Управление развитием и переходом образовательных организаций в эффективный режим работы
статья
Управление развитием и переходом образовательных организаций в эффективный режим работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_programmy.docx | 56.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
Наименование программы | Программа перехода МКОУ Кочневская СОШ в эффективный режим работы
|
Основание разработки | Результаты ГИА (за три года) Результаты ВПР (за два года)
|
|
|
Цель: | Обеспечение равного доступа к получению качественного общего образования, учебной успешности каждого ребенка независимо от места жительства, социального статуса и материального положения семей школьников через реализацию программы перевода школы в эффективный режим развития, включая повышение качества преподавания, управления, условий организации образовательного процесса.
|
Задачи:
| 1. Разработка программы школы, работающей в сложных социальных условиях, показывающей низкие образовательные результаты, включающую: - стратегию повышения качества образования на школьном уровне. - анализ внутренних факторов влияющих на результативность и эффективность деятельности. - подготовить нормативную базу, ресурсное, кадровое и методическое обеспечение для реализации программы. 2. Формирование и обновление инфраструктуры в разработке и реализации программы перехода в эффективный режим работы. 3. Внедрение в практику управления школой и профессиональным развитием педагогов методов управления результатами, в т.ч. индивидуальных планов развития педагогов. 4. Развитие кадрового потенциала школы. 5. Разработка и реализация программы повышения квалификации, направленной на повышение компетентности педагогов в области сопровождения и оценки индивидуального прогресса обучающихся, работы с детьми с особыми потребностями, учебными и поведенческими проблемами, работы с родителями 6. Включение обучающихся в образовательную деятельность, способствующих формированию универсальных способов деятельности (в познавательную, проектную, исследовательскую, творческую деятельность и т.д.); 8. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) обучающихся школы. Активное включение родителей (законных представителей) обучающихся в образовательный процесс. 9. Создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса: педагогов, родителей, детей, социальных партнёров.
|
Перечень разделов | 1.Пояснительная записка |
| 2. Образ эффективной школы 3. Аналитическая справка по текущей ситуации. 4. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа 5. SWOT-анализ актуального состояния образовательной системы 6. План основных мероприятий программы |
Ожидаемые конечные результаты реализации | Повышение качества образования посредством перевода школы в эффективный режим работы. Улучшение образовательных результатов школы (качество образования и результаты ГИА стабильно не ниже среднего уровня Камышловского МР). Создание равных образовательных возможностей для детей из реабилитационного центра, из социально – неблагополучных семей, посредством привлечения совместно с родителями к организации и участию в мероприятиях разного уровня и разной направленности. Создание индивидуальной траектории развития обучающихся, через мероприятия профориентационной направленности. Рост социальной активности и социальной адаптации выпускников. Сокращение разрыва в качестве образования между настоящим и предстоящим уровнями за счет повышения качества образования. Обновление материальной базы ОУ, позволяющего в комплексе обеспечивать осуществление образовательного процесса и управление ОУ. Сотрудничество со школой-партнером (МКОУ Обуховская СОШ) .
|
Сроки реализации Программы | Январь 2019- сентябрь 2021 |
заказчики | Участники образовательного процесса |
1. Пояснительная записка
В течение ряда лет в МКОУ Кочневская СОШ падает результативность образовательной деятельности обучающихся. Педагогический коллектив старается исправить ситуацию: систематически обсуждают на педагогических советах, на заседаниях ШМО, родительских собраниях результаты образовательной деятельности обучающихся, но ситуация не меняется. Одним из факторов, обеспечивающих качество образовательной деятельности, является учебная и социальная мотивация обучающихся.
Степень мотивации к обучению по методике Калининой Н. В., Лукьяновой М. И
"Выявление уровня школьной мотивации" на 01.09.18
| Всего | Всего испытуемых | Высокая мотивация к обучению | Средняя мотивация | Низкая | Крайне низкая |
девочек | 37 | 31 | 1 | 8 | 18 | 5 |
мальчиков | 44 | 34 | - | 5 | 19 | 10 |
| 81 | 65 | 1 (1.5%) | 13 (20%) | 37 (56.9%) | 15 (23%) |
Основными признаками неуспешности обучающихся можно считать:
- пробелы в фактических знаниях и специальных для определенного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, а также осуществить необходимые практические действия;
- пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что обучающийся не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;
- недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий обучающемуся проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного образовательной деятельности;
- обучающийся не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может излагать систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного по определенной системе понятий.
На мотивацию влияет и эмоциональная устойчивость обучающихся:
- слабое состояние здоровья;
- несформированность приемов образовательной деятельности; - недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать.
Задача педагогов – создать у неуспевающих обучающихся устойчивую мотивацию достижения успеха; размыть “позицию неуспевающего”, повысить самооценку.
Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в ОУ и в классе, установление отношений сотрудничества между учителем и учеником.
Причины устойчивого снижения учебных результатов школы делятся на две категории: внешние и внутренние.
Внешняя среда – это сфера, в которой ОУ осуществляет свою жизнедеятельность; совокупность «факторов влияния» вне ОУ.
К внешним причинам снижения учебных результатов относится социальный контекст и проблемный контингент. В ОУ имеется проблемный контингент учащихся, который создает кризисную ситуацию и очень сильно влияет на достижение показателей образовательных результатов. В состав обучающихся ОУ входят воспитанники ГКУ «СРЦН Камышловского района»
Контингент обучающихся на 01.09.2018
Всего обучающихся в ОУ | Из многодетных семей | Из реабилитационного центра | опекаемые | с ограниченными возможностями здоровья: ЗПР/УО |
81 | 26 | 17 | 2 | 16 (13/3) |
% | 32% | 20.9% | 2.4% | 19.7% |
Но чтобы решить проблему вывода школы из кризисной ситуации надо тщательно проанализировать внутренне состояние школы и особенно анализ образовательных результатов, составить программу перехода ОУ в эффективный режим развития.
2. Образ эффективной школы
Эффективной принято называть школу, которая может обеспечивать «повышение жизненных шансов» всем своим ученикам, то есть создавать такую среду, в которой все ученики вне зависимости от того, каковы их возможности и проблемы, включая проблемы семьи, получают возможность для максимальных достижений и благополучного развития. Эффективная школа стала основой для разработки программ улучшения результатов школ, работающих в сложных социальных контекстах, то есть обучающих детей из наименее благополучных семей и часто работающих в неблагополучных районах.
Портрет эффективной школы можно описать так: это школа, в которой:
Учение находится в центре школьной деятельности.
Весь школьный коллектив функционирует как единое целое.
Школьная культура (ценности, убеждения и поведение всех вовлечённых в жизнь школы) является позитивной:
- учение ценится ради учения, и достижения ожидаются и поощряются,
- к людям относятся с доверием и уважением.
Характер школы:
1. Приоритет образовательных задач школы,
2. Позитивный, поддерживающий климат внутри школы,
3. Упор на качество преподавания и учебных результатов,
4. Высокие ожидания от учеников и четкие учебные задачи,
5. Система внутришкольного мониторинга учебных достижений,
6. Постоянное профессиональное развитие учителей,
7. Включенность родителей и сотрудничество с ними,
8. Поддержка и сотрудничество с органами управления, другими образовательными институтами и сообществами. Стиль жизни школы:
«Живое» управление – не механическое, подвижное, гибкое. Общая система ценностей – консенсус по поводу высоких ожиданий, заявленных целей, четких правил, поддержки каждого ученика. Активное взаимодействие и сотрудничество – сочетание поддержки и требовательности, как на горизонтальном, так и на вертикальном уровне. Совместное планирование и анализ действий – с участием педагогов и партнеров школы.
Факторы школы
1. Содержательные и реализуемые образовательные программы, которые требуют:
- идентификации предметного содержания, необходимого для всех учеников;
- проверки того, соответствует ли это содержание времени, отведённому на изучение предмета;
- последовательной организации материала, позволяющей ученикам его освоить; - проверки того, реализуют ли учителя время на основное содержание программ; - сохранения всего отведённого на преподавание данного предмета времени.
Высокие цели и эффективная обратная связь, которые требуют:
- использовать систему оценивания, обеспечивающую своевременную обратную связь относительно достижения определённых знаний и умений;
-установить высокие (амбициозные) учебные цели для всей школы;
- установить специальные учебные цели индивидуально для каждого ученика.
Включенность родителей и местного сообщества, которая требует:
- наладить средства коммуникации между родителями, школой и местным сообществом; - найти разнообразные формы участия родителей и партнеров школы в повседневной жизни школы;
- построить систему управления школой, включающую родителей и партнеров школы. Безопасная и упорядоченная среда, которая требует:
- установить ясные общешкольные правила и процедуры, регулирующие поведение в школе;
- ввести и соблюдать правила реагирования на возможные нарушения школьных норм;
- установить программы, поощряющие самодисциплину и ответственность школьников; -ввести систему, позволяющую рано выявлять учеников, склонных к нарушению школьного распорядка и девиантному поведению.
Коллегиальность и профессионализм, которые требуют:
- установить нормы действия и поведения, способствующего коллегиальности и профессионализму;
-рганизовать структуру управления, позволяющую учителям включаться в принятие решений и определение школьной политики;
- вовлекать учителей в деятельность по профессиональному развитию.
Приоритетные направления Качество образовательного процесса:
Создание банка новых технологий и методик, направленных на повышение мотивации обучения, саморазвития, социальной активности учащихся, способы стимулирования учебнопознавательной деятельности учащихся.
Усовершенствование школьной системы оценки качества образования через создание единой системы диагностики и контроля качества образования, качества преподавания, соответствия условий организации образовательного процесса нормативным требованиям и социальным ожиданиям.
Создание и реализация программы развития индивидуальных способностей школьников, повышения мотивации обучающихся, социальной адаптации.
Обеспечено проведения совместных мероприятий с социальными партнёрами. Работа с кадрами:
Создание системы постоянного профессионального развития учителей, освоение ими новых педагогических технологий, способствующих повышению качества преподавания и стимулированию учебно-познавательной деятельности у детей со слабой мотивацией.
Повышение квалификации педагогов с последующим повышением квалификационной категории.
Привлечение молодых специалистов в школу. Работа с одарёнными детьми:
Психолого-педагогическая диагностика возрастной и скрытой (потенциальной) одарённости детей.
Организация качественной подготовки обучающихся в конкурсах и олимпиадах.
Проведение мероприятий по популяризации научно-исследовательской деятельности.
Работа с низкомотивированными детьми:
Психолого-педагогическая диагностика низкомотивированных детей.
Обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.
Проведение мероприятий по повышению учебной мотивации. Работа с родителями:
Создание системы консультирования и сопровождения родителей.
Увеличение количества совместных мероприятий родителей и обучающихся. Повышение эффективности управления:
Совершенствование модели государственно-общественного управления школой в целях повышения общественного участия в образовательной деятельности, повышения открытости и привлекательности школы.
Совершенствование системы работы школы на основе эффективного использования ИКТ.
Формирование резерва руководящего состава, отвечающего современным квалификационным требованиям.
Необходимые условия организации работ:
Наличие компетентных и инициативных специалистов, заинтересованных в реализации проекта; Наличие современного ресурсного обеспечения, для чего необходимо пополнение и совершенствование имеющейся материально-технической базы.
3. Аналитическая справка по текущей ситуации.
Ежегодно на педагогическом совете , общешкольном родительском собрании в начале учебного года до педагогического коллектива, родителей/законных представителей доводятся результаты качества образования по ОУ. На методическом совете обсуждается проблема качества образования на всех уровнях обучения. В связи со сложившейся ситуации – низкое качество образования на ГИА , ВПР тема методической работы ОУ : Формирование учебной мотивации как одно из условий повышения качества образовательного процесса»
Цель: создание условий для повышения учебной мотивации к обучению у обучающихся ОУ.
Задачи:
- выявление детей с низкой степенью мотивации к обучению (диагностика вначале учебного года)
- создание комфортной психологической атмосферы, благоприятной для обучения (атмосфера сотрудничества, взаимоподдержки).
- формирование у обучающихся потребности в учении и саморазвитии;
- совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения; - применение личностно ориентированных педагогических технологий, предусматривающих деятельностный, индивидуальный, дифференцированный подходы;
- осуществление взаимосвязи обучения учащихся с воспитанием и развитием; - совершенствование материально-технической базы школы.
- усиление работы ШМО в организации повышения мастерства учителя по теме самообразования через формы, способствующие презентации профессиональной деятельности педагога, в том числе через организацию посещений уроков по определенной тематике; - более эффективно организовать работу со способными детьми и со слабоуспевающими (с обучающимися с низкой степенью мотивации)
- усиление профориентационной работы по выбору будущей профессии выпускников и целесообразного выбора того или иного предмета на ИАВ.
В рамках методической работы проведен круглый стол по формированию школьной мотивации, семинар, проведен анализ качества в сравнении за несколько лет:
год | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
|
Всего учащихся | 85 | 82 | 82 | 80 | 81 |
|
успевающих на «5» /% | 2 (2.3%) | 2 (2.4%) | - | 1 (1.25%) | - |
|
успевающих на «4»и»5» /% | 18 (21.1%) | 16 (19.5%) | 18(21.9%) | 25 (31.2%) | 19 (23.4%) |
|
с одной «3» /% | - | 6 (7.3%) | 6 (7.3%) | 3 (3.75%) | 3 (3.7%) |
|
неуспевающих учащихся/% | - | 2 (2.4%) | - | 4 (5%) | 3 (3.7%) |
|
Ежегодно наибольший процент качества обучения на 1 уровне (начальная школа), на 2 уровне происходит снижение процента как усвоения, так и качества образования при переходе на уровень основного общего образования.
По итогам 2 четверти 2018-2019 г.:
Качество обучения:
1 уровень: 10 из 20 уч. –50% (2 кл. – 62.5%, 3 кл. – 42.8%, 4 кл. – 40%)
2 уровень: 7 из 47 уч. – 14.8% (5 кл. – 33%, 6 кл. – 12.5%, 7 кл. – 11%, 8 кл. – 0%, 9 кл. – 18.1%)
3 уровень: - 2 из 6 – 33%
Статистическая информация
Основная школа Результаты итоговой аттестации выпускников за три последних года.
Критерии | 2014-2015 | 2015-2016 | 2017-2018 | ||||
|
|
|
|
|
| ||
Количество 9-х классов всего | 1 |
| 1 |
| 1 |
| |
Кол-во выпускников 9-х классов | 8 |
| 9 |
| 14 |
| |
Количество выпускников 9-х классов, успевающих по итогам уч.г. на «4» и «5» | 1 | 12.5% | 1 | 11% | 4 | 28.5% | |
Количество выпускников 9-х классов, допущенных к Г(И)А | 8 | 100% | 9 | 100% | 14 | 100% | |
Количество выпускников 9-х классов, не допущенных к Г(И)А | 0 | 0% | 0 | 0% | 0 | 0% | |
ГИА в форме ГВЭ | 1 | 12.5% | 2 | 22% | 4 | 28.5% | |
Количество выпускников, сдавших экзамены на «4» и «5» | 1 | 12.5% | 0 | 0% | 1 | 7.1% | |
Количество выпускников, сдавших экзамены на «2» | 5 | 62.5% | 5 | 55.5% | 9 | 64.2% | |
Количество выпускников, сдавших экзамены на «2» по математике | 5 | 62.5% | 5 | 55.5% | 9 | 64.2% | |
Количество выпускников, сдавших экзамены на «2» по русскому языку | 5 | 62.5% | 0 | 0% | 0 | 0% | |
Количество выпускников, получивших аттестаты | 3 | 100% | 9 | 100% | 5 | 35.7% | |
Количество выпускников, получивших аттестаты особого образца | 0 | 0% | 0 | 0% | 0 | 0% | |
Среди них – победители олимпиад муниципального, окружного, регионального и всероссийского уровней | 0 | 0% | 0 | 0% | 3 | 21.4% | |
Кол-во вып-ов, получивших свидетельство об обучении школы | 0 | 0% | 0 | 0% | 0 | 0% | |
Количество вып-ов, продолживших образование в своем ОУ | 1 | 12.5% | 3 | 33% | 4 | 28.5% | |
Количество вып-ов, продолживших образование в СПО Сузах | 0 | 0% | 6 | 66.6% | 1 | 7.1% | |
В другое ОУ | 0 | 0% | 0 | 0% | 0 | 0% | |
В сравнении за три года - увеличивается количество обучающихся, получивших на ГИА неудовлетворительные результаты, сократилось количество обучающихся, получивших аттестат об основном общем образовании по итогам основного этапа ГИА.
Статистическая информация по результатам ГИА Средняя школа
Критерии | 2014-2015 | 2015-2016 | 2017-2018 | |||
Кол-во выпускников 11-х классов всего | 0 |
| 1 |
| 4 |
|
Количество выпускников прошлых лет, принимавших участие в ЕГЭ | 0 |
| 0 | 0% | 0 | 0% |
Кол-во выпускников 11-х классов, успевающих по итогам учебного года на "4" и "5" | 0 |
| 0 | 0% | 0 | 0% |
Кол-во выпускников 11-х классов, допущенных к Г(И)А | 0 |
| 1 | 100% | 4 | 100% |
Кол-во выпускников 11-х классов, не допущенных к Г(И)А | 0 |
| 0 | 0% | 0 | 0% |
Кол-во выпускников, проходивших итоговую аттестацию в форме ЕГЭ | 0 |
| 1 | 100% | 4 | 100% |
По русскому/ из них сдало | 0 |
| 1/1 | 100% | 4/4 | 100% |
По математике/ из них сдало Базовый уровень | 0 |
| 1/1 | 100% | 4/4 | 100% |
Профильный уровень | 0 |
| 0 | 0% | 2/2 | 100% |
Кол-во выпускников, не получивших минимальное количество баллов по русскому языку и математике | 0 |
| 0 | 0% | 0 | 0% |
Количество выпускников, претендовавших на награждение «За особые успехи в | 0 |
| 0 | 0% | 0 | 0% |
учении» |
|
|
|
|
|
|
Количество выпускников, получивших аттестаты | 0 |
| 1 | 100% | 4 | 100% |
Количество выпускников, получивших образование в форме экстерната | 0 |
| 0 | 0% | 0 | 0% |
Количество выпускников, награжденных медалями | 0 |
| 0 | 0% | 0 | 0% |
Количество выпускников, выпущенных со справкой | 0 |
| 0 | 0% | 0 | 0% |
Аналитические данные итоговой аттестации МКОУ Кочневская СОШ за три последних года показывают положительные результаты сдачи ЕГЭ. Успешная сдача ЕГЭ отражает уровень образования учащихся школы, стрессоустойчивость выпускников, готовность концентрировать внимание и память, умение мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями, точно действовать в условиях дефицита времени. Кроме этого для успешной сдачи ЕГЭ необходим высокий уровень мотивации выпускников на обучение и выстраивание дальнейшего образовательно-профессионального маршрута.
Результаты ВПР
С 2015 года В МКОУ Кочневская СОШ согласно расписанию, утвержденному
Рособрнадзором, проводятся ВПР .
Цель проведения Всероссийских проверочных работ (ВПР) – оценить уровень подготовки обучающихся 2, 4, 5, 6 классов по учебным предметам «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир», «История», «Биология», «География», «Обществознание» с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта. ВПР основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах. В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения выпускников начальной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
ВПР в 10 и 11 классах проводится с целью оценки уровня общеобразовательной подготовки выпускников средней школы.
ОУ принимает участие в ВПР по всем предметам и во всех классах.
Если посмотреть результаты ВПР за 2 года конкретно, по отдельным предметам, и сравнить полученные результаты ВПР -2018 с результатами ВПР -2017 , то мы видим следующее:
| 2017 год |
| 2018 год | |
Русский язык | Успеваемость (59.6%) | % качества (35.1%) | Успева емость (64.2%) | % качества (38%) |
ВПР 4 класс | 100% | 87.5% | 100% | 100% |
ВПР 5 класс | 25% | 0% | 50% | 0% |
ВПР 6 класс | - | - | 42.8% | 14.2% |
По итогам 2018 г. выше % по успеваемости и качества по предмету русский язык
| 2017 год | 2018 год | ||
математика | Успеваемость (75%) | % качества (62.5%) | Успевае мость | % качества |
|
|
| (61%) | (31.9%) |
ВПР 4 класс | 100% | 100% | 100% | 83.3% |
ВПР 5 класс | 50% | 12.5% | 33% | 0% |
ВПР 6 класс | - | - | 50% | 12.5% |
В отношении предмета «математика» наблюдается отрицательная динамика как в показатели успеваемость, так и в качестве предмета.
биология/ окружающий мир | 2017 год |
| 2018 год | |
Успеваемость (46.7%)
| % качества (35.8%) | Успеваемость (70.8%) | % качества (19.8%) | |
ВПР 4 класс | 100% | 87.5% | 100% | 50% |
ВПР 5 класс | 40% | 20% | 66.7% | 16.7% |
ВПР 6 класс | - | - | 50% | 12.5% |
ВПР 11 класс | 0 % | 0 % | 66.7% | 0% |
Средний процент качества по предмету биология стал ниже (с 35.8% до 19.8%),
% успеваемости наоборот повысился с 46.7% до 70.8
Сопоставляя результаты ВПР 2018 года с результатами ВПР 2017 года видно, что на ступени начальной школы с предложенными видами работ обучающиеся справляются лучше, чем на основной и средней ступени обучения.
Итоги ВПР по классам, за 2 года:
| 2017 год |
| 2018 год |
|
| Успеваемость (отсутствие «2») | % качества («4» и «5») | Успеваемость (отсутствие «2») | % качества («4» и «5») |
2 класс | 100% | 75% | 100% | 87.5% |
4 класс | 100% | 91.7% | 100% | 77.7% |
5 класс | 41.2% | 11.2% | 63.5% | 15.2% |
6 класс | - | - | 64.8% | 23.1% |
10 класс | 75% | 50% | 100% | 50% |
11 класс | 20% | 0% | 80.5% | 40.2% |
Общий % | 59% | 38.2% | 84.8% | 48.9% |
В сравнении с прошлым годом наблюдается положительная динамика: успеваемость обучающихся с 59% возросла до 84.8%, % качества по классам с 38.2% поднялся до 48.9%. Но, тем не менее, результаты ВПР низкие.
Общие выводы по итогам ВПР:
Анализ результатов выполнения ВПР на протяжении двух лет выявляет проблемы, которые заключаются в снижении успешности выполнения проверочных работ по всем предметам при переходе из начальной школы в основную (низкий % усвоения материала на основной и старшей ступени обучения), а также наличие необъективного оценивания обучающихся, которое искажает реальные сведения о достижении образовательных результатов в соответствии с ФГОС, завышение отметок неуспевающим и слабоуспевающим.
Результаты выполнения ВПР в 4 классе по предметам – русский язык, математика оказались заметно выше среднего результата по региону (Свердловской области).
В 103 задании обучающиеся ОУ показали средний % выполнения выше, чем по району и области, что свидетельствует о необъективности проведения (проверки) ВПР.
По двум предметам (немецкий язык (11), география(10) участвовали только наши учащиеся, средний % выполнения также выше по многим показателям.
Отрицательные моменты: со стороны родителей (законных представителей) отмечается отсутствие заинтересованности в успешном обучении своих детей. со стороны обучающихся – низкий уровень мотивации познавательной активности; со стороны учителей завышение текущих и четвертных отметок, отсутствие индивидуальной работы с обучающимися, в некоторых случаях – отсутствие подготовки к ВПР (с образцами работ) со стороны администрации – слабый контроль за проведением ВПР.
4. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Проблемно-ориентированный анализ, проведенный в ОУ, выявил ряд ключевых проблем, которые необходимо решать при переводе ОУ в эффективное состояние.
1.Внешние проблемы, не зависящие от школы, но влияющие на учебные достижения обучающихся:
- низкий уровень заинтересованности родителей/законных представителей
- низкий воспитательный потенциал семей;
- большее количество семей многодетных и неполных;
На часть этих факторов школа повлиять не может, но их необходимо учитывать при проектировании плана, обеспечивающего переход школы в эффективный режим.
2.Внутренние проблемы школы.
2.1.Проблемы, связанные с затруднениями в достижении качественных результатов обучения:
- наличие большого количества детей, имеющих низкую мотивацию к обучению;
- на низком уровне система работы с родителями, побуждающая их к участию в учебе своих детей и жизни школы;
- низкий рост учебных достижений учащихся. 2.2.Проблемы, связанные с качеством преподавания.
- слабое умение педагогов разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты;
- заниженная/ завышенная профессиональная самооценка;
- не на должном уровне используются в учебном процессе современные методы обучения; - недостаточные знания современных средств и методов построения образовательного процесса; 2.3. Проблемы кадрового обеспечения.
- дефицит кадров (учителей истории, математики); - старение кадров;
- малый % привлечения молодых специалистов;
- низкое количество педагогов с высшей квалификационной категорией.
2.4.Проблема привлечения родителей в образовательную деятельность школы
- низкая заинтересованность родителей/законных представителей в учебных достижениях учащихся;
- нежелание некоторых родителей /законных представителей заниматься воспитанием своих детей;
- низкий уровень педагогической культуры родителей/законных представителей.
2.5.Проблемы совершенствования воспитательно-развивающей системы школы. - недостаточное использование инновационных форм работы с родителями/законными представителями для повышения их общей и педагогической культуры, мотивации на высокие образовательные результаты школьников.
5. SWOT-анализ актуального состояния образовательной системы
Для разработки программы перехода в эффективный режим работы ОУ с целью выявления проблем, путей и методов их решения был осуществлен SWOT-анализ состояния образовательной системы, в которой выделены слабые и сильные стороны работы школы, проанализированы возможности и угрозы со стороны внешней среды (социума, окружения, родительской общественности и т.п.):
Внутренняя среда школы
| Внешняя среда | ||
Сильные стороны | Слабые стороны | Благоприятные возможности | Угрозы |
содержание образования | |||
В школе разработана ООП по уровням образования, в том числе и в соответствии с ФГОС. Вариативная часть учебных планов реализуется на русский язык. Предметные области представлены в полном объеме. | ООП формально прописывает механизмы достижения образовательных результатов, систему их оценки Низкие образовательные результаты учащихся: 8 кл. – 50% неуспевающих
|
| Недостаточная востребованность у потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг высокого уровня содержания образования, требующего повышенной работоспособности, заинтересованности родителей и учащихся |
организация обучения (в том числе, ресурсное обеспечение) | |||
Режим работы школы (5-дневная учебная неделя) позволяет организовать внеурочную деятельность различной направленности, Материальнотехническое оснащение в целом соответствует современным требованиям: имеется библиотека, спортивный зал, предметные кабинеты, столовая, школьный музей. Кадровое обеспечение
| Низкая мотивация обучающихся к обучению. Возможности внеурочной деятельности используются не полностью (нет регулярно реализуемых социальных проектов, кружков ученического самоуправления)
| Нормативы бюджетного финансирования позволяют пополнять МТБ учреждения.
| Отсутствие возможностей для привлечения дополнительных внебюджетных средств. Отсутствие возможности привлечения родителей к реализации социальных проектов Угрозы 1. Сокращение количества детей школьного возраста на селе. 2. Ослабление воспитательной возможности семьи из-за отсутствия у большинства родителей обучающихся постоянной, хорошо оплачиваемой работы |
|
|
|
| ||
уровень преподавания, поддержки и мотивации учащихся | |||||
Педагоги знают теоретические основы ФГОС. Тон общения с учащимися доброжелательный. Активное включение педагогов в методические вебинары | Формирующее оценивание применяется эпизодически. Недостаточно развита система методической работы в школе | Сотрудничество со школой-партнером (МКОУ Обуховская СОШ: Совместные мероприятия, РМО, открытые уроки и т.д.) |
| ||
школьный климат и ценности | |||||
Внешне благоприятный климат: комфортная пространственная среда (двухэтажное здание, широкие коридоры, просторные кабинеты, оформленные стенды). Учащиеся имеют единую форму. Открыты по отношению к учителям. Педагоги исполнительны.
| Уровень воспитания некоторых обучающихся низкий, требуется постоянный контроль со стороны администрации ОУ и ГКУ «СРЦН Камышловского района».
Родители/законные представители не считают школу центром села, не откликаются на школьные инициативы, лишь единицы поддерживают связь со школой, включаются в ОП
| Школьный музей может быть позитивным условием для создания объединяющих ценностей, идеи развития образования, патриотизма и гражданственности | Слабое содействие ГКУ «СРЦН Камышловского района»
| ||
система управления | |||||
Директор имеет необходимую квалификацию и опыт работы для проведения эффективного менеджмента, определяет проблемы развития образовательной системы, успешно устанавливает взаимодействие с учащимися и родителями. |
| Благоприятный климат: комфортная пространственная среда. Учащиеся имеют единую форму, |
| ||
|
|
|
| ||
| Итоги SWOT-анализа работы школы |
| |||
За последние три года наблюдается у обучающихся снижение интереса к обучению, отсутствие мотивации на получение высоких результатов промежуточной и государственной итоговой аттестации, перераспределение приоритетов в общечеловеческих ценностях.
В связи с этим перед учителями школы стоит задача не только учить ребят учиться, но и активно влиять на процессы их позитивного саморазвития и самосовершенствования. И в первую очередь, необходимо просвещать родителей обучающихся, повышать их общекультурный уровень и уровень педагогической культуры.
Чтобы выпускник сельской школы стал конкурентоспособным, ему необходимо помочь в расширении информационного поля и в формировании УУД. Всё это ложится на плечи учителей (практически не приходится надеяться на семью, родители сами требуют усиленного внимания). В целом, в школе созданы условия для выполнения образовательных стандартов общего образования и организации воспитательной деятельности. Опыт работы с социальными партнерами в организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся является весомым потенциалом в расширении условий для предоставления доступного качественного образования обучающимся школы в соответствии с запросами личности.
№ | Ожидаемые результаты
|
Мероприятия | сроки |
|
Задача 1. Формирование системы поддержки профессионального роста педагогов, способствующей работе с различными категориями обучающихся |
|
| ||
1. | Профессиональный рост педагогов | Внедрение индивидуальных планов профессионального развития педагога в зависимости от дефицитов, затруднений. Определение актуальных методических проблем | На начало года
|
|
Повышение квалификации педагогов (технология формирующего оценивания, работа с детьми с особыми потребностями, стратегии преподавания и | Ежегодно
|
Вместе с тем выявлена недостаточная методическая готовность педагогов школы к эффективному использованию технологий системно-деятельностного подхода, установлена необходимость разработки специальных программ педагогической поддержки обучающихся, испытывающих сложности в освоении основной образовательной программы.
Таким образом, проведенная оценка сильных и слабых сторон образовательной системы школы, внешних угроз и возможностей позволяет определить приоритетные направления необходимых изменений:
- формирование системы поддержки профессионального роста педагогов, способствующей работе с различными категориями обучающихся через повышение уровня мотивационной готовности учителей к эффективной педагогической деятельности, а также повышение личностных компетенций сотрудников ОУ;
- формирование системы работы, направленной на улучшение предметных и метапредметных результатов обучения, повышение мотивации обучающихся;
- развитие системы работы с родителями/законными представителями, направленной на поддержку родителей в целях эффективного взаимодействия с детьми по решению школьных вопросов, тренинг их умений помогать детям в учебе и корректировать свои ожидания в отношении детей;
- внедрение модели внутришкольного мониторинга качества образования как инструмента повышения качества образования (мониторинг личных достижений обучающихся разных групп, мониторинг образовательных результатов, мониторинг качества преподавания, мониторинг условий).
6. План основных мероприятий программы
|
| др.) |
|
|
Тематические педсоветы по актуальным проблемам | Ежегодно
| |||
Организация обмена педагогическим опытом по вопросам: - дидактического, информационно-методического обеспечения образовательного процесса; - внедрения педагогических технологий, активных методов обучения и др.; - мониторинг уровня обученности школьников; |
На ШМО, РМО В течение года | |||
Проведение анализа и обсуждения педагогами результатов, достижений и проблем преподавания (методические объединения, педсоветы) | Май-июнь ежегодно | |||
2. | Увеличение доли педагогических работников, имеющих высшую и первую категории | Мотивация учителей школы на повышение квалификационных категорий
| По графику | |
3. | Вовлечение педагогических работников в инновационную деятельность и участие в конкурсах профессионального мастерства | Мотивирование учителей школы на участие в инновационной работе и распространению педагогического опыта | В течение года | |
4. | Организация комплексной оценки педагогической деятельности учителя | Отчеты учителей по итогам четвертей, учебного года. Собеседование по предварительным итогам успеваемости. Самообследование деятельности. Портфолио учителя | Систематическ и Ежегодно | |
Задача 2. Улучшение предметных и метапредметных результатов обучения, повышение мотивации обучающихся |
|
| ||
1. | Создание условий для достижения учащимися положительных показателей в сравнении с предыдущим периодом по качеству подготовки обучающихся | Анализ успеваемости по школе Контроль преподавания предметов. Организация индивидуальных занятий, консультации для обучающихся с 5-11 классы Организация работы со слабоуспевающими учащимися.
| Ежемесячный
В течение года
Систематическ и |
|
2. | Повышение результатов государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ, ЕГЭ | Ознакомление выпускников с процедурой проведения ГИА, содержанием КИМов и кодификаторов Обучение технологии самостоятельной подготовки к ГИА с помощью материалов открытого банка заданий единого портала ФИПИ Организация консультационных и дополнительных занятий (для подвозимых обучающихся использование времени до уроков). Участие в пробных экзаменах, репетиционного | По плану дорожной карты
По графику |
|
| тестирования.
|
|
|
3. | Повышение уровня подготовки по предметам по выбору | Проведение профориентационной работы. Обучение технологии самостоятельной подготовки к ГИА с помощью материалов открытого банка заданий единого портала ФИПИ Организация консультационных занятий Проведение тематических зачетов по предметам по выбору. | Систематическ и
В течение года | |
4. | Повышение мотивации обучающихся | Выявление и анализ причин низкой мотивации к обучению и доведения до сведения родителей Создание банка идей, для решения проблемы формирования устойчивой мотивации обучающихся. Обобщение опыта педагогов по теме «Формирование устойчивой мотивации обучающихся как фактор повышения образовательных результатов». Включение обучающихся в образовательную деятельность, способствующих формированию универсальных способов деятельности (в познавательную, проектную, исследовательскую, творческую деятельность и т.д.) Конкурсы - «Ученик года», школьный этап предметных олимпиад, Портфолио учащихся Чествование отличников и хорошистов (на празднике «День защиты детей»)
| Ежегодно (вначале и в конце года)
В течение года
В течение года | |
Задача 3. Развитие системы работы, направленной на поддержку родителей в целях эффективного взаимодействия с детьми по решению школьных вопросов |
|
| ||
1. | Увеличения доли родителей/законных представителей, активно помогающих школе в организации образовательного процесса; | Проведение консультаций, лектория, мастер-классов, круглых столов по вопросам воспитания, самоподготовки детей домашних заданий, к ГИА. Привлечение родителей/законных представителей к проведению внеурочных и внеклассных мероприятий. Чествование лучших семей. | Ежегодно, В течение года
В течение года В конце года |
|
2. | Создание условий для увеличения количества учащихся, принимающих участие, в конкурсах, фестивалях, интеллектуальных играх и спортивных соревнованиях, а также победивших в конкурсных мероприятиях школьного, | Организация внеурочных мероприятий направленных на вовлечение обучающихся с низкой мотивацией. Организация помощи в подготовке к конкурсам, фестивалям, соревнованиям. Чествование победителей. Портфолио учащихся. | Ежегодно, В течение года
В течение года
|
| муниципального, регионального и прочих уровней |
|
|
3. | Увеличение доли обучающихся, регулярно посещающих кружки и секции | Презентация программ, внеурочной деятельности, кружков и спортивных секций. | Ежегодно (на начало года) |
4. | Вовлечение учащихся в добровольную социально-значимую деятельность, обеспечивающую индивидуальное, многостороннее совершенствование личных качеств | Участие в работе школьного краеведческого музея выставок творческих работ, участие в акциях: «Неделя добра» и др. | Ежегодно В течение года |
5. | Расширение социального партнёрства | Организация взаимодействия с социальными партнерами (сельская библиотека, городской краеведческий музеи, типография/газета «Камышловские известия», ДК, КДН, ОВД и т.д. | Ежегодно В течение года |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
- повышение успеваемости и качества знаний учащихся;
- рост учебных и внеучебных достижений учащихся;
- увеличение численности школьников, охваченных системой внутришкольного и внешкольного дополнительного образования; - рост квалификации педагогов;
- расширение участия заинтересованных лиц в управлении школой; - обновление учебной, материальной базы ОУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование планирования как фактор повышения эффективности управления системой методической работы образовательной организации в условиях реализации ФГОС
Актуальность исследования определяется тем, что в условиях модернизации образования важной задачей методической службы образовательной организации становится обеспечение реализации новых п...
Развитие воспитательной системы образовательной организации через реализацию социально-значимых проектов.
На сегодняшний день школа обязана создать, такую воспитательную среду для обучающихся, которая обеспечит возможность духовно-нравственного становления каждого ребенка и готовность к его жизненно...
«Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса» «Технология работы в парах»
Выступление...
Из опыта работы. Система управления проектированием образовательной программы образовательной организации в условиях реализации ФГОС.
Реализация ФГОС является одним из приоритетных направлений работы в каждом образовательном учреждении. На сегодняшний день для реализации стандарта разработаны и утверждены все необходимые ...
Система управления проектированием образовательной программы образовательной организации в условиях реализации ФГОС.
Переход на ФГОС является одним из приоритетных направлений работы в каждом образовательном учреждении. На сегодняшний день для реализации стандарта разработаны и утверждены все необходимые...
Индивидуальный образовательный проект для для реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации
Индивидуальный образовательный проект для для реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации...
Презентация_Образовательная организация, в которой я работаю_Шилова Светлана Валериевна
Презентация_Образовательная организация, в которой я работаю_Шилова Светлана Валериевна...