Реализация индивидуальных форм и методов обучения детей с различными образовательными потребностями
материал (4 класс)

Матросова Маргарита Петровна

Реализация индивидуальных форм и методов обучения детей с различными образовательными потребностями возможно при построении индивидуального маршрута и при планировании урока. Предложенные методы и формы позволят сформировать 

положительное отношение к школе, учебе, реализовать разный уровень потребностей обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon realizatsiya_individualnyh_form_i_metodov.ppt1.28 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация индивидуальных форм и методов обучения детей с различными образовательными потребностями Матросова Маргарита Петровна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №85» г. Кемерово

Слайд 3

Метод "Фишбоун" (Рыбий скелет) Низкая учебная мотивация Недостаточно времени на уроке Разный уровень интел.развития обучающихся Воспитательная система в семье Низкая успеваемость по предметам Потеря интереса к учебе. Снижение успеваемости Разный уровень познавательных потребностей . Высокий уровень тревожности. Невыполненные д/з Как научить учиться обучающегося, требующего особого внимания, «не потеряв» одаренного? Выбор оптимальной стратегии

Слайд 6

Индивидуальный образовательный маршрут - эффективное средство формирования универсальных учебных действий ученика, имеющего проблемы в обучении или успешного в обучении ученика.

Слайд 7

Сформированность личностных УУД Проблема Планирование деятельности Завышенная самооценка Стабилизировать психоэмоциональное состояние ребёнка Организовать самостоятельную деятельность на уроке Выделяет моральное суждение ситуации, ориентируясь на чувства и эмоции её участников, в оценке действий ориентируется на объективные следствия поступков. Изучать моральные нормы в деятельностной форме ( помогать слабым, помогать нуждающимся, заботиться о природе, заботиться о животных Родительские всеобучи по данной проблеме Переживает только собственные неудачи, безразлично относится к проблемам других Изучать моральные нормы в деятельностной форме( помогать слабым, помогать нуждающимся, заботиться о природе, заботиться о животных Индивидуальный образовательный маршрут для одаренных обучающихся направлен

Слайд 8

Сформированность регулятивных УУД Проблема Планирование деятельности Не умеет самостоятельно оценить свои действия, но испытывает потребность в получении оценки со стороны учителя Поддержка и развитие сформированного уровня оценки Помнит, но не всегда выполняет правила, инструкции. Коррекционные занятия по развитию эмоционально-волевой сферы Создавать ситуацию успеха План есть, но не совсем адекватный или неадекватно используется Умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль)

Слайд 9

Сформированность коммуникативных УУД Проблема Планирование деятельности Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Поддержка и развитие коммуникативных навыков Проведение совместных заданий на на уроке Положительное одобрение Поддержка активной позиции в диалоге В групповой работе может успешно выполнить заданную роль при постоянной поддержке учителя Коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков Поощрения за минимальный результат

Слайд 10

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, требующего особого внимания Сформированность личностных УУД Проблема Планирование деятельности Обнаруживает безразличное , негативное отношение к учебной деятельности, не принимает помощь со стороны учителя Включать ребёнка в активную деятельность на основе использования его интересов Родительские всеобучи по данной проблеме Игнорирует и не осознаёт нормы и правила школьного поведения Вовлекать в коллективную деятельность Изучать права и обязанности Некритичен к своему поведению. Поощрения за результат Давать небольшие поручения, с достижимым положительным результатом Не выделяет моральное содержание ситуации, при оценке морального выбора отсутствует ориентация на нормы социального поведения. Стимулирование чувствительности к переживаниям других людей Изучать моральные нормы в деятельностной

Слайд 11

Сформированность познавательных УУД Проблема Планирование деятельности С помощью дополнительных указаний со стороны учителя находит необходимую информацию Побуждение к действию Стимулирование высказывания с помощью наводящих вопросов учителя Побуждать к самостоятельной работе Учить делать выводы Направляющая помощь учителя на уроке Плохо отличает новое от уже пройденного, даже при помощи со стороны педагога Совместно с педагогом может сделать выводы по результатам работы По наводящим вопросам педагога выделяет существенные признаки . Группировка и классификация объектов недоступны для ребёнка Коррекционные упражнения на группировку, классификацию, анализ, синтез на уроке Коррекционные занятия по развитию мыслительных операций Не может установить причинно-следственные связи. По наводящим вопросам может выявить аналогии на предметном материале

Слайд 12

Круг методов и технологий образовательной деятельности при работе с одаренными детьми Качество личности Характеристика качества личности Методы и формы 1.Любопытство – любознательность – познавательная потребность Любопытство характерно для каждого ребенка младшего школьного возраста. Любознательность – признак одаренности.. Исследовательская деятельность. Защита на детских научно-практических конференциях. Проект Работа в группах, парах.

Слайд 13

2.Сверхчувствительность к проблеме Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. Проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания. Круг методов и технологий образовательной деятельности при работе с одаренными детьми Характеристика Качества личности Методы и формы

Слайд 14

Круг методов и технологий образовательной деятельности при работе с одаренными детьми Оригинальность мышления Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, а так же способность разрабатывать существующие идеи, что особенно ценится в художественном творчестве. Работа по разработке новых идей или уже существующих. Характеристика Качества личности Методы и формы

Слайд 15

Круг методов и технологий образовательной деятельности при работе с одаренными детьми Отличная память Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать не редко выражается в склонности к коллекционированию Задания на развитие памяти, внимания и мышления. Характеристика Качества личности Методы и формы

Слайд 16

Круг методов и технологий образовательной деятельности при работе с одаренными детьми Широта интересов. Самообразование. Работа в библиотеке. Целенаправленная подготовка к самореализации в различных конкурсах Индивидуальная подготовка к очным и заочным олимпиадам

Слайд 17

Особенности поурочного планирования В поурочном планировании отдельно отражается план деятельности на уроке (занятии) для каждого ребенка. Задача педагога при планировании – отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности для детей разного уровня развития. На уроке проводится дифференцированное закрепление нового материала и проведение опроса, дается разноуровневое домашнее задание, которое фиксируется в классном журнале (тема урока записывается общая).

Слайд 18

Конструктор плана урока с индивидуальными маршрутами Этап урока Дети с нормой развития Группа №2 Дети, требующие особого внимания Группа №1 Одарённые дети Группа №3 Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия Работа в группах Корзина идей. Составление перечня «известной информации»; Верные и неверные утверждения. Ответы учащихся Работа с учителем Приём «Да-нет» Активное слушание. После прослушивания ответов одноклассников ответ на вопросы учителя и проговаривание основных понятий. Индивидуальная работа. 1.Рассказ-предположение по ключевым словам; 2.Перепутанные логические цепочки и пр. Слушание ответов одноклассников и выдвижение своей точки зрения

Слайд 19

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия Работа в группах постоянного состава Кейс-метод ( набор кейсов зависит от группы ) Работа по учебнику и дополнительным материалом Работа по учебнику Возможно использование на уроках литературного чтения или окружающего мира метода активного чтения : - маркировка(Ѵ,+,-,? ); -в - ведение разных записей; -поиск ответов на вопросы и т. д.

Слайд 20

Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. Групповая работа сменяемого состава Рыбий скелет Фишбоун Проблемное исследование под руководством учителя. Составление инструкции, алгоритма действий Индивидуальная работа Метод проектов Работа с дополнительными источниками информации (словари). Составление собственного правила и сравнение его с эталоном.

Слайд 21

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания. Работа в группах сменяемого состава Ментальные карты Фишбоун

Слайд 22

Первичное закрепление нового знания . Индивидуальная работа Выполнение заданий с проговариванием по алгоритму под руководством учителя Выполнение своих заданий. Работа с группой №1 в помощь учителю. Консультирование. Самостоятельная работа и проверка по эталону. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку Выполнение заданий повышенной сложности

Слайд 23

Включение в систему знаний и умений. Работа в группах Возврат верным и неверным утверждениям; Ответы на поставленные вопросы. Обсуждение Получение консультации от учителя в малой группе. Индивидуальная работа. Заполнение таблиц, кластеров, установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, Организация обсуждений в форме «круглых столов»; написание эссе.

Слайд 24

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. Анализ результатов выполненного задания. Активное слушание. Повторение и проговаривание новых понятий. Оценка отвечающих одноклассников. Анализ своей и чужой деятельности Домашнее задание Задание по учебнику. Задание с использованием дополнительных источников информации. Задание репродуктивного характера. Задание по карточке Задание творческого характера

Слайд 25

Метод "Фишбоун" (Рыбий скелет) Интерес к способу решения и общему способу действия Стремление к самоизменению Социальная роль ученика Принятие и выполнение моральных норм Повышение успеваемости по предметам Положительное отношение к школе, учебе Разный уровень познавательных потребностей Снижение уровня тревожности. Адекватная самооценка Реализация индив. форм и методов обучения детей с различными образов. потребностями Контроль и коррекция деятельности

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игротерапия как психолого-педагогическая технология обучения детей с особыми образовательными потребностями в классах КРО.

Сегодня успешное функционирование образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекционно-развивающей работы с...

Инклюзивное обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе

Доклад на районом методическом объединении учителей начальных классов...

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении детей с особыми образовательными потребностями

Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех обучающихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образ...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....

Консультация для коррекционных педагогов на тему: «Формы и методы обучения детей с нарушением зрения.»

Консультация описывает основные формы и методы формирования сенсорных представлений у детей с нарушением зрения....

форсайт-центра «Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной организации»

форсайт-центра «Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной организации»...

Многообразие педагогических подходов при обучении детей с особыми образовательными потребностями в рамках реализации ФГОС

В данной статье предлагаются рекомендации по проведению диагностики и  созданию специальных условий обучения детей с особыми образовательными потребностями....