Консультация для коррекционных педагогов на тему: «Формы и методы обучения детей с нарушением зрения.»
консультация (1 класс)
Консультация описывает основные формы и методы формирования сенсорных представлений у детей с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формы и методы обучения детей с нарушением зрения | 14.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему: «Формы и методы обучения детей с нарушением зрения.»
Организация процесса обучения детей с нарушением зрения в условиях дошкольного и школьного обучения должна осуществляться в особых условиях, способствующих охране зрения, облегчающих зрительное восприятие и предотвращающих повышенное утомление.
Процессы формирования личности детей с нарушением зрения имеют свои особенности, требующие охраны и развития зрения, повышенных норм освещённости, применения специальных психолого-педагогических средств коррекции, лечебно-физкультурных мероприятий по исправлению физического развития.
Для овладения сенсорными эталонами необходимо подключать действия рук при зрительном обследование предмета, его свойств и качества. Педагоги помогают детям знакомиться и узнавать цвета хорошо различимые (красные, желтые, синие, зелёные). Учат соотносить цвета с картинками, локализовать красный цвет из сине-зелёных, синий из красно-жёлтых, зелёный из красно-синих, жёлтый из сине-красных.
Основой успешного освоения эталонов является систематичность и последовательность. Дети с нарушением зрения специально обучаются тому, что дети с нормальным зрением постигают сами. Постоянное многоступенчатое обучение не только способствует обогащению сенсорного опыта детей, но и обеспечивает непрерывность работы по развитию зрительного восприятия.
Основные положения коррекционно-педагогической деятельности:
активизация всех видов восприятия ребенком окружающего пространства - зрительного, слухового, тактильного, пространственного, обоняния, вкуса;
обогащение сенсомоторного опыта детей и совершенствование сенсомоторной координации посредством использования предметов, изготовленных из материалов разной фактуры, формы, цвета, размера.
Задачами сенсорного воспитания являются обучение ребенка перцептивным действиям (рассматриванию, ощупыванию), формирование представления о сенсорных эталонах. Формировать умения самостоятельно применять системы перцептивных действий и сенсорных эталонов в практической деятельности. Приоритетным направлением в сенсорном воспитании детей с нарушениями зрения будет развитие зрительного восприятия, при этом развитие слухового и тактильного восприятия будут его дополнять и частично компенсировать.
Специальные средства обучения и воспитания детей с нарушением зрения: для слепых используется разнообразная литература с рельефно-точечным шрифтом (система Л. Брайля) – учебные пособия, детская, художественная, музыкальная и т. д.
Рисунки, чертежи, схемы, другие иллюстрации должны быть рельефные, воспринимаемые осязательно. Для детей с остаточным зрением предназначены издания, сочетающие рельефную и цветную печать.
Для слабовидящих используют специальные и учебные и наглядные пособия с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями. . Книжки должны быть напечатаны крупным шрифтом, с чётким рисунком. Рисунки крупные.
Тифлотехнические средства используются с целью коррекции или компенсации нарушенных зрительных функций, а также для развития и восстановления зрения: оптические (лупы, очки, моно и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты), телевизионные, светотехнические и др.
Общие методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемные и другие
Специальные методы обучения – методы, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей. Необходимость применения общих и специальных методов определяется характером и спецификой познавательной деятельности детей. Рекомендуется сочетать при обучении детей слово, образ и практическое действие.
Подгрупповые занятия тифлопедагог проводит ежедневно, планируя их по коррекционным программам, длительность занятия составляет 15 мин - в младшей и средней группах, 25 мин - в старшей и 30 мин - в подготовительной группе.
Формы обучения и воспитания предполагают индивидуальные занятия. Тифлопедагог ежедневно проводит индивидуальные коррекционные занятия по разработанным им индивидуальным программам обучения. Такая программа предполагает учет зоны ближайшего развития ребенка. Длительность индивидуального занятия от 10 (в младшей и средней) до 20 мин (в старшей и подготовительных группах).
Методика сенсорного воспитания включает в себя следующие разделы: развитие зрительного восприятия, развитие слухового восприятия, развитие обоняния, развитие тактильно - кинестетического восприятия.
Одним из эффективных средств развития зрительного восприятия являются дидактические игры и упражнения. Специально созданные дидактические игры эффективно влияют на формирование различительных способностей к выделению признаков различных модальностей.
Основные виды дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприятия: игры, формирующие умения различать: форму, цвет, величину, пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов.
Итак, сенсорное развитие включает: усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений; овладение новыми действиями восприятия, позволяющий более полно и объемно воспринимать окружающей мир. Содержание сенсорного воспитания охватывает широкий о признаках и свойствах предметов: знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучаний предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве и времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения на корреционных занятиях по социально-бытовой ориентировке
Воспитанники специальных (коррекционных) образовательных учреждений нуждаются в том, чтобы быть максимально интегрированными в общество и одной из целей образования лиц с ограниченны...
Коррекционная работа по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения
Настоящая работа является актуальной в связи с необходимостью совершенствовать коррекционно-педагогический процесс с целью предупреждения вторичных отклонений в психофизическом развитии дошкольников....
Использование наглядности в обучении детей с нарушением зрения
Зрительное восприятие наглядного материала детьми с патологией зрения протекает своеобразно и имеет ряд особенностей, связанных с нарушением...
Организация работы педагога дополнительного образования с детьми с ОВЗ (дети с нарушением зрения)
Статья на тему: Организация работы педагога дополнительного образования с детьми с ОВЗ (дети с нарушением зрения)...
Особенности воспитания и обучения детей с нарушением зрения
Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи, поэтому глаза ребенка с нарушением зрения заслуживают исклю...
Воспитание и обучение детей с нарушением зрения
В данной презентации кратко изложены основные моменты воспитания и обучения детей с нарушениями зрения...
Использование компьютерных тифлотехнологий в обучение детей с нарушением зрения
В главном законе нашей страны - Конституции (статья 43), говорится о том, что каждый ребенок и даже «особенный» (ФК от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 18.07.2019 «О социальной защите ин...