Реализация учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей через литературное краеведение в начальной школе
статья по чтению на тему

Честнокова Татьяна Павловна

В статье рассматриваются  возможности для обеспечения учета НРЭО на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности  через использование  комплекса методических и дидактических средств «Самоцветное слово Урала».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chestnokova_kasli_statya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Честнокова Т.П.

МОУ СОШ №27,

г.Касли 

РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЁТА НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются  возможности для обеспечения учета НРЭО на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности  через использование  комплекса методических и дидактических средств «Самоцветное слово Урала». 

Важными слагаемыми в современном воспитательном идеале являются  высокая нравственность и патриотизм.  ФГОС среди личностных характеристик в портрете выпускника начальной школы на первое место ставит любовь к своему народу, своему краю и своей Родине [1, c.7].  Богатейшим источником взращивания этих качеств являются  произведения народного творчества, местных писателей  и сказителей.  В литературном наследии раскрывается душа народа, общечеловеческие и специфические качества представителей края. Краеведческий подход в реализации принципа системно-деятельностной организации воспитания позволяет привить школьникам  уважение к культуре и памяти предков, стремление усвоить и передать потомкам лучшие общечеловеческие ценности.

Для эффективной организации учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей мною был разработан инновационный проект «Самоцветное слово Урала». Данный проект по цели  – практико-ориентированный, а по характеру создаваемого продукта – информационно-творческий. Новизна проекта заключается в создании комплекса методических и дидактических средств по краеведению «Самоцветное слово Урала». Центральным звеном комплекса является программа по литературному краеведению для начальных классов, при разработке которой я ориентировалась на содержание и структуру курса «Литературное чтение» /авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева/ и представленную в нем систему чтения. Для меня является обязательным соблюдение общих принципов Образовательной программы «Школа 2100». Прежде всего, это выбор деятельностного подхода в качестве ведущего начала дидактики и методики, а также приобретение нового ценностного смысла краеведческих знаний в плоскости культурно ориентированного образования: «именно краеведение может и должно формировать личность с активной жизненной позицией: способной к оптимальной ориентации и продуктивной деятельности в изменчивом социокультурном пространстве региона» [2,  с. 175].

Программа «Самоцветное слово Урала» включает в себя около 200 произведений для круга чтения учащихся и обеспечивает содержательное наполнение уроков литературного  чтения с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей. Все тексты  для первоклассников обладают яркостью сюжета, доступны и привлекательны юному читателю. Это стихи Льва Рахлиса, Аси Горской, Нины Пикулевой.  Во втором классе учащиеся знакомятся с литературными сказками и характером творчества Евгения Пермяка, Лидии Преображенской; открывают для себя богатство уральского фольклора, колорит татарских и башкирских сказок. Третьеклассники получают возможность насладиться поэтической палитрой родного края. В четвертом классе дети расширяют представление об истории развития детской литературы на Южном Урале; познают самобытный жанр уральской литературы – сказы.

В методические материалы комплекса, включены рекомендации педагогам из опыта работы по литературному краеведению на уроках чтения и ОРКСЭ,  конспекты занятий. Дидактическими  средствами реализации программы «Самоцветное слово Урала» стали продукты совместной творческой деятельности всех участников образовательного процесса (учащихся начальной и основной школы, родителей и учителей): сборники и видеосборники стихов уральских авторов, альбомы для иллюстрирования, мини-хрестоматии.  

По модели тетрадей для чтения к учебникам Образовательной системы «Школа 2100» созданы специальные краеведческие  тетради  для 2-4  классов. Основными задачами этих пособий является обогащение содержания уроков литературного чтения краеведческим материалом, обеспечение возможности систематической работы с ним, а также развитие читательских умений и творческих способностей  младших школьников. Материалы к урокам в тетрадях группируются по единому принципу, который опирается на технологию продуктивного чтения. Задания, представленные в тетрадях, соответствуют трем этапам: работе с текстом до чтения, во время чтения и после чтения.

Структурные единицы комплекса «Самоцветное слово Урала» могут быть использованы с целью  учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей в урочной и внеурочной деятельности с младшими школьниками, обучающимися по любой образовательной системе.

Оценка уровня воспитанности через педагогическое наблюдение за учащимися, которые систематически занимаются литературным краеведением,  показывает положительную динамику по критерию «Отношение к обществу, родному краю, своему городу». Это подтверждает главный эффект инновационного проекта «Самоцветное слово Урала»: повышение уровня патриотизма в иерархии ценностей школьников. Глубокое знание культурологических особенностей  края обеспечивает сознательное развитие гражданских качеств, формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родным местам.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Штец, А.А. Национально-региональный компонент в культурно ориентированном образовании / А.А. Штец // «Школа 2100». Приоритетные направления развития Образовательной программы / Под научной ред. А.А.Леонтьева. Вып. 4. - Москва: Баласс, 2000. – С. 174-202.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения в 4 классе с использованием регионального компонента по теме: «Синонимы. Устаревшие слова в литературном языке». УМК «Начальная школа»

Урок повторения  в 4 классе  с использованием  регионального компонента  по теме:  «Синонимы.  Устаревшие слова в литературном языке».  УМК  «Начальная школа»По...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУДЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯНА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕСовременные дети ограничены в общении; игры, совместная деятель­ность, сотрудничество ...

Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.

    В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, ...

"Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"

"Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"...

Реализация национальных, региональных, этнокультурных особенностей (НРЭО) в работе учителя начальных классов

Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания прим...

• Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)

Тема: Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.Применение ИКТ на уроках чтения  в начальной школе для реализации ФГОС.Приёмы модел...

Рабочая программа духовно-нравственного развития по курсу внеурочной деятельности "Мой край" с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЙ КРАЙ» С УЧЁТОМ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ...