Рабочая программ "Духовно-нравственное развитие" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программ "Духовно-нравственное развитие" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_programma_duhovno-nravstvennogo_razvitiya.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю» 2012-2013 уч.год
Директор ГБОУ СОШ № 508: ____________ Дунаева А.А.
Зам.директора по ВР: ____________ Алёшина Н.С.
Программа духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся 4 «Б» класса ГБОУ СОШ №508
2012-2013уч.г.
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция).
В соответствии со Стандартом, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются основой для формирования структуры основной образовательной программы начального общего образования.
Данная программа содержит теоретические положения по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного , творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи:
- в области формирования личностной культуры:
- формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- формирование нравственного смысла учения;
- укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.
- в области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, со сверстниками, с родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
- доверия к другим людям;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважение к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
- в области формирования семейной культуры :
- формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Основные направления, базовые национальные ценности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 4 класса
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- любовь к своему краю, своей малой родине;
- долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьёй;
- доверие к людям, институтам государства;
- свободы совести и вероисповедания.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания
- уважение к родителям;
- забота и помощь;
- честность;
- забота о старших и младших;
- равноправие, ответственность и чувство долга, мораль, честность, щедрость;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- стремление к познанию и истине;
- бережливость, трудолюбие;
- творчество и созидание;
- целеустремлённость и настойчивость;
- толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике, религиозной жизни человека;
- ценности религиозного мировоззрения.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
- родная земля;
- заповедная природа;
- планета Земля;
- экологическое сознание.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
- красота;
- самовыражение в творчестве и искусстве;
- эстетическое развитие;
- духовный мир человека;
- смысл жизни;
- самовыражение в творчестве и искусстве;
- нравственный выбор.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
Направления | Задачи | Сроки | Виды деятельности и формы занятий | Результаты | ||
Уровни | ||||||
Первый знания | Второй отношения | Третий опыт действия | ||||
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | 1.Закрепление представленияо символах государства – Государственном флаге, гербе и гимне Российской Федерации. 2. Закрепление представления о правилах поведения в школе, дома на улице, на природе. 3.Формировать умение отвечать за свои поступки. 4. Воспитывать уважение к защитникам Родины. 5.Стимулировать проявление отрицательного отношения к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. 6. Формирование представления о национальных героях и важнейших событиях истории России. 7. Формирование представления о народах РФ, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. 8. Развивать интерес к содержанию и значению государственных праздников, к важнейшим событиям в истории и современной жизни РФ. 9. Формирование уважительного отношения к русскому языку как к государственному языку межнационального общения. | Сентябрь-март Февраль Апрель май | Беседы: « Герои Отечественной войны 1812 года» «Моя Родина - Россия» «История Российского герба» «Символы президентской власти» Гражданин и обыватель» «Герб твоей семьи» «Путешествие в страну Законию» «Права ребенка» «Мои права и обязанности» «Что значит быть культурным?» «Защитники Отечества» «Покорители космоса» « Герои Великой Отечественной войны» Игровая деятельность: Урок-игра «Мой сосед по парте» Викторина «Знаешь ли ты Конституцию Российской Федерации?» Русские народные игры и хороводы на Масленицу. Игровые ситуации: «В транспорте», «В библиотеке», «В музее» Тренинги: «Общее мнение» «Коррекция позиций» Экскурсии: , «Мой микрорайон» (автобусная), Музей Дарвина, музей-усадьба Коломенское Заочное путешествие «Мемориальные памятники родного города» «Дворец царя Александра Михайловича» Конкурс рисунков по ПДД, конкурсы стихов, песни и рисунков к празднику Победы 9 мая. | + + + + + + + + + + + + + + + + | + + + + + + + + + + + + + + + + + + | + + + + + + + + + + + + |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания | 1.Формирование представления о различении хороших и плохих поступков. 2.Знакомить с правилами поведения в школе, семье, общественных местах и закреплять их знание. 3. Знакомить с правилами вежливого поведения, культуры речи и закреплять их знание. 4Стимулировать проявление доброжелательного отношения к сверстникам и младшим. 5. Развивать умение пользоваться «волшебными словами, быть опрятным, чистым, аккуратным. 6Воспитывать почтительное отношение к родителям; уважительное отношение к старшим. 7.Воспитывать стремление поступать правильно; быть выдержанным, прислушиваться к мнениям других. 8.Формировать умение признаваться в плохих поступках и анализировать их.
| Сентябрь-май | Беседы по прочитанным произведениям, на основе работы с пословицами и поговорками о поступках людей и их обсуждение. Произведения «Два товарища» Л.Толстой, «Можно ли обижать больших» Ф.Кривина, «Проговорился» Ю. Ермолаева, «Долг» В. Осеева Пословицы «Где тонко, там и рвется», «На добрый привет и добрый ответ» Беседы – обсуждения: «Расскажи мне о себе», «Твой самый решительный поступок в жизни», «Что значит быть человеком?» Классные часы: «Доброе слово, что ясный свет», «Ежели вы вежливы», «Нам счастья не сулит обида чья-то», «У каждого народа свои герои», «Тепло родного дома», «Цени доверие других», «Коллектив начинается с меня», «Что такое хорошие манеры», «Я себе пишу…», «Как вести себя в гостях» Игры: «Школа, которую мы строим», «Как бы ты поступил, если …», «Слепой и поводырь», «Надо ли любить всех?», «каким бы я хотел видеть своего друга?», «Что значит быть милосердным?» Психологические тренинги. Конкурсы, викторины: «Нарисуй портрет Чистюли и грязнули» Рыцарский турнир вежливости» «Папа,мама, я – дружная семья» Праздники: День знаний, Праздник осени, Новый год, Масленица, Международный женский день | + + + + + | + + + + + + + | + + + + + + + |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | 1.Воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников; ценностное отношение к учебе как к виду творческой деятельности и бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам. 2.Формировать представления об основных профессиях. 3.Формировать первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов. 4.Стимулировать проявление отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учёбе, небрежности и равнодушию к результатам труда людей. 5. Формирование личностных качеств, такие, как дисциплинированность, настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий. | Сентябрь-май Декабрь Март | Беседы: «Труд и экономика», «Товар, рынок» Мастерская Деда Мороза: игрушки на ёлку. Ярмарка: сувениры своими руками. Сюжетно-ролевые игры: «Я- экскурсовод», «Планирую и выполняю порученную работу» Выполнение поручений : поливка цветов, раздача тетрадей, дежурство в столовой и т.п Экскурсии: в библиотеку, в медкабинет, в музеи | + + | + + + | + + + + + + |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде | 1.Воспитывать ценностное отношение к природе и всем формам жизни; бережное отношение к растениям и животным. 2.Прививать элементарный опыт природоохранительной деятельности. 3.Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, формировать понимание активной роли человека в природе. 4. Воспитывать бережное, гуманное отношение ко сему живому. | Сентябрь-май Октябрь Ноябрь Сентябрь февраль март 22 марта 22 апреля | Беседа-размышление: обсуждение прочитанных произведений и произведений художников. «Коля, Витя и щенок» В. Сухомлинского, Тема «Человек и животные» в произведениях художников Классные часы: «Ты в ответе за того, кого приручил», «Путешествие с комнатными растениями по странам света», «О чём рассказывает карта», «Вредная и здоровая пища», «Путешествие с насекомыми». Экскурсии: «Что растёт на школьном дворе?» Экологические акции: «Сбор осенних листьев на школьном дворе», «Сделаем кормушку пернатому другу» Экологические праздники «Арбузник» -праздник урожая, «Масленица» «День птиц» «Встреча весны» «Международный день Земли». Наблюдения за объектами живой и неживой природы «Как и когда появляются новые листья у комнатных растений», «Какой корм предпочитают птицы?», «Почему не все птицы улетают на юг?», «Следы животных на снегу». Игровая деятельность «Найди животное по следу», «Что соберем в лукошко?», «Три желания», «Путешествуй по стране» Проектная деятельность: «Лес как природный комплекс», «Растения -пионеры в нашем городе», «Загадки лесных зверей», «Из чего делают бумагу?», «Растения – подснежники на школьном дворе» Творческая деятельность: конкурсы, выставки на экологические темы. | + + + + + + + + + | + + + + + + + + + + + | + + + + + + + + + |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях в учебно-воспитательном процессе | 1.Расширять представления о душевной и физической красоте. 2.Воспитывать интерес к занятиям художественным творчеством; интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам. 3.Формировать умение видеть красоту природы, труда и творчества. 4Стимулировать стремление к соблюдению опрятного внешнего вида. | Сентябрь-май | Беседы: «В мире красоты музыкальных звуков» Чтение книг: час тихого чтения произведений этического содержания. Наблюдение и анализ типичных жизненных ситуаций из реальной жизни с определением душевных, эстетических качеств, черт характера: «Красота родной природы» Аутотренинг эмоциональной отзывчивости «На берегу волшебной реки» Игровая деятельность: Игры-тренинги «Заботливые, любящие сын и дочка», «Волшебный почтальон», «Биография по фото», «Я поведу тебя в музей», «Передача доброты своего сердца». | + + + + | + + + + | + + |
Совместная деятельность школы, семьи и общественности
по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся
№ п/п | Сроки | Виды деятельности и формы взаимодействия | Задачи | Результат |
1 | Сентябрь-май | Автобусные экскурсии на школьных каникулах | Социализация учащихся. Привлечение новых родителей в работу классного коллектива | |
2 | 30 декабря | Праздник «Новый год». | Творческое содружество педагогов, родителей, учащихся | |
3 | В течение года | Встречи с интересными людьми | Знакомство с профессиональной деятельностью родителей, с героями спорта, защитниками Отечества | |
4 | Апрель, май | Благоустройство дворовой территории. | Совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов | |
5 | март | Семейный музыкальный вечер. | Выявление талантов среди учащихся, родителей, приобщение к миру искусства. | |
6 | май | Спортивный праздник «Папа, я – спортивная семья» | Совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов | |
7 | март | Праздник мам (8 Марта) | Совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов | |
8 | февраль | Рыцарский турнир (23 февраля) | Совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов | |
9 | апрель | Ярмарка детского творчества | Совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов | |
10 | ноябрь | Тематическое родительское собрание «Мои друзья» | Выявление знаний родителей о друзьях своего ребенка, о его окружении, о его отношениях в коллективе |
Результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
Направления | Планируемый результат | Достижение воспитательных результатов и эффектов в 4 классе |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
| Первый, второй и третий уровни |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
| Первый, второй и третий уровни |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни |
| Первый, второй и третий уровни |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
| Первый, второй и третий уровни |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях |
| Первый, второй и третий уровни |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя начальных классов по математике. 1 класс. УМК "Школа России"
Рабочая программаГосударственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы № 879 учителя начальных классов( предмет)Игнатовой Анжелы Алексеевны( ФИО учителя)п...
Рабочая программа учителя начальных классов по русскому языку.. 1 класс. УМК "Школа России"
Рабочая программаГосударственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы № 879 учителя начальных классов( предмет)Игнатовой Анжелы Алексеевны( ФИО учи...
Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету русский язык (специальный (коррекционный) класс VII вида)
Пояснительная записка.Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 1 поколения на основе авторской программы «Русский язык» авторов...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...