Новые методы и формы для продуктивного обучения детей декоративному творчеству
методическая разработка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Фабрика идей" по которой я работаю имеет художественную направленность.
Цель программы формирование и развитие творческих способностей обучающихся, посредством приобщения к современным видам и техникам рукодельного искусства. Я работаю с детьми разных возрастных групп: с 7 лет, с 10 лет, с 14 лет.
Наша деятельность предполагает много монотонной работы: вязание, вышивание, склеивание, вырезание.Сегодня я поделюсь с вами эффективными методами и приёмами, которые использую на своих занятиях. Они помогают сделать творчество для детей понятным, доступным и увлекательным, и воспитывают в нравственные чувства. Дети становятся более активными, открытыми, они чувствуют поддержку и раскрываются в сотрудничестве со мной и друг другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_formy.docx | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
"Новые методы и формы
для продуктивного обучения детей декоративному творчеству "
(из опыта работы по программе "Фабрика идей"
педагог Бузина Татьяна Васильевна)
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Фабрика идей" по которой я работаю имеет художественную направленность.
Цель программы формирование и развитие творческих способностей обучающихся, посредством приобщения к современным видам и техникам рукодельного искусства.
Я работаю с детьми разных возрастных групп: с 7 лет, с 10 лет, с 14 лет.
Наша деятельность предполагает много монотонной работы: вязание, вышивание, склеивание, вырезание.
Мой жизненный девиз: нет слова не умею, есть слово не хочу. А чтобы научится что-то делать нужно в первую очередь захотеть этого.
И хотя ребята приходят ко мне уже заинтересованными в данном виде деятельности, постепенно их интерес может пропасть среди рутинной работы.
Сегодня я поделюсь с вами эффективными методами и приёмами, которые использую на своих занятиях. Они помогают сделать творчество для детей понятным, доступным и увлекательным, и воспитывают в нравственные чувства. Дети становятся более активными, открытыми, они чувствуют поддержку и раскрываются в сотрудничестве со мной и друг другом.
Я начинаю свои занятия после уроков, когда дети уже немного устали после школы. Моя задача внести оживление, активизировать детей, настроить их на плодотворную деятельность. Я не просто даю учебный материал - я создаю мотивационную базу для освоения программы, а следовательно создаю условия для развития творческих способностей каждого ребёнка.
Универсальных форм и методов формирования познавательных интересов в практике обучения нет. Каждый педагог добивается этого, используя свои наработки, свой опыт.
В своей работе я использую "проникающие технологии". Это такие технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии.(К.Г.Селевко)
Методы и приёмы я подбираю целесообразно возрасту детей, а так же поставленным целям и задачам на занятии.
Продуктивное творческое обучение способствует ранней профориентации ребят: дизайнер, художник, учитель, архитектор. Развивает серьезное отношение и подход к последовательности «хочу – могу – делаю».
В эпоху цифровизации и искусственного интеллекта возможности для творчества расширяются с невероятной скоростью.
В своей практической деятельности нам с детьми часто приходится создавать образы будущих изделий. На это уходит много времени. В настоящий момент нам на помощь пришли технические средства - нейросети с их возможностью генерировать идеи на основе наших запросов - промтов (команд, на основе которых нейросеть создаёт картинку). Чем точнее вы опишете, что хотите получить, тем лучше будет результат.
Работая с нейросетью ребёнок учится формулировать свои мысли, перефразировать вопросы, оценивать информацию.
Данная работа проводится с детьми старшего возраста. Чаще в виде домашнего задания, перед началом творческого проекта для выбора идеи.
Когда дети видят результат, они могут взять его за основу, могут доработать или взять только некоторые элементы.
Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда на занятия приходят дети и не могут настроиться на работу. Я хочу предложить вам приёмы, с помощью которых вы сможете настроить детей на творческий лад. И первый приём это:
- Друдл - это отличный инструмент для развития воображения. Предлагается картинка и нужно назвать как можно больше вариантов ответов.
-Дорисовка или упрощённый друдл - это графическая загадка, тут нужно придумать и дорисовать как можно больше вариантов рисунков.
Друдл укрепляет связь между воображением и речью. Этот приём подходит для работы с разными детьми, одарёнными и отстающими в развитии.
Дивергентное мышление - Умение находить новые неординарные решения. Например: у вас испачкалась обувь. Как решить эту проблему? ОТВЕТЫ помыть. Верно! В жизни мы очень часто так мыслим, но в творчестве необходимо расширять рамки, решая нетипичные задачи.
Дивергентно мыслящий человек у которого испачкались кеды может выдать такие варианты ответа: выбросить, перекрасить, поменять шнурки, обрезать и сделать сланцы.
Развивая дивергентное мышление дети учатся находить нестандартные, оригинальные решения. Кстати, в этом заключается русская смекалка. То есть как можно что-то применить нестандартно.
А теперь коллеги вспомните ваших детей на занятии. Бывает так, что кто-то смотрит в окно, кто-то в потолок. Все мы по разному воспринимаем информацию. Гораздо лучше усвоить большой объём текста можно при помощи технологии визуализации.
Визуализация - это своего рода сжатие информации до определенного образа, который будет развёрнут на основе мыслительных действий.
Подробнее расскажу про облако тегов или слов. Представить смысловые элементы текста можно в виде любой фигуры: звезда, облако, круги.
Важность ключевых слов(которые используются многократно) можно выделить: размером шрифта, цветом, жирным начертанием.
Облако тегов можно применять при формулировке темы занятия, при изучении какого-то события, для проверки знаний и усвоения материала, при создании открыток, буклетов. Существует много бесплатных сервисов для создания тегов.
Конечно, на наших занятиях мы не обходимся без приёмов здоровьесбережения: физкультминутки, самомассаж пальцев, гимнастика для глаз «Зрительные метки» (по Базарному), а так же методы для создания положительного эмоционального настроя. Один из них - мем.
Мем - это символ, надпись или образ который характеризует какое-либо событие и устойчиво распространяется среди людей. Любой мем можно адаптировать под свою работу или ситуацию.
Так самыми частыми мемами в нашей работе с детьми стали:
- Бобёр кричит в горах - когда я говорю ребёнку, что нужно все распустить и перевязать
- Коты "Наташа мы всё уронили" этот мем мы адаптировали под технику безопасности при работе с колюще-режущими инструментами.
- Кто молодец - я молодец - когда закончено изделие, или творческий проект.
Мемы можно включать в начале занятия, в практической части (когда у детей не всё получается смешная картинка помогает им расслабиться), в конце занятия.
Существуют бесплатные приложения для создания мемов. Вы можете выбрать картинку, или загрузить свою, добавить подходящий текст и скачать мем.
Все мы знаем, что игра для детей самая привычная и самая желанная форма деятельности для детей младшего школьного возраста.
А своеобразным «переключателем» психологии ребенка на освоение нового материала являются игровые приёмы, которые органично вписаны в активные методы обучения. Их можно применять на разных этапах занятия.
Они помогают детям включиться в процесс творчества, стать его участником, оценить себя.
Итак, Проникающие технологии легко вписываются в образовательно-воспитательный процесс отлично помогают мне объяснять учебный материал, а детям успешно осваивать программу. Выбор метода зависит от возраста детей, от цели и задач занятия. Эти методы развивают творчество детей. Могут применяться на разных этапах занятия. Методы эффективные тк помогают детям добиваться отличных результатов в конкурсах разных уровней. Иногда мы и сами не знаем на что способны, нужно только забыть слово не умею. Давайте будем постоянно пополнять багаж своих знаний, постоянно будем в творческом поиске. Тогда наши занятия будут интересны нашим детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Новые методы и технологии в обучении младших школьников»
План-конспект родительского собрания. Материал окажет большую помощь учителям начальных классов в проведении родительского собрания....
Презентация на тему "Продуктивное обучение детей-инвалидов на основе проектной деятельности"
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение детей-инвалидов, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у школьников интереса и потребности к активной с...
Родительское собрание "Новые методы и технологии в обучении младших школьников"
План-конспект родительского собрания на тему: "Новые методы и технологии в обучении младших школьников" позволит ознкакомить родителей обучающихся с введением инновационных технологий ...
План-конспект родительского собрания"Новые методы и технологии в обучении младших школьников"
План-конспект предназначен для проведения родительского собрания в 1 классе. Его основная цель :знакомство родителей с новыми методами и технологиями обучения. Учитель в краткой обзорной форме рассказ...
План – конспект родительского собрания в 1 классе по теме: «Новые методы и технологии в обучении младших школьников»
Цель: Познакомить родителей с новыми методами и технологиями, которые применяются в настоящее время в обучении младших школьников....
План-конспект родительского собрания "Новые методы и технологии в обучении младших школьников"
Конспект родительского собрания в 1-4 классе. Знакомство родителей с новыми методами и технологиями в обучении....
Конспект родительского собрания по теме: «Новые методы и технологии в обучении младших школьников».
Конспектродительского собрания в 1 классе по теме "Новые методы и технологии в обучении младших школьников"....