Формы и методы обучения детей с ОВЗ
опыты и эксперименты
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Так и в нашу школу постепенно приходит инклюзивное образование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формы и методы | 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Гришина Л.Ю.
Выступление на семинаре учителей начальных классов
по теме «Формы и методы работы с детьми ОВЗ»
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Так и в нашу школу постепенно приходит инклюзивное образование.
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
В России для детей с ОВЗ функционирует система специального образования. В коррекционных школах создаются особые условия обучения для детей с ОВЗ, в кадровый состав входят медицинские работники и учителя-дефектологи. Но изолированность специальных образовательных организаций снижает у детей с ОВЗ стремление к продолжению образования.
Альтернатива коррекционной школе – обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе вместе с детьми возрастной нормы.
При инклюзивном образовании учащиеся с ОВЗ в полном объеме участвуют в жизни коллектива школы. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию и создаёт необходимые условия для детей с особыми образовательными потребностями.
Познавательный интерес как условие адаптации детей с ОВЗ
Работа с детьми с ограниченными возможностями требует от педагогов особого подхода. Для развития мотивации и познавательной самостоятельности ученика с ОВЗ необходимо создание комфортной образовательной среды, применения учителями новых педагогических технологий и действенных форм обучения. Ребёнок с ОВЗ проявит инициативу и самостоятельность, если не принуждать его к учению. Когда педагог даёт детям свободу, позволяет быть самостоятельными, учащиеся демонстрируют способности. Поэтому учителю нужно чаще давать на выбор несколько заданий, одинаковых или дифференцированных по сложности. При таком отношении проявляются образовательные потребности учащихся, что даёт толчок к развитию мотивации и познавательного интереса.
Деятельностный подход Мотивация и познавательная самостоятельность говорят об отношении учащегося к содержанию и ходу образования и желанию овладеть знаниями и умениями. Преодолеть безучастность ученика с ОВЗ и стимулировать проявление познавательного интереса помогает деятельностный подход. При деятельностном подходе в центре внимания стоит совместная деятельность учеников с учителем. Педагог не даёт готовые знания, а ищет их вместе с учащимися.
Проблемное обучение Мотивация и познавательная самостоятельность формируются, если ученик ощущает себя субъектом образовательного процесса и понимает зависимость результата от его действий. Самостоятельность не даётся ребёнку с рождения, а формируется в процессе образования. Познавательная самостоятельность развивается через навыки и умения узнавать новое самостоятельно. Ученик с ОВЗ должен научиться принимать решения, проявлять инициативу и не бояться совершать ошибок. Для этого применяем проблемное обучение, при котором ученик получает возможность включиться в образовательный процесс как активный участник. Задавание при изучении нового материала вопросов, которые требуют анализа, сравнения и рассуждения, вызывает интерес к новому материалу. Неверные ответы не критикуем, а мягко корректируем. Важно, чтобы учитель поощрял учащихся, которые задают вопросы, так как это отражает их желание думать самостоятельно. Постановка проблемных вопросов и совместный поиск ответов учит самостоятельному определению вопросов и формулированию задач. Тогда ученик понимает ценность процесса получения знания.
Коммуникативные навыки как условие социализации
Каждый урок с таким учеником – это, в первую очередь, общение. Общение с другими людьми мотивирует к самостоятельной деятельности и помогает познать окружающий мир. Развитие коммуникативных навыков становится обязательной частью занятий.
Игровой компонент в работе с детьми с ОВЗ в школе. Игровой компонент сохраняет внимание и поддерживает любопытство учащегося в течение занятия. Контакт со сверстниками помогает ребёнку с ОВЗ социализироваться, поэтому важно организовывать встречи с одноклассниками во внеурочной деятельности, в форме тематических занятий, кружков, студий и секций. Важно учитывать детскую инициативу при организации утренников и праздников, включать детские импровизации и показывать детские произведения. Необходимо развивать мотивацию и познавательную самостоятельность у детей с ОВЗ. Цель развития самостоятельности - в формировании собственного мнения и уверенности в собственных силах. Школьники учатся самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу, достигать цели и не бояться совершать ошибки.
Формы и методы работы с детьми с ОВЗ.
В педагогике существует достаточно большое количество классификаций методов обучения, в своей работе мы опираемся на классификацию К.Ю.Бабанского.
• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные ; наглядные; практические; репродуктивные и проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы и работы
под руководством преподавателя;
• методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
• методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической работе с обучающимися, имеющими ОВЗ, считаем объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Чтобы сформировать у обучающихся начальных классов интерес к учению используем метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, а именно создание ситуаций успеха.
Мотивация к учёбе становится положительно устойчивой только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно.
В связи с этим важное значение приобретает создание на уроках специальных ситуаций, способствующих достижению учащимися даже незначительных успехов в различных видах учебной деятельности. Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.
На слайде вы видите МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА:
- Учёт уровня усвоения (степени понимания) изученного материала
- Доступное объяснение учебного материала
- Обязательное использование занимательной наглядности
- Дидактические игры
- Парные и групповые творческие задания
- Индивидуально – дифференцированный подход (личностно ориентированный подход)
- Комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учёбе
- Создание оптимальной благоприятной образовательной среды
- Словесная поддержка педагога.
- Установка на позитивное решение проблемы
Все эти моменты очень важны, иначе ситуация успеха может «сорваться».Успех, достигнутый без особого труда, часто быстро забывается. Чтобы поддержать степень увлечённости, на последующих уроках должны быть организованы условия для создания новых ситуаций успеха, не связанных с предыдущей; на основе напоминания о предшествующем успехе должны определяться новые задачи в рамках того же предмета.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу учения. Впечатление от успеха бывает так велико, что может кардинально изменить сложившееся отрицательное отношение к процессу обучения.
Работа с родителями
Особое внимание при работе с детьми ОВЗ отводится работе с родителями. Самой оптимальной формой работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование. Задача первого этапа работы – создание доверительных, откровенных отношений с родителями, с этой целью используем беседу.
Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставятся следующие цели: подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования. Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком. Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ используем следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий.
3. Дифференциация заданий.
Дифференцированные индивидуальные задания:
- Слоговые таблицы;
- Индивидуальные карточки
- математические раскраски.
4.Задания на развитие психических процессов.
- задания с палочками;
- «Четвертый лишний»;
- «Поиск аналогов»;
- «Способы применения предметов»;
- «Продолжи логический ряд»
- «Дорисуй и раскрась обеими руками»
- «Дорисуй девятое»
- «Найди пару», «Найди отличия»
5. Задания на развитие мелкой моторики:
-штриховка;
-конструирование из геометрических фигур;
- лепка (создание объемных моделей, лепка на плоскости);
- раскрашивание;
- работа с моделями (наждачные буквы)
6. Здоровье сберегающие технологии:
- пальчиковые гимнастики;
- дыхательные гимнастики;
- физминутки и динамические паузы.
7. Использование информационных технологий.
Отдельно необходимо сказать об использовании интерактивной доски, презентации и фрагментов презентации по ходу урока
Она позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога и психолога, в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное помещение, а дали возможность быть полноценным членом общества.
Чувствуя причастность к общему делу, ученики с ОВЗ приобретают уверенность в себе и стремятся быть самостоятельными, что помогает выпускникам с ОВЗ реализовать себя в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стандарты второго поколения (ФГОС). Поиск новых форм и методов обучения младших школьников через организацию проектной деятельности.
На сегодняшний день главной задачей образования является формирование у подрастающего поколения знаний и поведенческих моделей,которые позволят учащимся быть успешными вне школы.Наиболее эффективным с...
Активные формы и методы обучения
Интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьнико...
Статья Проектная деятельность - инновационный поиск новых форм и методов обучения.
Статья:"Проектная деятельность - инновационный поиск новых форм и методов обучения." В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на резул...
Консультация для коррекционных педагогов на тему: «Формы и методы обучения детей с нарушением зрения.»
Консультация описывает основные формы и методы формирования сенсорных представлений у детей с нарушением зрения....
Активные формы и методы обучения детей со слабо сформированными навыками учебной деятельности
Активные формы и методыобучения детей со слабо сформированными навыкамиучебной деятельности...
Формы и методы обучения ПДД в рамках дистанционного обучения
В настоящее время в связи с ограничительными мерами, связанными с профилактикой распространения коронавирусной инфекции, большинство детей не посещают образовательные организации, находятся дома и про...
Новые методы и формы для продуктивного обучения детей декоративному творчеству
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Фабрика идей" по которой я работаю имеет художественную направленность. ...