Развитие воспитательной системы образовательной организации через реализацию социально-значимых проектов.
статья на тему
На сегодняшний день школа обязана создать, такую воспитательную среду для обучающихся, которая обеспечит возможность духовно-нравственного становления каждого ребенка и готовность к его жизненному самоопределению. Школа в тесном взаимодействии с семьей должна сформировать в каждом ребенке основные нравственные знания, которые ему помогут успешно и достойно жить и общаться в современном обществе.В данной статье представлен опыт работы начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lapshina_1.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.Лапшина ,
заместитель директора МБОУ НШ №13 по ВР
г.о.Балашиха мкр. Железнодорожный
Развитие воспитательной системы образовательной организации через реализацию социально-значимых проектов.
Последнее десятилетие ознаменовано рядом крупномасштабных преобразований в отечественном образовании, затронувших фундаментальные основы его организации. Несомненно, знаковыми событиями в этот период стали принятие закона «Об образовании Российской Федерации», поэтапный переход на Федеральные государственные образовательные стандарты и «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
В данной Концепции рассмотрен и сформулирован современный национальный воспитательный идеал, который определяет развитие и воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Каждый современный школьник, завершая обучение в школе, обязан получить соответствующее духовно-нравственное образование.
На сегодняшний день школа обязана создать, такую воспитательную среду для обучающихся, которая обеспечит возможность духовно-нравственного становления каждого ребенка и готовность к его жизненному самоопределению. Школа в тесном взаимодействии с семьей должна сформировать в каждом ребенке основные нравственные знания, которые ему помогут успешно и достойно жить и общаться в современном обществе.
В создании воспитательной среды МБОУ НШ №13 городского округа Балашиха участвуют все участники образовательных отношений:
• администрация школы выступает источником гаранта и стабильности образовательной среды. Она является инициатором новых преобразования, а также поддерживает мотивацию педагогов к внедрению новых инициатив и развитию воспитательной среды образовательной организации.
• педагог является организатором, творцом, на которого выпадает самая «активная» роль в воспитательной работе с обучающимися. Современный педагог является носителем духовно-нравственных ценностей, воплощающий в себе лучшие человеческие качества. Активность педагогов нашей школы направлена на внедрение новых приемов и технологий, реализующих воспитывающий потенциал. Роль педагога в воспитательной среде бесценна.
• обучающийся является личностью, гражданином России. Он должен освоить правила воспитательной среды школы и быть готовым к совместной деятельности с педагогами. Ученик должен быть заинтересован в развитии мотива к построению собственных особенностей, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни.
• родители выступают как партнеры и союзники воспитательной политики нашей школы и согласны с ее ориентирами.
Таким образом, взаимодействие всех участников образовательных отношений сознательно создает организованную воспитательную среду, которая является условием и результатом их сотрудничества.
В нашей школе обучается 290 человек в возрасте от 7 до 11 лет. Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционального, ценностного, духовно-нравственного развития и гражданского воспитания.
Духовно-нравственное развитие является сложным процессом и поэтому работа в данном направлении должна вестись систематически.
В настоящее время содержание воспитания ребенка рассматривается в формировании и развитии базовых общечеловеческих и национальных ценностей. Такая система ценностей лежит в основе воспитывающей среды нашей образовательной организации. Решая задачи организации эффективной воспитательной среды, мы реализуем инновационные подходы. В данном случае мы реализуем социально-значимые проекты, имеющие долгосрочную перспективу. Один из таких проектов мы представляем в качестве примера.
Социально-значимый проект «Твори добро»
Актуальность проекта.
Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения является важнейшей составляющей современного образования. Одной из главных общечеловеческих ценностей человека, является ценность добра. Она означает направленность на развитие и сохранение человеческой жизни через сострадание и милосердие.
Во все времена школа решает социальные задачи воспитания школьников. Каждый педагог должен помогать ребенку, обрести чувство ответственности за сохранение моральных принципов общества, в котором живут дети. В последнее время призыв «Спешите делать добро» становится главным жизненным правилом.
В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Городского округа «Начальной школе №13» стартовал социально-значимый проект «Твори добро»
Основная цель проекта: способствовать созданию условий для развития у обучающихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков. Формирование у детей философии гуманизма, справедливости, милосердия. Претворение в жизнь идей добра, красоты, нравственности, посредством оказания помощи нуждающимся людям, через систему воспитательных мероприятий
Задачи:
- Расширить представления обучающихся о добре и доброте с позиции нравственного смысла, раскрыть понятия «благотворительность»;
- Познакомить с идеями и историей благотворительности и меценатства в России;
- Организовать социальную активность детей, которая формирует способность к духовному развитию;
- Формировать милосердие и толерантность, уважение к родителям, осознанное заботливое отношение к окружающим людям.
- Объединить усилия учителей, родителей, для совместной деятельности по воспитанию и развитию обучающихся.
Сроки реализации: 1 год.
Участники проекта: обучающиеся МБОУ НШ №13, педагогический состав.
Целевая группа: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны педагогического труда, пожилые люди, дедушки и бабушки.
Социальные партнеры: родители, городская детская библиотека, жители района.
Основные формы и методы реализации проекта: для успешной реализации проекта ведущее место отводилось тематическим беседам, урокам «благотворительности», общешкольным коллективно-творческим делам, участию в акциях, трудовых десантах, организации и проведению благотворительных мероприятий. Также основными формами реализации проекта стали: шефство над ветеранами ВОВ и ветераном педагогического труда, встречи с ветеранами, организация концертов, исследовательская работа.
Планируемые результаты:
- формирование на базе имеющейся информации правильного представления о доброте, честности, справедливости, благотворительности, благотворительной деятельности, благотворителях, меценатах, ознакомление обучающихся с формами благотворительности и ее значении в жизни современного общества в разные исторические периоды человеческого общества;
- осознание обучающимися необходимости делать бескорыстно добрые дела, на пользу другим людям, формирование убежденности в том, что благотворительность важна;
- формирование гражданской идентичности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю страны.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный – сентябрь
Цель: проведение диагностических исследований первичных знаний по данной тематике (анкетирование), педагогическое наблюдение, беседы, экспресс опросы.
2 этап – Организационный – октябрь
Цель: создание условий для организации духовно-нравственного воспитания обучающихся с учетом их возрастных особенностей. Разработан план мероприятий, план взаимодействия с социальными партнерами. Разработка классных часов, бесед. Разработка сценариев мероприятий (викторин, игр, праздников, концертов). План экскурсий.
3 этап – Внедренческий – октябрь - май.
Цель: включение обучающихся в совместную и индивидуальную деятельность по данной тематике. В течение этого этапа проведены классные и информационные часы. Игра – путешествие «Дорогой доброты». Акции «Дари людям радость», «Лучики добра», «Кормушка», «Вкусняшки для живого уголка детского дома», «Сувенир для ветерана», «Собери макулатуру – спаси дерево», «Вторая жизнь пластиковых бутылок», «Посади дерево». Участие в мероприятиях по благоустройству территории школы. Классные тематические вечера. Организованы и проведены благотворительные концерты в социальном центре и для жителей района.
Обучающиеся МБОУ НШ №13 приняли активное участие в благотворительных мероприятиях организованных Благотворительным фондом «Седьмой лепесток». Приняли участие во всероссийских и международных конкурсах творческих работ «Что такое доброта?» и др.
4 этап – заключительный – май 2016 года.
Цель: подведение итогов реализации проекта. Организация праздника «Твори добро». Награждение победителей и самых активных участников проекта, членов детской школьной организации «Солнечная система детства». Отражение деятельности в школьной газете и социальных сетях.
https://www.facebook.com/tworidobro/
Таким образом, реализация данного проекта очень актуальна и очень важна. В процессе реализации проекта был накоплен огромный положительный опыт и создан наглядный материал для учащихся и педагогов по данной тематике. За время проекта проведено множество добрых дел, научились быть внимательными друг к другу, вежливыми, ответственными. В течение года не одного случая правонарушений несовершеннолетних, снизился процент детей стоящих на внутришкольном контроле, повысилась мотивация (43% обучающихся стали победителями и призерами конкурсов и олимпиад разного уровня), активное участие в общешкольных мероприятиях. У каждого обучающего создалась своя «Копилка добрых дел». Проект может быть реализован в любом общеобразовательном учреждении.
Реализация социально-значимых проектов в воспитательной деятельности дает положительный результат. Такого рода проекты позволяют сделать воспитательную среду эмоционально-насыщенной, гуманной, информативной, одухотворяющей и эстетической. Участники проекта погружаются в систему социальных отношений, что позволяет стимулировать у ребенка его активное взаимодействие и сотрудничество с окружающими людьми. Также необходимо отметить, что проектная деятельность несет развивающий характер, предполагая наличие обдуманных и планируемых мероприятий, что дает возможность грамотно выстроить воспитывающую среду любой образовательной организации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт реализации социально значимых проектов и инициатив в начальной школе
В статье представлен опыт работы учителя с младшими школьниками при создании социальных проектов. ...
Раздел 3. Эффективность деятельности учителя по включению обучающихся в реализацию социально значимых проектов.
Эффективность деятельности учителя по включению обучающихся в реализацию социально значимых проектов....
Отчет по реализации социально-значимого проекта «Твори добро»
Благотворительная работа очень нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми односельчанами, ребята могут узнать мно...
Конкурс добротворчества «Эффект бабочки» в рамках сетевого проекта "Проектирование воспитательной системы образовательной организации как условие профилактики асоциальных проявлений в школьной среде». Номинация «Добрый Город»
Участие в Конкурсе Добротворчества в рамках сетевого проекта «Эффект бабочки», трансляция собственного опыта на Региональномсеминаре....
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ О РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОГО ПРОЕКТА «РУССКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ»
Проект используется для духовного возрождения народа ,использую нравственную культуру предков....
Реализация социально-значимого проекта "Оставь свой след на земле...,,
Обоснование проектаСоциально-значимые проекты вышли на первое место в ряду всех человеческих проблем, и с каждым годом их весомость увеличивается. Вряд ли найдется сейчас человек, который ...
Использование технологии eduSCRUM при реализации социально-значимых проектов
Проектная деятельность в начальной школе...