Рабочая программа духовно-нравственного развития по курсу внеурочной деятельности "Мой край" с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЙ КРАЙ» С УЧЁТОМ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЙ КРАЙ» С УЧЁТОМ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Челябинск
2020
Задание № 9
«Вариант рабочей программы курса, учитывающего региональные, этнокультурные особенности и потребности обучающихся, в том числе по реализации образовательного проекта ТЕМП».
Выполнила:
Лизанец Олеся Александровна
Учитель начальных классов
МБОУ «СШИ №3 г. Челябинска»
Пояснительная записка
В концепции развития воспитания в системе начального общего образования г. Челябинска раскрывается необходимость формирования у обучающихся личностного отношения к культурно-историческому наследию, чувства ответственности за свою малую родину.
Важность формирования личности, с высоким уровнем самосознания, способной к саморазвитию и изменению качества жизни своего этноса и общества в целом подчеркивается в концепции развития системы образования г. Челябинска. В образовательной программе МБОУ «СШИ № 3 г. Челябинска» сформулирована миссия школы: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими национальную элиту России. Условия формирования патриотизма и гражданственности включают в себя возрождение национального самосознания, возрождения народных традиций, обычаев, обрядов. Патриотизм начинается с малого – с любви к своей семье, к своей школе, к своему городу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, к прошлому и настоящему, ко всему.
Исходя из этого, учитывая традиции и возможности школы (кадровые, материально-технические ресурсы), желания и интересы детей и родителей, мной была разработана рабочая программа дополнительного образования для младших школьников «МОЙ КРАЙ».
Дополнительная образовательная программа «МОЙ КРАЙ»
Дополнительная образовательная программа для 1 класса курса «Мой край» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом МО от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707), авторской программы Т.К. Орловой, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаевой, Л.Н. Нечаевой «Мы — дети природы (ГУИПП «Полиграфист», Ханты-Мансийск, 2008 г. под ред. Т. Г. Орловой); с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования.
Рабочая программа направлена на формирование уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику Южного Урала; формирование у учащихся социальных компетентностей и ценностных установок, активной и ответственной гражданской позиции.
В системе дополнительного образования курс «Мой край» реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает ознакомление обучающихся с основными представлениями о природе и обществе Южного Урала и формирование на этой основе естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, целостное восприятие окружающего мира;
- социокультурная цель — изучение окружающего мира — формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»; воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей
Ключевой целью программы является содействие социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, в том числе многонационального народа Южного Урала.
Задачи начального общего образования с учетом специфики» курса «Мой край:
- Сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления; развивать основы учебной деятельности, развивать элементарные навыки самообразования, самоконтроля и самооценки (на основе освоения первоначальных знаний о правилах взаимодействия во всех сферах окружающего мира);
- Обеспечить формирование универсальных учебных действий как в учебной, так и в личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности учащихся;
- Развивать интеллектуальные и творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; способствовать сохранению и развитию индивидуальности каждого ребенка.
В области формирования нравственной культуры:
– формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, традиционных для народов, проживающих на территории Челябинской области и России, российского общества, непрерывного образования, самовоспитания и стремления к нравственному совершенствованию;
– укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
– формирование основ нравственного самосознания личности (совести) –способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
– формирование нравственного смысла учения;
– формирование основ морали – осознанной обучающимся необхо-димости определенного поведения, обусловленного принятыми в обще-стве представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укреп-ление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоува-жения и жизненного оптимизма;
– принятие обучающимся нравственных ценностей, национальных и этнических духовных традиций с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
– формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
–развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, це-леустремленности и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
– формирование основ российской культурной и гражданской идентичности (самобытности);
– пробуждение веры в Россию, в свой народ, чувства личной ответ-ственности за Отечество;
– воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
– формирование у обучающихся привлекательного и интересного образа края, способствующее их мотивации на познание родного края;
– формирование патриотизма и гражданской солидарности;
– развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, человеколюбия (гуманности) понимания других людей и сопереживания им;
– становление гражданских качеств личности на основе демократических ценностных ориентаций;
– формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
– формирование основ культуры межэтнического и межконфессионального общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей всех народов России.
В области формирования семейной культуры:
– формирование отношения к семье как основе российского общества;
– формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим членам семьи;
– формирование представления о традиционных семейных ценностях народов России, семейных ролях и уважения к ним;
– знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Роль курса «Мой край» в достижении планируемых результатов.
К личностным результатам относятся:
- сформированность ценностного взгляда на окружающий мир,
- понимание особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; в мировой истории, чувство гордости за национальные достижения;
- уважительное отношение к своей стране, любовь к родному краю, своей семье, толерантность к людям, понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе;
К метапредметным результатам относятся:
- Познавательные УУД - способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); владение способами получения, анализа и обработки информации), методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
- Регулятивные УУД - владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой),
- Коммуникативные УУД - способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Предметные результаты:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Реализация особенностей, специфики
Наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими национальную элиту России.
При изучении тем из разделов «Любовь к Отчизне окрыляет сердце», «Родная природа», «Коренные народы Южного Урала, их занятия и традиции» в программу в качестве упражнений и текстов для формирования гражданского поведения обучающихся, развития духовно-нравственного мира первоклассников, военно-патриотического воспитания детей на основе ценностей российской истории, культуры и традиций включены авторские тексты А. Митяева, А. Алексеева (серия «Рассказы о войне», «Рассказы о Суворове и Нахимове»), К. Паустовского «Солдатские сказки», а также публицистические статьи о Родине, об Армии и флоте.
Общая характеристика содержания курса «Мой край»
Курс краеведения «Мой край» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир» и является интегрированным, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др.
Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи, что усиливает его воспитательный и развивающий потенциал. Краеведческий интегрированный курс способствует развитию специальных литературных и художественно-прикладных способностей детей; есть возможность проявить творческое мышление, почувствовать себя значимым для коллектива. Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Урала, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.
Краеведческий курс ценен не только в воспитательном значении, он способствует развитию личностно-ориентированного подхода в решении воспитательных задач в начальной школе, что позволяет значительно расширить возможности развития ребенка сообразно его способностям, возможностям, наклонностям; формировать саморазвивающуюся личность путем развития самостоятельности, самоорганизации, саморазвития, самореализации; развивать интеллект детей и эмоциональное восприятие ими действительности; гармонично развивать личный потенциал каждого учащегося.
Цель курса «Мой край» - создание творческой образовательной среды для самореализации личности, которая в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей обеспечит духовно-нравственное развитие и условия для социализации младших школьников
Задачи:
- Создать организационно-педагогические условия для построения духовно-нравственной, развивающей, творческой, толерантной среды, основанной на общечеловеческих и общенациональных ценностях российского общества с учетом этнокультурных особенностей региона для самореализации учащихся посредством приобщения к краеведческой культуре.
- Предоставить учащимся возможность приобретения социального опыта, развития творческих способностей, познавательной активности в рамках внеурочной досуговой деятельности краеведческой направленности; создать условия для реализации индивидуальных и коллективных социальных проектов, определения перспектив личностного и социального роста.
- Расширить рамки взаимодействия школы, семьи и социума для формирования социальных компетентностей и духовно-нравственного развития учащихся.
Ценностные ориентиры содержания занятий
Ведущее место курса «Мой край» в системе общего образования обусловлено тем, что процессе его изучения на занятиях формируется целостный взгляд на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. На внеурочных занятиях обучающиеся получают начальное представление о природе, культуре Южного Урала, нравственном выборе и ответственности человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Описание места учебного курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Мой край»
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это готовность и способность к саморазвитию и самообучению; достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов в современном мире
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах; установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение), использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:
- интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Планируемые результаты освоения курса «Мой край» в 1 классе
К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:
- воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, округа, достопримечательности Южного Урала;
- различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта Южного Урала; приводить примеры различных профессий уральцев;
- определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения на Южном Урале;
- устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы Южного Урала
- описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира Южного Урала;
- организовать подвижные национальные игры для друзей, для младших товарищей;
- изготавливать новые экспонаты для экспозиции школьного музея.
Содержание программы учебного предмета
Представления: Родина как место, где человек родился; природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; патриотические чувства
Знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить ученика 1 класса на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям.
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема | Содержание | Планируемые результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||
1 | Что изучает краеведение? | Характеризовать объекты окружающего мира. Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме занятия. Объединять разные предметы и объекты окружающего мира. Вернисаж «Мой любимый край» | Сотрудничает в совместном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность. Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. | Называет объекты окружающего мира. Анализирует объекты окружающего мира. Классифицирует объекты окружающего мира по разным основаниям. Отвечает на вопросы. | Узнает и называет объекты окружающего мира. Классифицирует объекты по заданному критерию. Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя. Находит ошибки в предъявленной последовательности. |
2 | Мой край Южный Урал | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. Усвоить понятия «Родина, Отчизна, Отечество». Малая Родина. Урал – субъект Российской Федерации Сюжетно-ролевая игра «Путешествуем с Уралочкой». | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание). Оценивает работу по предложенным учителем критериям. | Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно. |
3 | Экскурсия в осенний южноуральский лес | Наблюдать и характеризовать основные признаки осени. Устанавливать зависимость между изменениями в неживой и живой природе. Контролировать свое поведение в соответствии с правилами поведения в школе. Оценивать свою работу по предложенным учителем критериям. Осень в нашем округе. | Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при-родными явления-ми.Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. | Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме. | Кратко характеризует сезонные изменения. Устанавливает зависимости между явлениями неживой и живой природы. Рассматривает различные деревья(цвет листьев, их форма), сравнивает внешний вид разных деревьев. Наблюдает за птицами. Называет несколько деревьев и кустарников. |
4 | Грибная пора | Называть богатства осеннего леса: грибы, орехи, ягоды рябины, калины, брусники. Классифицировать объекты природы по разным основаниям. Сравнивать и различать грибы, плоды разных растений. Работать с информацией, представленной в таблице. Грибы нашего округа. | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание). Выделяет из группы растений опасные для жизни и здоровья людей. Описывает внешние признаки растения, | Находит ошибки в предъявленной последовательности. Сравнивает и описывает внешний вид грибов (подосиновик, лисички, белый, подберезовик), плодов разных кустарников и деревьев(кедровые орешки, рябина, брусника, калина). Работает с таблицей «Календарь сбора грибов». Описывает (характеризует) отдельных представителей растительного и животного мира. |
5 | Птицы нашего краяо сенью | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Решает проблемные задачи. Получает информацию из разных источников (из презентации, иллюстративного материала и текста учебника). | Описывает (характеризует) отдельных представителей животного мира. Устанавливает зависимости между явлениями неживой и живой природы. Описывает объекты окружающего мира по плану. |
6 | Праздник осени | Литературно-музыкальная композиция о времени года осени, построенная на поэзии Ю. Шесталова, А.Тарханова, Е. Айпина. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы. | Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. | Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме. | Кратко характеризует сезонные изменения. Устанавливает зависимости между явлениями неживой и живой природы. |
7 | Дом, в котором ты живешь. | Описывать здания разных функциональных значений: учреждение, жилой дом. Узнавать здания по вывеске. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. Главные здания города Челябинска. КТД ««Вот эта улица, вот этот дом» (Составление фото- коллажа «Улицы родного города», творческое представление одного из интереснейших домов своей улицы) | Уважительно относится к своей стране, округу. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Воспроизводит домашний адрес. Воспроизводит название города, округа. Описывает здания разных функциональных значений: учреждение, жилой дом. Понимает и объясняет значение некоторых вывесок. Узнает здания Челябинска по вывеске. |
8 | Моя семья | Описывать особенности жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Понимать, что такое семья. Рассказывать о своей семье: ее члены, их труд, семейные обязанности. Мастер- класс «Семейное увлечение» | Успешно использует информацию для решения учебных и практических задач. | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Кратко рассказывает на тему «Что делают в...». Составляет небольшой рассказ о своей семье. | Понимает отличительные особенности полного и короткого имени. Воспроизводит свое Полное имя. Различает основные нравственно-этические понятия. Рассказывает о семье, своих любимых занятиях. Составляет словесный портрет членов семьи, друзей. Рассказывает о семье по рисункам и о своей семье по образцу. |
9 | Нам есть чем гордиться | Устный журнал « Нам есть чем гордиться» (презентация «Вклад моей семьи в развитие любимого города») | Принимает нормы нравственного поведения в обществе, уважительно относится к своему городу,округу | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. | Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно |
10 | Экскурсия в городской историко - краеведческий музей. | Посещение выставки декоративно-прикладного искусства | Принимает нормы нравственного поведения в обществе, уважительно относится к своему городу,округу | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. | Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно |
11 | Официальные символы Челябинска и Южного Урала: герб, гимн, флаг. Герб Челябинска | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. Усвоить понятия: герб, гимн, флаг. | Принимает нормы нравственного поведения в обществе, уважительно относится к своему городу,округу | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. | Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно |
12 | Народные умельцы | Творческая мастерская по изготовлению традиционной уральской тряпичной куклы Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание). Оценивает работу по предложенным учителем критериям. | Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно. |
13 | Мой город - Челябинск | Экскурсия по городу Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы | Принимает нормы нравственного поведения в обществе, уважительно относится к своему городу,округу | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. | Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно |
14 | Экскурсия в школьный музей. | Встреча со старожилами города Игровая программа «Ключ к пониманию» Формирование образа себя как носителя культуры своего народа | Уважительно относится к своей стране, любит родной край, понимает роль человека в обществе, принимает нормы нравственного поведения в обществе | Осознаёт целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах; устанавливает элементарные связи и зависимости в обществе | Узнает и называет объекты окружающего мира. Классифицирует объекты по заданному критерию. Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя. |
15 | Старые фотографии рассказали | История рождения города, становления округа через коллаж «Семейный альбом рассказал». Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного наследника культуры, родного края, своей Малой Родины. | Использует информацию для решения учебных и практических задач. | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Решает проблемные задачи. Получает информацию из разных источников | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности |
16 | Экскурсия в городской историко - краеведческий музей | Классифицировать предметы по заданному признаку. Называть правила отношения к вещам и окружающим предметам. Понимать антонимы: аккуратный- неаккуратный, бережливый- расточительный (небережливый). | Использует информацию для решения учебных и практических задач. | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом. | Различает особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта. Различает понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия». |
17 | Спортивный Челябинск | Презентация телегазеты «ХКЛ Трактор» – гордость России». Будущие чемпионы живут рядом. | Уважительно относится к своей стране, округу. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | Получает информацию из разных источников | Понимает правила поведения во время проведения соревнований. Соблюдает технику безопасного поведения в спортивном зале. Оценивает ловкость и быстроту (свою и одноклассников). |
18 | Из истории моего края | Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме занятия. Игра «Путешествие на машине времени в Урал» | Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. | Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно |
19 | Подземные кладовые нашего края | Характеризовать объекты окружающего мира. Объединять разные предметы и объекты окружающего мира. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | Сотрудничает в совместном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность. Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. | Называет объекты окружающего мира. Анализирует объекты окружающего мира. Классифицирует объекты окружающего мира по разным основаниям. Отвечает на вопросы. | Узнает и называет объекты окружающего мира. Классифицирует объекты по заданному критерию. Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя. Находит ошибки в предъявленной последовательности. |
14 | Самоцветы - богатство Южного Урала | Открытие полудрагоценных пород, применение в жизни человека. Коллаж «Богатство Урала». Рассказ традиционных легенд Южного Урала. | Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач. | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | Называет несколько профессий, связанных с добычей камней. Выполняет дифференци-рованную работу. |
16 | Рассказ традиционных легенд Южного Урала. | История рождения города, становления округа. Выставка рисунков «Моя любимая легенда о...» | Осмысленный комментарий. Выражает свою точку зрения. Отличает вымысел от настоящих событий. Понятие: легенда, миф | Использует информацию для решения учебных и практических задач. | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом. |
17 | Узоры вплетаются в жизнь | Отражение природы края в народных промыслах, народном творчестве Творческая мастерская «Конструирование узоров» | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание). Оценивает работу по предложенным учителем критериям. | Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно. |
18 | О дружбе | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. Составлять правила дружбы. Участвовать в обсуждении проблемы «Кого называют друзьями». | Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | Различает основные нравственно-этические понятия. Рассказывает о семье, своих любимых занятиях. Составляет словесный портрет членов семьи, друзей. |
19 | Природа родного края. Жизнь птиц зимой. | Выделять группу птиц по отличительным признакам. Характеризовать поведение птиц в зимнем лесу: названия, особенности внешнего вида, голосов. Понимать зависимость питания птицы от строения клюва. Дидактическая игра «Природа нужна нам, мы нужны природе». Акция «Помоги птицам» | Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. | Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Различает животных по классам (без термина). | Описывает (характеризует) отдельных представителей растительного и животного мира. Выделяет группу птиц по отличительным признакам. Характеризует поведение птиц в зимнем лесу: названия, особенности внешнего вида, голосов. Понимает зависимость питания птицы от строения клюва. |
20 | У природы нет плохой погоды. | Кратко характеризовать некоторые явления природы. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. Находить ошибки в предъявленной последовательности. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы. | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Умеет доводить работу до конца. | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. | Кратко характеризует сезонные изменения. Устанавливает зависимости между явлениями неживой и живой природы. Работает с иллюстративным материалом. Выделяет характерные особенности разных явлений природы. Выполняет дифференцированную работу. |
21 | «И небывалое бывало!» | Редкие погодные явления, народные приметы Устный журнал «И небывалое бывало!» | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Умеет доводить работу до конца. | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. | Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно. |
22 | Экскурсия по городу «Мой родной город» | Характеризовать объекты окружающего мира. Объединять разные предметы и объекты окружающего мира. | Уважительноотносится к своей стране, любит родной край, понимает роль человека в обществе, принимает нормы нравственного поведения в обществе | Осознаёт целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах; устанавливает элементарные связи и зависимости в обществе | Узнает и называет объекты окружающего мира. Классифицирует объекты по заданному критерию. Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя. |
23 | Живи, родник, живи! | Экологический урок | Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Имеет представление об основах экологической культуры. | Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. | Проводит опыты под руководством учителя. Определяет свойства воды как вещества. Заносит результаты исследований в таблицу. Находит ошибки в предъявленной последовательности. Различает понятия «живая природа», «неживая природа». Понимает значение выражений: «Вода - вещество», «Вода - растворитель». Кратко характеризует различные состояния воды. Различает понятия «тело», «вещество». |
24 | О чем могут поведать узоры | Отражение природы края в народных промыслах, народном творчестве. Творческая мастерская «Узоры живут рядом» | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание). Оценивает работу по предложенным учителем критериям. | Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно. |
25 | Экскурсия в центр национальных культур. | Многоликий мир Южного Урала | Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Испытывает чувство гордости за национальные достижения. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы. | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | Различает основные нравственно- этические понятия. |
26 | Экскурсия в центр национальных культур.Традиции и праздники | Знакомство с традициями и праздниками народов Южного Урала | Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Испытывает чувство гордости за национальные достижения. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы. | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | Различает основные нравственно- этические понятия. |
27 | Этнографический праздник «Сабантуй» | Праздник «Сабантуй», его история, особенности | Уважительно относится к своей стране, любит родной край, понимает роль человека в обществе, принимает нормы нравственного поведения в обществе | Осознаёт целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах; устанавливает элементарные связи и зависимости в обществе | Узнает и называет объекты окружающего мира. Классифицирует объекты по заданному критерию. Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя. |
28 | Растительный мир Южного Урала | Описывать внешние признаки растений. Кратко характеризовать деревья. Понимать, что такое хвойные деревья, называть ель, сосну, кедр и др. Приводить примеры деревьев, которые сбрасывают на зиму листву. Виртуальная прогулка в лес | Успешно осуществляет учебную деятельность. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Описывает (характеризует) отдельных представителей растительного и животного мира. Находит ошибки в предъявленной последовательности. Различает понятия: «живая природа», «неживая природа», «изделия». Выполняет практическую работу с гербарием. |
29 | Наш уголок природы. Животные уголка природы. | Участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы. Описывать отдельных представителей растительного и животного мира. | Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них. | Участвует в труде по уходу за растениями и животными уголка природы. Описывает (характеризует) отдельных представителей растительного и животного мира. Наблюдает за обитателями живого уголка. |
30 | Животный мир Южного Урала | Различать животных по внешним характеристикам. Назвать животных и их детенышей. Рассказывать о жизни диких животных по плану. Создание телегазеты. | Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Описывает (характеризует) отдельных представителей животного мира. Находит ошибки в предъявленной последовательности. Называет животных и их детенышей. |
31 | Экскурсия в музейный краеведческий комплекс. Священные животные нашего края | Характеризовать объекты окружающего мира. Объединять разные предметы и объекты окружающего | Уважительноотносится к культуре своего края, принимает нормы нравственного поведения в обществе | Осознаёт целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах; устанавливает элементарные связи и зависимости в обществе | Узнает и называет объекты окружающего мира. Классифицирует объекты по заданному критерию. Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя. |
32 | Челябинск - столица Южного Урала | История становления Челябинска как города. Владеть понятиями: город, край | Уважительно относится к истории своего края, принимает нормы нравственного поведения в обществе | Осознаёт целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах; устанавливает элементарные связи и зависимости в обществе | Узнает и называет объекты окружающего мира. Классифицирует объекты по заданному критерию. Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя. |
33 | Повторительно-обобщающий урок. | Конкурс юных краеведов | Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Печатные средства обучения:
- Наборы географических карт (с ориентировкой на содержание курса)
- Таблицы, иллюстрирующие различные объекты природы и социума
Оборудование для проведения практических занятий:
- Компас, лупы (в том числе интерактивные), микроскоп;
- Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы), коллекции минералов;
- Естественно научная лаборатория для проведения опытов и исследований (в рамках курса «Окружающий мир»):
- Комплект лабораторного оборудования «Наблюдение за погодой» (с руководством для учителя) – 2 шт.
- Комплект лабораторного оборудования «Фильтрация воды» (с руководством для учителя) – 2 шт.
Технические средства обучения:
- Мультимедийный проектор.
- Персональный компьютер.
- Интерактивная доска.
- Принтер
Игры и игрушки
- Лото «Растительный мир».
- Лото «Животный мир».
- Настольная игра «Правила дорожного движения».
- Карточки «Дорожные знаки»
- Набор кукол в национальных костюмах
Список источников
- Конституция РФ;
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1(ред. От 10.07.2012г.);
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ; (в редакции от 03.12.2011 N 378-ФЗ);
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Декларация принципов терпимости (утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995г.);
- Окружающий мир: программа: 1-4/ Н.Ф. Виноградова.-М.: Вентана – Граф, 2020г;
- «Мы – дети природы» (интегрированный курс краеведения). Книга для учителя начальных классов.
- Д.В.Смирнов «Юный турист: изучаю родной край». Издательский центр «Вентана-Граф», 2011
- Л.Н.Михеева «Праздники. Традиции и ремесла народов России». Издательский центр «Вентана-Граф», 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся"
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта на...
Рабочая программ "Духовно-нравственное развитие" 4 класс
Рабочая программ "Духовно-нравственное развитие" 4 класс...
Реализация учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей через литературное краеведение в начальной школе
В статье рассматриваются возможности для обеспечения учета НРЭО на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности через использование комплекса методических и дидактических...
Рабочая программа Духовно-нравственного развития и воспитания социализации воспитанников
«В"Возрождение»...
Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни,включающего воспитательную,учебную,внеучебную,социально-значимую деятельность обучаю...
Развитие творческих способностей и духовно-нравственное воспитание школьников средствами курса внеурочной деятельности «Маленький художник», или рисовать может каждый
В данной статье представлен опыт организации духовно-нравственного воспитания, творческого развития младших школьников, удовлетворения их образовательных потребностей и интересов на занятиях курса вне...
«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»
laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...