Активные формы и методы обучения
материал по теме
Интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьников. Активные методы обучения в процессе педагогического общения привносят в классы нетрадиционные для массовой школы паритетные отношения преподавателя и учащихся, новую философию и ценности образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tverskoy_oblastnoy_institut_usovershenstvovaniya_uchiteley.docx | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тверской областной институт усовершенствования учителей
Курсы повышения квалификации
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Гевондян Наталья Юрьевна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №8
г Конаково Тверская область
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами её перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны образовательной политики восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существующими изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Актуальность: интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьников. Активные методы обучения в процессе педагогического общения привносят в классы нетрадиционные для массовой школы паритетные отношения преподавателя и учащихся, новую философию и ценности образования. Образование сможет выполнить свою роль только тогда, когда получит доступ к сокровенным интересам личности, глубинным сторонам общественного бытия, именно для этого необходимо паритетное общение.
Стадии развития учебного процесса
Историю школы и всей системы образования можно разбить на три этапа.
Первый этап наиболее продолжительный, длившийся несколько тысячелетий от появления первых школ и до 15-17 столетий, связан с тем, что принято называть средневековым методом обучения, который осуществляется путем индивидуальной работы учителя с каждым учеником в отдельности, назван индивидуальным способом обучения.
Второй этап: увеличение количества учащихся, спрос на грамотных людей в 15-17 столетиях, книгопечатание, развитие промышленности и торговли привели к кризису ИСО.: в школах число учащихся возрастало и учитель обучая каждого ученика в отдельности и по очереди, все меньше мог справляться с функцией их обучения и чтобы это преодолеть, школы постепенно стали водить групповую форму организации обучения. Апогеем стали классно-урочная и лекционно-семинарская системы, представляющие собой две главные разновидности группового способа обучения (Г.С.О.) , опирающегося на три формы организации процесса обучения, групповую, парную и индивидуальную.
Наступает третий этап в развитии школы и системы образования. Отдельные учителя и коллективы школ многих областей на протяжении последних десятилетий интенсивно осваивают коллективную форму организации учебных занятий (работу учащихся и взрослых в парах сменного состава). Что ведет к упразднению не только классно-урочной и лекционно-семинарской систем, но и той путаницы и неразберихи, которые нередко возникают вокруг множества «новых» методов, технологий, направлений, научных школ. Формируется коллективный способ обучения (К.С.О,) - демократическая система обучения по способностям, которая включает в себя все четыре формы организации обучения: коллективную, групповую, парную и индивидуальную (таблица 1)
Опыт многих учителей и школ, научно-теоретический анализ, проводимый учеными на протяжении десятилетий, дают основания утверждать, что переход школ и вузов от Г.С.О. к К.С.О, утверждение демократической системы обучения по способностям открывают реальный путь для успешного решения тех проблем, которые сегодня стоят перед системой образования и обеспечивают выход из затянувшегося кризиса.
По В.К.Дьяченко, обучение есть общение обучающих и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения .
Цель. Усвоение З.У.Н.
- развитие коммуникативных качеств личности
- создание интеграционной трудовой школы.
Отличие традиционных и активных методов обучения.
Различают две группы методов обучения: традиционные и активные. Они отличаются друг от друга, прежде всего по своей задаче.
Традиционные - направлены на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков практической деятельности и носят репродуктивный характер.
Активные методы обучения направлены на развитие у обучаемого самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать профессиональные, нестандартные задачи. Цель обучения не просто знания ,умения , и навыки, а умение мыслить, размышлять, осмысливать свои действия . Знания усваиваются не «про запас», учат не культуре исполнительного действия , а культуре мыслительно-творческой деятельности, т.к. задачи, обстоятельства и ситуации деятельности могут меняться. Известно, что одна из общих закономерностей процесса усвоения знаний- это зависимость эффективности процесса усвоения от собственной интеллектуальной активности обучаемого. Активные методы обучения представляют возможность и обеспечивают проявление большей активности обучаемого, чем традиционные методы, ведь экспериментально установлено, что в памяти человека запечатляется: до 10% того ,что он слышит, до 50% того, что он видит и до 90% того, что он дела-ет.Если мы заглянем в психологический словарь, то увидим:
Активность - собственная динамика живых существ как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.
Активность личности - способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры.
Понятие «активные» и «интерактивные» методы обучения употребляются как синонимы и характеризуют обучение погруженное в процесс общения людей. Методы активного обучения- совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, особенностью которой является её вынужденный характер, считают специалисты. Активные методы обучения построены на сознательном создании напряженной ,часто конфликтной ситуации, вынуждающей учащихся принимать решения для достижения заданной цели, в условиях неполноты представляемой им информацией, ограниченности материальных и временных ресурсов, а в некоторых случаях - и при противодействии со стороны руководства игры или других её участков. В таких условиях выработка решений сопровождается эмоциями, что в свою очередь обеспечивает мобилизацию интеллектуальных резервов, стимулирует познавательную деятельностью, позволяет длительно удерживать внимание.
Интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим, риском, т.е. за счет мастерства педагога , а не перегрузки школьников. Активные методы обучения в процессе педагогического общения привносят в классы и аудитории нетрадиционные для массовой школы паритетные отношения преподавателя и учащихся. Новую философию и ценности смыслового образования.
Коллективная работа - это процесс взаимного обучения учащихся, совместного поиска решения задач, поставленных на уроке.
Коллективные виды работы делают урок более живым, интересным, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания , умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя. Опыт по организации проведению коллективных учебных занятий в начальных классах убеждает нас не только в возможности, но и в преимуществе обучения по методу непрерывной передачи знаний.
Одной из любимых мною форм работы является работа в группах . Я считаю, что именно она, групповая форма работы, предполагает организацию совместной деятельности, общение учащихся, взаимопонимание, обмен знаниями и умениями. Кроме того, дети учатся грамотно и аргументировано излагать материал, вести дискуссии, отстаивать свою точку зрения. Эту форму работы ещё называют «мозговой атакой» или «мозговым штурмом». Связано это с тем, что она создает условия для сильного умственного напряжения при решении задач у всех или по крайней мере , у большинства учащихся . Став членом группы, которая вместе с другими выполняет задание. Ищет правильные ответы, ученик осознаёт значение своих собственных усилий, от которых зависит успех работы всей группы. Для выполнения задания класс делится на группы. Состав групп непостоянный, он подбирается в зависимости от содержания и характера предстоящей работы: по уровню знаний в пределах изучаемого материала, по интересам, по сложившимся взаимоотношениям в коллективе. Совместная деятельность оказывает сильное стимулирующее действие на развитие ребенка. Поэтому в составе группы должны присутствовать и сильные ребята и те, кому предмет дается с трудом. Известный психолог JI.C Выгодский считал, что развитие происходит из сотрудничества разных по уровню интеллекта детей. Надо принимать ребенка таким, каков он есть, веря в его продвижение в развитии, в то, что способности его могут раскрыться при правильно организованном обучении. Работа в группах - это свободное коллективное обсуждение. Автор многих книг по психологии Л.М. Фридман подчеркивает, что, высказывая свои мысли, взгляды. Ученики в процессе коллективного обсуждения проверяют их правильность, корректируют их. И в конечном счете, при разумном и ненавязчивом руководстве учителя приходят к истине. Такая форма занятий чрезвычайно насыщена в эмоциональном плане. Я замечала , как на глазах менялась позиция «слабых» учеников. Они включаются в процесс обсуждения. Стремятся не отставать от других. Работая в группах. Ребята учатся высказывать свои взгляды и отстаивать их, рассуждать и споить, приходить к единому мнению, оценивать ответ товарища. Дети начинают чувствовать себя более свободно и раскованно. Отвечающий от имени группы несет ответственность за то, чтобы общий ответ был изложен им четко и правильно, что приводит к повышенной концентрации внимания. В процессе работы поощряется совместное обсуждение, обращение за советом друг к другу. При групповой форме работы учащихся в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны преподавателя, так и со стороны своих товарищей. При этом помогающий получает не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются при объяснении своему однокласснику.
Иногда целесообразно создавать группы с одинаковым уровнем развития и работоспособности. Это деление позволяет активизировать работу более сильных учеников и придает уверенность в своих силах слабым. При таком раскладе дифференцируется обучение. Даются задания разной степени сложности, т. е. всем детям предлагается посильная работа.
Во время работы в группах изменяется роль учителя :из носителя знаний и информации, он превращается в организатора творческого процесса, консультанта по решению поставленных задач, коллегу. Преподаватель контролирует порядок и ход работы. Отвечает на вопросы. Разрешает ситуации, и, в случае необходимости. Оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
Основным условием продуктивной групповой работы является правильная предварительная подготовка учащихся. Дети должны приобрести достаточно знаний и навыков для коллективного творческого мышления. Поэтому на первых же уроках необходимо обращать внимание не столько на результаты, сколько на сам процесс работы, на умение каждого ученика осознать себя неотъемлемой частью целого коллектива. Группе предлагается оценить труд каждого ее члена по следующим пунктам:
Активность - принимает участие в устной дискуссии, выполняет задания, необходимые для достижения цели, поставленной перед группой
Внимательность - слушает других, не перебивая
Понимание - может рассказать о том, как проходило обсуждение в группе, какие предлагались идеи, какие сделаны выводы и почему. По итогам опроса ставится общая оценка за знания и умение работать в группе.
Важно, чтобы ребята были знакомы с основными правилами ведения дискуссии:
-я критикую идеи, а не людей
-моя цель не в личной победе, а в торжестве истины
-я выслушиваю все соображения, даже если не разделяю их
-я стремлюсь осмыслить и понять точку зрения моего оппонента
-я могу изменить свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов
Технологический процесс работы в группах.
-В начале урока - подготовительная часть.
а) постановка проблемы (познавательной задачи)
б) планирование работы, деление на группы, инструктаж
в) раздача дидактического материала по группам .
- основная часть-работа в группах.
а) ознакомление с материалом
б) распределение заданий внутри группы
в) индивидуальное или совместное выполнение задания
самостоятельная работа учащихся завершается обменом информацией в группе для проверки и систематизации результатов работы группы всему классу.
- заключительная часть-подведение итогов.
Урок завершается работой со всем классом. Сначала представители групп знакомят всех с достигнутыми результатами. Ответы анализируются, выясняется уровень усвоения всего материала учащимися. Итог урока подводит учитель, делая выводы о работе групп и о достижении поставленных задач (при этом обязательно отмечается работа каждого учащегося)
Освоение коллективной формы я провожу с 1 класса. И по мере взросления ребят, она приобретает более сложные формы. Вначале эта работа имеет форму взаимопроверки. Дети работают парами, проверяя домашние задания: письменные работы, выученные стихотворения, задания по математике, математические диктанты, например: после того как написан диктант, дети меняются тетрадями, я зачитываю правильные ответы, дети карандашом исправляют ошибки друг у друга. Но чтобы такая работа парами не наскучила детям, я стараюсь разнообразить парную работу: меняю местами сидящих на втором варианте первого ряда с детьми второго ряда первого варианта. А второй вариант второго ряда с первым вариантом третьего ряда, дети могут повернуться назад, найти там пару. Они могут
составлять и сами пары, тройки и другие группы при подготовке домашнего задания по чтению (чтение по ролям текста, стихотворения, драматизация ка-кого-либо стихотворения, составление живой задачи). Дети уже при работе парами приучаются внимательно слушать ответ товарища, постоянно готовиться к ответу, ибо тебя обязательно тоже спросят. Кроме того. Ученик получает возможность еще раз проверить и закрепить свои знания, пока слушает соседа. Учится говорить, отвечать доказывать товарищу какое либо положение , пример, задачу. Он может на этом уроке то, что в другое время не разрешается: свободно общаться с другими учащимися, свободно сидеть и передвигаться по классу, подсказывать и слушать подсказки. Они учатся помогать и обращаться за помощью друг к другу, что очень важно в учебном процессе. Это поддерживает интерес к уроку и вызывает желание учиться. Детям очень нравиться такая работа. Они общаются, разговаривают, но разговор-то деловой. Эта работа учит их и сочувствовать там, кто с трудом справляется с заданием или не справляется совсем. Дети стараются объяснить непонятное товарищу заставляют повторить ещё и ещё раз правило или стихотворение.
Следующий вид коллективной работы-четверки.
Эта форма удобна при проверке правил по русскому языку и математике. Времени эта работа занимает 5-7 минут, но результат хороший.
На доске записываю два-четыре вопроса по теории предмета. Сидящие за первой партой поворачиваются к сидящим сзади, а сидящие за третьей партой повернулись к ребятам за четвертой и т.д. у каждого листочек со своей фамилией. Он передает его товарищу. Затем поочередно дети отвечают на вопросы. За правильный ответ ученик получает плюс, за неверный-минус. Даже если ребёнок не знает ответа на вопрос, слушает их повторение три раза, а значит и заучивает правило. По истечении времени прошу собрать листки сдать их. Проверять такую работу легко и быстро. Работу четверками можно использовать и на уроках чтения , на уроках по предмету «мир вокруг нас». Каждой четверке выдается карточка, на которой записан вопрос проблема. Ребята советуются, ищут выход из ситуации. После того, как истекает отведенное время, один из членов четверки зачитывает вопрос и берет на себя ответственность ответить за всех членов группы. Так же заслушиваются ответы остальных групп. Иногда могут возникнуть и споры. Ребята могут дополнить ответы другой группы, выдвинуть свой вариант ответа. Такая форма работы учит детей мыслить, быстро находить решение, учит культуре спора.
Эффективна работа и командами по четыре-восемь человек. При этом я провожу небольшую перестановку столов. Два стола ставятся лицом друг другу вдоль класса, третий придвигается к их боковым частям так , чтобы ученики могли сесть вокруг этого стола. Эти столы ставятся в шахматном порядке - так лучше просматривается весь класс в целом. И видно каждую группу работающих отдельно, что значительно труднее при традиционной расстановке.
Команды получают задание. Это пять или шесть карточек. На каждой карточке одно задание. Дети сами распределяют задания между собой. У каждого ученика свой листок. После того как общее задание выполнено, его записывают и оформляют на «экран» . «Экран»- это лист бумаги , на котором записан номер команды и фамилии её членов. По истечении определённого времени «экран» сдается учителю. После этого каждый ученик работает индивидуально. Дети меняются карточками и выполняют остальные задания. При этом они могут обращаться за помощью друг к другу. Если ученик успел решить все задания своей команды, он может взять дополнительную карточку у учителя или обменяться с другой командой. Таким образом, он набирает дополнительные очки для себя. Зачет проводится не только командный, но и индивидуальный. Однако, чтобы дети не гнались за количеством, есть условие: каждая ошибка «сжигает» балл. Поэтому, должно быть не просто больше заданий, а больше правильно выполненных заданий. К концу урока подводится итог. Конечно, не исключен шум на уроке, но это рабочий шум.
Учитель также является членом одной из команд .Чаще всего это команда из отстающих учеников. Учитель имеет прекрасную возможность поработать с ними индивидуально. Точно выяснить где у них пробелы в знаниях, что является причиной. Как член команды даю им наставления, помогаю, объясняю. Таким образом отстающие учащиеся не чувствуют растерянности, страха за то, что не справятся с заданием. Не смотря на эффективность этих уроков, часто их проводить не следует. Подобные уроки я провожу один - два раза за четверть как проверочные или зачетные по темам.
Работу по четыре-шесть человек можно проводить и на уроках трудового обучения, изо, когда дети, работая бригадами, делают одно изделие. Это поддерживает интерес к уроку, вызывает желание учиться. Коллективный способ обучения способствует демократизации и гуманизации учебного процесса.
Практика показывает, что организация коллективных учебных заданий, способствует не только достижению хорошего уровня знаний, усвоению программного материала на уровне способностей каждого ученика, но и созданию творческой атмосферы, благоприятных морально-психологических условий обучения и развития у младших школьников устойчивого интереса к познанию.
Организационная структура учебного процесса и стадии ее развития
Вид общения | Организационная форма обучения | Способ обучения |
1 Опосредованное общение через письменную речь | 1 Индивидуальная | 1 индивидуальный способ обучения (ИСО)-до 16-17 вв.; включает две формы: парную и индивидуальную |
2 Общение в паре | 2 Парная (один учит другого) | 2 Групповой способ обучения (ГСО)-17-20 вв.; включает три формы: групповую, парную, индивидуальную. |
3 Групповое общение | 3 Групповая (один одновременно учит многих) | |
4 Общение в парах сменного состава | 4 Коллективная (каждый учит каждого) | 3 Коллективный способ обучения (КСО); включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную, индивидуальную |
Список литературы.
1.Д.Н.Кавтарадзе «Обучение и игра. Введение в активные методы обучения»
Изд.Просвещение 2009г
2. Д.Смид» «Групповая работа с детьми и подростками» Изд.Генезис Москва 2000г
3. «Краткий психологический словарь» Москва-1985г.
4. Журнал «Начальная школа» 2002г№2,№4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками
Педагогическая статья об использовании активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками...
Конспект фрагмента открытого урока "Применение активных форм и методов обучения на уроке иностранного языка"
Данный фрагмент урока английского языка помогает активизировать активные формы и методы обучения на уроках иностранного языка, вовлекая учащихся в игровую ситуацию со знаменитым персонажем....
Педсовет: "Использование новых активных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе"
Педсовет: "Использование новых активных форм и методов обучения"...
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Классификация методов - зто их разделение на группы на том или ином основании. По источнику знаний выделяют словесные, наглядные и практические методы.Словесные методы направлены, как правило, на форм...
Статья "Активные формы и методы обучения и воспитания"
Статья "Активные формы и методы обучения и воспитания" предназначена для самообразования учителей....
Активные формы и методы обучения как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС
«Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество»....
Активные формы и методы обучения как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС
«Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество»....