«Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса» «Технология работы в парах»
статья на тему
Предварительный просмотр:
«Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса»
«Технология работы в парах»
Все учителя заинтересованы в том, чтобы каждый ученик в его классе активно работал на уроках, чтобы на каждом уроке он получал хорошие знания.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы, работа в парах. Парная работа учит умению взаимодействовать: планировать совместную деятельность, договариваться о способах разделения обязанностей, соотносить свои действия с действиями партнёра.
Такая работа очень полезна: она повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища. А это способствует прочному усвоению знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки.
Работу в парах начинаю вводить с первого класса. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. Поэтому задания для индивидуальной работы даю дифференцированно (по уровню трудности, по объёму учебного материала).
После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи. Необходимо научить внимательно выслушивать ответ, тактично исправлять и дополнять, справедливо оценивать. Вызываю любую пару к доске и на примере показываем, как нужно работать.
Работу в парах можно организовать, как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.
Последовательность действий учителя по использованию форм парной работы можно представить в виде алгоритма:
- Подготовка к работе в паре.
- Непосредственная работа в паре.
- Рефлексия способов взаимодействия эффективности.
Подготовительный этап
- Формирование пары. Способы:
Самый простой и естественный для школьного класса способ – образовать в пару детей, сидящих за одной партой.
Преимущества – не тратится время, постепенно накапливается опыт взаимодействия именно у этой пары.
Недостатки – опыт ограничен индивидуальными особенностями данных детей. Сложилось – будут хорошо работать, не сложилось – будут конфликты.
Состав пар:
Наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени обобщения (высокий — средний, средний — низкий).
Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с другом.
Редко получается совместная работа у пары детей с низким уровнем самоорганизации.
Случаются ситуации, что ребенок не хочет работать в паре. Не стоит тратить время урока на публичное выяснение причин, позвольте ему работать отдельно, но вернитесь к этой проблеме на следующих уроках;
Особенности подготовки учащихся к работе в парах.
Установление контакта и настрой на совместную работу
Для формирования готовности детей к совместной работе хорошо использовать следующие упражнения:
«Мостик» — пара строит мостик, соединяясь поднятыми руками;
«Равновесие» — участники удерживают равновесие стоя или сидя, взявшись за руки и отклоняясь на длину рук.
«Разминка пальчиков» — соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: «желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный)
и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).»
Умение слушать партнера и слышать то, что он говорит.
Это умение нельзя сформировать заранее, оно будет развиваться в течение всего времени работы в паре. Для того, чтобы договориться, понять друг друга, дети будут невольно стараться строить речевое высказывание так, чтобы быть понятым.
Правила работы в паре:
- Говорим шепотом.
- Работаем вместе.
- Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.
- В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»
- Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.
- Оцениваем работу, благодарим друг друга.
Уважаемые коллеги, а сейчас я хочу предложить вашему вниманию видеоролик урока с элементами парной работы.
Непосредственная работа в паре
Уважаемые коллеги, а сейчас я хочу предложить вашему вниманию самим поучаствовать в моём мастер класс. Но сначала давайте разделимся на пары. Найдите пару к своей картинке и встаньте к этому человеку. Настроимся на работу друг с другом : «Разминка пальчиков» — соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь). А теперь задание получает каждая пара.
План вашей работы:
1. Из слов составить предложение.
2. В предложении найти имя прилагательное.
3. Найдите существительное, с которым связано имя прилагательное.
4. Разберите имя прилагательное как часть речи.
5. Запишите получившиеся предложения.
6. Обменяйтесь листочками, откройте карточку и проверяете работы друг друга.
Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к учению. Парная работа делает урок более интересным, живым, воспитывает у детей сознательное отношение к учебному труду, активизирует мыслительную деятельность, даёт возможность многократно повторять материал. А самое главное, что детям такая работа нравится, значит и есть и будет положительный результат.
Рефлексия способов взаимодействия эффективности.
Закончить нашу работу я хотела бы, используя метод «Незаконченные предложения»
«Я буду использовать в своей работе…
«Для меня было новым…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков
В этой работе описана педагогическая технология, которую я успешно применяю на своих уроках...
Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков
В этой работе описана педагогическая технология, которую я успешно применяю на своих уроках....
Технология эффективности управления и организации учебного процесса по методу Лысенковой С.Н. : перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении»
Дети с ОВЗ слабо усваивают программный материал. Им просто не хватает времени для усвоения темы.Поэтому я использую в своей работе технологию С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение ...
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Выступление на ШМО учителей начальных классов.Педагогические технологии......
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Педагогические технологии на осове эффективности управления и организации учебного процесса...
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Доклад.Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса...
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
ПрезентацияПедагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса....