что от них требуется. В рамках проекта есть возможность рефлексии и обратной связи.

•Проекты имеют связь с реальным миром. 

Темы проектов связаны с жизнью учащихся и миром за пределами класса. Это означает, что учащиеся исследуют реальные проблемы и могут представить свои результаты реальной аудитории, пользоваться ресурсами сообщества, консультироваться с экспертами в рамках своей темы исследования и общаться с использованием ИКТ.

•Учащиеся представляют свои достижения через конечный продукт исследования.

Проекты обычно заканчиваются тем, что учащиеся демонстрируют свои знания через конечные продукты исследования или презентации. Конечные продукты исследования дают учащимся возможность самовыражением и осознания самостоятельности учебной деятельности.

•Для работы над проектом необходимы мыслительные умения высокого уровня.

Работа над проектом способствует развитию метапознавательных и познавательных мыслительных умений, таких, как самооценка, решение проблем, принятие решений.

•Образовательные стратегии разнообразны и обеспечивают многообразные стили учения.

Применение целого спектра образовательных стратегий гарантирует возможность вовлечения каждого ученика в деятельность по реализации проекта. Обучение может включать различные виды групповой работы, деятельность, обеспечивающую обратную связь с учителем и одноклассниками.

Проекты в младших классах - это трудно? Это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Одна оговорка: речь, скорее всего, не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для малыша - это будет его проект.

Системно-деятельностный подход помогает учащимся отвечать на проблемные вопросы, подталкивает учащихся к составлению проектов. Новые стандарты предлагаются первоклассникам такие проекты: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». Работа в данном направлении формирует интерес учащихся к изучаемым предметам, учит использовать художественную, справочную литературу, мультимедийные  энциклопедии, Интернет. Например, подвести учащихся к защите проекта «Моя школа и мой класс» помогает то, что преподаватель в процессе урока, поняв заинтересованность каждого ребенка в конкретной теме, раздает каждому конкретное задание. Ставят вместе с  учителем цель: организовать поиск сведений. Определяют задачи: узнать адрес школы, найти информацию об истории школы, сведения о кружках и секциях, выяснить, сколько учеников, учителей, классов, кабинетов в школе, изучить строение школы, ее окрестности. При подготовке к проекту «Живая азбука» каждый ученик выбрал понравившуюся ему букву и попытался о ней рассказать всё, что узнал. Были созданы рисунки, подобраны, выучены и рассказаны стихи о буквах. Участники проекта очень активные, любопытные и эмоциональные ребята. Они с удовольствием берутся за любое дело, особенно, если это дело требует фантазии и творчества. Ребята учились находить в окружающем мире предметы, похожие на буквы (животные, птицы, насекомые, предметы быта). Свои наблюдения воплотили в творческих работах.

На уроках технологии учитель проводит коллективно-творческие  работы детей «Работа над проектом». Дети знакомятся, над каким проектом будут работать, составляют план действия и воплощают этот проект в жизнь. Такие проекты, как «Моя семья» и «Моя малая родина», «Осенний урожай». А на этапе итога работы дети отмечают наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные работы одноклассников. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, организовываем эти поиски, управляем, развиваем их познавательную деятельность. И вот решение найдено. Это-кульминация. Дети находят новый способ решения математической, лингвистической, естественно-научной задачи. Главное - разрешены противоречия между знанием и незнанием, которое стояло в начале урока (Приложение №2).

Заканчивая урок, в его эпилоге учитель находит слова, которые помогают осознать ребёнку, что найденное решение, новое открытие - это его личный вклад в общую деятельность. При таком построении урока, как бы он ни протекал: стремительно, успешно или с затруднениями, видна увлечённость детей делом, их понимание того, с чем они работают, открытость, желание и умение прийти на помощь товарищу и в то же время самостоятельность. Каждый ученик имеет право до или после урока сделать записи на доске, если что-то не поняли, или написать схему, запись, способ решения, если усвоили материал очень хорошо. Учащиеся с удовольствием возвращаются к освоенному накануне способу действия. Достаточно спросить у ребят: « Что не поняли?», « Что уже умеем делать хорошо?», «Что было сложно?». На этом этапе самое главное - переживание успешности практического действия. Главное - включить ребёнка в конкретную предметную деятельность.

Итак, позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Дети большую часть времени проводят в школе. Каждый ребёнок находит себе занятие по душе, может проверить свои силы и способности, учится взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Режим работы начальной школы составлен с учётом продолжительного пребывания ребёнка в школе, регламентируется единым расписанием учебных занятий, самоподготовки, внеурочной деятельности и системой дополнительного образования. В начальной школе дети не просто готовятся к будущей взрослой жизни, а ярко и насыщенно живут уже сейчас. Их школьные дни насыщены делами и событиями, связанными с учёбой, творчеством, трудом, укреплением здоровья, досугом. Учитель с детьми  постоянно принимает участие в творческих конкурсах,  проводят  предметные недели, участвуют в интеллектуальных конкурсах. Всему этому способствует системно – деятельностный подход, а значит – повышение качества образования и развитие личности ребёнка.

С первого класса необходимо вовлекать учеников в мини-исследования (Приложение №1). Например, одна из работ звучала так: “Моя малая родина”. Стремясь дать наиболее полные сведения о своем селе, учитель предлагает  ученикам на каждом уроке задания поискового характера. Изучая историю возникновения села, улицы, памятники, знакомясь с растительным и животным миром окрестных лесов, культурным наследием наших предков, разрабатываются  проекты мест отдыха и развлечений, ученики в течение 2-х недель вели настоящую исследовательскую работу. Результатом стал стенд про наше село. Позже, к неделе окружающего мира, учитель расширяет задание и включает в него музейные материалы, дети делают дополнительные фотографии, оформляют свои работы. Коллективный проект среди начальных классов назывался «Сохраним родную землю». Выставку оформили в рекреации школы.

Как руководитель методическим объединением ежегодно в школе педагог проводит неделю начальных классов. Больше всего ребятам понравились конкурсы математических кроссвордов «День математических терминов », конкурс сказок и стихотворений собственного сочинения "День творчества" и конкурс плакатов «Нам этот мир завещано беречь». В них приняли участие более 50 человек. Педагоги  начальных классов проводят интеллектуальные игры, КВН, конкурс математических загадок и шуточных задач, уроки здоровья. В последний день проходит награждение. Призеры и все участники получают грамоты за участие в конкурсах, которыми пополняют свои портфолио. Пусть полученные грамоты на школьном уровне, но для ребенка они имеют огромное значение. В сентябре 2011года во всех школах проходил урок, посвященный 100-летию прославления святителя Иоасафа Белгородского. В МБОУ «Скороднянская СОШ» - на тему: «Небесный ходатай земли Белгородской». Дети подготовили коллаж на тему «Святитель родного Белогорья». После этого ребята участвовали в конкурсе исследовательских краеведческих работ участников Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество» и заняли призовое место.

Каждый год педагог разрабатывает и проводит рождественские праздники для учащихся начальной школы (ведь это поистине детский праздник): «Свет Рождественской звезды», «Рождественская сказка», «В гостях у Елочки». На светлой седмице каждый год проводят пасхальный праздник «Торжество из торжеств». Дети читают стихи, поют песни, показывают сценки. В классе для ребят есть православный уголок, где они могут поместить выставку своих работ и фотографий с праздников. Ребята изготавливают поделки и отправляют на конкурс, где они занимают призовые места в конкурсах «Новый год глазами детей», «Дружная планета», «Серпантин», «Зимняя фантазия», «Рождественская сказка».

Знакомясь на уроках литературного чтения с житием Сергия Радонежского, ребята к 700-летию Преподобного решили выполнить коллективный проект «Преподобный Сергий Радонежский». В проекте содержится описание жизни Сергия Радонежского, рисунки, стихотворения собственного сочинения (Приложение № 2).

Сегодняшние школьники мало и неохотно читают детскую художественную литературу. Поэтому хочется заинтересовать наших юных читателей чтением, ведь есть книги - особые, интересные, православные. Воспитанники Елены Владимировны ежегодно в марте выступают с презентацией православной литературы перед сверстниками.

Золотые правила деятельностного подхода:

  • подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса;
  • веди ребёнка от собственного опыта к общественному;
  • будь не «над», а «рядом»;
  • радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
  • учи анализировать каждый этап работы;
  • критикуя, стимулируй активность ребенка.

Главный стимул любой деятельности, организуемой классным руководителем - ее результативность (Приложение №4, №5).

Результативность опыта.

Уровень обученности учащихся

Качество знаний по основным предметам

3 класс

2011 – 2012

учебный год

4 класс

2012 – 2013

учебный год

Русский язык

64%

75%

Математика

60%

75 %

Литературное чтение

75%

80 %

Итоги года

64%

75 %

Сравнительный анализ качества знаний

выпускников начальной школы

2012 – 2013 учебного года

/ в динамике за I  полугодие/

4 класс

за год

5 класс

I четверть

5 класс

II четверть

Русский язык

75%

71 %

78 %

Математика

75 %

78 %

84 %

Литературное чтение

80 %

93 %

93 %

Качество знаний

75 %

71 %

78 %

Первоклассники 2013 – 2014 года с удовольствием принимают участие в дистанционных олимпиадах, районных и Всероссийских конкурсах.

Таким образом, системно-деятельностный подход способствует положительной динамике качества знаний учащихся, формирует всесторонне развитую личность, обладающую критическим мышлением.

Участие в олимпиадах и творческих конкурсах

Название конкурса,      олимпиады

ФИ участника

Уровень

Результат

2011-2012 учебный год

Международный конкурс детских рисунков «Дружная планета»

Адонин Владимир

Муниципальный

1 место

Международный конкурс детских рисунков «Дружная планета»

Агафонова Ирина

Муниципальный

3 место

Районный конкурс исследовательских краеведческих работ участников Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество»

Манзюк Анастасия

Муниципальный

3 место

2012 – 2013 учебный год

Районный конкурс «Новый год глазами детей»

Манзюк Анастасия

Муниципальный

3 место

Районная выставка «Серпантин»

Маркина Виктория

Муниципальный

3 место

2013-2014 учебный год

Всероссийский открытый заочный конкурс «Познание  и творчество»

Виноходова Злата

Всероссийский

1 место

Всероссийский конкурс проектов учащихся «Созидание и творчество»

Адонин Владимир

Всероссийский

2 место

Выставка – конкурс «Рождественская сказка»

Сапрыкина Ангелина

Муниципальный

2 место

Районная выставка «Серпантин»

Чуева Виктория

Муниципальный

1 место

Олимпусик

Лысых Артем

Всероссийский

1 место

Заочная олимпиада «Эдукон»

Виноходова Злата

Всероссийский

1 место

Развитие личности обучающихся

Для выявления развития личности обучающихся был использован метод «системного наблюдения». На каждого ученика была заведена карта наблюдений, в которой по балам отмечались 8 качеств личности, присущие данному ученику.

В результате наблюдения за такими качествами личности, как:

- инициативность - 74 %;

- раскованность - 71 %;

- любознательность - 73 %;

- креативность  - 67 %;        

- независимость – 43 %;

- ответственность - 71 %;         

- общие способности- 64 %;

- самовыражение- 70 %

можно сделать вывод, что все качества развиты высоко. Это говорит о сформированности у учащихся внимательного отношения к инструкции, усидчивости, обязательности, концентрации внимания, гибкости суждений, стремления узнать смысл событий, явлений, легко выражать свои идеи и мысли. Все это говорит о повышения качества знаний учащихся и их  мотивации к учению.

Таким образом, результативность деятельности развития учащихся очевидна. Исходя из этого, следует, что осуществление системно - деятельностного подхода в развитии творческой личности младшего школьника посредством включения их в проектно-исследовательскую деятельность обеспечивает положительную динамику индивидуального развития каждого учащегося.

Библиографический список:

1.        Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2010.

2.        Асмолов А. Г. Системно - деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.

3.     Воронцов А.Б. и др. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. – 176 с.  

3.        Курлыгина О. Е. “Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте”, Ж: “Начальная школа”, №8, 2010, стр. 50.

4.  Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младшего школьника.

5.        Романова О. Н. “Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки”, Ж: “Начальная школа плюс до и после”, №12, 2010, стр.38.

6.        Тимофеева Т. Ю. “Как учебник помогает организовать учебную деятельность”, Ж: “Начальная школа”, №3, 2010, стр. 25.

7.        Цукерман Г. А, “Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников?”, Ж: “Вопросы психологии”, №5, 1998, стр. 68.

 Приложение к опыту:

1. Приложение № 1 –         Доклад «Исследовательская деятельность  

   на уроках в начальной школе  как один из методов системно-

   деятельностного подхода»

2. Приложение № 2 –         Доклад «Мероприятия  по выявлению и  

 развитию творчески одаренных детей младшего школьного возраста»        

3. Приложение № 3 –         Урок «Общий прием сложения

  однозначных чисел с переходом через десяток»

4. Приложение № 4  – Проект «Мастерство вратарской техники»                  5. Приложение № 5 – Проект «Познание и творчество» в номинации

«По страницам истории»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности младшего школьника на урока русского языка по системе Л.В.Занкова.

Развитие творческой личности младшего школьника на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова....

Развитие творческой личности младшего школьника через курс «Театральная мастерская»

Занятия по внеурочной деятельности  можно построить по единому алгоритму.  Эти этапы должны найти место на каждом внеурочном занятии, н...

Развитие творческой личности младшего школьника во внеурочной деятельности.

Развитие творческой личности младшего школьника во внеурочной деятельности. Трудовая деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе техники р...

Использование интерактивных технологий в целях развития творческой личности младшего школьника.

Как превратить каждый урок в школе в урок мышление-общение? Как научить ребёнка гибко подходить к решению проблем, чтобы почувствовать удовольствие от обучения? Этого можно добиться лишь средствами, к...

Развитие творческого потенциала младшего школьника в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности

Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные ...

Развитие творческой личности младшего школьника во внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей – важ­нейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность прин...

Система работы по развитию творческих способностей младших школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности с применением региональных условий

     Одна из задач трудового обучения является формирование и развитие творческих способностей младших школьников. Обучаясь, дети приобретают необходимые для творческого труда на...