Развитие творческих способностей и духовно-нравственное воспитание школьников средствами курса внеурочной деятельности «Маленький художник», или рисовать может каждый
статья по изобразительному искусству (изо, 3, 4 класс)
В данной статье представлен опыт организации духовно-нравственного воспитания, творческого развития младших школьников, удовлетворения их образовательных потребностей и интересов на занятиях курса внеурочной деятельности «Маленький художник». Программа курса охватывает 3 направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, социальное и общекультурное. Содержание включает культуротворческое и эстетическое воспитание, как одно из направлений и ценностных основ духовнонравственного развития, воспитания обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей и духовно-нравственное воспитание школьников средствами курса внеурочной деятельности «Маленький художник», или рисовать может каждый
Елена Борисовна Шумик, shumiklena@yandex.ru
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Павлоградского муниципального района Омской области Хорошковская СШ им. Г.Ф. Цыбенко», учитель начальных классов
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность … приобретаемого опыта деятельности и компетенции … в целях … духовно-нравственного, творческого … развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». [1] Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами …, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. [1]
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности …способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию…»[2].
В связи с вышеуказанными нормативными документами Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, как компонент ООП НОО МБОУ «Хорошковская СШ им. Г.Ф. Цыбенко» ориентированы на формирование гражданственности, нравственности, уважения и любви к Родине, окружающей природе, создание условий для участия семьи в воспитательной деятельности школы. [3]
Наша школа в сотрудничестве с сельским культурно-досуговым центром является очагом культуры всех жителей, а педагог – её носителем. Поэтому мне, как сельскому учителю необходимо учитывать данное обстоятельство в реализации программ, в том числе курсов внеурочной деятельности. В данной статье мной представлен опыт организации духовно-нравственного воспитания, творческого развития младших школьников, удовлетворения их образовательных потребностей и интересов на занятиях курса внеурочной деятельности «Маленький художник». Программа курса охватывает 3 направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, социальное и общекультурное. Содержание включает культуротворческое и эстетическое воспитание, как одно из направлений и ценностных основ духовнонравственного развития, воспитания обучающихся.
Девиз программы «Маленький художник» – «Рисовать может каждый». Под данным девизом формируются ценности: красота, гармония, самовыражение в творчестве, культуросозидание, чувство прекрасного, стремление к опрятному внешнему виду, отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости; развиваются индивидуальные творческие способности, умение видеть красоту природы, труда и творчества. Данная программа разработана с учётом Программы курса внеурочной деятельности А.В. Предит. Мы раскрасим целый свет. М.: Академкнига/Учебник, 2017 и использует учебники системы «Перспективная начальная школа».
В 2017-2018 учебном году программа «Маленький художник» являлась краткосрочной (9 часов) и была реализована в период каникул, занятия посещали 15 учащихся 1-4 классов. По итогам оформилась выставка работ, которая работала в течение следующей учебной четверти. В связи с тем, что занятия пользовались популярностью, было принято решение в 2018-2019 учебном году разработать 2 среднесрочных программы (по 34 часа) для обучающихся 1-2 и 3-4 классов соответственно. Таким образом, курс «Маленький художник» реализован в течение всего 2018-2019 учебного года, в целом занятия посещали 32 учащихся. Обе программы имели единую идею, но были адаптированы к возрастным особенностям и возможностям детей. Творческие выставки детских рисунков создавались в течение всего года.
Программы «Маленький художник» могут быть реализованы не только в 1-2, 3-4 классах, но также и в отдельно взятом классе. Однако предпочтительнее реализация в разновозрастном объединении учащихся начальных классов. Мобильность программы заключается в том, что занятия по отдельным разделам можно проводить в ходе ряда внеклассных мероприятий, в период любых каникул, работы летнего пришкольного лагеря.
Цель программы: развитие способностей художественно-образного и эмоционально-ценностного восприятия и выражение в творческих работах отношения младших школьников к разнообразию красоты природы России в разное время года (1-2 классы) и разных климатических зон (3-4 классы).
Задачи: формирование целостной социально ориентированной картины мира в органичном единстве и разнообразии природы;
формирование чувства гордости за красоту природы своей Родину;
формирование универсальных учебных действий, связанных с практическими умениями художественного восприятия, анализа и оценки окружающего мира;
создание условий для развития эстетического вкуса, умений выражать свое отношение художественными средствами; формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;
формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование умения демонстрировать свои работы в обществе сверстников.
Курс также решает задачи рефлексии, практического применения знаний из разных предметных областей, используя художественные средства. Происходит активная, творческая, авторская трактовка младшими школьниками впечатлений и представлений о разнообразии природных зон России и особенности сезонов года.
Формы организации деятельности: индивидуальная - каждый учащийся имеет возможность создавать свой авторский проект.
Парная, групповая - учащиеся имеют возможность объединяться по своему выбору в творческие пары сменного состава, как из числа одноклассников, так и нет, а также временные группы из 3-4 человека из 1-2, 3-4 классов, но при этом итоговый размер проекта должен увеличиваться пропорционально числу участников.
Коллективная - используется при обсуждении темы занятия и рисунков, а также в процессе поиска необходимых материалов.
Виды деятельности: экскурсия (наблюдение природы), практическое занятие (рисование), дискуссия, оформительская деятельность (организация и оформление выставки - презентации для родителей, школьного сайта), чтение текстов, просмотр фото-видео-материалов, сопровождение посетителей выставки.
Далее привожу тематику разделов и занятий программ:
Ключевая тема «Времена года» (1-2 классы)
Раздел 1. «Любуемся красотами зимушки-зимы»: Зимняя поляна. Совы на заснеженном дереве. Морозное утро в деревне. Выставка.
Раздел 2. «Восхищаемся нежной палитрой весны»: Весенний сад. Вишня в цвету. Майские ландыши. Выставка рисунков.
Раздел 3. «Радуемся цветовой палитре лета»: Одуванчики полетели. Маковое поле. Цветы на холмах. Выставка рисунков.
Раздел 4. «Радуемся красоте нарядной осени»: Осенний лес. Золотая аллея. Осенний вечер на озере. Выставка рисунков.
Раздел 5. Презентация итоговой выставки (промежуточная аттестация): Групповой проект - итоговая выставка рисунков.
Ключевая тема «Путешествие по России» (3-4 классы)
Раздел 1. «Степные просторы»: Степная трава на закате. Синяя река. Степные тюльпаны. Выставка рисунков.
Раздел 2. «Лесные красоты»: Лесной ручей. Яркое солнце в лесу. Волшебный лес. Выставка рисунков.
Раздел 3. «Величие гор»: Сказочная луна в горах. Горный пейзаж с люпинами. Выставка рисунков.
Раздел 4. «Морской залив»: К родным берегам. Морская прогулка под парусом. Выставка рисунков.
Раздел 5. «Ледяное царство»: Северное сияние. Арктическая пустыня. Выставка рисунков.
Раздел 6. Презентация итоговой выставки (промежуточная аттестация): Групповой проект - итоговая выставка рисунков.
Программа использует возможности учебных предметов литературное чтение, окружающий мир и изобразительное искусство для интеграции содержания и способов взаимодействия в художественно-эстетическом образовании младших школьников.
Творческие задания курса «Маленький художник» − завершающий этап изучения разных тем учебного предмета «Изобразительное искусство». В начале каждого занятия отводится время беседе по теме занятия, чтению фрагментов текстов о природных зонах в учебнике «Окружающий мир» и отрывков литературных произведений из учебника «Литературное чтение». Далее возможно детальное рассматривание репродукций художников в Музейном доме (учебник «Литературное чтение»), а также в ходе виртуальной экскурсии в Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля (http://vrubel.ru/).
Затем на каждом занятии выполняются собственные работы – пейзажи. Рисунки выполняются по памяти, представлению или воображению, для неуверенных в себе детей предлагается возможность рисовать по образцу. На практике становится ясно, что все детские работы отражают авторскую позицию, отношение к изображаемому объекту или событию.
Основным материалом является гуашь, так как она наиболее подходит возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Гуашь имеет яркие цвета, учащиеся приучаются работать с палитрой, смешивать краски, добиваться нужной консистенции при замесе. Гуашью можно работать в несколько слоев, имеется возможность корректировать рисунки. В результате курса дети освоили и имели возможность совершенствовать различные техники рисования (мазок, набрызг, тычок, прикладывание, процарапывание, рисование пальчиками, ватными палочками, пластиковой вилкой, мятой бумагой).
Каждое занятие завершено просмотром работ и их обсуждением - этап презентации готовых работ, где важно отметить уникальность детской интерпретации каждой композиции, задать вопросы, по которым дети проводят сравнение и анализ композиций, высказывают свое мнение, объясняют авторскую позицию. На этом этапе возможны рекомендации по доработке рисунков, композиций, проведен отбор работ для выставки. (см. Приложение).
В конце каждого раздела была оформлена выставка рисунков и организована работа выставки в течение следующего месяца. Объявление размещалось на информационных стендах школы. После окончания выставки рисунки возвращены авторам для размещения в портфолио. Финалом года стала картинная галерея на стене школьного коридора начальных классов, которая включила лучшие работы, по выбору самих обучающихся и их родителей. Для решения вопроса передвижения выставки планируется сотрудничество и использование ресурсов местных сообществ (сельский Культурно-досуговый Центр, Детский сад). Приобретя опыт творческой деятельности, группа обучающихся 3 класса под моим руководством провела исследование, выполнила творческий проект и представила свою работу «Особенности написания пейзаж гуашью» на школьной, муниципальной и региональной НПК «НОУ ПОИСК». Данная работа получила высокую оценку и позволила девочкам стать лауреатами LI межрегиональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодёжи. (см. Приложение).
Подводя итоги, следует отметить, что внеурочная деятельность «Маленький художник» представляет ценность в достижении воспитательных результатов 1-3 уровней и проявления их эффектов: воспитательный эффект первого уровня результатов – знания о ценностях, об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе при обсуждении рисунков одноклассников. Воспитательный эффект второго уровня результатов – корректное поведение в ходе дискуссии на выставке рисунков. Воспитательный эффект третьего уровня результатов – демонстрация выставки посетителям, представление проекта на научно-практической конференции.
Таким образом, средствами внеурочной деятельности «Маленький художник» осуществляется духовно-нравственное воспитание младших школьников в области культуротворческого и эстетического воспитания. Знакомство с лучшими произведениями искусства; получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях России; получение навыков видеть прекрасное в природе родного края в разное время суток и года; умение понимать красоту окружающего мира через художественные образы; первичный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности; выражение себя в художественном творчестве; участие в художественном оформлении помещений. Девиз «Рисовать может каждый» нашёл подтверждение!
Ресурсы, которые были использованы при подготовке статьи
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.1 ст. 2; п.1. ст. 12.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Распоряж. Правительства РФ от 29.05.2015 г.№996-р
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Хорошковская СШ им. Г.Ф. Цыбенко».
Приложение
Восхищаемся нежной палитрой весны – 2018-2019 уч.года | Первая выставка – 2017-2018 уч. год | |
Выставка «Степные просторы» 2018-2019 уч. год | Картинная галерея 2019-2020 уч. год | |
Горный пейзаж для конференции 2019 года | Заслуженная награда |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности
Лилия Александровна Фомина, учитель начальных классов, «Почетный работник общего образования Российской Федерации», г.Курчатов, Курской области, МБОУ «СОШ №4». Развити...
Программа "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности"
Программа "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности"...
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности
Стремление к творчеству характерно для школы в условиях социально-экономических преобразований. Основной задачей для педагогов является формирование творчески-активной личности, постоянно думающей, ст...
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности».
В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Наша задача не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по п...
: Ориентирование на развитие духовно-нравственного локуса ребенка при организации занятий внеурочной деятельности. Фрагмент внеурочного занятия «Молчаливые соседи – цветы на газонах»
В настоящее время, когда Человечество испытывает спад духовности и уничижение природоохранительных моральных норм поведения, фактором сохранения хороших привычек, экологического сопереживания Природе ...
Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста средствами искусства во внеурочной деятельности
Творчество – сложный процесс, связанный с интересами, с характером, способностями личности....
Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности
В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Наша задача не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмет...